Нескучный сад | Протоиерей Владимир Волгин | 22.11.2008 |
Современные люди все в большей или меньшей степени заражены духом потребительства. Сам по себе кризис изменить эту психологию не может. Только если человек поймет, что испытания попущены Богом, и начнет обретать веру, воцерковляться, он сможет выстроить иерархию ценностей. Но не всех трудности вразумляют и укрепляют духовно, некоторые еще больше ожесточаются. Об этом и о православном отношении к кризису корреспонденту «Нескучного сада» рассказал настоятель храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, протоиерей Владимир ВОЛГИН
-- Отец Владимир, пострадает ли от нынешнего кризиса Церковь? У нее ведь тоже есть собственность.
—Мне кажется, что пока кризис проходит как бы мимо нас—все о нем говорят, но большинство людей его еще не ощутили. Наверное, последствия будут, и тяжелые. Мне один олигарх рассказывал, что в России исчезли миллиардеры. То есть самых богатых людей кризис уже ударил по карману, и, видимо, еще ударит. Многие олигархические структуры встали, не работают. Компания «Норильский никель» невероятно дешевеет. Такая реструктуризация коммерческих и некоммерческих структур неизбежно отразится и на простых людях—многие, к сожалению, останутся без работы. Сколько будет безработных, сказать трудно. Среднего класса у нас, по сути, нет, разве что тончайшая прослойка. Раз богатые беднеют, эта прослойка станет еще тоньше, а, может быть, и вообще исчезнет. Я ни в коем случае не прогнозирую ситуацию, но лишь предполагаю. Если люди обеднеют, это скажется и на церковной казне. Ведь большинство приходов существует на пожертвования прихожан. Конечно, люди не станут меньше любить Церковь, но десятина, думаю, уменьшится. А на церковное имущество кризис, скорее всего, не повлияет.
-- Сейчас много говорят о неизбежности кризиса при такой экономике. Но от кризиса пострадают не только финансовые пирамиды, но и могут быть заморожены благотворительные социальные проекты, в том числе и церковные. А раньше в трудные времена именно Церковь помогала людям. Например, в голодные годы при монастырях открывались бесплатные столовые.
-- Еще в 1970-е годы Солженицын предупреждал об опасности философии потребления. Тогда его критику приняли в штыки, но сегодня о синдроме потребления говорят и многие западные философы. И это безудержное потребление, когда обогащение становится главной и единственной целью жизни, характерно и для постсоветской России. Может ли кризис изменить психологию человека-потребителя?
—Любые трудности и трагические ситуации заставляют людей задуматься о причинах. Причины кризиса ищут в экономике, во власти, в обществе, реже—в себе. Но так или иначе многие задают себе вопрос: как же я, много и честно трудившийся, оказался за бортом? А это испытания, попущенные Богом, и каждый человек может извлечь из них урок, прийти к правильной иерархии жизненных ценностей. Я часто повторяю слова Господа нашего Иисуса Христа: «Ищите же прежде Царства Божия, и это все приложится вам» (Мф., 6, 33). За 30 лет моего священства был не один случай, когда люди впервые приходили в храм, находясь в чрезвычайно бедственном положении, семьи их буквально голодали. Но когда они становились церковными людьми, Господь каким-то неведомым образом поднимал их из нищеты и приводил в состояние такого благополучия, что они уже могли помогать другим. Поскольку они не меняли профессию, место работы, я могу отнести это только к области чуда и исполнения пророческих слов Спасителя: «Ищите прежде Царствия Божьего, а все остальное приложится вам».
Для современного общества, действительно, характерно потребительское отношение к жизни. И не только на Западе, не только в Москве и в Петербурге, но и в русской провинции. Да, там люди живут гораздо беднее, иногда бедствуют, а при этом там открываются дискотеки, ночные клубы, казино. Потому что ориентируются люди там все равно на крупные зажиточные города, и духовные тенденции Москвы и Петербурга в большей или меньшей степени распространяются на всю Россию. Рыба гниет с головы. И не надо обольщаться—мы все в какой-то степени заложники этой потребительской психологии. Отец Иоанн (Крестьянкин) сокрушался в свое время, что у них в монастыре кормят, как в ресторане. Прошло время аскезы. Еще в IV веке преподобный Пахомий Великий говорил своим ученикам, что в последние времена христиане не будут исполнять заповеди, но кто претерпит до конца, получит большие венцы, чем они, исполняющие все заповеди. Удивленные ученики спросили, почему же они не получат таких венцов. «Потому что если падет кто-то из братьев наших, вокруг него собирается несколько сильных духом мужей, которые помогают ему восстать, а в последние времена и на тысячу километров вокруг не найдется такого человека»,—ответил преподобный. Вот в какое время мы живем! Преподобный Серафим Саровский видел огромное количество струек фимиама, рассеянного по всей России — это святые молились о России, и их молитвы многих вдохновляли на аскетические подвиги. Вся Россия была наполнена духом святости! Сегодня этот дух исчезает, на смену ему пришел дух потребительства. Справиться с ним, дать ему отпор мы не можем. Но православная вера человека все-таки помогает человеку отнестись к потреблению разумно.
-- По каким критериям? Ведь многих сама жизнь вынуждает к излишествам. Например, служебное положение обязывает иметь несколько костюмов, дорогой автомобиль.
—Главный критерий—наша совесть. Она подскажет, когда мы уже переходим к излишествам. Думаю, если человек имеет один костюм для повседневной жизни, другой — для праздничных выходов и приемов, третий—для воскресных прогулок, это не излишество, а рачительность. При таком использовании одежда дольше прослужит, и выглядеть человек всегда будет прилично. Надо уважать окружающих. Например, я 15 лет служил в сельских приходах. Мы с матушкой одевались очень просто: телогрейка, резиновые сапоги. Но уже 13 лет мы живем в Москве, и здесь так одеваться неуместно—городской священник в телогрейке и сапогах скорее соблазнит людей своим неопрятным видом, кого-то может и от Церкви отвратить. Приходится считаться с условиями нашей сегодняшней жизни. В свое время я спрашивал отца Иоанна (Крестьянкина), как относиться к одежде. Он ответил, что человек не должен одеваться слишком модно и нарочито старомодно. Установил золотую середину — без вызова, но и без излишеств. В основе излишеств желание иметь как можно больше. Человек приобретает все новые и новые костюмы не потому, что служебное положение обязывает, а потому, что хочется либо иметь больше, чем другие, либо обладать всем, что понравилось. А кто-то просто на всякий случай покупает и покупает, а потому десятки вещей, так и ни разу не надетые, съедает моль. Повторяю, верующему человеку легче выработать правильное отношение к вещам, не покупать лишнего. Сам Христос помогает ему избежать крайностей.
-- Уже сейчас многие радуются, что у богатых начались проблемы. Такое проявление зависти неизбежно?
—Если завидует человек, который понимает суть духовной жизни, он непременно исповедуется в грехе зависти, будет с Божьей помощью бороться с этим своим нехорошим душевным качеством. Но не все прихожане понимают эту суть. Бывает, привожу я слова Христа о любви к врагам, а в ответ слышу: «Батюшка, как же я могу возлюбить этого мерзавца?». Причем не про кого-нибудь, а про другого прихожанина. Господь призывает любить врагов, а он спрашивает, как ему возлюбить «мерзавца», с которым он рядом молится в храме. Вот такое патологическое непонимание духовной жизни! Тем более трудно объяснить человеку, который еще не обрел веры, почему плохо радоваться чужому горю, даже если горе это — потеря неправедно нажитого богатства. Какие правильные слова ему ни говори, они, скорее всего, до него не дойдут. Только Господь выправляет наш разум и нашу душу.
-- От людей старшего поколения часто приходится слышать, как хорошо жилось при советской власти. Как будто не было пустых полок в магазинах, очередей, поездок в Москву за колбасой. Москва и Петербург хотя бы снабжались по первой категории, а в провинции вообще было шаром кати. Неужели люди так быстро все забыли? Или за этим стоит ностальгия по ушедшей молодости?
—Думаю, так рассуждать могут только равнодушные люди, близорукие. Я даже не говорю о ГУЛаге, о большевистском геноциде—советская пропаганда сделала все, чтобы скрыть эту информацию от простых людей. Но многие, получая среднюю зарплату в Москве, Петербурге, других городах, даже не задумывались, как живут их соотечественники-крестьяне. А в большинстве колхозов люди бедствовали, работали с утра до ночи за трудодни, не получая ни копейки. Неодинаково жили люди и тогда, кажущаяся была стабильность в брежневскую эпоху, на самом деле, с глубокими духовными, нравственными и экономическими потрясениями. Так что в основе ностальгии по советскому «благоденствию» я вижу ту же потребительскую психологию.
-- Казалось бы, испытания должны приводить людей к Богу. Действительно, после 11 сентября и наводнения в Новом Орлеане в Америке количество прихожан в американских храмах увеличилось. Но, например, сегодня, в разгар общемирового кризиса, в Лондоне объявлено о начале рекламной кампании, направленной на убеждение людей отказаться от веры в Бога. Сбор дотаций на оплату баннеров уже начался, и вскоре надписи «Бога, похоже, не существует. Расслабься и получай удовольствие!» появятся на бортах знаменитых лондонских двухэтажных автобусов. За два дня на устроение акции было собрано 20 000 евро. Что это? Пир во время чумы?
—Это сатанизм. Достоевский писал: дьявол с Богом борется, а поле битвы—сердца людей. Всегда были люди, которые во время испытаний вместо того, чтобы обратиться к Богу, восставали против Него. Господь любит каждого человека, стучится в каждое сердце, но не насилует нашу волю. Он попускает испытания, кризисы и болезни, чтобы вразумить грешника. Если даже человек пока не познал Бога, но в его душе совершается внутренняя работа, переосмысление ценностей, Он прощает ему слабости и прегрешения, милует его, пока этот человек не придет к истине. Но многие люди даже во время испытаний не хотят задуматься о причинах, увидеть в них духовный смысл, а в итоге ломаются. Это не Божья кара, а свободный выбор человека, не пожелавшего услышать Божий призыв изменить свою жизнь. И акцию, о которой вы говорите, могли организовать только духовно сломленные люди. В современном разнузданном мире это, к сожалению, неудивительно. К счастью, в России сегодня другая картина — за 70 лет воинствующего безбожия люди истосковались по духовности, и все больше наших соотечественников приходит в храмы. Богатые и бедные, ученые и простецы. Я верю, что Россия — страна, любимая Богом. Наверное, именно поэтому мы острее других почувствуем кризис, придется затянуть ремешки. Уверен, что в итоге эти испытания пойдут нам на пользу. Да и не такие они тяжелые по сравнению с тем, что пережили наши отцы и деды в первой половине XX века. Думаю, это поймут даже те наши соотечественники, которые пока еще не познали Бога, не пришли в храм.
http://www.nsad.ru/index.php?issue=51§ion=9999&article=1105