Русская линия
Православный Санкт-ПетербургИнок Всеволод (Филипьев)04.12.2008 

Предначертание нашего спасения
4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы

Дело спасения падшего человечества началось с приходом в мiр Богочеловека — с Рождества Христова — или даже с события, предварявшего Рождество, — со святого Благовещения. Но если там — начало домостроительства нашего спасения, то его преддверие и предвестие христиане отмечают в день праздника Введения во храм Пресвятой Девы Марии.

Об этом прямо возвещается в тропаре праздника. В переводе с церковнославянского на русский язык слова тропаря звучат так: «Сегодня предвестие милости Божией и проповедь о спасении людей. В храм Божий торжественно является Дева и всем предвозвещает Христа. И мы Ей торжественно воскликнем: «Радуйся, Исполнение промышления о нас Создателя». В церковной песне говорится, что Пречистая Дева предвозвестила Христа Своим вхождением во храм. В чём же это предвозвещение? Оно состоит в тех прообразовательных, чудесных и таинственных действиях, которые сопровождали введение во храм Девы Марии. Речь идёт, во-первых, о том, что трёхлетняя Дева, поставленная на первой ступени храма, Сама, без помощи окружающих, преодолела последующие четырнадцать ступеней величественной храмовой лестницы, и, во-вторых, о том, что встретивший Деву первосвященник Захария ввёл Её во Святая Святых.

Два этих обстоятельства не могли не поразить всех присутствовавших. Но удивлены были не только люди, дивились сему и Ангелы Божии, и мир бесовский вострепетал при виде происходившего в тот день в Иерусалимском храме. Что же знаменовало и что проображало собой восхождение трёхлетней Девы по высоким ступеням храма? Оно знаменовало и проображало будущее всежизненное восхождение Сына Девы — Христа Спасителя — на Голгофскую гору, восхождение ко Кресту, к этому центру мiра и средоточию вселенной, ко Кресту, на Котором совершилось Таинство искупления человеческого рода.

Люди, дивившиеся трёхлетней Отроковице, шедшей вверх по ступеням храма, вряд ли могли тогда понять сокровенный смысл сего прообразовательного восшествия. Но в мире духовном, в мире Ангелов и демонов, в те минуты всё замерло в напряжённом ожидании. Ведь Ангелы и демоны видели глубже людей, они смотрели на всё происходившее с высоты многовекового жизненного опыта. Обитатели мира духовного не могли не почувствовать в совершавшемся чего-то великого. И хотя они не знали всего плана нашего спасения, но предчувствовали и предощущали многое.

И вот Дева делает первый шаг, и мир духовный удивляется. Дева поднимается выше, и Ангелы радуются, а демоны негодуют. Если бы возможно было, то бесы обрушились бы в тот момент на беззащитную Отроковицу, на эту кроткую Агницу, и растерзали бы Её. Но что-то уже изменилось в мiре. Что? Никому из сотворённых это ещё не было ясно полностью. Однако Дева идёт, и сила тьмы умаляется. Дева идёт, неумолимо идёт вверх по ступеням, и каждый Её шаг отдаётся громом среди падших духов и восторженным ликованием среди Ангелов. Близко, близко уже иное восхождение — восхождение Богочеловека на Голгофский жертвенник. Именно его прообразовало и предвещало чудесное восхождение Девы по ступеням храма. Потому-то так ликовали Ангелы и лютовали бесы.

Но вот Дева завершает восхождение, и тут вновь случается нечто невероятное: первосвященник, по откровению от Духа Святого, вводит Деву Марию не просто в храм, а во Святая Святых Иерусалимского храма.

А чем являлось Святая Святых в ветхозаветные времена? — То был последний отблеск утраченного рая, единственное в своём роде место на земле — место встречи Бога и человека. Там, во Святая Святых, первосвященник один раз в году молился об избранном народе пред лицом Господа; никому иному туда входить не разрешалось. И вот в это святилище вводится Дева. Завеса отверзается, и строгий запрет нарушается; он нарушается впервые за многие-многие годы. Этот запрет был наложен Богом, Богом он и снимается ради Девы. Она вводится в Святая Святых не противозаконно, но со славою, по праву, принадлежащему Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим. Смертный первосвященник вводит во святилище будущую Мать Первосвященника вечного. Дева входит торжественно и победоносно.

Откуда у трёхлетней Отроковицы такая духовная сила, откуда такая целеустремлённость души, такая праведная решимость? Ей подаётся сила Сыном Божиим, Который по Своему человечеству вскоре станет и Её Сыном. Всё в жизни Девы Марии связано с Ним, всё устремлено к Нему; в этой кроткой дочери человеческой великая сила материнства преобразилась в сверхсилу Богоматеринства. И сия сверхсила вводит трёхлетнюю Отроковицу во Святая Святых. Вхождение сие также проображало собою и то, что Сын Девы откроет людям затворённые врата рая, введёт человечество в Небесное Святая Святых — в Царствие Божие, возвратит блудных детей Отцу.

Но прежде Богочеловека ждал подвиг всежизненного истощания, подвиг великой любви и великого вольного страдания — всё то, что составляет дело нашего спасения. Предвестие же спасения было явлено Пречистой Девой в день Её славного введения в Иерусалимский храм.

И ещё одно назидание мы можем извлечь для себя из событий этого церковного праздника. Вновь вернёмся к восхождению Отроковицы по ступеням храма. Ведь и наш путь лежит в храм — в храм Божества, в храм Любви. О, как много ныне мы говорим о любви: нужно любить друг друга, нужно любить всех, нужно жить любовью. Современный мiр много говорит о любви и отворачивается от любви Божией; так много рассуждает о любви к человеку и убивает этого человека, отнимая у него Бога. Потому большинство современных людей больше не верят в красивые слова о любви. И всё же христианам необходимо стремиться к любви. Но скажите, кто, минуя долгий путь духовного совершенствования, сразу же достигнет истинной любви? Это так же невозможно, как невозможно было Пречистой Деве с нижней ступени храма сразу попасть на самую верхнюю. Дабы достичь Своей цели, Она изведала труд восхождения. Так же и любовь — это высшая и конечная цель, ибо «любовь. есть совокупность совершенства» (Кол.3:14). Невозможно стяжать любовь одним движением воли. К ней ведёт нелёгкий путь по крутым ступеням духовного восхождения. И нам необходимо терпеливо преодолевать сии ступени. А каждая ступень — это поприще борьбы. На одной ступени идёт брань за познание своих грехов, своего падшего состояния, на другой — за обретение веры, ещё на иной — за смирение и так далее, пока, наконец, на предпоследней ступени мы подвизаемся ради стяжания Духа Святого.

Тех христиан, которые, по милости Божией, проходят все эти ступени, встречает Первосвященник будущих благ — Иисус Христос, встречает и вводит в храм любви Божией, в храм Света, в обитель спасения. Потому праздник Введения во храм Пречистой Девы Марии есть также предначертание нашего пути ко спасению, пути, предстоящего каждому христианину.

http://www.pravpiter.ru/pspb/n203/ta010.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика