Русская линия
Завтра Алексей Овчаров22.11.2008 

Сердюкову никто не пишет…
Министр обороны РФ — «лучший украинец»?

После того, как Минобороны обнародовало планы по оптимизации офицерского корпуса Вооруженных Сил и грядущей чистке в рядах мичманов и прапорщиков, специалистам, стало очевидно, что армию ждут непростые времена. Однако одним из самых удручающих итогов грядущего сокращения станут планирующаяся «оптимизация» и перебазирование Черноморского флота, хотя точнее то, что в результате этого получится, будет правильнее назвать уничтожением флота и, как следствие, полное поражение национальных интересов России в регионе. И это далеко не страшилки на потребу дня.

Не будем никого обманывать: позиции российского флота на Украине крайне шатки и предпосылок к тому, что ситуация улучшится, нет. Рассказы о том, как героически выступил и сражался Черноморский флот против нескольких катеров ВМС Грузии, могут воодушевить только далёкого от флота обывателя. А для специалистов эта «баталия» ещё долго будет темой споров и обсуждений, так как, кто куда стрелял и в кого попал, — совершенно не ясно, хотя награды и вручены…

Как говорится, «Гром победы раздавайся!..» Но в реальности российский флот на Черном море доведен до такого состояния, что не сможет в случае конфликта эффективно противостоять противнику. Не станем в этой связи говорить о Турции, которая сегодня имеет сильнейшую на Черном море морскую группировку и уже самостоятельно строит для своего флота корабли. Достаточно посмотреть на развивающийся флот Румынии, оценить перспективы развития болгарских ВМС — и все становится на свои места. Того, что осталось у России в Черноморском бассейне, уже недостаточно не только для усмирения врагов, но даже для их устрашения. Возраст крупных надводных кораблей колеблется от 25 до 45 лет, подводные силы, состоящие из двух дизельных подводных лодок, выглядят более чем скромно, стремительно стареет авиационный парк. Практически совсем не осталось кораблей класса фрегат — основы современных флотов. Пока ситуацию спасает наличие в составе ЧФ малых ракетных кораблей и береговых ракетных частей. Но и эта компонента без модернизации не может бесконечно долго гарантировать безопасность границ государства.

Положение российских моряков серьёзно осложняют постоянные провокации киевских властей, для которых травля Черноморского флота России стала почти единственным способом борьбы за националистический электорат. Флот слабеет. А слабых всегда бьют.

Не первый год Министерство иностранных дел России пытается активной работой и резонансными заявлениями побудить руководство Минобороны и ВМФ делать хоть что-нибудь для того, чтобы запустить процесс обновления сил ЧФ и укрепить подразделения постоянной готовности. Усилиями дипломатов на свет божий извлечены самые железобетонные доказательства того, что Россия имеет право держать в Севастополе больше сотни боевых кораблей тех классов и проектов, которые ей необходимы, наращивать группировку сил до 25 000 человек, но дальше пространных заявлений главкома ВМФ на эту тему дело не идет. Наоборот! На флот из недр Министерства обороны спускаются всё новые приказы и директивы о сокращениях, а сейчас готовится вообще самое масштабное и радикальное за все 15 лет сокращение, в результате которого каждый второй офицер ЧФ будет уволен.

Будучи прекрасно осведомленным о планах по сокращению флота и зная сложнейшую ситуацию в Севастополе, нынешний главком ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий, похоже, самоустранился от борьбы за будущее флота на Черном море. В ожидании четвертой звезды он избегает конфликтов с начальством: директивы Минобороны не обсуждаются и безропотно дублируются главкомом на места. Командующим флотами, которые пытаются отстоять более-менее приемлемые штатные структуры, предлагается либо сокращением офицерских кадров удушить подчиненный флот, либо написать рапорт на увольнение в запас. Пока об уволенных командующих флотами ничего не известно.

Военное ведомство на Черноморском направлении ведёт себя просто позорно. Если прежний министр Иванов хотя бы баловал черноморцев своим личным присутствием в штабе и на кораблях, а журналистов «заводил» хлесткими высказываниями о планах России по модернизации флота, то господин Сердюков о Черноморском флоте предпочитает вообще не упоминать. Единственный визит министра в Севастополь весной 2008 года на юбилей флота завершился скандалом. Он демонстративно дистанцировался и от общения с моряками, и от московского мэра Лужкова. Вместо ключевого силового министра России участники многотысячного пророссийского митинга увидели трусливого чиновника в дорогом пальто, который прятался то за плечами охраны, то в бронированном авто.

Даже экипаж крейсера «Москва», два часа томившийся на палубе в ожидании протокольного визита своего министра обороны и торжественного фотографирования с ним, так его и не дождался. А ведь на флоте это традиция, которую человек такого уровня, как Сердюков, игнорировать не может. В таком поведении военный люд углядел не самые лучшие перспективы для ЧФ и сформулировал очередную народную мудрость: «с таким министром флоту и врагов не нужно». Что тут добавить? Как в воду глядели…

Что останется через год от флота, который отвечает за Черное и Средиземное моря, можно только предполагать. Костяк, который, кто бы что ни говорил, сегодня составляют офицеры и мичманы с прапорщиками, после реализации бредовых идей министра обороны просто развалится. По существующим планам из трех нынешних офицерских должностей две пойдут под сокращение. Существенно поредеет штаб флота, будут вырваны сотни офицерских должностей из нижестоящих штабов, количество офицеров во многих береговых частях можно будет пересчитать по пальцам одной руки. К увольнению готовятся опытнейшие военные специалисты, еще не достигшие предельного возраста. А ведь Черноморский флот уже прошел крупнейшее естественное сокращение в 1992 году, когда начался раздел кораблей и частей между Украиной и Россией. С 1992 по 1997 годы ЧФ потерял до половины своих сил. В сложнейший период, когда Россия не платила военным в Севастополе деньги по полгода, а украинский флот искушал адмиральскими погонами и большими деньгами, верными присяге остались лишь те, кто действительно сохранил в эту смутную эпоху офицерскую честь.

Если сбудутся самые мрачные прогнозы, то до 2017 года Черноморский флот в Севастополе просто не доживет. Жернова сокращений безжалостно съедят и людей, и корабли, и саму память об истории ЧФ. То, чего за 17 лет клеветы и провокаций безуспешно пытались достичь киевские чиновники, будет за каких-то три года сделано руками российского министра обороны. В этом случае Анатолий Сердюков станет священной иконой украинских националистов, которые вполне могут присвоить ему звание «лучшего украинца» — как некогда «лучшим немцем» назвали Михаила Горбачёва.

«Под нож» планируется пустить значительную часть офицерских должностей без перевода их на гражданский штат. Впервые за всё время после подъёма Андреевского флага на Черноморском флоте такие сокращения коснутся частей постоянной готовности, которые и так испытывают проблемы со специалистами.

Почти на 30% процентов «похудеет» дивизия надводных кораблей, планируется сокращение 15 офицерских должностей на единственном крейсере флота — гвардейском ракетном крейсере «Москва», причем разговор идет об усечении должности даже командира боевой части управления.

Более 20 офицеров по «путевке Сердюкова» должны будут уйти с большого противолодочного корабля «Керчь», анонсируются «чистки рядов» в других соединениях.

Даже на кораблях третьего ранга придется отказаться от должностей заместителей командиров кораблей по воспитательной работе, а ведь роль «замполита» в море это совсем не та, что в Сухопутных войсках. Он действительно помощник командира и вахту несёт наравне с остальными офицерами.

Все происходящее больше напоминает не продуманную реформу, а умышленное вредительство, прикрываемое благими намерениями.

Все зашло слишком далеко. Я не открою тайны, что уже сейчас в штабе с трудом удаётся укомплектовывать на учения группы боевого управления, а комендатуру охраны урезали до такой степени, что больше года пост N1 у Боевого Знамени флота просто не выставляется. А после грядущей «оптимизации» на кораблях не получится организовать даже «трехсменку», то есть обеспечить присутствие 30% личного состава на борту, во время схода на берег, как того требуют руководящие документы. И это притом, что денежное довольствие плавсостава в полтора раза выше, чем у береговых военнослужащих. Такая разница еще позволяет до поры до времени сдерживать текучесть кадров на кораблях.

Однако это тоже палка о двух концах. Обиженные ассиметричным подходом к оценке своего нелегкого труда многие из военнослужащих береговых войск уже морально готовы либо написать рапорта на увольнение, либо перевестись в плавающие соединения. Кто бы нашему горе-реформатору Сердюкову объяснил, что укомплектованные даже на 100% корабли без береговых систем — связи, разведки, боевого управления, без берегового обеспечения — не больше, чем просто мишени — плавучие утюги.

Даже элита флота, морские пехотинцы, все чаще отказываются продлевать контракты и уезжают домой в Россию. Они не понимают, чем их жизнь на полигонах и учебно-боевые задачи легче тех, что решают такие же парни на кораблях. Кстати, в свете грядущего реформирования самые боеготовые береговые части флота тоже ждут большие перемены.

В случае сокращения флот, помимо дееспособного штаба, рискует потерять до 65% офицеров управления связи, а связь — это основа управления силами. Без преувеличения рухнет вся создававшаяся десятилетиями система разведки (в таком потенциально взрывоопасном регионе), нарушится система тылового и медицинского обеспечения. Черноморский флот, дислоцированный на территории Украины, после сокращения безвозвратно лишается своей идеологической составляющей. Уже стоит вопрос о сокращении количества выходов в свет ежедневной газеты флота «Флаг Родины», которая, по прогнозам, должна «ужать» военный штат более чем на 90%, такая же участь ожидает телевидение ЧФ.

Профессионалов в офицерских и мичманских погонах (все без исключения мичманы и прапорщики имеют как минимум среднетехническое образование) на многих из перечисленных направлений по определению не способны заменить старшины и сержанты (в лучшем случае имеют среднее образование). Создается впечатление, что идею создания сержантских Вооруженных Сил в целом, и ВМФ в частности, продвигают дилетанты. Абсурдность всего происходящего прекрасно должны понимать и начальник Генерального штаба, и многочисленные советники министра, среди которых числится экс-командующий ЧФ и экс-главком ВМФ Владимир Масорин. Но их голосов об абсурдности и опасности происходящего отчего-то тоже не слышно. Чего боятся эти люди, которые так искренне и горячо клялись отстаивать интересы России в Севастополе? Или своя адмиральская рубашка ближе к телу?

Как и кем будут латать прорехи, которые неизбежно возникнут в штатных расписаниях частей в случае сокращений, на флоте просто не представляют. В штабе флота, равно как в других флотских ячейках, царит растерянность. Здесь понимают, что мифическим «гражданским специалистам» с российским гражданством во многие флотские части и учреждения дорога заказана. Во-первых, граждан России в Крыму не так много, как полагают в Минобороны, а имеющих специальную подготовку и опыт работы — ещё меньше. Будь по-иному, в частях ЧФ сейчас бы трудились российские граждане, а не подданные Украины. Нет особой надежды и на потенциальных отставников. Большинство военнослужащих, которых хотят «распогонить», планируют либо переезд в Россию, либо легализацию в качестве граждан Украины. Даже если не принимать во внимание значительные потери российского мобилизационного резерва в этом случае, картина получается удручающая.

За счет флота и, соответственно, российского бюджета, по официальным данным, уже сейчас кормится более 20 тысяч граждан Украины. В скором времени показатель может увеличиться до 30 и более тысяч. В Севастополе уже ни для кого не тайна, что в частях, обеспечивающих хранение боеприпасов, военные должности полностью планируется перевести на гражданский штат. Арсеналы и другие режимные объекты флота уже сегодня охраняют граждане Украины, работающие во вневедомственной охране, журналисты с украинскими паспортами трудятся в ведомственных газетах и на телевидении, лечат российских моряков в госпиталях. Медленно, но верно флот естественным способом украинизируется, и чем это может для него закончиться, можно только гадать. Можно вспомнить демарш Украины во время событий в Южной Осетии, когда Киев потребовал от России спрашивать разрешения на вход и выход её кораблей из территориальных вод Украины. А что будет, если в самый ответственный момент Украина под страхом уголовного преследования запретит своим гражданам какую-либо деятельность на объектах МО России?

Минобороновские чины упускают еще одну немаловажную деталь. Оторванные от Севастопольских реалий, они даже представить себе не могут, каким количеством судебных исков обернется придание «нового лица» Черноморскому флоту. Доведенный до отчаяния народ и в прямом и в переносном смысле разденет военное ведомство исками. Военные юристы, которых господин Сердюков, кстати, тоже планирует одеть в гражданские костюмы, уже сейчас чаще бывают в украинских судах, чем дома. После обнародования «нового облика» флота они рискуют переселиться в залы судебных заседаний. Если у новоиспеченных «пиджаков» вообще останется желание за зарплату гражданского специалиста отстаивать интересы ведомства, которое так бездумно решило их судьбу.

Черноморцы всегда отличались какой-то особой стойкостью, честностью и обостренным чувством правды. Моряки и ветераны флота отчаянно боролись с несправедливостью и произволом любого чиновничества. В самые трудные времена в Москву летели десятки писем от военнослужащих, женсоветов частей, ветеранских организаций. На мелочи не разменивались: писали Президенту, Председателю Правительства, в Минобороны. Жаловались, просили, требовали. Но сегодня почту подобными обращениями к Президенту Медведеву или премьеру Путину уже никто особо не перегружает. Видимо, те, кто все эти годы терпел за Россию пощечины украинского бомонда, просто устали бороться с ветряными мельницами. Отчаялись. Разуверились. И это может быть реальным началом конца более чем двухвековой истории Черноморского флота России.

Автор — капитан 1 ранга

г. Севастополь

http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/08/783/41.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru