Фонд стратегической культуры | Виктор Коргун | 05.11.2008 |
Вот уже два года как Афганистан вступил в затяжную полосу перманентного кризиса, основными компонентами которого являются война против террористов и исламских экстремистов, растущие производство и контрабанда наркотиков, тотальная коррупция, слабость и некомпетентность центральной власти, экономический застой, массовая безработица, нерешенность проблемы беженцев, снижение жизненного уровня основной массы населения и т. д.
Особенно тревожной остается ситуация на юге и юго-востоке Афганистана, где не прекращаются боевые действия сил международной антитеррористической коалиции и правительственных войск против талибов и их союзников. В состав миротворческого контингента — Международных сил по содействию безопасности (ISAF) входят подразделения армий 40 государств, в том числе всех 26 стран-членов НАТО во главе с Соединенными Штатами. Отдельная группировка американцев (примерно 13 тыс. человек) воюет против талибов на юге и юго-востоке Афганистана под собственным командованием в рамках затянувшейся антитеррористической операции «Несокрушимая свобода». По мере нарастания военных неудач в погоне за Осамой бен Ладеном испаряется всякая уверенность в том, что американцы вообще когда-нибудь поймают «террориста N 1». Недавно они даже увеличили премию за его голову — с 25 до 50 млн. долларов. Однако все тщетно! «Охота на призрака», — злорадствуют даже в Америке.
При этом численность международных сил в Афганистане за полтора года выросла в полтора раза: если в апреле 2007 г. ISAF насчитывали 35,5 тыс., в том числе подразделения США — 8 тыс. человек, то сейчас их численность доведена до 52 тыс. человек, в том числе 23 тыс. американцев.
Основная часть сил ISAF (Германия, Франция, Испания, Италия, Турция и др.) занимается вопросами поддержания безопасности в провинциях, укреплением государственной власти на местах и восстановлением социально-экономической сферы — роют колодцы и каналы, строят мосты, дороги, школы, поликлиники. И лишь войска США, Великобритании, Голландии, Канады и Австралии участвуют в боевых действиях на юге и юго-западе страны.
Западные страны разделили сферы ответственности в стране: США отвечают за создание афганской национальной армии, Великобритания борется с наркобизнесом, Германия готовит национальную полицию, Италия реформирует судебную систему, Япония финансирует разоружение и демобилизацию бывших комбатантов. Афганская армия к концу 2007 года насчитывала 57 тысяч человек. По планам, к концу 2008 года ее численность должна достигнуть 70 тысяч. Недавно США согласились с планами Кабула довести ее численность до 120 тыс. человек. Пока афганская армия проводить самостоятельные военные операции неспособна и действует совместно с частями НАТО. При этом интересно, что американцы отказываются предоставить афганцам тяжелое вооружение (ракетные установки, авиацию, бронетехнику).
Войскам НАТО и афганской правительственной армии противостоят «воины Аллаха» — талибы и их союзники, действующие в тесном контакте с «Аль-Каидой». Их численность ориентировочно оценивается в 12−20 тыс. человек. Собственно, движение «Талибан» не составляет однородную массу, не говоря уже о какой-либо структурированной военной и политической организации. Это скорее конгломерат/альянс экстремистских и просто различных антиправительственных сил, ведущих борьбу против прозападного режима Хамида Карзая и его союзников. Некоторые его сегменты — это просто криминальные группы (банды наркодилеров и «военных баронов»). Основная часть талибов окопалась в Пакистане, в зоне «независимых племен» (ФАТА) в Северо-Западной пограничной провинции (СЗПП), часть из них находится в Афганистане. Штаб-квартира движения «Талибан», по данным командования США, располагается в г. Кветта (Пакистан).
В последние годы движение защитников «истинного ислама» значительно усилилось. По данным американского командования, в 2008 г. масштаб боевых действий на востоке Афганистана увеличился на 40% по сравнению с предыдущим годом, что недавно подтвердил специальный представитель ООН в Афганистане Кай Ейде. Соответственно, возросли потери воюющих здесь американцев — в июне 2008 г. они впервые превысили аналогичные показатели за тот же период в Ираке.
Значительно расширилась зона влияния и контроля талибов: по данным международного аналитического центра — Совета Сенлис (Лондон), уже в 2007 г. военное присутствие талибов отмечалось на 54% территории Афганистана. В 2007—2008 гг. они захватывали и удерживали под своим контролем ряд уездных центров на юге Афганистана. В 2007—2008 гг. экстремистам удалось осуществить серию крупных диверсионных и террористических актов в Кабуле, в том числе покушение на президента Х. Карзая на военном параде 28 апреля 2008 г. и взрыв посольства Индии в августе 2008 г. В результате к настоящему времени центральная часть города усилиями напуганных властей и международных организаций превратилась в сложный лабиринт различных защитных сооружений из бетонных блоков, ограждений с колючей проволокой и баррикад. В последнее время отряды талибов активно действуют на подступах к Кабулу, в соседних с афганской столицей провинциях Вардак и Логар, практически контролируют большую часть не столь отдаленной провинции Газни. «Печальным вердиктом нынешней ситуации в Афганистане, — пессимистически заключает отчет Совет Сенлис, — звучит вопрос не о том, «если талибы вернутся в Кабул», а «когда вернутся и как».
Общее число жертв боевых действий в 2006 г. составило около 4 тыс. человек, а только за 9 месяцев 2007 г. — уже больше 6 тыс. человек. При этом арсенал средств борьбы талибов достаточно широк — нападения на посты правительственных войск и базы войск НАТО, засады, убийства, запугивание, похищение людей с целью выкупа, уничтожение школ, минирование дорог, акты индивидуального террора с использованием террористов-смертников.
На контролируемых территориях талибы создают альтернативные органы власти, контролируют передвижение по местным дорогам, собирают налоги, регулируют торговлю, следят за нравственностью населения, вершат правосудие. Успехи талибов, в том числе военные, обусловлены рядом факторов, в первую очередь растущей поддержкой населения. И хотя большинство афганцев не хотят возвращения экстремистов к власти, многие, тем не менее, особенно в зоне боевых действий — на юге и юго-востоке страны — оказывают им всяческое содействие. В этих районах они имеют поддержку от 20% до 30% местного населения.
Намного меньшие симпатии высказывают талибам на севере, в районах проживания национальных меньшинств, где нет боевых действий, и присутствие талибов носит эпизодический характер. При этом важно то, что афганцы воспринимают талибов иначе, чем западные союзники Кабула. Да, рассуждают рядовые афганцы, они жестоки и консервативны, но воюют против неверных, борются против произвола и коррупции. «Талибы — наши братья, они — часть нашего народа», — с гордостью заявляет председатель Комиссии по национальному примирению, спикер Сената С. Моджаддиди, воевавший в свое время против советских войск.
Некомпетентность власти, ее неспособность обеспечить безопасность населения, растущая безработица, произвол со стороны местных властей, тотальная коррупция, поголовная нищета большей части населения, низкий уровень жизни, нерешенность проблем беженцев — вот важнейшие факторы, которые толкают людей в лагерь талибов. Действительно, администрация талибов чаще всего работает более эффективно, нежели официальные органы власти. Особенно это касается органов правосудия и полиции, наиболее коррумпированных структур. Коррупция в коридорах власти стала массовой, а дача взятки за посты в полиции и администрации в наркопроизводящих провинциях — давно установившейся традицией. «Британская общественность была бы взбудоражена, — возмущается специальный корреспондент английской газеты „The Times“ Антони Ллойд, — если бы она узнала, что новые назначения на административные должности в южной провинции, где британские солдаты проливают кровь, призваны обеспечивать безопасность маршрутов наркотрафика».
Тем временем борьба международной коалиции с талибами становится все менее эффективной. Иностранные войска занимают оборонительные позиции, не проводят наступательных операций. Комфортно разместившись гарнизонами в населенных пунктах и на военных базах (в некоторых гарнизонах даже открылись «Макдональдсы», а по праздникам солдатам привозят из Штатов не только артистов, но и проституток), они лишь отражают нападения противника и в ряде случаев преследуют остатки их отрядов, которые после нападения укрываются на территории Пакистана. Как в Кабуле, так и в западных столицах, включая Вашингтон, все больше осознают, что ситуация в Афганистане приняла тупиковый характер.
На фоне растущих военных неудач США и их союзники постепенно теряют симпатии населения. Соответственно растут антизападные, в первую очередь антиамериканские, настроения. Так, по данным опросов, проводившихся среди населения, поддержка американцев в стране упала с 57% в 2006 г. до 42% в 2007 г. Это обусловлено, помимо прочего, характером и результатами действий западных войск в стране. В частности, в ходе массированных бомбардировок населенных пунктов, где, по сведениям разведки, укрываются талибы, гибнут мирные жители, причем эти потери сопоставимы с жертвами военных действий со стороны талибов. Так, за 8 месяцев 2007 г. в результате всех военных действий погибло 1040 мирных жителей, за тот же период 2008 г. — 1445, из них 800 человек (55%) были убиты талибами и 645 (45%) погибли в результате натовских бомбардировок.
***
Неудачные итоги 7-летней военной кампании в Афганистане заставляют Вашингтон всё громче говорить о необходимости пересмотра стратегии «войны с террором». Об этом неоднократно заявлял министр обороны США Р.Гейтс. Американцы допустили в этой стране ряд существенных с военно-политической точки зрения просчетов, которые сводят на нет их усилия. При этом оба претендента на кресло президента США призывают к увеличению численности американских войск в Афганистане. Так, Б. Обама в случае его избрания президентом планирует весной 2009 г. вывести из Ирака бригаду численностью 7 тыс. человек и направить ее в Афганистан.
Чтобы победить талибов, новой администрации США придется предпринять серьезные шаги:
1. Сконцентрировать усилия на создании афганской армии, усилив ее финансирование и увеличив численность инструкторов.
2. Более четко определить задачи миссии НАТО в Афганистане.
3. Отсечь талибов от наркоторговли.
4. Прекратить массированные авиаудары по населенным пунктам, сопровождающиеся гибелью мирного населения.
5. Лишить талибов возможности свободного перемещения по территории страны. Учитывая, что процесс «талибанизации» перешел государственные границы и распространился на территорию Пакистана, Афганистан и Пакистан начнут рассматриваться американскими стратегами с точки зрения «войны с террором» как единый регион.
О том, что Пакистан стал надежным убежищем для отрядов «Талибан», где находятся их штаб-квартира, мобилизационная база, тренировочные лагеря и источники финансирования, американцы говорят давно. Поэтому Вашингтон оказывает постоянный нажим на власти Пакистана с требованием закрыть эти базы и лагеря и выдворить руководство талибов из страны. Однако Исламабад отрицает факт нахождения афганских экстремистов на пакистанской территории и ведет сложную игру на афганском поле. Являясь близким союзником США в этой войне, Пакистан не оставляет надежды на создание в Кабуле пропакистанского правительства. Талибы в этой игре для Исламабада — важный инструмент давления на Кабул.
Впрочем, новые пакистанские руководители, президент Асиф Зардари и премьер-министр Юсаф Гилани, неспособны противостоять даже собственным талибам, фактически контролирующим полосу «независимых племен» в СЗПП. Они категорически возражают против попыток США преследовать талибов на пакистанской территории и наносить бомбовые и ракетные удары по базам террористов.
В связи с этим немалый интерес вызвала недавняя инициатива министра обороны Афганистана генерала Абдуррахима Вардака. В сентябре 2008 г. он предложил создать совместную оперативно-тактическую афгано-пакистанскую группировку с участием подразделений НАТО, которая могла бы вести боевые действия по обе стороны афгано-пакистанской границы. Ранее он обсудил этот вопрос на заседании трехсторонней американо-афгано-пакистанской комиссии по борьбе с террором. Исламабад, не горящий желанием даже под таким соусом пустить американцев на свою территорию, обещал изучить это предложение. В конце сентября инициатива афганского министра нашла понимание в Вашингтоне.
В Афганистане США рассматривают также возможность повторить опыт Ирака, где созданы милицейские формирования «Сыны Ирака», которые финансируются американцами. Это бывшие повстанцы-сунниты, которые помогли войскам западной коалиции нейтрализовать в Ираке «Аль-Каиду». Хамид Карзай рассматривает возможность создания аналогичных отрядов племенной милиции (также на деньги американцев) численностью от 30 до 300 человек в каждом округе. В целом, все усилия предполагается направить на постепенную передачу всех функций по проведению военных операций афганским вооруженным силам с поэтапным выводом иностранных войск.
***
Важным в поисках выхода из тупика в Афганистане является экономическое восстановление страны. Запад выделяет на это немалые средства, но на деле западная финансовая помощь Запада Афганистану нередко оборачивается пустыми декларациями. Так, из заявленных 25 млрд. долларов суммарной помощи Афганистану к 2008 г. были израсходованы лишь 15 млрд. Причем, по разным оценкам, 40% из этой суммы, или 6 млрд. возвращаются обратно в страны-доноры в виде прибылей корпораций и оплаты многочисленных консультантов и иного рода специалистов (зарплата, жилье, прислуга, рекреация, транспорт, охрана, переводчики и т. д.). Еще часть денег оседает в карманах коррумпированных афганских чиновников. В итоге непосредственно на нужды восстановления поступает не более 7−8% объема заявленной помощи. При этом стоимость пребывания иностранного консультанта в стране составляет около 250 тыс. долларов в год. Это в 200 раз превышает среднюю ежегодную зарплату афганского служащего, получающего менее одной тысячи долларов в год.
Многие афганцы уверены, что Афганистан не является приоритетом для США и их союзников. Финансовая и экономическая помощь Запада недостаточна и неэффективна, считают они. По сравнению с другими странами, находящимися в аналогичной ситуации, Афганистану выделяются значительно меньшие суммы помощи: так, по данным агентства Associated Press, в первые два года после свержения режима талибов международное сообщество выделяло Афганистану 57 долларов в год на душу населения, в то время как Боснии — 679 долларов, Восточному Тимору - 233 доллара.
***
Еще один путь достижения мира в Афганистане — путь переговоров с талибами. Правительство Х. Карзая давно занимается этим вопросом. Кабул неоднократно объявлял амнистию тем, кто готовым сложить оружие. За последние четыре года, по неподтвержденным данным, около пяти тысяч талибов перешли на сторону правительства. Некоторые из них заняли крупные административные посты. В 2006 г. Х. Карзай даже предложил талибам участвовать в парламентских выборах в Афганистане. Тогда два талиба стали депутатами парламента. А недавно президент призвал талибов бороться за президентское кресло на выборах в сентябре 2009 г.
Все эти годы правительство Х. Карзая стремилось наладить диалог с движением «Талибан», вернее, с его либеральной, или умеренной частью. В сентябре 2007 года Х. Карзай открыто призвал талибов к переговорам, заявив о готовности встретиться с руководителями движения и даже с его лидером муллой Омаром, предлагая в случае их удачного исхода посты в правительстве. Талибы поначалу согласились, но переговоры не состоялись: каждая из сторон выдвинула свои условия, оказавшиеся неприемлемыми для другой стороны. Х. Карзай предложил талибам прекратить сопротивление, признать конституцию 2004 г. и нынешний режим. Талибы, в свою очередь, потребовали удалить иностранные войска из Афганистана, подготовили свою конституцию и отказались признать режим Х.Карзая. По некоторым данным, негласные контакты с талибами имели и представители некоторых западных стран — участниц антитеррористической коалиции.
В сентябре 2008 г. в британской газете «Observer» появились сообщения о переговорах между представителями правительства Афганистана и талибов. И хотя министр иностранных дел Р.Д.Спанта и талибы опровергли информацию о переговорах, стало известно, что еще летом Х. Карзай обратился к лидерам талибов с предложением начать переговоры о мире и просил короля Саудовской Аравии выступить посредником. Сообщалось, что в сентябре высокопоставленный представитель Кабула (судя по всему, имелся в виду бывший министр иностранных дел в правительстве талибов В.А.Мутаваккиль) совершал челночные поездки в Пакистан, Саудовскую Аравию и западные столицы, зондируя возможности предстоящих переговоров.
В начале октября с информацией по поводу переговоров выступил бывший посол талибов в Пакистане А.С.Заиф, отсидевший на американской базе в Гуантанамо четыре года, а ныне сотрудничающий с правительством Х.Карзая. Он сообщил, что по приглашению саудовского короля Абдуллы присутствовал на ужине в Мекке по случаю окончания Рамазана. Вместе с ним гостями короля были бывший генеральный прокурор Афганистана, деятель проталибских взглядов Ф.А.Шинвари и начальник генерального штаба афганской армии генерал Бисмилла-хан. На приеме также присутствовали представители талибов и их союзника, лидера Исламской партии Г. Хекматьяра. При этом А.С.Заиф тоже опроверг слухи о состоявшихся переговорах, но уже 21 октября министр иностранных дел Саудовской Аравии принц Сауд аль-Фейсал подтвердил факт переговоров, состоявшихся в Мекке.
Как стало известно, контакты представителей Кабула и талибов прошли при содействии Лондона и поддержке Вашингтона.