Русская линия
Православие и современность Марина Бирюкова,
Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин)
13.11.2008 

О «культе личности» и лжеблагословениях

Одна из моих знакомых, назову ее Ириной, — человек по природе верующий, однако… Ей постоянно кажется, что Церковь намеренно чего-то ей недодает или что-то очень важное от нее скрывает. И она ищет это, якобы скрываемое, где только может. Впрочем, такое происходит со многими. С теми, на мой взгляд, у кого по каким-то причинам не хватает (будем говорить — пока не хватает) внутренних сил на тот труд, которым только и дается в православной вере плод. Не получая плода, испытывая душевный (эмоциональный) голод, эти люди нередко тянутся к левому продукту, к суррогату. Иначе говоря, они не могут дотянуться до ветки, чтобы снять с нее яблоко, и поэтому ищут падалицу в бурьяне. Увы — рынок этих «червивых яблок» ныне чрезвычайно богат. И упомянутая выше Ира периодически мне сообщает:

— А ты знаешь, что я вчера нашла в Интернете? Есть, оказывается, откровения старцев о конце света… Патриархия знает об этом, но молчит… А в Челябинской области был такой мальчик удивительный, он умер…

По мере своей компетенции пытаюсь объяснить, кто такие в православной традиции старцы, и почему культ личности этого самого мальчика — Вячеслава Крашенинникова, умершего от рака в 1993 году — осужден и отвергнут Русской Православной Церковью; но Ира спорит:

— Между прочим, в самой Церкви тоже единого мнения нет! Книга об этом мальчике издана не просто так, а по благословению…

Действительно, книга Лидии Емельяновой «Бог говорит избранникам своим», изданная в 2006 году, имеет на титульном листе надпись: «По благословению епископа Уфимского и Стерлитамакского Никона». Ниже даже воспроизводится автограф этого архиерея… Однако Епископ Никон известен как самый решительный борец со всевозможными сектантскими и псевдоправославными течениями — для того, чтоб в этом убедиться, достаточно заглянуть на официальный сайт Уфимской епархии. Как мог он благословить издание этой книги?

Звоню в Уфу. Трубку берет секретарь архиерея — священник Валерий Кулинич:

— Мы ужаснулись, когда увидели, что вышло в свет якобы по благословению нашего епископа. Нам на рецензию принесли одно, а в печать пошло совершенно другое…

Итак, благословение сфальсифицировано — в целях роста популярности и расширения рынка сбыта. Забегая вперед: это не единственное фальсифицированное благословение в практике супругов Емельяновых — создателей и распространителей культа «отрока Уральского и Сибирского». Но что представляет собой этот культ, каковы его реальные основы?

Слава Крашенинников из городка Чебаркуля Челябинской области был, вероятней всего, обычным ребенком. Мне трудно ответить на вопрос, создавался ли фантасмагорический культ его личности при жизни мальчика или только после смерти, когда горе матери, Валентины Крашенинниковой, облеклось в экзальтированно-деятельную форму. Вряд ли, однако, такое масштабное и живучее явление — культ «богоданного отрока» — могло быть порождено ею одной. На ее горизонте вовремя появились супруги Емельяновы. Именно благодаря им этот культ отмечен родимыми пятнами явления более масштабного — того, из-за которого в начале ХХI века заговорили о возможности раскола Русской Православной Церкви. Призывы к отказу от ИНН, от новых российских паспортов, пенсионных свидетельств и мобильных телефонов, обвинения в измене Православию в адрес иерархов Церкви, попытки замены священноначалия некими мутными «старцами»… Наконец, диомидовщина. И тут же — Славик. Безвинное дитя, которое и ведать не ведало, что натворят с ним взрослые…

Обладая живым воображением и склонностью к непросвещенному мистицизму, несчастная мать внушила себе, что ее потерянный сын был неким особым человеком, Божьим посланником, пророком и т. д. Можно предположить, что она перебирала в своей памяти детские фантазии Славика и лихорадочно перерабатывала их, придавая особый смысл.

Опустим описание «чудесных явлений», якобы сопровождавших беременность Валентины Крашенинниковой и рождение младенца. Если верить маме, Славик уже во младенчестве начал угадывать мысли, пророчествовать, а в восемь лет поведал маме, что «видит внутренние органы людей, знает, о чем люди думают… знает мысли нашего президента, американского президента… где какие ядерные ракеты стоят и сколько… секретов для него на земле совершенно нет». Мама якобы спрашивала Славика: «У тебя есть враги?» и он отвечал «Да, мамочка! Есть настоящие враги. Это масоны и последователи Мессинга…». Дальше — больше. Славик начинает диагностировать и лечить болезни, сопровождая это проповедями. Вокруг головы у него появляется радужный нимб. Он предсказывает будущее: «Вместо армии создадут бригады быстрого реагирования, которые перед приходом мирового правителя будут любое проявление человеческого недовольства гасить… будет очень много подслушивающих устройств… вода с земли будет уходить, а оставшаяся портиться…».

А вы не знали, что на Луне очень много бесов?.. Что в космос летать нельзя, потому что когда ракета летит из космоса на Землю, она несет на себе невидимые кристаллы, которые задерживаются в одном из слоев атмосферы и там размножаются?.. И вот этот бред выдается за Православие! Славик, оказывается, «до последнего вздоха проповедовал Святую Троицу… умолял людей ходить в храм…». Я сочувствую членам экспертной комиссии, созданной при миссионерском отделе Челябинской епархии «для изучения деятельности религиозной группы, сложившейся вокруг Валентины Крашенинниковой, матери представляемого святым Вячеслава Сергеевича Крашенинникова…». Головы у них после этого изучения болели не меньше, наверное, чем у меня. Вот, однако, вывод экспертов: «То, что предлагается книгами В.А. Крашенинниковой и Л. Емельяновой в качестве откровений „святого отрока“, на деле является эклектической солянкой — смесью древних ересей, суеверий, современной космической фантастики и околоправославного фольклора».

Митрополит Челябинский и Златоустовский Иов в октябре прошлого года обратился к пастве с призывом «отвращаться ложного культа, чуждого духу и учению Христовой Церкви», и напомнил при этом о евангельских словах: Когда взошли всходы и показался плод, тогда явились и плевелы (Мф. 13, 26).

Но легко ли разобраться в этом человеку наивному и непосвященному? В предисловии вышеупомянутой книжки Лидии Емельяновой он читает о том, как раба Божия Лидия ездила в Пензенскую область к своему духовному отцу — старцу Алексию Пензенскому (он же Михаил Шумилин), и этот старец сказал ей, что отрок Вячеслав — воистину от Бога, и благословил написать о нем книгу…

Епархиальные СМИ уже имели случай разъяснить, кто такой этот старец Алексий. В сентябре 2006 года была опубликована рецензия игумена Нектария (Морозова) на книгу уже упомянутого здесь супруга Лидии священника Геннадия Емельянова, который в какой-то момент начал бороться с ИНН, «По вере вашей да будет вам». В рецензии разъяснялось, что человек, именуемый «старцем Алексием Пензенским», никак не мог быть схиигуменом (а именно так его именуют), что рассказ о его хиротонии — это явный вымысел (инвалидность является каноническим препятствием!), и что никакого отношения к Православию культ его личности не имеет — так же, как культ личности Славика. Михаил Шумилин был тяжелейшим инвалидом, и его, видимо, просто использовали в спекулятивных целях. Он умер в 2005 году, и теперь ему поклоняются в так называемой Михайловской обители, противопоставившей себя Церкви и Патриарху; находится эта, с позволения сказать, обитель в поселке Победа под Пензой (бедная Пенза, везет же ей!). Кстати: книга «По вере вашей да будет вам» тоже имеет архиерейское благословение. И тоже липовое. Архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет издание книги о «старце» не благословлял, это достоверно выяснено сотрудниками издательского отдела Саратовской епархии. Кстати, книг о «старце Алексии» уже немало, и на одной из них — «Дорога к старцу» — стоит благословение епископа Липецкого и Задонского. Такого епископа нет; есть епископ Липецкий и Елецкий Никон. Продавцы падалицы перепутали.

Представляют ли подобные вышеописанному «культы личности» опасность для Русской Православной Церкви? Для того чтобы получить ответ на этот вопрос, попробуйте войти в Покров­ский храм пасхальным воскресеньем к вечеру, когда прихожане ждут прибытия Благодатного огня. Я пыталась, мне не удалось. Не только сам храм, но и двор был заполнен людьми. Приверженность нашего народа Православию феноменальна, и это не пафосная фраза, а факт. Но вот к наплывам мути надлежит быть готовыми. То есть критичными, трезвыми и адекватными. Неизвестно, кого нам завтра подкинут, какого «старца» или «старицу», отрока или отроковицу. И чье благословение нарисуют на титульном листе.

Епископ Саратовский и Вольский Лонгин: «Признаки коммерческого культа — налицо»

— В России появилось то, что на Западе уже давным-давно, к сожалению, является реальностью — коммерческие культы. Только в нашей стране они приобрели специфические национальные черты.

Употребляя словосочетание «коммерческий культ» по отношению к почитанию Вячеслава Крашенинникова, маленького мальчика, умершего от тяжелой болезни, хочу подчеркнуть, что не хочу обижать его родных, прежде всего, его маму. Никто не будет спорить с тем, что горе матери, потерявшей своего единственного ребенка, — это трагедия, перед которой можно только умолкнуть. Но если подумать о том, что выросло на этом горе, то признаки коммерческого культа здесь — налицо. Люди, которые спекулируют на беде матери, ее заблуждениях, прекрасно понимают, насколько это выгодно в материальном смысле. Помнится, Рон Хаббард, печально известный создатель дианетики, как-то сказал: «Я хочу основать собственную религию: вот где можно отхватить действительно огромный куш».

Россия — православная страна, люди испытывают доверие к Православию, поэтому многие вновь возникающие религиозные течения выдают себя за православные. Они не решаются открыто объявить себя врагами Церкви. Более того, основатели коммерческих культов псевдоправославного толка действуют так же, как всевозможные экстрасенсы, колдуны, маги, которые завешивают свои комнаты иконами, портретами Патриарха, ставят везде свечи, пользуются якобы святой водой — другими словами, стараются всеми силами подчеркнуть, что они не только не против Церкви, но действуют по ее благословению, чуть ли не являются ее полномочными представителями. Это можно увидеть и в ситуации, которая сложилась вокруг почитания «отрока Вячеслава».

В свое время я ознакомился с посланием митрополита Челябинского и Златоустовского Иова, которое было разослано всем Преосвященным, и убежден в том, что на книгах о «святом Славике» нефальсифицированных благословений быть не может. А то, что создатели этого культа связаны с появлением ореола святости вокруг так называемого «старца» Алексия Пензенского, свидетельствует о том, что они следуют целиком и полностью тезису Хаббарда, который я привел выше. Вся история со «старцем Алексием» — обман, для меня это совершенно очевидно.

В сознании людей сегодня исчезают многие табу: раньше мало кому могло прийти в голову, одевшись в иноческую или священническую одежду, представляться священнослужителем и собирать пожертвования на несуществующие монастыри или храмы. В 1990-х примеров тому было великое множество. Зачастую такими «ряжеными» являлись вышедшие на свободу заключенные, которым на их счастье в колонии построили церковь, где они научились правильно креститься, прикладываться к иконам, брать благословение, читать по-церковнославянски. Выходя, они понимали — таким образом можно прокормиться, надевали рясу и вставали у дверей храма. Проблем при этом не возникало: никто даже подозрительного вопроса не задаст — отношение к Церкви в обществе особое.

Размышляя об успешности коммерческих культов, в том числе — вокруг «чебаркульского отрока», нужно разобраться с таким феноменом массового сознания: почему подобные вещи, которые у верующих людей должные вызывать неприятие, наоборот, пользуются успехом? Отличительная черта сознания многих верующих людей — это жажда чуда, восприятие религии как постоянно длящегося, эффектного чуда. При этом забываются слова Спасителя, сказанные об «искателях чудес»: Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему (Мф. 12, 39).

Чудес ищут, а если есть спрос, то возникает и предложение. Именно в этом причина успешности коммерческих культов.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=5694&Itemid=4


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru