Русское Воскресение | Марат Мусин | 18.11.2008 |
15−16 ноября 2008 года США приняли руководителей 20 ведущих стран мира. Без ножа и пистолета виновник глобального кризиса заставил их принять выгодные для себя и невыгодные для нас стратегические решения, включая добровольный отказ от политики протекционизма и клятву в верности принципам свободной торговли и открытого рынка (пункт 4 совместной декларации). Очевидно, что данные решения вредны и губительны для России, поскольку провоцируют резкое падение спроса и массовую безработицу. А произошедшая в Вашингтоне 15 ноября «неожиданная» смена позиции Николя Саркози по вопросу о размещении американских ПРО в Польше и Чехии, лишь подтверждает неизменность курса участников саммита на силовой раздел территории нашей страны. В этом нет ничего удивительного, если вспомнить позицию личного представителя Обамы бывшего госсекретаря США Мадлен Олбрайт: «Цель внешней политики — влиять на политику и действия других государств так, чтобы это служило вашим интересам и ценностям. Средства, использующиеся для этого, включают все, начиная с добрых слов и заканчивая крылатыми ракетами. Правильно и терпеливо комбинировать эти средства — это и есть искусство дипломатии».
1. Позиция Кремля в условиях кризиса
В условиях рукотворного системного кризиса и смены парадигмы социально-экономической формации Кремль вскоре будет вынужден с помощью мер откровенно протекционистского характера и государственного регулирования, национализации земли и банков защитить свой внутренний рынок и собственное население. Пока же финансовый рынок остается открытым, вся страна будет работать на погашение долгов США и исторически обреченный олигархат. Пример с манипулированием цены на нефть, которая с помощью биржевого механизма была снижена в три раза, когда спрос так не падал, весьма показателен.
К сожалению, в разработке данных предложений помимо так называемого V Интернационала — проамериканского клуба министров финансов — активное участие принимал и помощник президента России Аркадий Дворкович, не скрывавший, что их «мнение полностью принято во внимание и все ключевые предложения, которые мы разослали заранее, приняты».
В силу своей явной нереалистичности эти решения будут отменены уже к весне 2009 года. Сама жизнь заставит это сделать, какие бы угрозы в защиту либеральной пораженческой линии и собственной некомпетентности не выдвигал Дворкович: «Отказ какой-либо страны, участвовавшей в экономическом саммите „большой двадцатки“ в Вашингтоне, от своих намерений, приведет к потере ее репутации». Нет, не приведет!
А вот помощники президента точно авторитета стране не добавляют, когда зачем-то раскачивают лодку и провоцируют панику на валютном рынке, не признавая ошибкой ослабление курса рубля ЦБ на 1 процент 11 ноября 2008 года и собственные странные высказывания о «резкой» девальвации. Чего может стоить стране последнее высказывание Дворковича: «Если мы увидим, что экономический рост в Китае будет не 8%, а 5%, то тогда, возможно, цены на нефть упадут до $ 30−35−40 за баррель, что создаст принципиально новые условия для денежно-кредитной политики в России. Тогда обменный курс может опуститься на несколько процентных пунктов» (Reuters)? И далее безответственный кремлевский политик с невнятными оговорками пускается в опасные рассуждения, при каком именно уровне цены на нефть рубль будет девальвирован на 20%.
Действительно, решение ЦБ РФ от 11 ноября 2008 года о повышении ставки рефинансирования с 11% до 12% иначе как открытой игрой на потеху всему миру против рубля, реального сектора экономики и страны в целом назвать нельзя. Совершенно очевидно, что удорожание кредитных ресурсов еще больше усилит кризисные явления в экономике. Прозвучавшие на этом фоне официальные заявления членов правительства о девальвации рубля (например, первого Вице-премьера Игоря Шувалова о «снижении» курса рубля, председателя ЦБ Сергея Игнатьева о том, что он «не исключает повышения гибкости валютного курса рубля, может быть, в нынешних условиях с некоторой тенденцией к ослаблению рубля по отношению к иностранным валютам», первого зампреда ЦБ Алексея Улюкаева «то, что волны мирового финансового кризиса докатываются и до нас, не означает, что рубль должен быть сильно девальвирован»..) провоцируют панику, которая заставит население сбросить рубли и срочно купить доллары.
Похоже, коррумпированные чиновники и отечественные компрадоры сегодня просто пытаются всучить одураченному населению накопленные ими запасы валюты кризиса до момента ее обесценения. За сентябрь объем продажи наличной валюты населению превысил 6 млрд. долларов. Но даже такими темпами быстро сбросить ввезенную в страну долларовую массу невозможно. Ведь всего по данным зарубежных источников специально для России было напечатано свыше 80 млрд. бумажных долларов серии В2 (данные ЦБ РФ занижены и доверия не вызывают). К сожалению, искусственно созданный ажиотажный спрос позволил в сентябре дополнительно ввезти в страну и реализовать населению еще 2,8 млрд долл. наличной валюты (1,2 млрд долл. и свыше 1 млрд евро).
Парадоксальным действиям российских монетарных властей непосредственно предшествовало появление информации об изъятии крупных партий «фальшивых долларов высочайшего класса» в Южной Корее (предположительно китайского производства) и в России. А, как известно, появление качественных фальшивых долларов определенной серии является хорошим предлогом для объявления всей серии недействительной.
Настораживает, что все это происходит во время саммита G -20, где президент РФ Дмитрий Медведев планировал убедить весь мир в своей способности обеспечить высокую покупательную способность российской валюты и ее право занять достойное место среди ведущих финансовых центров мира («превратиться в одного из глобальных мировых игроков»). Его попытка противопоставить реальным делам монетарных властей России по ослаблению курса рубля слова о ставке на «крепкий рубль» выглядела, по меньшей мере, нелепо и неубедительно. В результате, обнажился неразрешимый конфликт олигархических и государственных интересов в высших эшелонах российской власти. Весь мир увидел, что Россия на деле спасает доллар и Америку, а на словах — рубль и Россию.
Сегодня власть публично демонстрирует свою несостоятельность, бессистемность и непоследовательность. Складывается впечатление, что оба преемника оказались заложниками поддерживающих их олигархических групп. Вспомним, как в свою бытность президент Путин называл себя наемным менеджером, Россия объявлялась корпорацией и т. д. А интересы этих групп, как известно, существенно отличаются от национальных и государственных, являясь по своей сути компрадорскими, объективно ориентированными на Запад (согласно определению словаря Ушакова, компрадором называется туземный купец, являющийся посредником между иностранным капиталом и местным рынком).
В условиях кризиса, государство обязано ликвидировать всех экономических паразитов как класс, поскольку компрадоры-посредники в этих условиях пытаются ловить рыбку в мутной воде, стремясь замкнуть на себя все финансовые потоки, «освоить» бюджет и вернуть изъятые у них золотовалютные ресурсы страны. Вот почему, власть демонстративно отказалась от методов жесткого государственного регулирования, в условиях отсутствия эффективного контроля направив колоссальные государственные средства негосударственным посредникам. На оплату личных счетов и прошлой разгульной жизни избранных частных лиц по оценкам экспертов ФБК наше государство уже потратило свыше 222 млрд.долларов.
Впрочем, иногда интересы олигархов и государства совпадают. Так, например, материальный интерес нашей элиты в проекте «Сочи-2014» и в Красной Поляне в августе заставил государство отстоять наши национальные интересы на Кавказе в ущерб планам США. К сожалению, сегодня соблазн влиятельных группировок «распилить» и вывести на запад золотовалютные резервы России совпадает с чаяниями США и вступает в явное противоречие с задачей спасения страны.
Не способствует выходу из кризиса и борьба за власть, когда решение многих вопросов может быть отложено до момента внесения поправок в Конституцию и перевыборов президента страны. Тем не менее, выбор Кремлем в условиях глобального кризиса в качестве приоритетных государственных интересов и устранение власти олигархов исторически предопределен. На стороне государственников — армия и силовые структуры, ОПК и регионы, интеллектуальная элита страны и творческая интеллигенция, в силу чего клептократии в России не удержаться даже с помощью штыков. Вероятно, уже в 2009 году на смену внешним приоритетам России придут внутренние, произойдет отказ от сырьевой ориентации в пользу производства продукции конечного спроса, будут национализированы земля и банки. Но пока это не произойдет, все придется выживать в одиночку.
2. Как выживать в одиночку
В этих условиях, единственная разумная стратегия - это опора на внутренние ресурсы, выявление и использование скрытых резервов. И главным таким ресурсом является организационный, т. е. сама система управления и менеджмент.
Впрочем, сегодня в повестке дня — ликвидация непроизводственных расходов, закрытие второстепенных направлений деятельности и сокращение персонала. Вопрос лишь в том, использовать административные методы или управленческие инновации.
В пользу первых говорит кажущаяся простота решения — приказал людям, и те выполнили. Один вопрос, как выполнят?
Ведь отдавая процедуру сокращений на откуп менеджерам, собственники, во-первых, сразу же становятся заложниками их личных интересов и предпочтений, стремления во главу угла ставить не интересы дела и компании, а свои собственные. Угадайте с трех раз, кто будет уволен, а кто останется на рабочем месте: родственник-бездельник, друг-пьяница или ключевой специалист, отличающийся скверным характером? И так на всех уровнях.
Во-вторых, помимо многочисленных конфликтов на всех уровнях управленческой пирамиды, свою негативную роль сыграет несоответствие имеющейся организационно-штатной структуры реальной организации коммерческого дела и основных бизнес-процессов. Административный формальный подход приведет к потере кадрового резерва и ключевых специалистов, содержанию в компании откровенно балласта. В конечном счете, снижению эффективности работы и потери функционала.
В третьих, административные методы не позволяют в режиме реального времени осуществлять адресные сокращения в соответствие с темпами падения спроса.
В целом управленческие инновации переводят управление компании на следующую ступень ее организационного развития, позволяя на качественно ином уровне осуществлять тот же объем работ значительно меньшим количеством высокооплачиваемых менеджеров. Использование управленческих инноваций и систем мониторинга персонала по принципу «хороший человек не профессия» позволяют на практике «отвязать» бизнес от менеджмента, осуществлять сокращения адресно, исходя из объективных критериев, а не субъективных ощущений.
Подобные системы и решения представляет например антикризисная система управления «Ариадна» (модуль мониторинга персонала «хороший человек не профессия»). В ее основе ключевая для всего мира стратагема ахиллесовой точки. Стратагема N18 гласит: «чтобы поймать разбойников, надо прежде поймать их главаря». Данная схема призвана выявить и разрешить главное противоречие из всех объективно существующих на данный момент, поскольку доминирование главного противоречия дает реальную возможность влиять на все остальные. Она же является стратагемой трансакционного анализа интересов, принципа построения матриц влияния, мониторинга утечек стоимости управления в теории стоимости управления. В частности, в рамках методологии управления интересами основное глобальное противоречие можно определить как противопоставление интересов управления интересам труда и капитала, а основное российское противоречие как противоречие между властью и народом, когда власть пытается навязать своему народу чуждые ему ценности.
Данная стратагема среди прочего позволяет эффективно выявлять реальные центры управления любыми позитивными или негативными, тайными и явными групповыми процессами, определяет суть разработанного нами трансакционного анализа интересов. Для иллюстрации данного тезиса приведем известную стратагемную притчу о «стрелах из руты».
При подавлении одного из восстаний было уничтожено свыше 5 тысяч бунтовщиков, но среди продолжавших сражаться властям все не удавалось выявить предводителя. И тогда начальник уезда приказал начать обстреливать противника безвредными стрелами из подобной тростнику руты. Бунтовщики обрадовались, что у властей закончились настоящие стрелы, и поспешили доложить об этом своему предводителю. Как только по следу их безмолвных коммуникаций (управленческих трансакций!) удалось определить вожака бунтовщиков, последний был обстрелян настоящими стрелами. Нейтрализация предводителя позволила быстро подавить восстание и прекратить смуту, поскольку в данном случае был избран «жесткий» сценарий действий.
Данный пример убедительно показывает, что сама динамика управленческих связей и простейший анализ коммуникационного взаимодействия позволяют в любом бизнес-проекте, в системе государственного или социального управления выявить всех тайных «предводителей» и все латентные групповые процессы. И даже реализации стратагемы хамелеона N21 «Цикада сбрасывает свой золотистый кокон» в варианте ухода «в тень», выведения активов в оффшоры и теневой сектор экономики, использования подставных лиц и прочих неформальных договоренностей не позволяют скрыть реальную «систему кровообращения» механизма управления: неформальные центры влияния, групповые и отклоняющиеся интересы. По следу «крови управления» все тайное становится явным. Иллюзией является сокрытие незаконных доходов от государства, партнеров и наемных работников, мимикрия воров под добропорядочных менеджеров или честных чиновников.