Правая.Ru | Александр Елисеев | 13.01.2006 |
1. Информационный Голем
Нонконформисты всех мастей (и правые, и «левые») обличают пресловутую «Систему», которая имеет разные «ипостаси» — либеральную, коммунистическую и т. д. Совершенно обоснованно считают, что она подавляет личность (если не репрессиями, так потребительством и масс-культурой).
Система, противостоящая личностному началу неизбежно должна сама иметь какие-то атрибуты личности. Она не есть просто совокупность личностей, достаточно абстрактное множество, но и в некотором роде сама является личностью. В противном случае ей никогда бы не удалось одержать таких побед над выдающимися монархами, пророками и героями. Для этого нужен некий единый разум и некая единая воля.
Система — это своего рода личность, но только это нечеловеческая «личность», которая в то же время обретается в нашем, человеческом мире. Об этом странном и страшном разуме много написано в любопытнейшей книге М. Калашникова и Сергей Кугушева: «Третий проект. Точка перехода». Ничуть не боясь шокировать читателя, они заявляют:
«Сегодня есть то, что гораздо сильнее, эффективнее и страшнее „мирового правительства“ и „жидомасонского заговора“ — громадный нечеловеческий разум-рой, организм-сообщество. И Он сейчас ведет войну на порабощение рода людского. Новую мировую войну. Не говорите нам, что нас уничтожает Запад: единого Запада больше не существует. Как и единых США. Страны, политики и игроки старого, привычного нам порядка — лишь игрушки в руках Голема». По мнению авторов, этот разум был создан усилиями умелых преобразователей реальности. Он бесплотен и представляет собой именно информационный субъект. Данный субъект повелевает целым сообществом людей, каждый из участников которого является всего лишь «клеткой» этого ужасного организма. Судьба таких клеток не очень- то занимает ИС, который при нужде обильно жертвует своей агентурой. Цель ИС — создание «минус-цивилизации» («суккуб-цивилизации»), этакого античеловечества, основы которого видны уже сегодня на примере западного мира".
Вывода авторов кажутся фантастическими, однако они вовсе не лишены логики. В самом деле, разве не очевидно, что многие структуры ведут себя именно как личности? Кроме того, вовсе не случайно желание людей придать какой-либо структуре личностные свойства, найти у нее ум, волю, характер. Можно, конечно, сказать, что это игра ума (точнее даже умов), однако нельзя отмахиваться от того факта, что указанная игра слишком серьезна. Ведь все прогрессивные революции основаны на обожествлении, а, следовательно, и персонификации разных множеств — нации, народа, трудящихся и т. д. За всем этим, безусловно, должна стоять какая-то конкретная реальность. Ею и является ИС.
Представляется, что лучше всего суть «нечеловеческого разума» характеризует слово «Голем». Согласно каббалистическим преданиям, Голем — это существо, созданное человеком из глины. Он живет, но не имеет души, лишь напоминая человека. Можно сказать, что Голем находится в том состоянии, в котором находился Адам до того, как Бог вдохнул в него душу живую. Иными словами, это псевдоразумное существо.
Голем, он же — информационный субъект, не может быть разумным. Утверждать это — значит признать за тварными существами (людьми или демонами) возможность создавать разумную жизнь. Получается, что они ничем не отличаются от Бога. Из этого можно сделать только два вывода — либо тварь и есть Божество, либо само Божество тварно. Собственно говоря, так и поступают Калашников и Кугушев:
«Высшие силы — это то, что религия называет Богом, эзотерика — Универсумом, наука — семантическим континуумом или информационно-морфологическим полем, биокомпьютером и т. д. Мы же считаем их высшим контуром психэ».
Но такая позиция резко расходится с христианской метафизикой, которая отделяет Творца от творения. (К тому же из виду упускается одно, весьма известное существо, которое очень похоже на Голема, но в отличие от него обитает в тонком, потустороннем мире. Христианство и другие «авраамические» религии отлично знают об этом существе, именуя его сатаной (Люцифером, Иблисом). Данное существо тесно связано с ИС, хотя и не тождественно ему.)
Другое дело, «разоблаченный» Голем может быть псевдоразумным существом, которое только имитирует разум. Однако любая имитация предполагает и наличие некоторой реальности. Так, умело сделанную подделку очень сложно отличить от оригинала. Поэтому, при известном раскладе на ней можно сколотить солидное состояние.
Также и с Големом. Он не разумен, но может выполнять ряд функций разумного человека, причем с такой силой, на которую сами люди не способны. Его можно сравнить с гигантским Роботом, который существует в рассеянном виде, на очень тонких уровнях организации материи. Важнейшей здесь, конечно, является информационная компонента, хотя сам Голем имеет и более явные, вполне зримые уровни. Этими уровнями являются пресловутые структуры, в которых личность низведена до положения элемента в системе. Одним из ярких примеров такой структуры можно смело считать транснациональные корпорации (ТНК) с их нивелированием человеческой личности.
Когда мы говорим — «структуры», то имеем ввиду не столько какие-то отдельные структуры, но Структуру как таковую. Взаимосвязь элементов является чем-то вроде кровеносной системы, поддерживающей существование Голема. Системы заставляет элементы существовать не ради себя или чего-то, находящегося во вне Системы. Они должны жить только ради самой Системы, быть всего лишь элементами, то есть простейшими частицами. Для этого и существует структура, которая замыкает элементы друг на друге, не дает им устремляться вовне.
Голем вырос именно из Структуры с ее подавляющей интегральностью. Чем сложнее становились разнообразные структуры, тем большая осмысленность за ними возникала, и тем более личностной становилась сама Структура. Сегодня она сильна как никогда, хотя о ней догадывались и ранее. Это ее имели ввиду гностики, когда говорили и глупом и злом демиурге, который выглядел у них этаким космическим болванчиком. Они совершенно верно определяли суть это существа, однако совершенно зря приписывали ему создание этого мира. Наш мир создал Личностный и Потусторонний Бог — Творец. И он создал его совершенным. Мир был искажен — по воле людей, которых соблазнил Враг (Люцифер, Сатана). И только после этого возник Голем, находящийся внутри структурности всех вещей и существ. Именно он и является Системой. Эта система, в известном плане, «творит» мир, ибо активно и целенаправленно воздействует на него. Однако эту творческую активность нельзя поставить на одну доску с творческой активностью по-настоящему разумного существа.
Как мы уже определили, в определенном плане Голем разумен. Он живет по своей логике, но это очень странная логика. В ней больше от логики падших духов, чем от логики людей, пусть даже и самых злых людей. Как известно, демоны есть полное зло, а такое зло представляет зло и для самого себя. Они постоянно вредят и друг другу, и своей агентуре на Земле. Показательно, что разного рода либертарии и люцифериты очень часто кончают жизнь самоубийством, сходят с ума, спиваются, деградируют в результате употребления наркотиков. Особого разговора заслуживает уничтожение революционерами самих революционеров в ходе борьбы за власть. Знаменитое выражение: «Революция пожирает своих детей» как нельзя лучше характеризует всю вредоносность зла для самого же себя.
Голем и его сообщество вносят свой вклад в борьбу зла со злом. Они делают замыслы сатаны еще более абсурдными, а его проекты превращают в абсолютно провальные. Безусловно, все потрясения и преобразования, инспирированные Врагом, приносят огромные несчастия людям (причем и тем из них, которые сами служат Врагу). В этом плане они вполне достигают своей цели. Но при этом основная, стратегическая цель — установление люциферического Нового мирового порядка (НМП) — остается недостижимой. И тут особенно показательна история XX века, причем именно российская история.
2. Голем в русской истории ХХ века
В феврале 1917 года, при живейшем участии масонских лож, был свергнут Император Николай II. В России утвердилась либеральная демократия. Казалось бы, подрывные силы достигли огромного успеха, полностью включив Россию в сферу своего влияния. Однако уже через несколько месяцев либеральная буржуазия выпускает власть из своих рук, а ее подхватывают большевики. Они выводят Россию из войны с Германией и начинают искоренять прозападную буржуазию (вместе с такой же демократией).
В 20-е годы большевики вводят НЭП, чем создают возможность для реставрации капитализма. С прозападных и антирусских позиций выступают как левые (Троцкий), так и «правые» (Бухарин). Условия для подчинения России вновь налицо. Но вдруг невзрачный аппаратчик Сталин переигрывает и тех, и других. Он делает ставку на форсированную индустриализацию и экономическую независимость.
Тогда прозападное лобби продвигает на пост наркома иностранных дел М. М. Литвинова, убежденного сторонника союза с Англией и Францией против России. По инициативе этого лобби СССР вступает в договорные обязательства с Францией и ее марионеткой Чехословакией, настаивает на создании антигерманской системы «коллективной безопасности». Однако в 1939 году, накануне мировой войны. Сталин добивается отставки Литвинова и заключает договор с Германией. Тем самым он добывает для России два года мирной жизни, в ходе которой СССР хоть как-то подготовился к войне.
Но в 1941 году Гитлер, науськиваемый международной олигархией, все же нападает на СССР. Расчет делался на то, что обе страны измотают себя в противоборстве так, что сдадутся на милость истинным победителям — западным демократиям. Тогда создание нового мирового порядка стало бы делом решенным. Но Сталин сумел разгромить Гитлера и отклонил все послевоенные притязания запада. Более того, он только укрепил державу и запустил перспективные проекты национального развития (так решение об освоении космоса было принято еще при жизни Сталина).
Инерция от сталинского рывка сохраняла страну еще в течение 38 лет после его смерти. Но и даже и крушение СССР не привело к установлению НМП. А ведь все уже было к этому готово. В 60−70-х годах очень большую силу взяли сторонники так называемой «конвергенции», то есть объединения капиталистической и социалистической систем под эгидой наднациональных органов координации (мирового правительства). Этой идеи придерживались американские мондиалисты, типа Киссинджера, и советские диссиденты, типа Сахарова. А в 80-х годах (явно, а тайно — намного раньше) эту теорию взяло на вооружение и партийное руководство во главе с Горбачевым, опирающимся на идеологов «нового мышления» в лице Арбатова, Шахназарова и других либеральных партийцев социал-демократического толка.
Но горбачевский «демократический социализм» потерпел полный крах, причем произошло это накануне подписания Ново-Огаревского договора, который был чреват расколом России по сахаровскому сценарию. Договор предполагал придать статус союзных республик автономиям РСФСР. Если бы этот проект был реализован, то на месте СССР и России возникла бы рыхлая конфедерация, состоящая из нескольких десятков «суверенных республик». Но к власти пришли совсем уж вульгарные демократы, который похоронили идею конвергенции, навязав стране дикий капитализм. При этом они развалили уже и так почти разваленный СССР, зато Россия сохранила свое единство, оставшись в качестве предполагаемого ядра будущей Империи. Есть мнение, согласно которому тонкие замыслы конвергенционалистов были сорваны усилием правого крыла республиканцев США, не желавших особо вникать в эти тонкости.
Сегодня мир стоит еще дальше от мирового порядка, чем в 1918 или 1945 годах, хотя все условия для его космополитического объединения в лице ТНК и многообразных мондиалистских структур вроде бы налицо. Однако это объединение может произойти только через хаос, который полностью устранит из игры КНР, исламизм, ЕС, США и Россию, то есть демонтирует все центры силы. И этот хаос обещает принести гораздо большие разрушения, чем вторая мировая война — хотя бы уже потому, что нынешняя техногенная обстановка грозит всемирной катастрофой. А НМП может родиться только из жуткого хаоса, иначе он никому будет не нужен. Понятно, что этот хаос, как бы ни просчитывали его последствия мозговые центры мондиализма, будет разрушительным и для международной олигархии. Она рассчитывает укрыться в каких-нибудь оазисах спокойствия, однако это невозможно — благодаря, во многом, именно ее усилиям, мир стал очень тесным и проницаемым. Таким образом, НМП, если он и установится в ближайшее время, станет очень нестабильным и кратковременным образованием, как об этом и сказано в Библии, которая отводит правлению Антихриста всего лишь 42 месяца (три с половиной года).
Но международная олигархия может и быть побеждена, обуздана — по крайней мере, на какой-то долгий срок. В этом случае, как очевидно, Голем снова будет в накладе.
Между тем, разнокалиберные конспирологи пытаются представить себе историю нового и новейшего времен (а то и историю вообще) как сплошную цепь победных усилий, предпринимаемых заговорщиками. Тем самым они фактически рекламируют сам Заговор и убеждают других в его непобедимости. На самом же деле этот Заговор дает сбой за сбоем. Голем начинает сложную игру, но не доводит ее до конца. Более того, под конец он упускает ситуацию из виду или же наносит удар по своим. Голем, вместо того, чтобы быть полезным агрегатом, ведет себя как взбесившийся зверь, готовый кусать кого угодно. Что ж, в преданиях големы выходят из-под контроля своих же создателей и хозяев, представляя для них существенную угрозу.
В то же время Голем не перестает быть опасным. Он никогда не победит в мировом масштабе, но какие-то локальные зоны могут находиться (и находятся!) под его контролем. Поэтому всегда необходимо проверять любое общественное устройство на големичность.
В принципе, любая структура големична, то есть внеличностна и псевдоразумна, но в ней все же могут преобладать традиционные начала. Так, структура, построенная по принципу патриархальной общины, выпадает из-под власти Голема, становясь преображенной после-структурой.
Целое общество тоже вполне может стать такой патриархальной общиной. Но для этого оно должно признать свою вторичность по отношению к иному институту — Государству.
3. Царская власть как альтернатива диктатуре Голема
Здесь необходимы особые пояснения. Обратимся к работе Гейдара Джемаля «Революция пророков», в которой он обращает внимание на метафизический статус современного общества. Несмотря на кажущуюся свою профанность, нынешнее общество вполне сакрально. Только речь идет о специфической сакральности. В отличие от прежней, «натуральной», «варварской» общины оно представляет собой нечто вроде абсолюта, который давит на человека и растворяет его в себе. По большему счету, социум — это проекция иной реальности — Высшего Существа.
Это Существо и есть Абсолют языческих религий, который раскинулся между землей и небом. С ним можно слиться и тем самым попытаться созерцать «небо без звезд».
Так вот, современное общество есть как бы продолжение Существа на земле, оно как бы воплощает его, хотя Джемаль прямо и не говорит, что перед нами одна и та же сущность.
С известными поправками теорию Джемаля можно взять на вооружение. И в самом деле, сатана выступает своего рода первым пантеистом, отождествившим себя с Богом.
Понятно, что такое пантеистическое Существо крайне заинтересовано в том, чтобы и человек отождествил себя с Богом, точнее с сатаной, который считает Абсолютом именно себя. И в этом направлении проводится огромная работа. Но поскольку реалии потусторонних миров редко доступны органам чувств, то Врагу понадобилось создание некоей сложной, но именно посюсторонней структуры. Ее верхушка скрывается на тонких уровнях земной материи, однако основание вполне себе видно. Это как раз и есть столпы современного общества — ТНК, партии, мафии и т. д. Эти структуры подчиняют себе человека, он растворяется в них, а посредством этого готов уже и к видению, и к соединению с гораздо более тонкими реалиями. Причем данное общество имеет некое подобие личностного разума, что и позволяет ему осуществлять столь эффективный контроль.
Само собой, Люцифер и союзные с ним падшие духи, будучи существами внематериальными, не смогли бы прямо создать такую Систему, существующую в материальном мире. Но они способны подталкивать людей, используя возможность влиять на их души. Поэтому Голем есть совокупное создание нематериальных сущностей и вполне материальных людей. Он родился на пересечении двух онтологически разных, но мировоззренчески единых воль и усилий.
Сам Голем стоит выше всех и всяческих национальных различий. Более того, они ему мешают. Голему нужны безликие «клетки», послушно выполняющую его абсурдную волю. Но национальное предполагает наличие множества человеческих типов, в каждом из которых личность приобретает еще одну особую яркую краску. Еще одну краску дает ей пребывание в сословии, еще одну — в какой-либо региональной ассоциации. Семья — это тоже нечто весьма особенное, это также еще одна краска. Вот почему Голем со всей своей дурной силой пытается ликвидировать данные различия или же свести их на нет.
Единственной альтернативой диктатуре Голема является Монархия. С Единицей, пусть даже и псевдоразумной, может справиться только Единица. Причем поддержку эта противоборствующая Единица должна получать с той стороны, от Бога, от высшей силы. Власть этой Единицы должна быть санкционирована сверху. А человек, черпающий силы в человеческом, обречен — пусть даже это и человек героического склада, бросающий вызов безликому Чудищу. Ведь его големический противник имеет подпитку не только от людей, его насыщают также и инфернальные силы.
Упомянутый нами Джемаль признает, что современное общество возникло в ходе буржуазных модернистских революций, причем, что весьма характерно, в них активное участие приняла не только буржуазия, но и часть жречества — иерократия. (В частности он обращает внимание на революционную активность многих католических священников.) Жрецам было крайне необходимо убрать Монарха и заменить его обожествленным обществом. По его мнению, сам Монарх является неким подобием Высшего Существа, однако на определенном этапе, поклонение Существу в лице Монарха стало слишком тяжелым для жреца. Как очевидно, подобное утверждение нелогично, ведь как раз Монарх и был личностной альтернативой Существу, желающему потерять свою личностность.
Монарх — Личность, в которой подобие Богу выражено в наибольшей степени и которая, в силу этого обстоятельства, имеет статус Наместника Бога. Его правление персонифицирует безликие сообщества, дает им Лик, превращает множество еще и в Единственное. Информационная эпоха предоставляет возможность установить теснейшую и еще невиданную связь каждой личности с Монархом, превратить Государство в настоящую Семью. Вот это устройство станет уже не по зубам Космическому Болвану.
Таким образом, общество, для того чтобы вырваться из-под тирании Голема, должно отказаться от идеи доминирования над государством, перестать ощущать себя неким самоценным существом, имеющим личностную волю и какие-то «божественные» атрибуты. Социуму необходимо признать, что именно государство, а точнее Государь, стоит выше общества и должен управлять им, обеспечивая ему существенную автономию. Причем следует особо подчеркнуть, что речь здесь идет именно о личностном, то есть монархическом государстве, которое и обеспечивает сохранение личности в многообразных (этнических, сословных, региональных и т. д.) сообществах. Безличное современное государство есть, по большему счету, всего лишь функция от гражданского общества. Именно такие государства и устанавливают тоталитарные тирании, которые всего лишь прикрываются идеей этатизма. На самом же деле все тоталитарные государства направлялись именно партиями, которые являются частями общества.
4. Вотан — Голем Гитлера
Против Голема бессмысленно выходить с големическими идеями. Это напрямую касается большинства современных националистов, которые хотят противопоставить космополитизму Голема культ Нации. Как уже отмечалось, нация в их представлении сама выглядит этакой сверх-личностью. На самом же деле таковой личности нет, и мы сталкиваемся всего лишь с пародией на личность, с тем же самым Глиняным Болваном, точнее с одной из его личин (масок) — на этот раз националистической.
Собственно говоря, в истории уже был случай подобного, бессмысленного противостояния. Речь идет о гитлеровском национал-социализме, который бросил Германию в кровавую мясорубку бессмысленной мировой войны. Конечно, очевидно, что этому способствовали самые разные силы, стремящиеся, прежде всего, стравить Россию и Германию. Но без гитлеровской самоубийственной воинственности столкновения можно было бы избежать.
Гитлер тоже исповедовал культ нации, порой доводя его до абсурда. Себя он рассматривал как выразителя народной воли («барабанщик национальной революции»), как орудие некоего промысла. Многие обращали внимание на поведение Гитлера во время массовых выступлений, особенно на его манеру произносить речи. Придумали даже меткое определение — «бесноватый фюрер». Действительно, глядя на орущего и гримасничающего фюрера, дергающегося в конвульсивной жестикуляции, невольно начинаешь думать об одержимости этого человека.
Так кем же был одержим Гитлер? Бесами, как на том настаивают некоторые православные конспирологи? Весьма возможно, в конечном итоге, именно эти «воздушные» создания стоят за всякими кровавыми преобразованиями. Но налицо и одержимость Гитлера големическим информационным субъектом, который явился к нему в своей «националистической» ипостаси. Очевидно, что этот субъект подчинил себе своего избранника и направил его по пути суицидальной агрессии.
А ведь у Гитлера, как несомненно умного человека, наступали проблески разума. Так, в своем письме к Муссолини от 3 января 1940 года фюрер пишет: «Россия после окончательной победы Сталина, без сомнения, переживает отход от большевистских принципов в сторону русских национальных форм существования». То есть мы видим, что вождь Германии на тот момент явно не хочет нападать на России и даже осознает, что она прошла определенную эволюцию в национальном направлении. Но пройдет несколько месяцев, и Гитлер отдаст приказа разработать черный план «Барбаросса». Причем многие наблюдатели сегодня удивляются — как мог Гитлер, настроенный столь мистически и суеверно, назвать этот план по имени императора-неудачника?
А вот еще один пример. В окружении Гитлера находились достаточно разумные люди, понимающие всю гибельность войны с Россией. Они пытались предотвратить ее, а когда столкновение стало фактом, лоббировали идею перемирия. Одним из таких русофилов был Й. Риббентроп — министр иностранных дел Рейха. Именно он сумел в 1943 году надавить на Гитлера с тем, чтобы тот согласился начать переговоры советских и немецких представителей в Швеции. В сентябре 1943 года Гитлер почти уже принял решение о переговорах с Москвой и даже наметил на карте ту демаркационную линию, которая должна была разделить Россию и Германию после заключения мира. Но на следующий день он отказался от своей идеи.
После того, как Муссолини был освобожден из заключения и доставлен в ставку Гитлера, тот все-таки решился договориться с СССР. Но, опять-таки на следующий день, он отменил свое решение, сказав министру иностранных дел: «Знаете ли, Риббентроп, если я сегодня и договорюсь с Россией, то завтра снова схвачусь с ней, иначе я не могу!» Последнюю попытку уговорить Гитлера пойти на мирный зондаж Риббентроп предпринял в январе 1945 года. Ответом ему были слова: «…Не устраивайте мне никаких историй вроде Гесса».
Складывается впечатление, что Голем просто не давал Гитлеру возможности принимать решение самостоятельно. Но до этого фюрер сам сделал свой личный выбор и выбрал себе безличного бога. А сей «бог» поработил его личность.
Немецкий психоаналитик К. Г. Юнг утверждал, что этого бога зовут Вотан (Один). По его мнению, данное германо-скандинавское божество представляло собой один из архетипов, обитающих в пресловутом «коллективном бессознательном». Юнг писал: «Когда Гитлер кричит, то это не кричит не он, в нем кричит Вотан — «коллективное бессознательное».
Вот это бессознательное и захватило сознание Гитлера и большинства немцев, поведя их по самоубийственному пути всемирной агрессии. Впрочем, ведь и сам Один был самоубийцей — он приобрел свои колдовские способности, повесившись на Мировом Древе. Гитлер тоже попытался заполучить какие-то великие знания, только он бросил на Мировое древо не только себя, но и всю свою нацию. Так хотел Голем, который представился экзальтированному националисту под именем Вотана.
5. СССР-Германия: квази-Традиция против сверх-Модерна
Несомненно, гитлеризм, как историческое явление, представлял собой крайнюю форму национализма, однако тут есть свои нюансы. Во-первых, если кто-то подходит к краю, то он уже становится готовым перешагнуть через этот сам край и оказаться в совершенно иной обстановке. Демонтируя разные национальные суверенитеты, Гитлер вольно или невольно выстраивал здание наднациональной империи. Немцам в этой империи отводилась роль господ. Но они, со временем, эту роль неизбежно потеряли бы, вынужденно признав свое равенство с другими народами. А это уже означало бы начало смешения. Любопытно, что Гитлер предчувствовал именно такое развитие событий.
Он говорил Г. Раушнингу, которого, одно время, приблизил к своей особе:
«Конечно, в наш новый класс господ мы будем принимать и тех представителей других наций, которые имеют заслуги в нашей борьбе… Расово-биологическое — это всегда только одна сторона процесса. Мы очень скоро выйдем за рамки нынешнего узкого национал-социализма. Мировые империи возникают на национальной основе, но эта основа очень скоро остается далеко внизу».
По сути, фашизм двигал Европу не назад, как это считают многие наивные прогрессисты, а именно вперед. Даже слишком вперед. Речь шла о создании совершенно нового человека, который имел бы мало общего с европейцем времен Традиции или Модерна. Можно даже сказать, что речь шла не столько о человеке, сколько о преодолении человека. В недрах Третьего рейха вызревал проект создания сверхчеловека, который лишь отчасти был реализован в безжалостных супергероях европейского ордена СС. Планировалось, что дальше будет больше. Сам Гитлер, судя по воспоминаниям Г. Раушнинга, мечтал о каком-то новом человеке, которого предполагал создать посредством мутации. Вообще фюрер просто бредил идеей создания нового существа:
«Новый человек уже живет среди нас! Он здесь! Довольно ли вам этого? Скажу по секрету: я видел нового человека! Он смел и жесток. Я ощутил страх в его присутствии…».
Можно легко понять, что в новом человеке Гитлера было бы уже мало что человеческого. Сверх-Модерн не мог обойтись без идеи человека, что было логическим следствием «движения вперед». Традиция ставила в центр всего мироздания Бога, чьим образом и подобием был человек. Модерн уже выдвигал на первый план человека, которого провозглашал богом. Следующей ступенью «вверх» должно было стать отрицание человека и признание «смерти» Бога. Ницше потому и приводил в восторг нацистов, что додумался «убить» Бога и «преодолеть» человека. То же, что он сошел с ума, никого, особо не волновало, ведь очевидно, что ум сверхчеловека не мог иметь ничего общего с умом людей.
Исследователи отмечают такой любопытный факт. Во время Великой Отечественной войны русских людей поражало то спокойное бесстыдство, с каким солдаты Рейха вели себя перед населением оккупированных деревень. Они могли мыться голыми перед женщинами или справлять перед ними свою естественную нужду. С. Кара-Мурза сделал из этого вывод о том, что немцы не считали жителей завоеванных территорий за людей. Но я бы, в свете сказанного выше, расставил акценты немного по-иному. Немцы, по крайней мере, бессознательно, не считали за людей именно себя. Отсюда и та «сверхчеловеческая» снисходительность, которая часто сменялась «сверхчеловеческим» же гневом.
Очевидно, что вот именно эта нечеловеческая беспредельность приводила и поныне приводит людей в такой ужас при одном только слове «фашизм». Можно, конечно, многое свалить на послевоенную пропаганду, которая порой, действительно, не знала удержу в разоблачении фашизма. Но нельзя же все приписывать одной только пропаганде. В конце концов, если ее воздействие настолько тотально, то людям вообще нечего думать ни о какой свободе. Нет, человечество столкнулось с чем-то предельно чуждым ему, оттого и ужас. Оттого, кстати, и получилось демонизировать фашизм. Значит, было что демонизировать…
В России фашизм воспринимается гораздо тяжелее, чем коммунизм, хотя последний принес нашей стране неисчислимые беды. Это обстоятельство, кстати, до сих пор удивляет некоторых российских «наци"-германофилов, которые регулярно встречаются с враждебностью русских людей. Между тем, русские понимают, что коммунисты выступали за Человека — того самого, который звучит «гордо» и пишется с большой буквы. Россия отвергла их идеи, однако это были человеческие, даже слишком человеческие, идеи. К тому же при Сталине коммунизм подвергся серьезной ревизии и был трансформирован в некий «красный византизм», в рамках которого произошла реабилитация патриотизма и были прекращены на гонения на Церковь.
По сути своей, сталинизм был квази-Традицией, которая сражалась против сверх-Модерна в лице гитлеризма. Идея сверхчеловека это, на самом деле, идея самоубийства, причем самоубийства, сделанного не из отчаяния, но из-за ощущения какой-то страшной силы внутри человека. Эта сила рвется наружу, ей тесен человек, она стремится взорвать его. Богословы отлично знали, что это за сила, которую сегодня стыдливо объявляют то подсознанием, то еще как-нибудь политкорректно. Она приходит из области инферно. Но мы не ставим своей целью написание богословского трактата, наша цель скромнее — увидеть, в каком социальном направлении двигался фашизм. А он двигался в сторону социального суицида.
Гитлер настолько почитал нацию, что видел в ней божество, способное рождать сверхчеловеков. А эти сверхчеловеки должны были уже создать сверхнацию, новую расу «уже не людей». При этом им следовало провести старую нацию через инициатическую смерть, уподобить ее Одину, который повесил себя на Древе.
Надо было пройти через героическую смерть в заведомо обреченной борьбе за мировое господство, чтобы из крови человека родилось бы сверхчеловечество. Вдумаемся: националист Гитлер принес в жертву сверхчеловеческой идее господства свою же собственную нацию! Восстание против космополитического либерализма обернулось дискредитацией правой альтернативы прогрессизму. Это ли не триумф модернизма? И вряд ли кого-то должен смущать тот факт, что сам фашизм апеллировал к историческому величию древних эпох. В прошлом нацисты искали будущее, приписывая разным народам и кастам свое собственное видение человеческого.
Голем сумел погубить Гитлера и пролить моря человеческой крови. Но он так и не смог погубить Сталина, подчинить мир своему сообществу. В этом проявилась космическая ограниченность его космического же могущества.
Однако надо всегда помнить о том, что, отказываясь от идеи человеческого, можно только проиграть. Этот отказ есть солидарность с Големом по главному пункту его «программы». А такая солидарность Богу не угодна.
Вот, к слову сказать, и Калашников с Кугушевым хотят противопоставить злому Голему добрый сверх-разум, Анти-Голема, который будет опираться на все тех же самых сверх-человеков («метагомов»). Что ж, очередная попытка отречения от человека закончится очередным поражением врагов Голема.