Фонд стратегической культуры | Виктор Бегер | 10.11.2008 |
В то же время, когда в прямом эфире «Свобода на Интере» вокруг восседающих на тронах президента, премьера и председателя парламента собрался избранный политический бомонд, чтобы показать украинскому народу ток-шоу по минимизации в стране мирового кризиса, вспоминаются слова Т.Г. Шевченко, написанные в 1849 году в Косарале:
Дурні та гордії ми люди
На всіх шляхах, по всій усюді,
А хвалимось, що ось-то ми
I над землею, і водою,
I од палат та до тюрми
Усе царі, а над собою
Аж деспоти — такі царі,
I на престолі, і в неволі..
Из-под «мистики» и «шоу» выглядывает более существенное: за разговорами о «мировом финансовом кризисе», в условиях искусственно вызванной политической и финансовой нестабильности, украинская экономика будет подвергнута либерализации под надзором МВФ, а украинские стратегические предприятия — выведены из общего экономического пространства Украины, России и СНГ в пожарном порядке. «Схватка» же украинской промышленной и финансовой олигархии может закончиться безрезультатно для обеих сторон, потому что собственных силенок (включая правительство и Национальный банк) решить судьбу предприятий и финансовых учреждений-банкротов у них не хватит. Экспроприации и национализации не будет, активы отдадут в другие руки, в лучшем случае выполнят пожелание украинского президента, высказанное с царского возвышения в телевизионной студии 31 октября: «Не выбрасывать предпринимателя с рынка без каких-либо компенсаций». И тут неважно, кто попадет в силки якобы рынка: украинский или российский предприниматель, российский или украинский капитал.
***
Эпопея борьбы с кризисом показала, что МВФ мало интересуют политические баталии в Украине, а принятый 31 октября Верховной Радой антикризисный закон — лишь формальность, поскольку его содержание по большей части несопоставимо с Условиями открытия кредитов в объеме 16,5 млрд долл. С данными Условиями до сих пор не знакомы многие народные избранники, в том числе публично признавшийся в этом председатель Комитета Верховной Рады по вопросам финансовой и банковской деятельности. Хранят молчание С.А. Терехин и А.Н. Ткаченко — руководители комитетов по вопросам налоговой и таможенной политики и по вопросам экономической политики, дававших заключение по законопроекту. А В. Януковича ознакомил с Условиями постоянный представитель МВФ в Украине Б. Хорват, правда, спустя несколько дней после принятия закона. На всякий случай — ведь фракция Партии регионов не голосовала за закон, но пока остается влиятельной силой. «Соломка» стелется заранее.
***
Сам антикризисный закон появился в результате отказа от согласования позиций депутатских фракций по семи внесенным законопроектам в пользу законопроекта В.Ющенко. О формальном отношении к закону говорят не только процедура его принятия (например, поправки не принимались, так как в Раде начали отмечать 90-летие комсомола, и в законе оказались нормы, отклоненные при голосовании), но и ход его подписания как А. Яценюком, так и В. Ющенко. Пресс-служба парламента сообщила о подписании закона спикером 3 ноября в 12.45, а президентская служба — в 16.00, «Украинские новости» в 15.57 привели слова куратора законопроекта А. Шлапака: «Закон поступил сегодня в обеденное время в Секретариат Президента, был направлен нами в Кабинет Министров и соответствующие министерства для экспертизы. Мы попросили их высказаться до завтрашнего утра (4 ноября) для того, чтобы оперативно и быстро подписать закон, и мы тоже сейчас проводим экспертизу».
***
«Обкатка» законопроекта на публичном уровне проводилась В. Ющенко и Ю. Тимошенко 24 октября. Президент встретился с В. Новинским, В. Пинчуком, С. Тарутой, С. Тигипко, Н. Щербиной, А. Ярославским и А. Яценюком как представителями «великого національного бізнесу». Премьер встречалась с А. Гулеем, Б. Тимонькиным, В. Порошенко, В. Васадзе, С. Пашинским, Е. Сигалом, С. Титенком, Г. Смитнюком, Н. Мартыненком, А. Омельченком, П. Жебравсим, В. Барановым (встреча «с представителями промышленного производства и предпринимателей», «с представителями национальной экономической и финансовой элиты»). Надо полагать, что «великі бізнесмены» Р. Ахметов, Г. Богомолов, А. Мартынов, И. Коломойский, К. Жеваго, В. Бойко, В. Нусенкис, Д. Фирташ и другие или заочно консультировали участников встречи, или в уединении думали о своем будущем. Однако решение о стабилизации курса гривны как главного условия преодоления паники среди вкладчиков — физических лиц было принято 30 октября, на встрече В. Ющенко и 20-ти банкиров. Эти события, а также перепалка между президентом и премьером по политическим, финансовым, курсовым и кредитным проблемам обнаружили скрытую для профанов общность усилий того и другой. Логичным следствием стало снятие правительственного законопроекта с рассмотрения в Раде.
Какое иное нерыночное решение президента могло бы так порадовать банкиров, если даже самые большие (системные) банки имеют собственного уставного капитала до неприличия (на фоне потрясающих характеристик самых богатых людей в Европе и мире) мало: «Приват» — 4,2 млрд. гривен, «Проминвест банк» — 3,7, «Укрсиббанк» — 3,6, «Укрэксимбанк» и «Укрсоцбанк» — по 2,8, «Надра Банк» — 1,6 млрд. гривен, а «Ощадбанк» — всего около 800 млн. гривен. Вне банков на конец сентября у населения было 133,6 млрд. гривен.
***
Административная ревальвация гривны спасает долларизированную денежную систему Украины, поэтому политики и бизнес-структуры сквозь пальцы смотрят на рекомендации МВФ перейти к денежно-кредитной политике, основанной на обменном курсе (плавающем и соответствующем рыночному), упразднении коридора и наличии прозрачной стратегии интервенций на валютном рынке. Президентом В. Ющенко поставлена задача: возвратить обменный курс гривны за доллар на уровень августа 2008 года — 4,8451. Потому что в Украине до октября кредитами в долларах пользовалось большинство компаний, включая те, которые занимались локальным бизнесом, наряду с тем, что 90% кредитов у населения были валютными. 4 ноября Виктору Ющенко доложили: приток депозитов физических лиц в банки за последние два дня составил 2 млрд. гривен.
К 7 ноября на безналичном валютном рынке остался один «игрок» — НБУ, наблюдался дефицит валюты в обменных пунктах (с 1 января 2009 года официальная купля-продажа наличной валюты, вероятно, останется только в кассах НБУ и его филиалах), остался один банкир в лице В. Ющенко, который на заседании СНБОУ дал поручение главе НБУ В. Стельмаху: «Если удастся возобновить работу „Проминвестбанка“, все будут героями. Если нет — пальцами будут показывать на Национальный банк. Поэтому я прошу Вас, Владимир Семенович..решить этот вопрос в течение ближайших нескольких дней. Дорога ясна. Не удается восстановить ликвидность банка через корпоративный сектор — нет проблем, это предусмотрено. Обращайтесь к правительству, пусть оно выделяет деньги и национализирует банк».
Судьба «Проминвеста» очень показательна по отношению к кризису и займам Украины. Во-первых, потому что была совершена рейдерская атака на банк героя Украины В. Матвиенко с активами 27,6 млрд. гривен, кредитующий промышленников. Во-вторых, выделенный НБУ для спасения банка кредит в 2,8 млрд. гривен в тот же банковский день был зачислен на счета «донбасских» юридических лиц. В-третьих, из проекта антикризисного закона была изъята норма: увеличить уставной капитал государственного «Укрэксимбанка» на 1 млрд. гривен (за счет бюджета 2008 года) для покупки акций «Проиминвеста». В-четвертых, 5 ноября НБУ заявил о регистрации стратегического инвестора, купившего 68% акций банка (по неофициальной информации, «стратегическим инвестором» стали братья Клюевы и К?). В-пятых, В. Порошенко тут же заявил, что если новый владелец в считанные дни не увеличит капитал банка в пять раз и не возобновит работу учреждения, то банк будет национализирован. Поистине современные скорости обращения капитала! Главное — под контролем самопровозглашенного «главного банкира» государства, знающего к тому же главный рецепт лечения инфляции — «изъять из обращения деньги». За октябрь инфляция в стране составила 1,7%. В то же время биржевые индексы украинских ценных бумаг стали расти — обращение долларов возвратилось в прежнее русло.
***
Общность действий (или бездействия) В. Ющенко и Ю. Тимошенко наглядно видна из сравнения положений посланий президента Верховной Раде и неутвержденного премьерского «Украинского прорыва», а также из более чем тысячи (только за первую половину 2008 года) президентских поручений правительству профинансировать то или иное направление деятельности. Самый близкий и на поверхности лежащий аргумент их «совместной» политики содержится в выступлении А. Шлапака 29 октября в Верховной Раде при представлении президентского антикризисного законопроекта. Вот его основные моменты: на протяжении многих лет было сделано много ошибок в экономической, бюджетной, монетарно-валютной и курсовой политике; на протяжении трех последних лет обеспечение внутреннего спроса за счет импорта привело к отрицательному сальдо внешней политики, щедро раздавались льготы и социальные обещания, боролись с инфляцией «монетарным голодом» и «курсовыми авантюрами» (о прибылях банковской системы, включая НБУ, — ни слова); к октябрю 2008 г. внешние рынки финансирования закрылись для Украины на 40%,? металлургических мощностей страны остановлены или переведены на аварийный режим работы; в 2009 году ожидается снижение спроса (на 40%) на продукцию Украины на мировых рынках.
Одинаково касается и В. Ющенко, и Ю. Тимошенко то, что уже около трех лет не собирался наблюдательный совет НАК «Нафтогаз Украина», что он представляет свои отчеты только избранным персонам, а не институтам государственной власти (президенту и правительству), хотя формально управляется Кабмином, а его долги ложатся на плечи налогоплательщиков. «Ударные» аргументы президента против правительства (о том, что «социальные выплаты, в том числе зарплаты» в 2008 году увеличились более чем на 40%, отчего выросли темпы инфляции), бессмысленны, ибо оба политика требовали повышения уровня минимального размера оплаты труда, прожиточного минимума, пенсий (что позволяло им мечтать о евроинтеграции и «ассоциации» с ЕС), оба подписывают госбюджеты (законопроекты и законы).
Утверждать, что сегодня реальная зарплата в Украине самая низкая за последние восемь лет из-за инфляции, — значит говорить неправду, прикрывая бездарность государства в вопросах социальной защиты людей наемного труда от финансово-промышленных групп и беспомощность профсоюзов перед властью и бизнесом.
И Ющенко, и Тимошенко понимают, что почти треть населения страны — пенсионеры, которые при росте цен без повышения уровня пенсий обрекаются на нищенство. Оба знают, что таможенные платежи в 2008 году выросли и почти на 60% обеспечивают доходную часть госбюджета, на потреблении иностранных товаров зиждется рост ВВП, что рост импорта связан не только с государственной кредитной, курсовой и бюджетной политикой, но и обеспеченностью спроса за счет ежегодных 20-миллирдных в долларовом эквиваленте поступлений в страну средств заробитчан, а также высоким уровнем теневой экономики. Высокопарные слова о вине правительства в темпах инфляции в связи с увеличением социальных выплат и зарплат — не что иное, как подготовка общественного мнения к необходимости очень скоро «затянуть пояса»: пришел, дескать, час бороться с «вызовами» времени.
***
«Мистицизм» в политике, облаченный в «ток-шоу» с участием первых лиц украинского государства, становится понятен, когда видишь контуры реализации не только антикризисного закона от 31 октября 2008 года, но и Меморандум между Кабмином и МВФ. Заложенные в Меморандуме условия МВФ лишь частично нашли отражение в законе по преодолению кризисных явлений.
Приведем небольшой перечень обязательств, взятых правительством Украины перед МВФ:
— обеспечение политики плавного обменного курса валют наряду с соблюдением целевых показателей денежной массы в экономике, проведением прозрачной политики валютных интервенций; осуществление инфляционного таргетирования;
— приведение политики доходов населения в соответствие с целевыми показателями инфляции с одновременной защитой наиболее незащищенных слоев населения; торможение импорта потребительских товаров путем кредитной и таможенной политики;
— внесение изменений в политику в области доходов населения (сохранение уровня оклада первого разряда ЕТС для бюджетников в декабре 2008 — январе 2009 года; перенос на два года запланированного приведения минимального размера оплаты труда в соответствие с более высоким прожиточным минимумом; пересмотр условий индексации различных социальных выплат);
— проведение более жесткой фискальной политики; «в случае необходимости мы определим и законодательно оформим какие угодно (будь-які) дополнительные фискальные меры»;
— приведение цен в энергетическом секторе в большее соответствие с затратами, а уровень цен на газ для конечных потребителей в соответствие с его себестоимостью;
— выравнивание к концу 2011 года цен на импортируемый и добываемый в стране газ; прекращение к июлю 2010 года выплат дотаций тепловым коммунальным предприятиям на импортируемый газ;
— сохранение золотовалютных запасов НБУ на нынешнем уровне;
— обеспечение рыночного оборота сельскохозяйственных земель;
— согласование перечня компаний, которые подпадают под прозрачную приватизацию в 2009 году;
— диагностическое исследование и адресное обследование банковского сектора, начиная с больших и системно значимых банков, на долю которых приходится 60% банковской системы, с участием международных экспертов и признанных аудиторских компаний; жизнеспособные банки в отношении минимального уровня регулятивного капитала останутся, остальные будут ликвидированы;
— поддержка жизнеспособных банков путем рекапитализации;
— обеспечение принятие закона о госбюджете на 2009 год с «нулевым дефицитом»;
— как необходимое условие для одобрения соглашения «стенд-бай» — предоставление права внешним аудиторам НБУ передавать экспертам МВФ всю необходимую информацию, включая письма к руководителям за 2005−2007 гг., а также проводить непосредственное обсуждение с экспертами МВФ.
В законе от 31 октября прописаны меры борьбы с последствиями мирового экономического кризиса, в частности предусматривающие: создание Стабфонда на основе средств от приватизации, внешних и внутренних заимствований, поступлений от международных финансовых организаций; существенные налоговые изменения для сельхозпроизводителей, позволяющие им только на НДС увеличить доходы более чем на 7 млрд. гривен; временное вхождение государства и международных финансовых организаций (учреждений, партнеров) в капиталы банков; наполнение Фонда гарантирования вкладов от прибыли НБУ; оставление на протяжении трех лет зарплат на уровне 2008 года (правда, предусмотрена индексация с учетом инфляции), что «экономит» 49 млрд. гривен.
Украинская власть сохраняет и укрепляет свои позиции в бизнесе, Украина все больше становится операционным центром оборота капиталов без отработанной правовой базы в сфере приватизации и национализации, что дает финансово-промышленной олигархии реальную возможность распоряжения ресурсами страны, исключая из своих «бизнес-планов» украинский народ и тем более — уникальное и бесценное в современных условиях российско-украинское экономическое сотрудничество.
Нужны ли при этом парламентские выборы в Украине? Да, нужны, но их в ближайшее время не будет. Нужно сохранить нынешнюю политику, и Рада доказала свою «преданность» ей. Зачем менять председателя Верховной Рады, который 5 ноября завершил в Вашингтоне переговоры с МВФ по предоставлению Украине стабилизационного кредита в размере 16,4 млрд долл. Отнюдь не мистикой является то, что завершал «непрозрачный процесс» (Б.Хорват) заключения Соглашения с МВФ А. Яценюк — председатель высшего органа законодательной власти страны: в Соединенных Штатах побывал глава Фонда «Открытая Украина» (Open Ukraine), а вовсе не глава украинского парламента. По линии Всемирного банка ему («Открытой Украине»?) пообещали еще 2 млрд долл. Спустившись с трапа самолета, он заявил, что МВФ поставил Украину первой среди многих стран в очереди за кредитами.
Ну, и что делал А. Яценюк в США?
Расплачиваться придется всем, а не только «народу Украины». Так что пора, наверное, и «великим бізнесменам» сказать слово в защиту суверенитета страны, — а то ведь их надежды остаться в этой обстановке целыми и преуспевающими могут растаять вмиг.
..Перевод с русского языка «паду ли я копьем пронзенный, иль мимо пролетит оно» на современный украинский язык звучит так: «чи гепнусь я списом пропертий, чи мимо прошпиндьорить він». А суть та же.