Русская линия
Седмицa.Ru Сергей Путилов12.01.2006 

Иса бен Мариам

Иерусалим, Золотые ворота
Иерусалим, Золотые ворота
Громадные «Золотые ворота» в восточной стене Старого города Иерусалима, через которые Христос вошел в город на роковую Пасху, уже много столетий не действуют. И вот почему. По еврейскому преданию, именно через них должен войти в город Мессия — «Машиах» (евр.), которого иудеи продолжают упорно ждать, отвергнув истинного Сына Божия.

Завоевав Иерусалим, турки-османы узнали об этой легенде, и из опасения, что «еврейский Мессия» изгонит их из города, в 1536 году заложили Золотые ворота камнями. Так уже много столетий они и стоят — замурованные, увенчанные мощной зубчатой башней наверху. Никто не может ни въехать, ни выехать через этот самый большой, но бездействующий вход в Иерусалим. Так исполнилось пророчество Иезекииля: «Ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими; ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (Иез.44:2). Что касается мусульман, то они, как известно, ждут второго прихода «своего» Мессии Исы бен Мариам (Иисуса сына Марии) совсем в другом месте — в Дамаске.

Завоевав в VII веке Палестину, арабы-мусульмане отобрали у христиан много святынь, связанных с почитаемым ими Исой бен Мариам. Так, один из отпечатков стопы Господа был перенесен с места Его Вознесения на Елеонской горе в знаменитую мечеть Омара. Но есть единственный уголок в Святой Земле, где не найти и следа мусульман, это — Голгофа и Гроб Господень. Обе святыни расположены на территории иерусалимского храма Воскресения Христова — центра христианского мира. Подобное невнимание вполне объяснимо. Ведь Коран отрицает главное, ради чего Иса бен Мариам и пришел в этом мир. А именно — Его смерть на кресте во искупление человеческих грехов и радостное Воскресение! Мусульмане верят, что Иисус якобы не был распят, а был живым взят на небо. Там Он будет находиться до Судного Дня, накануне которого вновь спустится на землю.

Еще одно коренное расхождение, вырывшее пропасть между Христианством и исламом, заключается в отрицании мусульманами Божественности Христа. Для них Иса хотя и великий пророк, но все же просто смертный человек. Более того, самым большим грехом («ширк») в исламе является возведение кого бы то ни было, а значит и Иисуса, в ранг, приравнивающий его к Творцу. Почитание христианами Христа Сыном Божиим расценивается мусульманами как «многобожие» («мушрик»), заслуживающее вечного пребывания в «джяханна» (аду).

Иисус упоминается в Коране в 15 сурах (частях), в 93 аятах («аят» — минимальная единица коранического текста). О Нем говорится как об ал-Масихе, то есть Мессии, причем последнее слово употребляется не как титул, но как личное имя: «…имя которого ал-Macуx Иса бен Мариам» (Коран, 3:45). Отметим, что слово «Христос» пришло к нам из греческого текста Нового Завета. Оно является переводом еврейского слова «Машиах». При переводе же Нового Завета на арабский, включая фрагменты, использованные в Коране, «Христос» было переведено, как «ал-Масих», что и значит, как и «Машиах» в еврейском, «Помазанник». Кроме того, Иисус называется в Коране «абд Аллах» («раб Аллаха»), «расул Аллах» («посланник Аллаха»), «Салих» («праведник»), «Калима» («Слово») Аллаха, «каул ал-хакк» («речение Истины») и т. д. Ему было ниспослано откровение — «Инджил» («Евангелие»). Образ Иисуса занимает в Коране особое место. Он отнесён к «приближенным» («маккаррабун») Аллаха (3:45), что давало некоторым мусульманским теологам повод говорить о Его наполовину ангельской природе. Наконец, Иса не умер, как все обычные люди, но был живым вознесен на небо (4:157). Честь, которой в исламе не удостоился даже «печать пророков» — Мухаммад!

В целом, об Иисусе в Коране говорится как об одном из великих пророков, втором по значению после Мухаммада и стоящих в одном ряду с Адамом, Нухом (Ноем), Ибрагимом (Авраамом), Мусой (Моисеем). А по количеству произведенных чудес, так и вовсе не имеющим Себе равных в истории. В сравнении с Евангелием (Инджиль) вся информация о Спасителе носит в Коране разрозненный, эпизодический характер. Так что для составления полного представления о личности и учении столь почитаемого ими пророка Исы бен Мариам мусульманам, конечно же, необходимо обратиться к исчерпывающему источнику, каковым является только Библия.

Но самым интересным является то, что в самой священной книге мусульман есть немало указаний на то, что Иисус был Сыном Божиим. Это утверждение, как известно, с порога отметается мусульманскими богословами и является корнем вражды между двумя крупнейшими мировыми религиями. Тем не менее, Коран конкретно указывает, что в отличие от любого простого человека, включая Мухаммада, Иисус появился на свет сверхъестественным образом. Коран повествует, что Он не родился как обычный человек от физического отца, но от Святого Духа.

Если бы мусульмане вдобавок к Корану читали еще и Библию, то они бы поняли, что в случае в Исой, речь идет об одном из лиц Единого Бога — Святой Троицы, а никаком не «многобожии». Хотя именно в этом они и упрекают христиан. К сожалению, большинство исламских религиозных деятелей стараются всячески оградить свою паству от такого «опасного» чтения. А зря, ведь тогда многое бы стало на свои места. Опасен не диалог, а религиозный фанатизм, толкающий даже в нашем «просвещенном» веке людей на страшные преступления.

Впрочем, вернемся к священной книге мусульман. Однажды мне пришло по электронной почте письмо от сирийского друга-суннита, Мухаммеда. Тональность его была решительной:

«Становись мусульманином! И ты, и мы почитаем Ису (Иисуса), Мусу (Моисея), Ибрагима (Авраама), Дауда (Давида), Мариам (Деву Марию), архангелов Джебралила (Гавриила) и Мукаила (Михаила). Признай еще только пророка Мухаммада (мир ему) и отрекись от многобожия. Бог только один — Аллах. Иса же простой человек, как и Мухаммад, не более того. Сделай, как я говорю, и ты спасешь свою душу, а не будешь гореть в вечном огне джяханна (ада) вместе с кафирами (неверными)».

Гореть в пламени джяханна мне, понятно, не хотелось. Вместе с тем, признав Христа не Богом, а только человеком, теплое местечко именно там мне было бы гарантированно, поскольку утверждение моего приятеля находится в противоречии со Священным Писанием — Библией. А Божественное ее происхождение признает даже Коран: «И ниспослал Он (Бог) Тору („ал-Taура“) и Евангелие („aл-Инджиль“) раньше в руководство для людей…» (3:3). И в другом месте: «И отправили Мы по следам их Ису, сына Мариам, с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе, и даровали Мы ему Инджиль, в котором — руководство и свет, и с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе» (5:46). А также: «О люди Писания! Вы ни на чем не держитесь, пока не установите прямо Торы и Инджиль (Евангелия) и того, что было низведено вам от вашего Господа» (5:68).

С другой стороны, как раз то, что составляет сердцевину христианского вероучения, это с точки зрения большинства мусульман — смертный грех, «ширк». Последователи Мухаммада не понимают, как это у Бога может быть Сын. «И еще после этого вы называете себя «единобожниками?» — вопрошают они нас, христиан. Согласно Корану «Поистине, Аллах может простить все грехи, кроме приписывания кого-либо или чего-либо Ему в сотоварищи» (4:48).

Когда мы говорим «Сын Божий», мы совершаем тем самым в глазах мусульман нечто ужасное. Они считают это богохульством. Это называется «ширк», что на арабском означает самый страшный грех, который человек может совершить по отношению к Богу — главе всего сущего, то есть, допуская существование Ему подобных. Мусульмане понимают Бога единственным в единственном лице. Почитание христианами Иисуса Сыном Божиим (что, безусловно, так и есть, поскольку многократно подтверждается Его собственными словами) правоверными магометанами приравнивается к «многобожию» («мушрик»). Упорствуя, по их убеждениям, в своих «заблуждениях» такой человек переходит в вечный мир страшным грешником, заслуживающим вечного пребывания в аду. Так что забота моего сирийского друга о вызволении автора статьи из «джяханна» (геенны огненной), весьма трогательна. Хотя и бьет мимо цели, поскольку, не признавая Иисуса Сыном Божиим, он сам рискует там оказаться.

К огромному сожалению, мусульмане, как правило, не читают Библию, поскольку для них это «харам» («запретное»). Между тем, только соединив свое знание Корана с изучением книги Инджиль (Евангелия) они могут обрести вечное спасение. Тем более, что Коран гласит: книга христиан — Библия, передана им самим Аллахом.

Между тем, в последней говорится: «И крестившись Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн (пророк Яхья у мусульман) Духа Божия, который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором мое благоволение» (Мф.3:16−17). И в Своей заключительной проповеди Иса сказал: «Я к Отцу Моему иду. И если чего попросите… во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне; если чего попросите у Меня во имя Мое, Я то сделаю» (Ин.14:12−14). Как же после этого можно отрицать, что Иисус — Сын Божий? Вот еще характерные примеры из Инджиль. Когда иудеи похвалились Христу о том, что Моисей дал им манну в пустыне, то Он сказал им: «Истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец мой дает вам истинный хлеб с небес» (Ин.6:32). В беседе с другими людьми Иисус сказал: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5:17). «И еще более искали убить Его иудеи за то, что Он не только нарушил субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Ин.5:17−18). Однажды Иса сказал Своим слушателям: «Все предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца и кому Сын хочет открыть. Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:27−28).

То есть Иса бен Мариам многократно и недвусмысленно называет себя Сыном Всевышнего. И это ничуть не противоречит единству Бога. То есть, не имеет ничего общего с «ширк» — смертным грехом, к которому Коран относит приравнивание кого-то к уровню Всевышнего путем поклонения этому: «Поистине, Бог не прощает, чтобы Ему придавали сотоварищей… Кто придает Богу сотоварищей, тот измыслил великий грех» (4.48). Но Иисус никогда и не был сотоварищем Богу, а напротив, по Его собственным словам от начала времен был с Ним: «Я и Отец — одно. Видевший Меня видел Отца. Я в Отце, и Отец во Мне» (Ин.10:30; 14:9; 14:10). Так что, порицаемое как Кораном, так и Библией греховное многобожие или «придание Творцу сотоварища» как раз не тот случай.

Что мусульмане знают об Иисусе? Необычно уже рождение Исы. Редкий, случай, но история об Иисусе, содержащаяся в Коране, практически полностью тождественна библейской. И тем более важно, что она указывает на сверхъестественное, Божественное происхождение Исы бен Мариам. Выше уже было сказано, что согласно укоренившейся традиции большинство мусульман отвергают Божественность Христа, признавая в нем только человека. Это утверждение противоречит самому Корану. Действительно, Коран отвергает Божественную природу Христа, и в то же время, признает книги ат-Таурат (Ветхий Завет) и Инджиль (Новый Завет), как данные Моисею самим Аллахом (11:110). Эти книги не включены в Коран. Зато они имеются у христиан и иудеев.

Что отличает Христианство от других религий, так это исполнение пророчеств. Большинство пророчеств говорят о Центре Библии и всей человеческой истории — Личности Иисуса Христа. Более 300 пророчеств Ветхого Завета исполнились в Его рождении, жизни и деяниях. Много, последующих одно за другим, пророчеств было произнесено от истоков истории до последней книги Ветхого Завета, то есть на протяжении около четырех тысяч лет. Для христиан является невозможным подделать, сфабриковать или изменить эти стихи, так как они были написаны до возникновения Христианства. Последние из этих пророчеств были написаны приблизительно за четыреста лет до пришествия Христа. Вот лишь некоторые из них, доказывающие, что Мессия Иисус существовал до начала времен и единосущен Богу-Отцу: «И ты Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих.5:2).

Свидетельство пророка Даннила: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан.7,13−14).А вот пророчество Исайи: «Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут Ему имя: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис.9:6).

Напомним, что все эти пророки признаются и в исламе. Следовательно, чтобы не противоречить самим себе мусульмане должны не прятаться за сложившиеся в собственной среде многовековые стереотипы, а честно признать вместе с пророками и их пророчества. А они говорят именно об Иисусе Сыне Божием. Не признать этого, значит уподобиться тем, о ком Иса бен Мариам сказал: «Они своими глазами смотрят — и не видят, своими ушами слушают — и не разумеют"(Мк.4:12). Весьма рискованная позиция, поскольку как говорит Иса: «Отец любит Сына и все дал в руку Его. Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин.3:35−36).

У мусульман распространено заблуждение, будто Троица христиан это: Бог-Отец, Мариам и Сын — Иисус. Хотя любой христианин подтвердит, что подобное утверждение ничего общего с догматами Церкви не имеет, оно является одним из устойчивых стереотипов в исламе. Мусульмане, кстати, как и христиане, очень почитают Мариам (Деву Марию). По Корану Мариам — великая «праведница» («сиддик»), мать «пророка» Исы (Иисуса). Именем «Мариам» названа одна из сур, т. е. глав, Корана. У мусульман Мария — одна из самых благочестивых женщин в священной истории, глава женщин в раю. Коран подробно излагает историю рождения матери Исы, ещё в утробе матери посвящённой Богу. Она была отдана в Иерусалимский Храм под опеку Закарии, получившего эту честь по жребию: киданию в воду «письменных тростинок» («каламов»).

Мария жила в одном из помещений «Храма» («михраб»), где каждое утро чудесным образом появлялась свежая пища, которую посылал ей Аллах. Однажды Мариам было откровение от Бога о рождении у нее Сына. Коран так описывает хорошо известное христианам Благовещение: «И сказали ангелы: «О Мария, Аллах шлет тебе благую весть Словом от Него: родишь ты сына, имя которому будет Иса Помазанник, сын Марии. Он будет славен в этом мире и мире вечном. Он — один из приближенных к Господу. Он будет говорить с людьми в колыбели и в зрелые годы, будет Он одним из праведников» (Коран, 3:45, 46) Мария была удивлена: «Господь мой! Как может быть у меня дитя, когда ко мне не прикасался ни один мужчина? Ответил ангел: «Господь творит, что пожелает. Когда задумано творенье Им. Он молвит: «Будь!» — и оно будет. И Он научит твоего ребенка Писанию, Мудрости, Торе и Евангелию и сделает Его посланником к сынам Израиля» (Коран, 3:47−49).

После этого, как говорит сура «Мария», Пречистая Дева, «которая сохранила целомудрие свое Духом Нашим, который Мы вдохнули в нее. И уверовала она в Слова Господни и Писания Его и была из благочестивых» (66:12). И в другом месте: «Мариам сохранила девственность свою и Мы вдохнули в нее Духом Нашим и сделали ее саму и Сына ее знамением для всех миров» (21:01).

Иисус обозначается в Коране термином «Калима» («Слово»). Сын Божий Иисус в Инджиль (Евангелии) также назван именем «Слово», а также, говорится, что «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1:1). Подобно тому, как слово выражает собой мысль, открывая то, что есть в разуме, точно так же «воплощенное Слово» — Иисус — являет Бога и открывает Его мысли человечеству. Все это раскрывает понятие «Сын Божий», которое применяется к Исе бен Мариам в Библии и которое остается не полностью раскрытым в исламе.

http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=29 658&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика