Русская линия
РПМонитор Александр Елисеев08.11.2008 

Парадоксы «политического католицизма». Часть 1.
Религиозные традиционалисты и национал-консерваторы ищут новую формулу европейской идентичности

Европа стремительно теряет свое романо-германское «лицо». Сегодня ее прямо-таки размывают потоки афро-азиатской миграции. Наблюдатели давно уже говорят о грядущей исламизации «старушки» Европы. И тому есть очень серьезные основания. Вот несколько цифр. В настоящий момент во Франции проживает около 7 млн мусульман (10% населения), в Германии — 4 млн, в Великобритании — 1,7 млн, в Италии и Голландии — 1 млн.

Но это только часть айсберга. «Следует отметить, что реальное количество мусульман в Западной Европе не знает никто, так как наряду с легальными иммигрантами и их потомками здесь проживают многие миллионы нелегальных, которые отсутствуют в данных официальной статистики, — пишет А. Крылов. — По разным подсчетам в Западной Европе сейчас проживает от 15 до 24 миллионов мусульман. Демографы предсказывают, что к 2015 году численность мусульман в Европе удвоится благодаря высокому уровню рождаемости и массовой иммиграции из стран Северной Африки и Ближнего Востока». («Европеизация ислама или исламизация Европы?» // «Благовест-Инфо».

Очевидно, что европейцы «допрыгались» со своими фетишами — либерализмом, политкорректностью, феминизмом и прочими штучками. Теперь для того, чтобы сохранить себя, им нужно выбрать какое-то очень мощное духовное «оружие».

Но что может стать таким «оружием»? Ответ вроде бы напрашивается сам собой — католический традиционализм.

СОХРАНЕННЫЕ ПОЗИЦИИ

Действительно, даже и в современной Европе католицизм продолжает оставаться мощнейшей идейной и политической силой, привлекающей миллионы верующих-традиционалистов. Поэтому было бы нелишним проанализировать — каковы шансы на «католическое возрождение» в современной Европе.

Прежде всего, надо отметить тот факт, что число католиков в некоторых странах ЕС не уменьшается, а только увеличивается. Причем это касается не только традиционно католических стран. Так, все больше приверженцев католицизма становится в протестантской Англии. По данным газеты The Telegraph, жители Великобритании посещают католические мессы больше, чем англиканские службы.

На воскресные мессы ходят 862 тысяч британцев, тогда как службы в англиканских церквях посещают 852 тысячи прихожан. (Сама посещаемость англиканских служб сократилась в двадцать раз — по сравнению с предыдущими годами.)

Издание на полном серьезе отмечает, что в ближайшее время число британцев, исповедующих католицизм, превысит число англикан и приверженцев других христианских конфессий. Правда, нужно отметить, что приток католиков в Англии осуществляется, во многом, за счет стран Восточной Европы и, прежде всего, Польши. Хотя велик и процент «коренных» британцев, выбравших Римско-католическую церковь. К примеру, католиком стал бывший премьер-министр Тони Блэр.

Положительная динамика наблюдается и в такой «типично» католической стране Западной Европы, как Италия. На этот раз уже за счет «коренных». В 2006 году агентство Eurispes провело опрос, который показал — с 1991 года католиков стало на 8% больше (ныне они составляют 81%). Это очень серьезный показатель, и не исключено, что рост числа верующих так или иначе связан с нынешней «правой волной». Весной этого года в Италии было сформировано крайне правое правительство С. Берлускони, в котором оказались политики типа Р. Кальдероли («Лига Севера»), некогда открыто надевшего майку с «антиисламской символикой». А спикером парламента был избран Дж. Фини («Национальный альянс», бывшее неофашистское «Итальянское социальное движение»), который заявил о том, что Папа Римский является «духовным вождем подавляющего большинства итальянского народа».

Несколько иная ситуация сложилась в Испании. Там положительной динамики не наблюдается. Напротив, некоторые наблюдатели говорят о сокращении числа практикующих (соблюдающих обряды) католиков — за счет молодежи. Однако католицизм в Испании по-прежнему очень силен. А католическая общественность ведет «холодную гражданскую войну» с левыми силами, находящимися у власти. Социалистическое правительство Ф. Гонсалеса в 2005 году вознамерилось существенно ограничить роль церкви в жизни страны. «Было приостановлено действие инициированного правыми закона о проведении этих образовательных курсов, — рассказывает К. Эггерт. — Было проведено через кортесы и через парламент законодательство о легализации однополых браков, причем именно как браков, а не как гражданских союзов, да еще и с правом усыновления детей. Кроме того, муссируется идея сокращения субсидий для церкви и лишения граждан Испании возможности отметить в своей налоговой декларации, что тот или иной гражданин хочет 10 процентов, например, своих налогов отдать церкви. Сейчас это составляет, по-моему, порядка 40 процентов дохода церкви». («Наследники Ибаррури вновь громят Католическую церковь» // «Радонеж»)

Однако католическая общественность перешла в решительное наступление, продемонстрировав наличие массовой поддержки: «..Наступление на церковь вызвало сильную и интереснейшую реакцию. Впервые за долгие годы католическая иерархия и верующие подняли громадную волну протеста. Католики в Испании — очень активная часть гражданского общества. Например, Союзы родителей-католиков, легко собирают по 600−700 тысяч подписей против образовательной политики правительства. Но впервые публично выступила католическая иерархия, которая до этого по традициям светской секуляризированной Европы делала заявления, но держалась в стороне от политической активности. А сейчас Примас Испании — кардинал Варела идет во главе миллионной демонстрации протеста по Мадриду против политики социалистического правительства». («Наследники Ибаррури..»)

ИЕРАРХИ ПРОТИВ НАЦИОНАЛ-ТРАДИЦИОНАЛИЗМА

Гораздо хуже обстоят дела во Франции, которая в славном прошлом была одним из надежнейших оплотов католической веры и даже называлась «старшей дочерью» Римско-католической церкви. Сегодня все иначе — согласно опросам, проведенным институтом СЭСА в 2007 году, лишь 51% считают себя католиками. А «всего лишь» 20 лет тому назад к ним себя относили 80%. Получается, что за относительно короткий промежуток времени Франция сумела проделать какой-то головокружительный скачок в обратную сторону от христианства!

Но даже и среди тех, кто объявляет о своей приверженности католицизму, лишь меньшинство принадлежит к так называемым «практикующим католикам». (Во Франции «практикующие» составляют 30%, в Италии — 25%.)

Что же до представлений о Боге, то они весьма причудливы. «Приходится констатировать, что представления многих опрошенных о Боге весьма удивительны, — отмечает социолог-религиовед Фредерик Ленуар. — Всего лишь 18 процентов этих католиков считают, что с Богом возможно установить непосредственные отношения. Около 80 процентов воспринимают Бога как сгусток энергии, абстрактную силу, с которой невозможно вступить в контакт». («Истории Запада и Востока. Католицизм во Франции» // Svobodanews.ru)

Правда, и во Франции католический традиционализм сохраняет кое-какие позиции. Есть «Национальный фронт» Ж.-М. Ле Пена, который является «практикующим» католиком и неоднократно заявлял о приверженности традиционным ценностям христианской Европы. Но вот сами католики, в подавляющем большинстве, вовсе не считают Ле Пена своим. Накануне президентских выборов 2007 года социологический центр IFOP провел опрос, призванный выявить политические предпочтения католической общественности. Результаты были следующими: за Н. Саркози оказались готовы проголосовать 33% «просто католиков «и 42% «практикующих», за кандидата от социалистов С. Руаяль — 22% и 16% соответственно, а за Ле Пена — 12% и 16%. То есть получается, что католического традиционалиста поддерживает примерно столько же «практикующих», сколько деятеля Соцпартии, всегда бывшей в авангарде секуляризации!

Во многом этот, более чем скромный для правого националиста, результат обуславливается позицией высших иерархов католической церкви во Франции. В 2002 году, когда Ле Пен вышел во второй тур на президентских выборах, они выступили с резкими нападками на лидера французских националистов.

Тогдашний архиепископ Парижский (глава католической церкви Франции) кардинал Жан-Мари Люстиже протестовал против использования Ле Пеном цитат из Библии. (Среди них были и излюбленные цитаты Папы Иоанна-Павла II.)

Еще резче выступил епископ Сен-Дени монсеньер Оливье де Беранже. Он охарактеризовал Ле Пена в качестве наследника «антихристианской и тоталитарной» традиции. Епископ заявил о том, что «проницательному католику» нельзя поддерживать Национальный фронт.

Получается, интересная ситуация — католическая церковь выступает против католических традиционалистов.

http://www.rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=11 631


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика