Санкт-Петербургские ведомости | Андрей Чепелев | 08.11.2008 |
Бокситогорский район — наиболее отдаленный в Ленинградской области. Кроме того, что там добывают бокситы, про него петербуржцам мало что известно. Но не все знают, что среди лесов и болот возрождается из небытия древнейший на территории области Антониево-Дымский монастырь. Только весной этого года он обрел самостоятельность, а до этого был приписным скитом Тихвинского монастыря.
История обители началась в XIII веке, когда в поисках уединения преподобный Антоний поселился у Дымского озера. Поначалу он вел отшельническую жизнь, проводя долгие часы в молитве недалеко от берега, на большом валуне, который едва выглядывал из воды. Потом молва о северном отшельнике привела к озеру людей, желающих разделить быт Антония. Так молитвенный камень положил начало самому монастырю.
Восстановить точную историю обители достаточно трудно, потому что разорению в той или иной степени она подвергалась целых шесть раз, и каждый раз сжигались архивы. В 1409 году монастырь пал жертвой набега татар в новгородские земли. Потом обитель пострадала при северном походе Ивана Грозного. В 1611 году шведские войска, не сумевшие взять Тихвин, обрушили гнев на менее укрепленный Антониево-Дымский монастырь и сожгли его дотла. После шведов новой напастью стал церковный раскол, а потом и секуляризация монастырских земель. Вновь обитель была открыта только в 1794 году. К этой эпохе относятся некоторые уцелевшие до наших дней здания монастыря. Большинство строений были разрушены за годы советской власти. В 1918 году для разгона монахов большевики пригнали броневик, и в честь этого обитель переименовали в населенный пункт Красный Броневик. В сохранившихся помещениях монастыря много лет были сначала кирпичный завод, а потом психиатрическая больница. Восстанавливать монастырские постройки начали в 1996 году.
Доехать до удаленного монастыря не так просто. Он находится в стороне от трассы на Бокситогорск, и часть пути от автобусной остановки нужно преодолеть пешком или на автомобиле. От ближайшей железнодорожной станции Галичино — 3 километра.
Посетителей у обители немного. Поэтому каждому путешественнику, заглянувшему в этот далекий уголок, там рады. Нам показывал монастырь сам настоятель отец Игнатий.
Недалеко от ворот находится двухапсидный большой Казанский собор, который продолжают восстанавливать сейчас на старом фундаменте. Обычно в православных церквях апсида одна либо три, так что храм — весьма редкого устройства. Осталась колокольня XVII века, которую большевики хотели переделать под водокачку, но так и не достроили. Сегодняшние обитатели монастыря переехали с подворья Коневской обители в 2005 году, всего 6 человек, а вместе с ними коровы, гуси и собаки. Сейчас возрождением обители занимается братия из 11 монахов и трудники. Иноки живут в ногу со временем: обрабатывают землю на тракторе, активно пользуются сотовой связью и даже выходят в Интернет — через мобильники.
Пока строится Казанский собор, службы проводят в небольшой церквушке (пока безымянной), которая располагается в переоборудованном здании бывшей прачечной — недавно к нему пристроили апсиду и притвор. В церкви находится главная святыня монастыря — мощи преподобного Антония в серебряной раке. Мощи обнаружили в ходе раскопок на развалинах большого храма несколько лет назад. Они хранились в Тихвине, и только 1 июня этого года были привезены в Антониево-Дымский монастырь. Отец Игнатий говорит, что проводилась экспертиза, в ходе которой и подтвердили принадлежность останков Антонию, который, по преданию, носил вериги и железный шлем. В безымянной церкви находится несколько очень старых икон, которые спасли в своих домах жители окрестных деревень после разорения обители в 1918 году и недавно вернули монастырю.
Мощеная дорожка через лес ведет к Дымскому озеру. Брусчатка относится к XIX веку, тогда она вела к купальне, место которой сейчас точно неизвестно. Спуск к озеру находится чуть справа. Придя на берег, сразу видишь деревянный крест, который возвышается над водой. Крест установили на том самом валуне, на котором молился основатель монастыря. В этом году, правда, из-за сильных дождей камень над водой не виден.
Как пишут в летописях, молитвы преподобного Антония наделили воду в озере целебными свойствами. По легенде, искупавшись в Дымском озере, исцелился от болезни ног сам Александр Невский, который приехал из Новгорода проведать отшельника. Не удержался от купания и автор этих строк.
До священного камня можно дойти по приятному песчаному дну, глубина там небольшая. Приезжие любят фотографироваться рядом с крестом на валуне — со стороны кажется, что стоишь на воде. Сейчас крест сделан из дерева и зиждется на металлических опорах. Каждый год по весне он заваливается набок, а поправить его до наступления теплых дней не получается — вода-то холодная. Поэтому монахи планируют поставить титановый крест, плотно закрепив его на молитвенном камне. На берегу еще до прихода монахов паломники поставили деревянную беседку с иконами, а также соорудили своеобразный кустарный монумент из чугунной ограды и колокола.
Место здесь дикое, и природа неплохо сохранилась, в том числе и благодаря монастырю. С приходом сюда иноков лес пилить вокруг прекратили. Жители часто видят тут журавлей, лис, а иногда и медведей. Замечаю, что в таком живописном месте, в сущности, недалеко от райцентра, нет никакой жилой застройки на берегу озера. Отец Игнатий пояснил, что строительство планируют. «Но если преподобный Антоний не захочет, никаких жилых домов здесь не будет», — уверен настоятель.
Монахи ведут здесь свое хозяйство и питаются в основном тем, что сами собрали со своего огорода. Заготовок, по их словам, хватает как раз до следующего сезона. В прошлом году, например, в общей сложности собрали около полутора тонн помидоров. Кроме того, выращивают тут и огурцы, и картофель, и морковь, и многое другое. В теплице нашлось место для экзотических культур: винограда и даже арбузов, вполне съедобных. Мяса братия не ест совсем, даже не в пост. Рыбу вкушают, но покупную — работы много, не до рыбалки. Молоко дают две коровы, а яйца несут куры и гуси. «С гусиными яйцами получается особенно вкусное мороженое», — говорят монахи.
Путешественники выходят из обители через каменные ворота, одиноко стоящие на дороге. «Потихоньку будем восстанавливать стены, начали с ворот», — пояснил отец Игнатий. Такая уж судьба у этого монастыря — постоянно возрождаться после запустения. И это возрождение — уже в седьмой раз.
http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10 254 069@SV_Articles