Одна Родина | Николай Головкин | 17.11.2008 |
Издательство «Патент» (Украина, Закарпатская область, Ужгород) выпустило книгу «Мармарошская святыня: очерки истории Грушевского монастыря». Ее автор — диакон Александр Монич, клирик Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, выпускник Московской духовной академии, кандидат богословия, доцент кафедры теоретического и аналитического богословия Ужгородской богословской академии.
***
Монастырь во имя святого Архистратига Михаила, основанный в Х веке в селе Грушево Тячевского района Галицкой епархии, со времен святых равноапостольных Кирилла и Мефодия является оплотом Православия. Это одна из самых древних и самых загадочных обителей Подкарпатской Руси.
История обители, изложенная в книге «Мармарошская святыня: очерки истории Грушевского монастыря», теснейшим образом переплетается с историческими судьбами народов древнего Мармароша — русинов и румын. Ныне одна часть этого православного края относится к Украине, другая — к Румынии.
Диакон Александр Монич собрал в этом уникальном издании документальные свидетельства о Грушевском монастыре. В приложении к основному тексту исследования опубликованы более тридцати архивных документов. Эти материалы впервые вводятся в научный оборот.
Вступительные статьи к книге, написанные двумя профессорами и священниками — иереем Александром Гуком и протоиереем Виктором Бедем, посвящены становлению православного монашества в Подкарпатской Руси.
***
Святая обитель в селе Грушево просуществовала почти 800 лет. Древней ее считали еще. в 1391 году, когда константинопольский Патриарх Антон предоставил монастырю привилегию самоуправления. И обитель получила право осуществлять духовное управление на Мармарощине.
Окончательному разрушению монастырь на территории тогдашней Австро-Венгерской монархии подвергся в 1670 году в результате нападений турок.
Это разрушение буквально стерло его с лица земли. Тогда иноверцы заживо похоронили под руинами 500 послушников.
Археологи всего мира долгие годы пытались найти его руины.
***
Совсем недавно монашеская жизнь в монастыре стала возрождаться. Несколько иноков поселились в построенных в пределах древней обители келиях. Ими же был построен здесь небольшой храм, где уже проходят службы.
Монастырь стоит на горе, на самой границе с Румынией.
Сначала здесь не было ни отопления, ни воды. По словам монахов, все это — мирская суета. Такие пустяки, говорят они, легко преодолеть, когда вверяешь себя Божьей воле.
Рядом живут сектанты. Они не позволили монахам пользоваться их колодцем, едва ли не с оружием набросившись на них. Тогда по молитве монахов прямо под фундаментом храма забил родник. Вода в нем имеет целебные свойства.
Село Грушево богато чудесами. Одна пожилая женщина, жившая в доме, построенном на землях разрушенного монастыря, принесла в храм близлежащего города Кривея подарок — плащаницу. Святыня пылилась на чердаке долгие годы. Ей было не меньше 150 лет. Священник поставил «святое полотно» в раку на почетном месте в храме. Изображение на нем было очень бледным от ветхости. Под правым оком Христа виднелся след, как будто бы от слез. И вдруг плащаница стала чудесным образом обновляться: цвет становился все более насыщенным, а на изображении приоткрылись закрытые прежде глаза Христа. Плащаницу отвезли в Киево-Печерскую Лавру, чтобы красиво обшить. Чудотворной святыне пришли поклониться тысячи людей.
В 1997 году местный житель спилил старую иссохшую яблоню, которой было около 150 лет. И начал колоть на дрова. Взяв полено, он изо всей силы ударил его топором, но не смог расколоть. Повернул другой стороной — и опять ничего не получилось. С третьего раза полено раскололось, а на его разломах виднелись кресты.
Мужчина сразу же отнес полено в сельский храм. На Рождество кресты стали мироточить. К этой святыне приезжали люди со всей Украины и исцелялись. Бесноватые не могли к ней приложиться, кричали и бились.
Два года кресты мироточили постоянно, потом время от времени, а последнее время и вовсе перестали. Монахи видят в крестах знамение свыше, посланное для того чтобы начать возрождение Грушевского монастыря. А теперь, когда монастырь возрождается, чудо прекратилось.
Но на этом чудеса с яблоней не закончились. На пне от срубленного дерева проявились образы Тайной вечери — Спасителя с чашей и 12 апостолов. К сожалению, эти образы со временем потускнели и исчезли.
***
В 2007 году монахи обнаружили на полутораметровой глубине часть каменного фундамента, обломки древних стен, на которых чудом сохранились остатки фресок, осколки керамики и нетленные останки монахов-русинов, погибших во время монгольского нашествия в XIII столетии.
«Один из монахов, мощи которых мы нашли, — рассказывает иеромонах Петр, — был высокого чина. Останки были аккуратно сложены. Но кости были желтые — это говорит о святости этих людей и этого места».
Обо всех находках сразу же сообщили археологам во Львов. Однако украинские археологи вместо помощи обвинили монахов в нарушении закона об археологическом и культурном наследии и пригрозили уголовной ответственностью — дескать, раскопки производились самовольно.
«Монахи поступили как черные археологи. Нарушили 6 законов Украины об охране памятников. Они же не знают, как обращаться с находками. Мы этого просто так не оставим», — заявил директор Закарпатского филиала археологической службы Александр Бандровский.
Семидесятилетний настоятель Грушевского монастыря отец Стратоник уверяет, что находкам вреда не причинили. Их аккуратно сложили в деревянные ящички и спрятали от солнца. К тому же монахи неоднократно обращались за помощью к археологам. Но те от исследований отказались. Не нашли средств на раскопки. «Мы наткнулись на древний фундамент, — говорит архимандрит Стратоник. — Археологи за это нас благодарить должны, а не обвинять. Мы не раз к ним обращались за помощью, но даже когда начались раскопки, они велись не там. А нас сам Господь вел к нужному месту».
Грушевский монастырь, на протяжении веков бывший твердыней Православия в Подкарпатской Руси, служил также центром книгопечатания. Во время раскопок монахи нашли четыре богословские книги и «Букварь» карпатских иноков.
«Мы предполагаем, что здесь существовала первая славяно-русская типография, где издавались книги еще до появления на Руси первого „Букваря“ Ивана Федорова. Есть источники, свидетельствующие о том, что в подвалах монастыря работали святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Это настоящий переворот в истории!» — говорит один из монахов Грушевского монастыря, иеродьякон Венедикт.
Возраст находок в древнем монастыре подтвердили ученые Ужгородского и румынского Бая Маре университетов.
И хотя Священный Синод Украинской Православной Церкви Московского Патриархата дал благословение на продолжение раскопок, они законсервированы: у археологов по-прежнему нет денег.