Русская линия
Седмицa.Ru Н. Герасименко,
Я. Зеленина
12.11.2008 

Память св. преподобномученицы Анастасии Римляныни

Анастасия Римляныня

Статья из т. II «Православной Энциклопедии», Москва. 2001 г.

Анастасия Римляныня († ок. 250 или 256), прмц. (пам. 29 или 30 окт., греч. 12 окт. или 13 дек.). Греч. жития А. Р., одно из к-рых составлено Симеоном Метафрастом, относят ее мученическую кончину ко времени имп. Диоклетиана, однако в Минологии Василия II говорится о том, что это произошло в правление имп. Деция или Валериана. А. Р. род. в знатной рим. семье; осиротев в 3 года, воспитывалась в христ. жен. общине, возглавлявшейся старицей Софией. В возрасте 20 лет она была приведена к градоправителю («игемону») Пробу, к-рый много слышал о ее красоте и хотел выдать ее замуж. Исповедав Христа, святая отказалась поклониться языческим богам; в наказание ее нагую выставили перед толпой, затем пытали огнем, растянув между 4 столбов и нанося побои, потом подвергли колесованию. Чудесным образом святая осталась невредимой, тогда Проб приказал подвесить ее и рвать железными крючьями, затем ей отрезали сосцы, вырвали ногти, выбили зубы, отрубили руки и ноги, вырвали язык, после чего А. Р. была усечена мечом. Некий христианин Кирилл во время пыток напоил мученицу водой, за что также был казнен. Мощи А. Р. были погребены Софией и 2 неизвестными христианами.

А. Р. посвящено похвальное слово Никиты Пафлагона (IX в.). Наиболее раннее упоминание в рус. памятниках находится в Месяцесловах Архангельского Евангелия 1092 г. (Л. 137) и Мстиславова Евангелия кон. XI — нач. XII в. (Апракос Мстислава Великого. С. 233). В рус. Минеях служба А. Р. появляется в нач. XV в. (ЯМЗ. N 15 466. Л. 105). В 1-й редакции Пролога житие А. Р. помещено под 12 окт., 29 окт. приводится ее память без жития, где время ее мученичества относится к правлению Диоклетиана (РНБ. Соф. 1324. Л. 20 об.- 22, 39, кон. XII — нач. XIII в.). Во 2-й редакции Пролога под 30 окт. есть сказание о мц. Анастасии Солунской (ГИМ. Син. 244, 247), к-рая тождественна А. Р. В ВМЧ кроме проложного жития помещено мучение Анастасии Солунской (ср.: BGH, N 76z — Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 120−121).

В нек-рых источниках, в т. ч. в 1-й редакции слав. Пролога, смешиваются дни памяти А. Р. и Анастасии Узорешительницы. В связи с тем что невозможно точно разграничить памяти этих мучениц (называемых соответственно Старшей и Младшей), возникают трудности с идентификацией их мощей, изображений и храмов, посвященных им.

П. Б. Михайлов, О. В. Лосева

Гимнография. Часто встречающаяся в Месяцесловах память А. Р. отмечена в большинстве памятников под 29 окт. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 335), в т. ч. в Стишном Прологе Христофора Митилинского XI в. (Там же. Т. 1. С. 425) и списке Иерусалимского Устава XII в. из Синайской б-ки (Sinait. gr. 1096 — Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 32). В др. источниках память А. Р. встречается под 12 и 30 окт., 13 дек. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 317, 337, 383). В Типиконе Великой ц. X в. память А. Р. зафиксирована под 12 окт. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 68).

Согласно разным редакциям Студийского устава — Евергетидскому Типикону 1-й пол. XII в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 302) и Мессинскому Типикону 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 45), 29 окт. совершается служба прп. Авраамию Затворнику и А. Р., причем Евергетидский Типикон указывает службу с Аллилуия, а Мессинский — отпустительные общие тропари обоим святым, т. е. службу 2 святым без знака (см. Знаки праздников месяцеслова). Первопечатный слав. Типикон 1610 г. и Типикон, употребляемый ныне в РПЦ (Типикон. Т. 1. С. 233), также предписывают совершение 29 окт. службы 2 святым без знака.

В печатных богослужебных греч. и слав. Минеях, употребляемых в наст. время, помещена служба А. Р. с каноном Иосифа 8-го гласа, указанным уже в Евергетидском Типиконе. В том же Типиконе указан корпус стихир на Господи воззвах, помещенный в греч. печатной Минее и отличный от стихир, находящихся в слав. печатной Минее. Общий тропарь мученице «Агница Твоя Иисусе», находящийся в слав., но отсутствующий в греч. печатной Минее, указан в Мессинском Типиконе. В греч. печатной Минее по 6-й песни канона утрени помещен стишной синаксарь А. Р. под 12 и 29 окт. (Mhna‹on. 'Oktebrioj. S. 127, 298).

Ист.: BHG, N 76x-78e; PG. 105. Col. 336−372 [похвальное слово Никиты Пафлагона]; ibid. 115. Col. 1293−1308 [житие Симеона Метафраста]; ActaSS. Oct. T. 12. P. 520−528; ЖСв. Окт. С. 593−602.

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 446; QHE. T. 2. S. 564−565.

О. В. Венцель

Иконография. В визант. и древнерус. искусстве А. Р. и вмц. Анастасия Узорешительница имеют общую традицию изображения. Наименование Римляныня сохранилось в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 110, 976−1025); Минологии 3-й четв. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 263v;); Минологии 2-й пол. XI в. (Vindob. Hist. gr. 6. Fol. 2v); Минологии посл. четв. XI в. (ГИМ. Греч. 175. Fol. 226v); в ц. Архангелов в Вуларионе (Греция), XII в.; ц. Св. Софии в Охриде (Македония), 40-е гг. XI в.; ц. Созонта в Гераки (Еракион, Греция), XIII в.; на псковской иконе «Святая Анастасия, с избранными святыми», нач. XVII в. (ПИАМ). А. Р. могла изображаться в монашеском облачении: мантии, схиме, как, напр., в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 83 об.); в двусторонней таблетке «Минея на октябрь», сер. XVII в. (НГХМ); на иконе «Преподобная Анастасия, священномученик Власий, мученики Флор и Лавр», XVIII в. (ЦМиАР), возможно, представлена прп. Анастасия Патрикия. В Строгановском лицевом подлиннике, посл. треть XVIII в., под 29 окт. рядом с образом А. Р., держащей в правой руке сосуд, указано: «Ри (з)[а] ла (з)[орь], испод кенова (р)[ь] збелиломъ». На гравированных святцах Г. П. Тепчегорского, 1713−1714 гг., святая представлена с крестом и пальмовой ветвью в руках. В описи 1680−1681 гг. Благовещенского собора Московского Кремля упоминается ковчег с частицей мощей А. Р.

Лит.: Строгановский подлинник. 29 окт.; Евсеева. Афонская книга. С. 221, 246, 260; Христианские реликвии. С. 114.

http://www.sedmitza.ru/text/519 054.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru