Фонд стратегической культуры | Нил Никандров | 12.11.2008 |
Слово «жупел» часто звучало в эпоху «холодной войны». По словарю оно означает «нечто, внушающее страх, отвращение; то, чем пугают». Сейчас «жупелы», пугающие военно-техническим сотрудничеством (ВТС) России и Венесуэлы, должны, в основном, внушить страх политикоформирующим кругам в Латинской Америке. Выглядит это, например, так: «Боливарианский режим играет мускулами с помощью России», «Нарушен баланс сил в субрегионе», «Заметно вырос агрессивный потенциал Венесуэлы» и, само собой, разумеется — «Чавес и Путин способствуют гонке вооружений на континенте». Нет сомнений, что после запланированного на 26 ноября визита Д. Медведева в Венесуэлу, подобные обвинения обрушатся и в адрес российского президента. В стандартных обвинениях нет даже намека на правду, но разве нужна она тем «планировщикам» в США, которые раскручивают «холодную войну» XXI века?
Рост антироссийской пропаганды на Латинскую Америку стал заметен после прихода к власти в США ультраправых сил, политических операторов финансового капитала, ведущих ТНК, военно-промышленного комплекса и тех неприкасаемых привилегированных элит, которые считают высшим историческим предназначением США империалистическое доминирование над миром — PAX AMERICANA.
Администрация Дж. Буша-младшего в 2000 году получила карт-бланш на создание геополитических предпосылок для решающего многовекторного блицкрига. Среди главных задач — обеспечение гарантированного контроля над основными мировыми резервами углеводородов и создание предпосылок к расчленению России на несколько «самостоятельных государств», после чего должна наступить очередь «нейтрализации» Китая.
Из-за грандиозности и затратности задач по установлению «нового мирового порядка» на Евроазиатском континенте администрация Буша была вынуждена заниматься Латинской Америкой вполсилы, по «остаточному принципу». Войны в Ираке и Афганистане пробивали катастрофические бреши в американской казне. На страны к югу от Рио-Гранде не хватало материально-финансовых средств. В традиционной политике «кнута и пряника» последнего утешающего ингредиента было все меньше, поэтому «кнут» стал заметнее: публичные выволочки Госдепартамента некоторым президентам, особенно в Центральной Америке, за «политически некорректное поведение», излишне тесное общение с «тираном» Уго Чавесом и т. п. А что этим президентам оставалось делать, если высокие должностные лица в США признают, что Латинскую Америку они держат на скудном пайке помощи, а динамичный венесуэльский лидер не жалеет для друзей и союзников в регионе ни нефтедолларов, ни поставок энергоресурсов по льготным ценам? Для того, чтобы держать латиноамериканские правительства на коротком поводке, Вашингтон доводит до них по разным каналам «достоверную информацию» о том, что после разгрома Ирака и Афганистана США всерьез возьмутся за всех «нарушителей стабильности» в Латинской Америке. В первую очередь придется ответить за все доставленные неудобства «диктатору» Чавесу!
За восемь лет правления Буша Соединенные Штаты потерпели три крупнейших поражения в Латинской Америке.
Во-первых, провалилась попытка использования «чилийской модели» для свержения президента Чавеса. После 48-часового отстранения заговорщиками от власти он, при поддержке масс и сохранивших ему лояльность воинских частей, вновь занял свое рабочее кресло в президентском дворце Мирафлорес.
Во-вторых, Вашингтону не удалось довести до логического конца хитроумный неоколониальный проект подконтрольной интеграции — создания в Западном полушарии Всеамериканской зоны свободной торговли. Он был фактически заблокирован на Межамериканском саммите Венесуэлой и странами-членами МЕРКСУР (Мар-дель-Плата, Аргентина, ноябрь 2005 года).
В-третьих, США оказались бессильны в борьбе с так называемыми популистскими режимами Латинской Америки. Несмотря на демонизацию Чавеса и его «социализма XXI века», «популистов» в странах к югу от Рио-Гранде становится все больше: Эво Моралес в Боливии, Рафаль Корреа в Эквадоре, Даниэль Ортега в Никарагуа, до некоторой степени Фернандо Луго в Парагвае и Кристина Фернандес в Аргентине. Не проявляет признаков слабости кубинское руководство, хотя Буш и члены его команды с помпой приняли программу «ускорения перехода Кубы к демократии» (на социалистическом острове сценарии «цветных революций» не срабатывают).
«Популисты» в Латинской Америке спешат закрепить успех через интеграцию своих стран (без участия США), через расширение круга адептов, через свою систему региональной безопасности. С точки зрения Вашингтона, консолидация фронта «популистских» стран становится все более угрожающей еще и потому, что деятельность американских нефтяных компаний в них целенаправленно ограничивается местным (подчеркнуто националистическим) законодательством.
Есть, однако, страна в Южной Америке, на оказание помощи которой администрация Буша не жалеет денег, вооружений, боевых подразделений, разведывательных усилий. В соседней с Венесуэлой Колумбии Пентагон создал мощную военную инфраструктуру, формально ориентированную на борьбу с международными наркокартелями, отрядами ультраправых «парамилитарес» и лево-марксистскими партизанскими группировками. Борьба приняла затяжной характер, поскольку Пентагон явно не торопится с нанесением решающих ударов.
В Каракасе с полным основанием считают, что расплодившиеся военные базы США в Колумбии представляют реальную угрозу национальной безопасности Венесуэлы. С этих же позиций венесуэльцы оценивают меры Пентагона по укреплению боеспособности колумбийских вооруженных сил (ВС), которые численно почти в три раза превышают ВС Венесуэлы. Оснащенность колумбийской армии, ВВС и ВМФ современными видами обычных вооружений по всем параметрам превосходит боевой потенциал Венесуэлы. Паритета давно не существует. Поэтому пресловутая «гонка вооружений, развязанная Чавесом», о которой кричит пропаганда, спокойно воспринимается и политическим руководством, и командованием ВС Колумбии.
С первых дней президентства Чавеса Пентагон под всякими предлогами начал свертывать соглашения по ВТС, особенно по поставкам военной техники, запчастей к ней и боеприпасов. Со временем это привело, в частности, к ослаблению боеспособности ВВС Венесуэлы: запчасти для истребителей F16 и транспортных «Геркулесов» С-130 приходилось добывать на «черном рынке» вооружений, прибегать к услугам ненадежных «дилеров». Американцы последовательно перекрывали альтернативные источники поступления вооружений из Западной Европы и Азии. Обычным предлогом для саботажа сделок служило наличие комплектующих компонентов made in USA. Так были сорваны поставки транспортных самолетов из Испании, военно-тренировочных — из Бразилии. С 1 октября 2006 года Госдепартамент подтвердил эмбарго на продажу Венесуэле вооружений, произведенных фирмами США. Американцы объявили также санкции в отношении «Рособоронэкспорта» и корпорации «Сухой». Руководство российских компаний назвало эти санкции «актом недобросовестной конкуренции». Без каких-либо колебаний и комплексов российские оружейники продолжают осваивать перспективный венесуэльский рынок, на котором прежде доминировала продукция ВПК США. Элементарная вещь: бизнес не терпит вакуума.
Вашингтон тщательно отслеживает сделки Венесуэлы по приобретению вооружений у российских производителей. Номенклатура изделий неуклонно расширяется, но всегда соответствует нормам и стандартам существующего международного законодательства. Самолеты СУ-30, боевые и транспортные вертолеты МИ, системы ПВО, автоматы Калашникова-103 — это оружие повседневно доказывает свою надежность и эффективность в тропических условиях Венесуэлы. В ближайших и перспективных планах двухстороннего ВТС — российские поставки подводных лодок класса «Варшавянка», тяжелых транспортных самолетов, бронетехники, портативных средств борьбы с танками и самолетами и т. д.
Начальник Управления Боливарианских вооруженных сил генерал Хесус Гонсалес, курирующий вопросы логистики, недавно заявил в подчеркнуто жесткой манере: «Я не сомневаюсь в том, что американцы хотят нагрянуть к нам, чтобы заполучить нашу нефть. Мы должны быть готовыми к этому, ведь „если хочешь мира, готовься к войне“. Мы хотим быть сильными, но исключительно с позиций сдерживания».
Генерал Гонсалес отверг обвинения в том, что президент Чавес тратит слишком много средств на закупку вооружений, и напомнил, что в 2009 году Венесуэла после очередной сертификации ОПЕК будет включена в пятерку стран с самыми большими запасами углеводородов. В ее подземных кладовых на данный момент находится 316.000 млн. баррелей разведанной нефти, вдвое больше, чем считалось раньше. «Если бы не приход Чавеса к власти, — считает Гонсалес, — те условия, по которым они (США) получают нефть, были бы иными, государственная компания ПДВСА была бы уже приватизирована и стала филиалом американской Экксон-Мобил». Генерал сказал также, что венесуэльцы должны понимать, что «в чисто военном плане страна будет находиться под угрозой и после прихода Барака Обамы к власти. Цели и задачи США будут всегда теми же самыми: борьба за мировое господство. Именно поэтому Венесуэла вынуждена нести большие расходы на приобретение вооружений в таких союзных странах как Россия, Китай и Беларусь».
Примеру Венесуэлы в сфере военно-технического сотрудничества с Россией готовы последовать другие страны Латинской Америки. Они с тревогой воспринимают действия США по увеличению числа военных баз США на континенте, реанимацию 4-го американского флота под предлогом борьбы с наркотрафиком, терроризмом и оказания «гуманитарной помощи».
Высокомерие сверхдержавы, ее пренебрежение нормами международного права, ставка на силовые методы разрешения возникающих проблем, — все это побуждает правительства Латинской Америки не только укреплять и модернизировать национальные вооруженные силы, но и предпринимать пусть пока еще робкие, но вполне осознанные шаги к созданию региональной системы безопасности без участия США. С уверенностью можно сказать, что многолетние усилия Пентагона по «трансформации» армий стран Латинской Америки в военизированные полицейские формирования провалились. Утверждениям Вашингтона о том, что под зонтиком США региону не страшны никакие угрозы, ныне в Латинской Америке мало кто верит. Угроза есть: она исходит от самой американской империи.
Профессиональный военный, Чавес нейтрализовал маневры Пентагона и его «черных пиарщиков» по компрометации российских вооружений: «Для наших климатических условий и сложного рельефа это самая надежная и эффективная техника». Широкая белозубая улыбка Чавеса на фоне СУ-30 стала эксклюзивной рекламой истребителю, а фотография президента с автоматом Калашникова в руках — символическим предупреждением для потенциального агрессора. Венесуэла сумеет защитить и свой суверенитет, и свою революцию, и свою нефть.