Правая.Ru | Владимир Карпец | 15.11.2008 |
Убийство двух иезуитов в самом центре, на Петровке, прямо по соседству со знаменитой Петровкой, 38, имеющие очевидно соответствующую «подкладку», делает и нашу столицу причастной к этой грязноватой теме. Попробуем разобраться и в этом неприятном вопросе, не впадая в скандальные тона и не давая купить себя примитивными объяснениями типа «безбрачие порождает содомию». Существует множество людей, живущих безбрачно, которые содомитами не являются.
«Сексуальные скандалы», вот уже несколько лет изнутри попаляющие Римско-католическую церковь, докатились и до Москвы. Убийство двух иезуитов в самом ее центре, на Петровке, прямо по соседству со знаменитой Петровкой, 38, имеющие очевидно соответствующую «подкладку», делает и нашу столицу причастной к этой грязноватой теме.
В пятницу 7 ноября Хамовнический суд Москвы дал санкцию на арест Михаила Орехова, 1973 года рождения, задержанного по подозрению в убийстве двух представителей ордена иезуитов («Общества Иисуса»). По заявлению следствия, Орехов сознался в совершении убийства. Задержанный рассказал, что убил иезуита Виктора Бетанкура «на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений» после совместного обильного распития спиртных напитков. Однако, по версии следствия, Орехов не ушел, а остался в квартире, продолжая допивать оставшееся. Когда на вторые сутки в квартиру пришел второй иезуит, Отто Мессмер, Орехов убил и его. Он и после этого остался в квартире до тех пор, пока все не допил.
В ГУВД Москвы рассказали, что житель Тверской области был ранее судим за грабежи, кражи и изнасилование. По информации следствия, сам он зарабатывал на жизнь гомосексуальной проституцией. Задержан был в одном из гей-клубов Москвы.
Уголовное дело по факту убийства священников Отто Мессмера и Виктора Бетанкура расследует СУ СКП РФ по Москве по части 2 статьи 105 УК РФ (убийство двух и более лиц). Эта статья предполагает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 20 лет, либо пожизненное заключение.
Трупы 42-летнего Виктора Бетанкура и 47-летнего Отто Мессмера были обнаружены в ночь на 29 октября в квартире на Петровке, принадлежавшей ордену иезуитов. Оба они умерли от ударов тупым предметом. Виктор Бетанкур, уроженец Эквадора, был монахом ордена, а немец, уроженец Казахстана священник Отто Мессмер служил настоятелем в российском отделении «Общества Иисуса».
Новая версия радикально расходится с первоначально выдвинутой следствием. Дело в том, что уже 30 ноября, как сообщало news.ru, оперативникам удалось выйти на подозреваемого, поскольку в последние месяцы Виктор Бетанкур поддерживал с ним тесные отношения. Однако в последние месяцы Бетанкур сошелся с Отто Мессмером, что вызвало трения с предыдущим знакомым. Все трое будто бы решили выяснить отношения за столом в иезуитской квартире, где позже нашли пустые бутылки и использованные «изделия N2». «Третьим» оказался проживающий в Москве кубинский студент. Обстоятельства, связанные с этим человеком, противоречивы. Нашлись очевидцы, которые утверждают, что видели в понедельник, как от дома на Петровке убегал пьяный латиноамериканец в белой рубашке, запачканной кровью. Где находится сейчас «кубинский студент», не сообщается.
5 ноября московские католики простились с убитыми: более полутора тысяч человек собрались в столичном кафедральном соборе святого Людовика на заупокойную мессу, которую совершил архиепископ Павел Пецци. Тело Виктора Бетанкура будет предано земле в Эквадоре, а Отто Мессмера — в Германии. Оба убитых ранее активно осуществляли в Москве миссионерскую деятельность.
Отто Мессмер вступил в «Общество Иисуса» в Вильнюсе, еще в советское время, в 1982 году, а в 1988 году был рукоположен в священника. В 2001 году принес «вечные обеты» и был назначен настоятелем «Независимого российского региона общества Иисуса». Виктор Бетанкур вступил в орден в 1984 году. Обучался в Аргентине и Германии, докторскую диссертацию защитил в Риме. С 2001 года работал в России, занимаясь подготовкой кандидатов для вступления в «Общество Иисуса», а с 2008 года исполнял функции представителя учредителя при Институте философии, теологии и истории Святого Фомы в Москве.
«Независимый Российский регион Общества Иисуса» был официально зарегистрирован 21 июня 1992 года. К нему принадлежат иезуиты, проживающие на территории СНГ. Они занимаются пастырской работой в католических приходах Сибири, Средней Азии, Украины, Белоруссии, руководят религиозно-культурным центром духовного развития «Иниго» в Новосибирске и Институтом теологии, философии и истории св. Фомы в Москве.
Сам орден иезуитов («Общество Иисуса») был основан в 1534 году испанским дворянином Игнатием Лойолой — первоначально для борьбы с Реформацией в Европе. Члены ордена дают обет прямого безусловного подчинения Папе Римскому. Выступая с непримиримо клерикальных позиций, орден вызвал резкую оппозицию католических монархов Европы (Франции, Испании, Португалии), и в 1773 году был формально упразднен, а затем через сорок лет восстановлен. В настоящее время, наряду с Opus Dei, является главной ударной католической и миссионерской силой Ватикана.
В России иезуиты появились уже во времена Иоанна Грозного, склоняя его к «христианскому единству» и совместной с Европой борьбе против турок и Ислама, но получили отпор. Вторично они появляются в Смутное время в окружении Лжедмитрия I, распространяя аналогичные идеи, а затем в годы раскола, когда они составляли значительную часть никоновых «справщиков». Западнорусское влияние в Русской Церкви во второй половине XVII века также в значительной степени связано с ними: к их числу принадлежали Епифаний Славинецкий и Симеон Полоцкий. Деятельность иезуитов особенно активизировалась при Александре I, однако в 1820 году Император издал указ об их выдворении из России. Они действуют тайно вплоть до 1905 года и вновь исчезают из поля зрения при большевиках, вновь обретая легальность уже после распада СССР.
«И без того странная история обрастает буквально шокирующими подробностями, которые источники в правоохранительных органах пока готовы сообщить журналистам лишь на условиях анонимности, — сообщает Cтрана.ру — Если греховная связь священника и подозреваемого будет подтверждена, это наверняка нанесет сильнейший удар по имиджу католической церкви в России».
Реакция международной католической общественности менялась — от обычной обличительной к удивленно-нейтральной. Если вначале глава берлинских иезуитов Клаус Мертес заявил: «В глубокой тревоге смотрим мы на увеличение числа погромов в России, направленных против христианских организаций», то уже вскоре представитель благотворительной организации Renovabis Йорг Бастен высказал предположение, что убийство не имеет ни религиозной, ни политической подоплеки, а задержанный имел целью ограбление. В свою очередь мать Виктора Бетанкура Мария Луис Бетанкур продолжает утверждать, что ее сына убили выходцы из Латинской Америки, и всячески отрицает причастность кого-либо из русских к преступлению.
Конечно, многое еще предстоит выяснить. Но на один вопрос следствие вряд ли даст ответ: чем вообще вызвана усиливающаяся активность «Общества Иисуса» в стране, где после отделения традиционных католических регионов (Литва, Западная Украина) «римская вера» даже не может являться одной из так называемых «традиционных религий РФ»?
Нравится нам это или не нравится, но всякий вопрос требует ответа. Попробуем разобраться и в этом неприятном вопросе, не впадая в скандальные тона и не давая купить себя примитивными объяснениями типа «безбрачие порождает содомию». Существует множество людей, живущих безбрачно, которые содомитами не являются.
Корни всякого поведения в мiру растут не от мiра. Совершенно прав был о. Павел Флоренский, писавший, что абсолютно все — добавим от себя, от политических до самых тайных, «интимных» вещей — зависят от того, как мы мыслим Пресвятую Троицу.
Само по себе римо-католическое правило безбрачия духовенства, официально принятое только в ХI веке при Григории VII Гильдебранте, на самом деле лишь закрепило определенный «онтологический уклон», который и сейчас продолжает оставаться неизменным.
Владимир Лосский в своих парижских лекциях прямо — полушуточно-полусерьезно — называл католическое прочтение Символа веры (с исхождением Святого Духа не только от Отца, но и от Сына) «гомосексуальным». От очень сдержанного и целомудренного Лосского, казалось бы, такое очень трудно услышать. В чем же здесь дело?
Православно-кафолическая (так следует писать это слово, когда мы говорим о времени до отделения Римской церкви) догматика складывалась в постоянной полемике — и одновременно неизбежном соприкосновении — с гностиками. Одно из древнейших гностических определений гласило: Отец, породивший Сына, соединяется с Ним и от их соединения происходит Святой Дух (см., напр., «Школа Валентина». Фрагменты и свидетельства", СПб, 2002). Легко увидеть влияние такой формулировки на католический Символ).
Интересно, что такое прочтение мы недавно имели возможность видеть в кинематографе — в фильме Александра Сокурова «Отец и сын», причем сам режиссер в одном из своих интервью настаивает именно на теологическом толковании его картины (что мы вовсе, как и сам его фильм, не ставим ему в упрек).
Но само происхождение этого древнего — еще гностического, докатолического — теологумена — в философии Платона. Перед нами — «духовный брак», рождающий «духовное». А.Ф.Лосев так излагал и комментировал учение Платона: «Однополая любовь, и в особенности мужская, — гораздо предпочтительнее. В „Пире“ можно прямо читать такие слова: „Любовь, рождающаяся от Урании, как и она сама, прежде всего, не имеет отношения к женскому полу, а только к мужскому“ <> Я не буду приводить дальнейших цитат. Всякий, кто внимательно читал Платона, приведет их сколько угодно. Все самые вдохновенные, самые „чистые“, самые „платонические“ места о любви и любовном восхождении имеют в виду исключительно общение мужчины с мужчиной» (Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993).
Если добавить сюда особый, свойственный католицизму чувственный образ молитвы (к «Возлюбленному», «Жениху», «Сладчайшему» и т. д.), к сожалению, после XVII века проникшему также и в Православие, то многое вообще становится более чем ясным.
«Теологическая ненависть» к женщине и женскому началу, в которой язычники (от римских императоров до национал-социалистов) обвиняют христиан, в гораздо большей степени относится к католицизму, чем к Православию, где она присутствует лишь тогда, когда оно само находится под явным или сокрытым католическим влиянием (а это, следует признать, вся греческая история после Флорентийской унии и русская после «никоновой справы»). Отсюда и розановские «Люди лунного света», и постоянные слухи о «голубом духовенстве» (временами находящие подтверждение), и. внутренняя тяга многих православных к католицизму, сегодня уже практически не скрываемая. Отсюда в конечном счете и «новый», «православно-католический экуменизм», все более набирающий сегодня обороты на месте прежнего, «православно-протестантского». Но в связи с последним опять-таки можно вспомнить А.Ф.Лосева: «Православие для католичества анархично (ибо чувство объективной, самой по себе данной истины, действительно, в католичестве утрачено, а меональное бытие всегда анархично). Католичество же для православия развратно и прелестно (ибо меон, в котором барахтается, с этой точки зрения, верующий, всегда есть разврат). Католицизм извращается в истерию, казуистику, формализм и инквизицию. Православие, развращаясь, дает хулиганство, разбойничество, анархизм и бандитизм. Только в своем извращении и развращении они могут сойтись, в особенности, если их симбиозировать при помощи протестантско-возрожденского иудаизма, который умеет истерию и формализм, неврастению и римское право объединить с разбойничеством, кровавым сладострастием и сатанизмом при помощи холодного и сухого блуда политико-экономических теорий».