Борьба мировых центров | Алексей Вовченко | 18.11.2008 |
После забвения, которому Гражданская война и революция были преданы в киноискусстве 1990-х годов, что было вызвано страхом перед угрозой новой гражданской, наступило пробуждение интереса к этому сложному и во многом еще неизученному периоду Российской истории. Свидетельство тому — фильмы, изредка появляющиеся на отечественном экране в последние годы. Конечно, в них много еще от традиций советского кинематографа с его черно (точнее — красно) — белым взглядом на те страшные события. Просто все перевернулось — белые стали хорошими, красные — плохими. И это было бы отрадно, если бы картины не грешили примитивизмом соцреалистического «искусства» (только перевернутого в оценочных критериях).
Художественное произведение (фильм, роман) об адмирале А.В. Колчаке напрашивалось уже с начала 1990-х годов, когда началась массовая публикация материалов об этой незаурядной исторической личности. Решительный и хладнокровный, удивительно храбрый флотский офицер, талантливый ученый — исследователь Арктики, один из крупнейших деятелей Белого движения, и, наконец, человек тонкой благородной души и высокой культуры. Таким он предстал перед отечественной читающей публикой в своих письмах к Анне Васильевне Тимиревой (Книппер), опубликованных в 1990-е гг. отдельной книгой с красивым названием — «Милая, обожаемая Анна Васильевна». Казалось бы, вот она — панацея от ужасов и мерзостей большевизма; вот путь, по которому должна была пойти Россия после того, как революционный переворот 1917 года стал данностью. Однако, не нужно быть историком, чтобы осознать, — спасения Российской империи не произошло, поход на Москву соединенных Белых армий не состоялся (во многом благодаря предательским действиям чешских батальонов и эсеров), сам адмирал Колчак был предан «союзниками» (в лице французского генерала Жанена) и убит большевиками. Ответов на вопрос «почему это произошло?» существует великое множество. И историки-специалисты, и размышляющие на исторические темы интеллигенты находят массу обстоятельств и причин, объясняющих поражение А.В.Колчака и его правительства.
Но почему-то никто, даже из авторов православных и церковных, не задумался над тем, каким странным титулом удостоил себя адмирал. «Верховный правитель России» — ведь это звучит как узурпация высшей государственной власти, которая адмиралу Колчаку легитимно никак принадлежать не могла. Ведь не присваивали себе подобные титулы нижегородский мещанин Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, являвшиеся, безусловно, в свое время спасителями Отечества. Да и в европейской истории — Жанне д’Арк тоже не приходило в голову наречь себя каким-то подобным образом.
Возлагать на себя разнообразные титулы (вместе с регалиями) любил совсем другой исторический персонаж, считавший себя как минимум спасителем Франции и повелителем Европы — Наполеон Бонапарт. Конечно, Александр Васильевич Колчак не был одержим манией величия, не мечтал о всемирном господстве, как пресловутый «император Франции», и, являясь русским патриотом, жизнь свою был готов положить за спасение страны от большевистского ига, но — объективно — стал примером того, как опасно государственному мужу шутить со словом!
Как человек, воспитанный в Православии, он не мог не знать, какими словами открывается Евангелие от Иоанна. Не в этой ли духовной проблеме коренятся все те трагические стечения обстоятельств, которые привели адмирала к поражению и смерти?
Надо признать, что в фильме «Адмиралъ» (режиссер Андрей Кравчук) прокручены более или менее пропорционально все основные события из жизни Александра Васильевича Колчака (в его роли — Константин Хабенский), за исключением, наверное, арктических исследований. Здесь и участие в сражениях с германскими военными кораблями, и морское минирование, и назначение в 1916 г. на должность командующего Черноморским флотом, показанное как благословение самого Государя Николая II. Кстати, при всем уважении к таланту и личности Николая Петровича Бурляева, в роли последнего российского самодержца он не смотрится; помимо полного физиогномического несходства, играет Н.П. как будто не монарха, а старчествующего батюшку из 1990-х годов.
Пытается внешне копировать адмирала Константин Хабенский, иногда это у него удается — как, например, в сцене разоружения офицеров, когда Колчак спокойным и твердым «Пошли вон!» удаляет революционных активистов из своей каюты, а затем организует построение команды на палубе с последующим разоружением, сам же «сдает» свою наградную адмиральскую саблю морской стихии.
Гораздо ближе к оригиналу выглядит генерал Владимир Оскарович Каппель в исполнении Сергея Безрукова. Жутковато снята атака каппелевцев, без патронов идущих в штыковую на пулеметные позиции красных. Это отнюдь не пародия на «психическую атаку» из советского фильма «Чапаев», а что-то из области реальной и страшной истории.
И уж менее всего напоминает Елизавета Боярская А.В. Тимиреву, воспоминаниями которой нам и представлено все это историческое действо. Фильм начинается и заканчивается сценой съемки бала из «Войны и мира» на «Мосфильме» в 1960-е годы. Именно там работала тогда дочь русского дирижёра, директора Московской консерватории Василия Ильича Сафонова — Анна Тимирева (во втором замужестве — Книппер), ставшая последней любовью адмирала Колчака. Любовью возвышенной, страстной и преступной (адюльтер!), которую она пронесла в себе через всю свою жизнь, наполненную лагерными страданиями и скитаниями по России.
Согласно фильму, от участия в массовке при съемке бала Анну Васильевну отстранили в последний момент («контрреволюционерка», «любовница злейшего врага революции», — нашептывал на ухо режиссеру бдительный «киновед» в штатском). Замечательна при этом фраза мосфильмовского режиссера (С.Ф. Бондарчука?): «Где же я еще возьму такие лица?!» Действительно, найти «такие лица» среди современных людей очень непросто. Революция и все последующие события сделали свое черное дело.
И невиновна красивая, внешне слегка напоминающая Анджелину Джоли актриса Лиза Боярская в том, что она — не Анна Васильевна Тимирева. Видно, что ей понравилась та роковая женщина, что очень хотелось ее сыграть. Но — Станиславский в таких случаях говорил: «Не верю!»
И все же, фильм заслуживает самых добрых слов уже потому, что на отечественном экране впервые в истории стали появляться настоящие герои той далекой от нас Гражданской войны. Не мифические «красные дьяволята» с не менее фантастическим Чапаевым, а подлинные патриоты Российской державы, такие, например, как В.О. Каппель. И адмирал Александр Васильевич Колчак, несмотря на все свои жизненные и политические грехи, — один из них.
http://www.win.ru/civil/953.phtml?PHPSESSID=8faf7a558a079f2b5a5548b4470ebaa8