Радонеж | Алексей Харитонов | 04.11.2008 |
Несколько раз в истории нашего Отчества решался вопрос «быть или не быть России», будет ли жить русский народ или исчезнет с лица земли. Ближе всего к нам по времени — Великая Отечественная Война, когда наша страна стояла на краю гибели и этой гибели избежала, но сегодня мы вспоминаем другую подобную дату — 1612 год, исход смутного времени. Страна переживала страшные годы — династический кризис, стихийные бедствия, неурожаи и голод, и, в довершение бед, появление самозванца, который, заручившись поддержкой могущественной в то время Речи Посполитой, захватил русский престол. Страну терзали армии польских интервентов, казаков, наемников всякого рода, просто банды разного рода негодяев. Города подвергались опустошению, а жители — резне; запада шли поляки и литовцы, с юга, привлеченные возможностью безнаказанного грабежа — крымские татары.
Однако главное бедствие, и главная причина смуты находилась внутри страны. Как пишет известный русский историк Ключевский, «Смута началась аристократическими происками большого боярства, восставшего против неограниченной власти новых царей. Продолжали ее политические стремления столичного гвардейского дворянства, вооружившегося против олигархических замыслов первостатейной знати, во имя офицерской политической свободы. За столичными дворянами поднялось рядовое провинциальное дворянство, пожелавшее быть властителем страны; оно увлекло за собою неслужилые земские классы, поднявшиеся против всякого государственного порядка, во имя личных льгот, т. е. во имя анархии. Каждому из этих моментов Смуты сопутствовало вмешательство казацких и польских шаек, донских, днепровских и вислинских отбросов московского и польского государственного общества, обрадовавшихся легкости грабежа в замутившейся стране.»
Россия уже могла окончательно распасться и сделаться добычей хищников, но у страны осталось самое главное — Православная вера. Центром восстановления России стала Троице-Сергиева лавра. Архимандрит Дионисий, и его собраться-монахи призывали народ выступить на защиту Святой Руси. Грамоты с подобными призывами рассылал и Патриарх Гермоген, впоследствии принявший мученическую кончину от рук захватчиков. В Нижнем Новгороде одну из таких грамот прочитал земский староста Козьма Минин. Минин собрал ополчение, во главе которого стал князь Дмитрий Михайлович Пожарский. 22 октября 1612 года русские окончательно освободили от поляков Кремль. Прошло еще немного времени — и на русском престоле воцарилась династия Романовых. Россия выжила и постепенно утвердилась в качестве великой державы.
И в этот день мы празднуем не просто победу над внешними врагами, но одоление смуты; и мы помним, что это одоление совершилось благодаря Православной вере.