Завтра | Кирилл Фролов | 21.11.2008 |
В октябре-ноябре в ряде стран Латинской Америки по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II проходили Дни русской духовной культуры.
Представительная делегация из России включала священнослужителей и деятелей культуры. В программе значилось семь стран: Куба, Коста-Рика, Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Чили, Парагвай.
19 октября состоялось богослужение в храме Казанской иконы Божией Матери в Гаване. Накануне глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершит великое освящение этого храма. Затем — долгий разговор митрополита Кирилла с Фиделем Кастро, после которого кубинский лидер называет нашего владыку своим союзником в борьбе с американским империализмом.
Затем — Каракас. Владыка Кирилл выступает в парламенте Венесуэлы, после чего встречается с Уго Чавесом. Их разговор длится несколько часов. В результате Чавес просит у митрополита Кирилла благословение.
Получение президентом Венесуэлы Уго Чавесом архиерейского благословения является событием не политическим, но историческим, апостольским.
До встречи с митрополитом Кириллом Уго Чавес находился в поиске своей религиозной идентичности. По своему католическому прошлому Чавес знал, кто такой архиерей и что означает взять благословение у него. Благословение, в отличие от просто приветствия, означает признание берущим благословение, что перед ним — не просто политический союзник, друг, но носитель истинной веры и апостольского преемства.
Как стало известно, митрополит Кирилл с президентом Чавесом обсудили «проблемы, проистекающие из феномена глобализации». Стороны согласились с тем, что «идея справедливости по отношению к политическим, социальным и экономическим проблемам проистекает из христианских убеждений». Чавес подчеркнул свою приверженность этим убеждениям и попросил митрополита Кирилла благословить его. Владыка подарил Уго Чавесу список иконы Державной Божьей Матери, рассказав об истории явления этого образа в день отречения от престола государя Николая II.
После чего Уго Чавес заявил о необходимости строительства православного храма в Каракасе, «который был бы достойным архитектурным и духовным символом развивающихся отношений между Россией и Венесуэлой».
Затем митрополит Кирилл по просьбе Чавеса прошествовал в домашнюю часовню президента и пропел молитву «Богородице Дево, радуйся!»
Поводов для строительства кафедральных соборов и создания новых приходов в Венесуэле — более чем достаточно. Там теперь будут находиться российские нефтяники и военные. Кстати, епископ Венесуэльский (РПЦЗ) Иоанн (Берзиньш) — выходец из единоверческой миссионерской общины, что показательно.
Какие тенденции стоят за всем этим? Можно предположить, что элиты Кубы и Венесуэлы, находясь в оппозиции к Вашингтону и в дружбе с Москвой, пребывают в состоянии мировоззренческого и религиозного поиска. И в этом своем поиске они нацелены на Православие. Сегодня на самом высшем уровне уже встал вопрос об учреждении в Латинской Америке православной семинарии, где будут готовить священников.
Кто знает, может быть, Фидель, Рауль и Уго станут новыми равноапостольными святыми Боливарианской Америки? И, следуя этой логике, нашей духовной миссии надо было бы заехать еще в Никарагуа, Панаму и Боливию.
Скептики, конечно же, могут вспомнить рискованные религиозные эксперименты Чавеса, разругавшегося с представителями Ватикана. Но здесь уместно напомнить о религиозных экспериментах будущего святого Владимира. До крещения вся жизнь равноапостольного князя была гораздо более «крутой», чем у нашего друга Уго.
Кстати, хочу внести свой вклад в дискуссию вокруг «национального» и «вселенского»: на мой взгляд, интересы русской нации, государственные интересы России и интересы вселенского Православия совпадают. «Экспорт Православия» — это и распространение истинной веры во всем мире, и создание «мирового русофильского пояса».
Таким образом, православие примиряет, а не противопоставляет национальное и вселенское.
ВОСТОЧНЫЙ ВЕКТОР
В Улан-Баторе достраивается огромный, по меркам Монголии, православный собор, действует сайт «Православие в Монголии». Настоятель собора о. Алексий Трубач ведет миссию среди монголов, к чему власти относятся благосклонно — в стране создается еще несколько приходов. Для властей лучше православная миссия, олицетворяющая главного инвестора этой власти — Россию, чем активная протестантская миссия, ведущаяся США, что тем более актуально в контексте недавней попытки «оранжевой» революции в Монголии.
На политическую ситуацию в Монголии действуют три фактора: российский, китайский, американский, — и все они достаточно мощны. Сегодня российский фактор не может не ассоциироваться с Православием. Выращенных о. Алексием православных монголов необходимо отправлять учиться в Россию, ковать из них уже не просоветски, а пророссийски настроенную новую элиту Монголии.
Два года назад почти под лозунгом «Православие, самодержавие, чучхе» состоялось освящение собора Живоначальной Троицы в столице Северной Кореи Пхеньяне, совершенное митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом.
Митрополиту сослужили еще три епископа Русской Православной Церкви и священники с Дальнего Востока. Он рукоположил двух священников-корейцев, которые будут служить в храме. Вместе с ними распространять православие в Северной Корее будет Комитет православия КНДР, возглавляемый Георгием Хо Ир Дином при поддержке главы государства.
Это крещение Северной Кореи — глубоко символично. Ведь торжества в честь освящения собора совпали с отмечаемым 14 августа днем Крещения Руси, когда по призыву князя Владимира вся Киевская Русь крестилась в Днепре, и Днем независимости КНДР, которая ищет свою идентичность и находит её в православии. Для этой страны православие становится символом независимости. Вспомним, что при поддержке Вашингтона Южная Корея стала протестантской страной, и в Сеуле логично воспринимают протестантизм как орудие экспансии США.
Митрополит Кирилл указал, что возрождение православия в КНДР происходит при поддержке лидера страны — Ким Чен Ира, который несколько лет назад посетил православный собор в Хабаровске и был восхищен, подобно тому, как послы святого Владимира были потрясены богослужением в соборе Святой Софии в Константинополе.
Тогда митрополита Кирилла сопровождала делегация МИД РФ. В Кремле начинают понимать, что экспорт православия является фундаментальным ресурсом России в XXI веке. И не надо слушать профессиональных диссидентов, которые начнут обвинять русскую церковь в поддержке Пхеньяна. Ведь крещение КНДР намного важнее политической сиюминутности — речь идет о духовной судьбе целого народа.
ПРАВОСЛАВИЕ — БУДУЩЕЕ ЕВРОПЫ
Западное протестантское сообщество всё более разделяется на консерваторов и таких либералов, которых уже и христианами-то назвать нельзя — они считают нормой такие явления, как аборты, гомосексуализм и прочие мерзости. А среди консерваторов уже обычным является переход в Православие. Только в южных штатах США за последние 5 лет возникло более 60 православных общин из бывших протестантов. Пока одни полностью отрекаются от остатков христианства, другие с ужасом смотрят на действия первых и задумываются, где корни подобного отступления. Многие догадываются, что эти корни — в самом протестантизме, ведь ревизия Предания в итоге приводит и к «ревизии Христа». И именно к думающим протестантам должна быть обращена горячая проповедь православия. Даже сейчас, хотя такой целенаправленной проповеди нет, результаты уже есть — приходы Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви в Европе растут и развиваются весьма динамично. Но это, так сказать, естественный рост.
А что же будет, когда Русская Православная Церковь начнет издавать свои труды, сокровища своей богословской мысли на европейских языках, подарит их постхристианскому обществу?
Прошлым летом Русская служба Би-Би-Си опубликовала сенсационный материал о расколе в Англиканской церкви. Однако его сенсационность — кажущаяся. Со времен отделения англиканства от католицизма в этой конфессии постоянно боролись два течения: собственно церковное, оформившееся в «высокую церковь», и протестантское, «низкую церковь», которая стала «пионером» расцерковления и дехристианизации.
«Высокая» церковь имеет двухвековую историю попыток вернуться к истине, а «низкая» — опыт сопротивления этому. Феномен «высокой» Церкви Англии — это балансирование между поглощением Римом и растворением в протестантизме. Печальный конец нынешней Англиканской церкви — «рукоположение» в «священный сан» сначала женщин, затем извращенцев. Но не все согласны с этим катастрофическим финалом. И если вспомнить историю православно-англиканского диалога, то «марш несогласных» с извращенцами из Кентербери может привести одумавшихся и ужаснувшихся в ограду Православной Церкви — при условии, что таковая не упустит этот шанс. В противном случае ситуацией воспользуется Ватикан.
Итак, «Би-Би-Си» сообщает, что представители консервативного крыла англиканской церкви создадут глобальную сеть, которая, оставаясь в рамках англиканства, будет бороться с современными тенденциями — такими, как рукоположение геев в священники. Здесь примечательно, что новая сеть будет действовать независимо от архиепископа Кентерберийского, считающегося главным настоятелем всемирной англиканской церкви, но намерена оставаться в рамках англиканской веры. Традиционалисты выражают стремление бороться с «фальшивым Евангелием», и добавляют: раскол в церкви залатать уже нельзя.
Пять лет они добивались изгнания из рядов англиканства епископов, открыто заявляющих о своей нетрадиционной сексуальной ориентации, и боролись против церковного благословения однополых браков, однако успеха не добились, а теперь намерены создать международный альянс, в основу которого будет положено более ортодоксальное прочтение Библии.
План был принят в последний день Глобальной конференции по будущему англиканства, на которую в Иерусалим съехались около 1100 традиционалистов, причем многие из них представляют общины развивающихся стран.
Они говорят, что сохранят приверженность англиканству, но на основе собственных теологических представлений и с собственным советом архиепископов.
Очевидно, что откалывающееся от извращенческого Кентерберри консервативное англиканство — это потенциальные православные христиане. Напомним, что когда Англиканская церковь ввела женское «священство», то 82(!) англиканских священника обратились к митрополиту Сурожскому Антонию с просьбой принять их в Православие. Митрополит Антоний осторожно ответил на это, что «разочарование в собственной конфессии — не повод к переходу в Православие».
Но разве, когда просят хлеба, дают камень? Эти люди были готовы принять всю нашу догматику, эти люди ценны уже тем, что выступили против перерождения христианства. Этот шанс упустить нельзя: ответим на Страшном Суде. Очевидно и то, что православные неофиты из англикан будут симпатизировать России, станут в каком-то смысле «другой Англией».
«Вероисповедание» консервативной части англиканства размыто, и при условиях восстановления определенного уровня диалога с консервативным крылом англикан принятие последними православной догматики вполне возможно.
Логично, что «Православная Церковь Англии» может развиваться как в форме Патриархата, так и, учитывая английские особенности, в форме Архиепископии, избрав «истинного», в противовес легализатору гомосексуализма в церкви, православного архиепископа Кентерберийского, что поставит в ситуацию духовного выбора не только многих простых англичан, но и наследника английского трона принца Гарри. Но это — программа-максимум. Минимум — это диалог с группой, собравшейся в Иерусалиме, и свидетельство о Православии в их среде. Ведь раскол англиканской церкви сделает вырожденческие тенденции в её либеральной части необратимыми, и там будет просто не с кем разговаривать.
Главной причиной предыдущих неудач попыток присоединения англикан к Православию было сосуществование в рамках одной Англиканской церкви двух взаимоисключающих течений. Раскол англикан разрубил этот гордиев узел. Поэтому шанс на возвращение правых англикан в Православие намного выше, чем при активнейшем диалоге с Православием в XIX веке, и при митрополите Антонии, когда англиканская церковь была единой. Тем более преступно не пытаться использовать этот шанс.
Миссионерский диалог с консервативным крылом анликан должен быть совместным проектом РПЦ МП и РПЦЗ, ибо именно в Зарубежной Церкви есть такие замечательные миссионеры из этнических англичан, как о. Эндрю Филипс, который проповедует идею «другой Англии», пишет богословские работы про «Святую Английскую Русь».
РПЦЗ может поделиться опытом миссии среди инославных, а МП — воспользоваться им и активнее привлекать к этому важному делу РПЦЗ, которая поймёт, что Московский Патриархат не «экуменирует», а действительно свидетельствует об Истине Православия в «межхристианских» организациях.
Воссоединенная Русская Церковь должна издавать апологетическую литературу на всех языках Европы. Ничто так не способствует воссоединению, как общее дело. Да еще такое важное, как возвращение в лоно Православия правых англикан, чьи предки неоднократно пытались вернуться к Святой Православной вере, но отсутствие у православных стратегии не давало этим планам осуществиться.
Христианские консерваторы Запада ищут Истину и Традицию, и им надо помочь. Православные прозелиты — это культуртрегеры России. Пример — известный американский православный миссионер, иеромонах Серафим Роуз, ставший ревнителем «русской Америки», или вышеупомянутый архиепископ Марк. Не менее интересна ситуация в «третьем мире». В Африке продолжается «православный бум». Православие стало там быстрорастущей религией — так как, в отличие от западного христианства, не ассоциируется с колониализмом. Целые епархии возникли там, где их никогда не было, — например, на Мадагаскаре. Новый африканский Патриарх Феодор владеет русским языком т.к. некоторое время служил в Одессе. В этих целях государство должно помочь Церкви в создании научно-миссионерских центров — аналогов католического «Руссикума», где готовились образованные кадры для работы в России. Нам нужен «Вестерникум» для Запада, богословские факультеты и кафедры в Университете Патриса Лумумбы для Африки, в ИСАА и Институте Востоковедения — для Китая и стран АТР.
Православный проект для России еще не сформулирован на языке современной политической мысли, но уже ясны его основные сюжеты.
Сейчас православию, как никогда, необходима именно наступательная стратегия, экспансия. Когда-то эту проблему поднимал великий богослов, «реставратор» Московского Патриаршества, митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий). В своей работе «Патриарх Никон и Россия» он не только произвёл историческую реабилитацию этого великого иерарха, но и продемонстрировал на его примере наступательную стратегию Православия: «Внутреннее содержание русской жизни было создано киевскими, московскими и всея Руси митрополитами. последним и самым великим из этих богатырей духа был патриарх Никон.
По убеждению патриарха Никона, призвание России заключалось в том, чтобы насадить царство Божие на земле, чтобы сделать Россию мировым центром христианской культуры, просвещения и высшего благочестия. Поэтому он поставил задачей своей жизни ослабление русского церковного провинциализма. Это была светлая эпоха русской истории».