Фома | Алексей Соколов, Иван Михайлов | 21.11.2008 |
С самого начала 90-х годов, когда только появилась возможность свободно говорить о Православии в прессе, в Петербурге попытались создать новые православные СМИ, говорящие современным языком на актуальные темы. Сегодня даже официозные епархиальные издания здесь разительно отличаются от «стандартных» «православных медиа», которые обычно не могут соперничать в качестве со светской журналистикой.
В 1994 году протоиерей Александр Степанов и сотрудник Ленинградского радио Ольга Суровегина наладили трансляцию программ французской радиостанции «Голос Православия» в Санкт-Петербурге. Это стоило немалых денег: руководство городской радиостанции ставило в эфир передачи «Голоса Православия» по стоимости рекламного времени, но благодаря поддержке рассеянных по всему миру русских эмигрантов из разных стран удалось собрать необходимые средства. В 2000 году силами «Голоса Православия», при поддержке Санкт-Петербургской епархии и частных жертвователей начало свое вещание первое в России официальное епархиальное радио, получившее звучное имя «Град Петров».
Сегодня его ежедневный объем вещания составляет 17 часов. В эфире передают литературные, музыкальные и исторические программы, передачи для детей, читается Священное Писание. О популярности «Града Петрова» говорит хотя бы то, что в эфир ее программы «Пастырский час», где слушатели могут задать вопросы ведущему-священнику, звонят даже из-за границы, куда радио транслируется через интернет. Среди поклонников радио есть и радийные профессионалы, такие как ведущая петербургского «Радио Рокс» Евгения Глюкк:
— Хорошо, что есть такая радиостанция, она занимает значимую нишу, которая иначе была бы пустой, — считает Евгения. — Помню, как впервые включила это радио и очень быстро поняла, что мне не хочется, как это обычно бывает, переключать на другой канал. И это несмотря на неторопливый формат, у которого, наверное, есть недостатки, но есть и много достоинств. За счет него «Град Петров» выделяется на фоне огромного количества клонированных радиостанций, которые так похожи друг на друга, что, включив одну из них наугад, ты зачастую не можешь понять, что именно слушаешь. У этого радио есть свой голос.
Интересна и судьба «Санкт-Петербургского церковного вестника», долгое время служившего лишь для публикации официальной информации о епархиальных делах, мало интересного даже глубоко воцерковленным прихожанам. Ситуация начала меняться, когда в 2005 году его возглавил протоиерей Александр Сорокин, решивший преодолеть эту, казалось бы, вечную проблему епархиальных СМИ. В 2007 году издание окончательно сменило формат и стало называться «Вода Живая». Теперь в журнале публикуются статьи на культурологические и исторические темы, обсуждаются важные вопросы церковной и общественной жизни. Недостаток оперативной информации в «Воде Живой» с прошлого года решили компенсировать самым радикальным способом — для этого при журнале создана информационная служба.
Петербург стал и первым городом в России, где на светском телевидении попытались транслировать в прямом эфире Пасхальные и Рождественские богослужения. Правда, тогда, в 1995 году, почти сразу же оказалось, что для столь специфической работы не хватает людей, способных делать ее достаточно грамотно. После некоторых поисков руководство «5 канала» поручило вести передачи тележурналисту Наталье Родомановой.
— С самого начала мы планировали сделать трансляции более «телевизионными», чтобы на фоне остальных передач они не выглядели инородным продуктом, — рассказывает Наталья. — И мы решили перемежать трансляцию с познавательными сюжетами. Сюжеты «добывались» всеми правдами и неправдами: я договаривалась со знакомыми репортерами из Иерусалима и разных регионов России, которые что-то снимали и неведомыми путями пересылали в Петербург… Сейчас этой проблемы уже нет: благодаря широкой корреспондентской сети «5 канал» может показать, как встречают Пасху или Рождество в маленькой деревеньке или в самом отдаленном монастыре…
Сегодня праздничные богослужения с комментариями секретаря Духовной академии протоиерея Кирилла Копейкина и Натальи Родомановой — привычный атрибут большого праздника для тех, кто по каким-то причинам не пошел в храм.
Все это еще раз подтверждает очевидный факт — говорить о Церкви в СМИ можно интересно и понятным языком, и в таком виде церковная тематика оказывается востребованной не только узкой группой самих верующих. Наверное, опыт Петербурга может послужить укором для некоторых журналистов и в первую очередь для церковной прессы, порой не стремящейся подняться на должный уровень. Но все-таки хочется, чтобы это был не столько укор, сколько руководство к будущему действию.