Религия и СМИ | Валерий Замыслов | 19.11.2008 |
Одно из самых достойных мест среди русских князей занимает первый ростовский князь Ярослав Владимирович Мудрый, возглавлявший Ростовское княжество 22 года (с 988 по 1010 гг.). Ярослав — самый образованный князь Древней Руси, первый русский князь-реформатор, блестящий знаток христианской религии и просветитель, основатель Ростово-Суздальской Руси, первооткрыватель грандиозных творений. Можно смело утверждать, что таких деятельных князей не было ни до эпохи Ярослава, ни много веков после.
Читатель вправе спросить: каким же образом 14-летний хромой отрок в 988 году был отправлен в самую глухомань, на северо-восточную окраину молодого Русского государства, вблизи которой простиралось огромное вражеское царство — Волжская Булгария? Отправлен без обычного и непременного для того времени опытного «дядьки-воспитателя», без казны и большой дружины? Ощущение такое, что его отец, великий князь Владимир, не любивший своего сына, преднамеренно послал его на погибель. Ведь юного княжича могли убить не только язычники Ростова, но и очень воинственные соседи — булгары.
Ярослав направлялся в Ростов по Волге. Проплывая мимо крутояра языческого Медвежьего Угла, он впервые оценил выгодную в военном деле местность и впервые подумал о том, что неплохо бы здесь поставить крепость. К самому же Ростову ладьи Ярослава подошли через реки Которосль, Вексу и озеро Неро. Крепость оказалась небольшой и ветхой. Язычники, поднявшись с копьями и луками на «заборалы» (настилы), протянутые вдоль частокола, в ответ на мирную речь Ярослава отозвались злыми криками: «Убирайся! Мы — вольные люди и не хотим жить под властью Киевского князя. Мы будем биться до последнего человека!» Вот с этого-то часа и начались «новины» юного князя Ярослава. Что делать с крепостью, как поступить с дерзкими язычниками, не желающими даже слушать о власти Киева и какой-то христианизации?
Не в пример своему отцу, Ярослав не только не тронул языческих богов Ростова, но и пообещал обращать в новую веру добровольно, ни в чем не нарушая устоявшийся быт населения Ростова.
Уже через два года появилась крепость более новая и крепкая. И все эти два года Ярослав не приступал к крещению ростовцев, понимая, что стоит принудить работных людей к крещению, как они тотчас же бросят строить укрепления. Норовили это сделать греческие попы Федор и Илларион, но язычники забросали их камнями и жестоко избили. Насмерть перепуганные попы вынуждены были бежать из Ростова.
Ростов постепенно разрастался, развивались ремесла. Повзрослевшему князю позарез потребовалось создание крепкого войска, благодаря которому он смог бы осуществить новые преобразования. Такое, например, как формирование торговли — основы развития экономики. В Ростове появляются первые купцы, Ярослав создает из них «купеческую общину», дает ей большие торговые льготы, но он понимает, что Ростовская земля тесна для формирования обширной торговли, нужен выход на новые просторы. Селяне давно уже насытились изделиями ростовских ремесленников, купцы же перестали их изделия покупать. Их товары — дорогое оружие, меха, коим цены нет, хлеб, скопившийся в амбарах и лабазах, мед, воск…
Ярослав принимает смелое решение — прорубать просеки к Смоленску и Новгороду. Для этого потребуется год, а может, два, но другого пути нет. Он находит среди язычников опытного проводника (сына волхва), который уже ходил со своим отцом в эти города, склоняет его на свою сторону и посылает вместе с ним часть дружинников и местных плотников. Смелая идея Ярослава дала свои результаты: в Ростов по проложенным путям начали стекаться не только торговые люди Киева, Смоленска и Новгорода, но и смерды, бежавшие от ярма местных феодалов. Торговля начала приносить ощутимые плоды. Через несколько лет правления Ярослава Ростов не узнать: он значительно разросся, все больше и больше стал приобретать вес среди других городов. О некогда маленьком граде за дремучими лесами ныне ведает вся Русь. К берегам Неро кинулись не только смерды и купцы, но и кое-кто из «обиженных» княжьих мужей. Ростовские земли богаты, жизнь на них спокойна, не ведают они ни княжеских междоусобиц, ни вторжений печенегов. Ростов, почитай, втрое расширился, загудел торгами и торжищами, украсился храмами. Ныне и в ростовских весях стараниями Ярослава появились погосты. Его прабабка, великая княгиня Ольга, была мудрой женщиной. Она разделила земли киевских князей на погосты и установила для них размеры обложения данью, чтобы стала сюда стекаться дань с мелких поселений. На крупные погосты стали приезжать купцы, ибо возникли сборные торговые места, куда звероловы и бортники сходились для «гостьбы» с медом, воском и мехами.
После того, как Владимир принес от греков христианство, на погостах принялись ставить сельские приходские церкви. На Ростовской земле немало крупных поселений, и такие, как Белогостицы, Сулость и Угодичи, вполне могли притязать на звание погоста. Здесь и крупной торговле быть. Так Ярослав и поступил, внедрив на своих землях еще одну столь необходимую новину.
Для еще более развитой торговли крайне нужны были волжские пути, но они отсутствуют, хотя Волга в каких-то шестидесяти верстах. Норовили некоторые купеческие суда выйти на Волгу, но были разграблены язычниками Медвежьего Угла, расположившимися на высоком мысу, образованном Волгой и Которослью. Нужна крепкая дружина, но ее на утлые челны не посадишь, а ладей, приплывших с Ярославом из Киева, явно недостаточно. Ростову позарез нужен новый крепкий флот, способный выдержать не только волжские напористые ветра, но и морские бури и ураганы.
Большое, непосильное, казалось бы, дело задумал князь Ярослав! Он с трудом, но находит мастеров ладейного дела, сам готовит чертежи и сам все дни проводит на строительстве флотилии. Через два с половиной года готовы 20 вместительных кораблей! Силища, но чтобы воплотить эту силищу в реальность необходимо посадить на корабли двухтысячное войско, добротно вооруженное и хорошо обученное ратным сражениям — на реках и на море. У Ярослава было к этому времени уже около тысячи дружинников. Предстояло решить новую труднейшую задачу. Князь собрал городское сонмище (вече) и сказал: «Надлежит нам выделить наиболее крепких людей, способных твердо держать меч в руках, то есть городской полк, кой назвать «посадской тысячей». Постоянная тысяча была создана и обучена. На совете княжеской Думы Ярослав раскрыл свое давно намеченное намерение: пора идти к булгарам и добиваться с ними мира, что позволит торговым людям выйти в Хвалынское (Каспийское) море и в страны Ближнего Востока.
На кораблях с высокими носами, увенчанными резными, ярко расписанными драконами, находилось две тысячи воинов и несколько именитых купцов со своими товарами, кои могли привлечь булгар. Кажется, все предусмотрел теперь уже 25-летний и опытный Ярослав. Сейчас все его мысли были направлены к Булгарии.
После ослабления хазарского государства (освобождение булгар от хазарской зависимости связано с победой князя Святослава над хазарами в 965 году), местные племена сплотились под главенством самого многочисленного и сильного племени — булгар, основали Волжскую Булгарию. Булгары за хватили внушительные земли к югу от Камы, правый берег этой реки, часть Чувашского Поволжья. Немного позднее они продвинулись на восток, к реке Урал.
Рядом с такими крупными городами Волжской Булгарии, как Булгар (будущая Казань), Биляр, Сувар, Ошель, располагались ремесленные пригороды. Кричники, кузнецы, медники, оружейники, ювелиры, гончары изготовляли в своих мастерских массу всяких предметов, кои шли не только на торги для горожан, но и для иноземных купцов, приезжавших из Хорезма, Персии, Китая, Армении, Грузии, Византии.
Переговоры с «царем царей», как называл себя Курбат (он имел такое же имя, как и его предок), были трудными и длительными. Булгарский царь был поражен громадной флотилией, оказавшейся под стенами его столицы, и отказался от своих воинственных планов. Большое внимание Курбата привлекли рассказы купцов о многочисленных товарах, коими они могли торговать с булгарами. Блистательная речь Ярослава убедила Курбата подписать с ростовским князем мирный договор. Это была первая крупная дипломатическая и экономическая победа князя Ярослава, приведшая к бурному расцвету ростовской торговли.
Ярославу можно бы почивать на лаврах, но не такова была его кипучая натура. Работоспособность князя была уникальной. Едва отдохнув после тяжелого похода, он ставит перед собой следующую цель: объединение с Суздальским княжеством, что помогло бы в дальнейшем создать, в противовес Киевской Руси, Ростово-Суздальскую Русь.
И пяти лет не минуло, как Суздаль под управлением Ярослава заметно окреп и вырос. Все, что сулил князь Ярослав, воплощалось в жизнь. Появились в Суздале и корабли, и новые ремесла, и торговые люди, кои начали ходить через Нерль в страны Ближнего Востока. Приходили суздальские ладьи и к Ростову, еще больше насыщая товарами городской торг и торжища. Некоторые купцы умудрялись сходить волжским путем даже на Днепр, не страшась мучительного волока. Плыли к Смоленску и Киеву. Возвращались с богатыми кладями. Грандиозным делом обернулась очередная новина князя. Через непродолжительное время Ростово-Суздальская Русь, основанная (как политическое и экономическое объединение двух княжеств) Ярославом Мудрым, станет главенствующей в Русской державе1 (1 Владимиро-Суздальское княжество появится лишь спустя полтора века, т. е. в 1157 г.) .
И еще одна мысль не покидала Ярослава. Когда ему было уже 36 лет, он надумал создать на Волге, не имевшей ни одного русского города, крепость-цитадель, которая бы стала неприступной твердыней на окраине Северо-Восточной Руси. Место давно подобрано — крутояр Медвежьего Угла, занятого враждебным племенем язычников, нередко грабивших и сжигавших ростовские поселения по берегам Которосли и нападавших на мелкие торговые караваны. Ярослав вновь собрал вече и договорился с ростовцами идти купно, чтобы не только покорить враждебных язычников, но и поставить на месте Медвежьего Угла крепость. Ростовцы, давно полюбившие своего князя за его заботливое отношение к городу, за добровольный подход к крещению, справедливые налоги с ремесел и умеренное взятие дани во время его обхода с дружиной по весям полюдья, согласились без колебаний. По одной из легенд Ярослав подошел к Медвежьему Углу 20 июля 1010 г., в Ильин день по старому стилю, с весьма многочисленной, закованной в кольчуги дружиной, что потрясло язычников. Нет смысла подробно пересказывать легенду о покорении Медвежьего Угла, она общеизвестна. Скажем лишь, что язычники выпустили на Ярослава свою священную медведицу, которую он поразил своей секирой, что позднее и стало знаковым изображением на гербе города. Следуя своей традиции, Ярослав вновь не тронул язычников и их богов.
Крепость, храм Ильи-пророка и жилища рубленого города возводили ростовцы. Ярослав призвал на постоянное место жительства «охочих» людей из своего престольного града. Ростовцы откликнулись и стали коренными жителями града на Волге. Благодаря ростовскому князю, Ярославль действительно стал цитаделью, сторожевым пунктом на беспокойной окраине Ростово-Суздальского княжества, волжским форпостом своего «старшего брата» Ростова Великого.
В 1010 г. в Новгороде умер сын великого князя Владимира Вышеслав. После долгих раздумий Владимир решил отозвать Ярослава из Ростова, на его место посадить юного Бориса, а Ярославу поручить Господин Великий Новгород. Мы не будем утомлять читателя деятельностью Ярослава в новом городе, остановимся лишь на его исключительных преобразованиях. Около 1016 г. Ярослав Мудрый совершает настоящий подвиг: он составляет «Русскую Правду» — жемчужину в истории русской культуры.
Историк Н. М. Карамзин заметит: «Блестящее правление Ярослава оставило в России памятник, достойный великого монарха — древнейшее собрание гражданских уставов, свода законов, известных под именем Русской Правды, изданной на славянском языке». Своей законодательной деятельностью, заботами о распространении христианства, о церковном благолепии и просвещении Ярослав так возвысился в глазах древнерусских людей, что получил прозвание Мудрого.
В 1019 г. после смерти отца (1015 г.) и войн со Святополком Окаянным Ярослав Мудрый становится великим князем Киевским.
Ярослава одолевали мысли о младших братьях своих Борисе и Глебе, зверски убитых Святополком, и он собирался написать о них «Сказание». Борис и Глеб приняли ужасающую смерть, но не восхотели пойти войной на старшего брата, даже натакого, как Святопол к Окаянный. Характер поступков Бориса и Глеба в период братских усобиц стал образцом христианского поведения, посему они должны быть признаны первыми русскими святыми. Статус первых русских святых был оформлен 20 мая 1072 г., когда съезд церковных иерархов и Ярославичей в Вышгороде подтвердил признанную церковью святость убиенных братьев.
В 1037 — 1039 г. под началом Ярослава Мудрого был составлен первый летописный свод, а после его кончины летописание было продолжено монахом, а затем игуменом Киево-Печерского монастыря Никоном, который в 1073 г. составил второй летописный свод. На основе этих, а затем и третьего сводов, монахом Нестором была написана «Повесть временных лет», дошедшая до нас уже переделанной в редакциях 1116 и 1118 г.
Ярослав воплотил в жизнь свою давнюю мечту, превратив деревянную крепость Новгорода в каменную. «Ходил великий князь Ярослав Владимирович на Литву; а на весну заложил Новгород и сделал на Софийской стороне град каменный».
При Ярославе строится самая мощная каменная крепость Древней Руси — Верхний город (Город Ярослава) в Киеве. Это прекрасный пример неизмеримо возросших возможностей раннефеодального русского государства в целенаправленном строительстве конструктивно совершенных и чрезвычайно трудоемких по сравнению с предшествующим временем укреплений.
В 1037 г. Ярослав Мудрый («князь-нарядник земли») заложил в Киеве 13-купольный шедевр архитектуры — каменный Софийский собор, украсив его золотом, серебром, мусией и драгоценными сосудами. Величественный собор возводился Ярославом как главный храм всей Русской державы; этим объясняются его большие размеры и исключительная пышность оформления. Через восемь лет был заложен диковинный каменный собор Святой Софии в Новгороде.
В 1051 г. великий князь основал знаменитую Киево-Печерскую лавру, и в том же году произошло неслыханное. Ярослав сам (без императора и константинопольского патриарха), «собрав епископы», впервые ставит митрополитом Иллариона — русского священника княжеского села Берестова. Русская церковь заявляет о своей независимости. Илларион и Ярослав утверждают, что притязания Византии на старшинство по отношению Руси не имеют оснований. Говоря о крещении Руси, Илларион и Ярослав особо подчеркивают, что это не заслуга Византии, крещение произошло по собственному желанию русских, и что русский народ ожидает великое будущее. Во все епархии были поставлены епископами русские священнослужители, в них были открыты духовные училища.
У Ярослава была давнишняя задумка: основать в Киеве в честь святого — Георгиевский монастырь. Позднее Ярослав, принявший при крещении имя Георгия (Юрия), действительно возведет в Киеве Георгиевский монастырь. День освящения первого храма святого Георгия — 26 ноября 1051 г. — был отмечен установлением ежегодного празднования и вошел в народную память под названием «Юрьев день», или «осенний Георгий». Ведал бы основатель Юрьева дня, что с этим днем произойдет в позднейшие века!
Внешняя политика Ярослава была достойна сильного монарха. В наказание за умертвление 800 русичей Ярослав Мудрый послал своего сына Владимира наказать греков. Император Константин Мономах направил против русских ладей флот и два легиона, но отважный Владимир окружил неприятельские галеры, взял их на абордаж, пленил ромеев и полностью истребил греческий флот. Владимир пришел в Киев с множеством пленных.
Ярослав Мудрый, дорожа каждой пядью своей земли, не забыл и о Червенских городах (группа древнерусских городов на Волыни), отданных Святополком королю Болеславу. Великий князь пошел на Польшу, разгромил королевское войско, взял Бельз и вернул Руси захваченные города. Ярослав вывел из Польши множество пленников и заселил ими берега Роси, заложив там несколько новых городов-крепостей, кои значительно укрепили южное порубежье Руси.
Вся Ливония при великом князе Владимире Святославиче платила Руси дань. В период же междоусобной войны, развязанной Святополком, Ливония объявила о своей независимости. Однако
Ярослав не захотел лишаться стратегически важных для Руси земель. Он давно задумывал поставить недалеко от Чудского озера и Финского залива мощную крепость, которая смогла бы стать опорным пунктом для выхода русских торговых людей в Варяжское море. За пять столетий до Ивана Грозного Ярослав Мудрый решил «прорубить окно в Европу», и его планы частично осуществились. Великий князь закрепил русское влияние в Прибалтике и создал там центр оседлой русской власти. В 1030 г. он основал на берегу реки Эмбах новый город, который по своему христианскому имени — Юрий — назвал Юрьевом. В княжение Ярослава (1019 — 1053 г.), широко раздвинувшего границы Русского государства, влияние русских в Прибалтике достигло наибольшего распространения. В перечне данников Руси, относящемся ко времени Ярослава, летописец называет из прибалтийских племен чудь, литву, зимерголу, корсь, либь.
Ярослава тяготила мысль, что печенеги по-прежнему просачиваются через засеки и порубежные крепостицы на земли Южной Руси. Отец Владимир Святославич немало сделал для укрепления южного порубежья, но кочевники нашли обходные пути. Слабой преградой оказалась и река Рось. По этой реке поднялись новые крепости — Юрьев, Торческ, Треполь, Корсунь и другие.
Ярослав сумел сделать борьбу с печенегами делом всей Руси, ибо гарнизоны для южных крепостей набирались в далеком Новгороде, в Эстонии (чудь), в Смоленске и в бассейне Москвы-реки, в землях, куда ни один печенег не доскакивал. Заслуга Ярослава в том и состояла, что он весь лесной север заставил служить интересам обороны южного порубежья, шедшего по землям полян, уличей и северян. В защите молодого государства приняли участие и народы лесостепного юга, и жители удаленных лесных земель. Постройка нескольких оборонительных рубежей с четко продуманной системой крепостей, валов, сигнальных вышек сделала невозможным внезапное вторжение печенегов и помогла Руси перейти в наступление. Тысячи русских сел и городов были на несколько десятилетий избавлены от ужасов печенежских набегов.
Истинно сказано летописцем: победы Ярослава Мудрого были не только на поприще культуры, архитектуры и русского православия, но и в новых ратных сражениях. В его княжение область Новгородская распространилась далеко на восток и на север.
Величие и мощь державы Ярослава Мудрого не преминули отразиться на поведении некоторых чужеземных правителей, которые, потерпев неудачу, искали убежища на Руси: Олаф Святой, норвежский король, лишенный трона, попросил защиты российского монарха, дети английского короля Эдвин и Эдвард, а также венгерский принц Андрей нашли убежище при дворе Ярослава Мудрого.
Многие знаменитые государи Европы считали за большую честь породниться с выдающимся монархом России. В Польше царствовал Казимир, внук Болеслава Храброго; изгнанный в детстве из отечества вместе с матерью, он удалился во Францию, и, не имея надежды быть королем, постригся в монахи. Но когда в Польше начался мятеж, шляхта упросила римского папу освободить Казимира от духовного обета, и тот возвратился из кельи в царские чертоги. Желая пользоваться дружбой могущественного Ярослава, он женился на его сестре, Марии Добронеге. Казимир, по требованию Ярослава, передал ему за вено — то есть за невесту — 800 человек россиян, плененных Болеславом в 1018 г. Дочь великого князя Елизавета стала женой короля Норвегии Гаральда.
Вторая княжна, Анна, сочеталась браком с королем Франции Генрихом Первым. Франция могла гордиться союзом с Россией, возвеличенной завоеваниями Святослава и великих его преемников. По кончине Генриха в 1060 г., Анна, славная умом и благочестием, удалилась в Санлизский монастырь, но через два года, вопреки желанию сына, вступила в новое супружество с графом де-Крепи. Сын ее Филипп стал королем Франции и имел столь глубокое уважение к матери, что на всех государственных бумагах Анна вместе с ним подписывала свое имя до самого 1075 г.
Третья дочь Ярослава Анастасия вышла за короля венгерского Андрея Первого.
Еще многие годы Ярослав Владимирович продолжал свои колоссальные реформы и неустанно укреплял Русь, расширяя ее международные связи.
Сумеречным утром 19 февраля 1053 г. Ярослав Владимирович скончался в Вышгороде, тело его отвезли в Киев.
В XI в. Русь, благодаря исключительным реформам Ярослава Мудрого, шла впереди многих европейских стран, опередивших ее только позднее, когда Русь оказалась в особо тяжелых условиях, приняв на себя удар монгольских полчищ и загородив собой Западную Европу.
И все-таки, каковы же итоги княжения Ярослава Мудрого? Его «блестящего правления», как выразился Н.М. Карамзин? Во-первых, Русь объединилась в единое феодальное государство на основе передовой по тому времени культуры, писаных законов, религии. Исчезло старое деление по племенным признакам. Получила окончательное государственное оформление единая древнерусская народность, из которой позже вышли русские, украинцы, белорусы.
Во-вторых, в результате реформ Ярослава Мудрого Русь окончательно встала вровень со всем цивилизованным миром. Она не уступала другим странам ни в смысле общественно-экономической формации (феодализма), ни в смысле культуры, ремесла, военного дела. Введение христианства, ставшего идеологической основой единой феодальной государственности Древней Руси, сыграло в период раннего средневековья прогрессивную роль.
Стремительный расцвет древнерусского государства произвел огромное впечатление в мире. Западный летописец (Адам из Бремена) называет Киев «украшением Востока» и «соперником Константинополя». Но, может быть, наиболее наглядно международный авторитет Киевской Руси просматривается в династических браках, о которых говорилось выше. Сегодня мы имеем все основания гордиться сделанным нашим великим предком Ярославом Мудрым и с благодарностью вспоминать его самоотверженный труд. То, что произошло тысячу с небольшим лет назад, было внушительным шагом вперед на длинном пути российской истории.