Вечерний Минск | Олег Гусак | 12.01.2006 |
Эти стены воздвигнуты еще в 16-м столетии при царе Иоанне Грозном игуменом монастыря Корнилием. Он принял впоследствии от руки этого же царя мученическую кончину. Летописцы рассказывают об этом событии следующее. Святой и праведный игумен, сделавший так много для обители, был оклеветан завистниками перед царем, который разгневанный приехал в монастырь. Когда Корнилий вышел к воротам обители с крестом навстречу царю, тот своей рукой отсек его голову, но тут же раскаялся и, подняв игумена, на своих руках понес его в монастырь. Путь, по которому шел Иоанн Грозный, неся к Успенскому храму убитого, с тех пор называется «кровавым».
На территории монастыря находятся пещеры «Богом зданные» (т.е. созданные). С их открытия собственно и началась история обители. Чудесным свойством проявляется то, что после внесения сюда умершего исчезает запах тления. Вот почему здесь хоронят далеко не всех, а только местных монахов и истинных благотворителей, среди которых немало знаменитостей, например из рода Пушкиных. К сегодняшнему дню в пещерах захоронено около 11 тысяч человек. В течение всего года в пещерах держится постоянная температура +5 градусов по Цельсию. В горе выкопана и Успенская пещерная церковь — древнейшая в обители. Сам монастырь, обнесенный могучими стенами, тоже находится в своеобразной пещере — большом и глубоком овраге.
Этот монастырь посещали все видные деятели России, включая президентов Ельцина и Путина. Борис Ельцин посетил Псково-Печерский монастырь в ноябре 1994 года. Осматривая пещеры, выразил удивление, почему не ощущается запаха тления, хотя гробы здесь не закапываются, а стоят в нишах, так что их можно даже рукой потрогать. Ельцину объяснили: «Это чудо Божие». Экскурсия продолжилась, через некоторое время Борис Николаевич в недоумении задает тот же вопрос. «Так уж Господь устроил», — отвечают ему. Проходит несколько минут, президент при выходе из пещер шепчет отцу-архимандриту: «Откройте секрет, чем вы их мажете?» «Борис Николаевич, — интересуется наместник монастыря, — есть ли среди вашего окружения кто-нибудь, от кого дурно пахнет?» — Конечно, нет". — «Так неужели вы думаете, что кто-то может дурно пахнуть в окружении Царя Небесного?»
По церковным правилам, никакая прежняя жизнь не может служить препятствием к вступлению в иночество, так как иночество есть жизнь покаянная, а монастырь — лечебница по учению святых отцов. Следовательно, каждый желающий может поступить в обитель и быть монахом. Поступивший в монастырь находится первоначально на испытании. Если настоятель монастыря убедится в искренних стремлениях нового послушника, благословляет ему ношение подрясника. Когда послушник по истечении некоторого времени докажет своим добрым поведением искренность своего стремления к монашеской жизни, он может быть пострижен в рясофор. Никаких обетов при этом он еще не дает, но обыкновенно получает уже новое имя и может носить сверх подрясника рясу и камилавку. А по истечении трех лет, как требуют правила, поступивший в монастырь послушник принимает уже настоящий монашеский постриг с произнесением обетов.
Не будет преувеличением сказать, что каждый из монахов имеет свою удивительную судьбу. Здесь встречаются вчерашние ученые, инженеры, студенты, экономисты, рабочие и колхозники. Но все без исключения благодарны, что стали монахами Псково-Печерского монастыря. Сейчас в монастыре проживают 73 насельника и 31 кандидат. Средний возраст кандидатов, решивших стать монахами, — 35 лет.
В монастыре живут известные всей России старцы — архимандрит Адриан (Кирсанов), архимандрит Таврион и архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Архимандрит Адриан многие годы нес очень трудное послушание — отчитывал бесноватых. И сегодня нескончаемым потоком тянутся к отцу Адриану люди, прося молитвенной помощи. К ним за советом и помощью приезжают люди из разных стран мира. И всем они помогают решить свои жизненные проблемы. Всей духовной и просветительской деятельностью монастыря руководит Высокопреосвященнейший Евсевий, Архиепископ Псковский и Великолукский.
Монастырь ежедневно принимает большое количество паломников. Никому здесь не отказывают. Три дня любой приезжий может жить в монастыре, ходить на богослужения… По словам наместника монастыря архимандрита Тихона, в обители свято исполняется золотое правило монашества: труд и молитва, молитва и труд. Физический труд в монашеской жизни занимает очень много времени. Но компромисс всегда возможен. Делаешь какую-нибудь работу — и тихо твори Иисусову молитву. Если едешь в машине — поставь духовную кассету. Господь ведь не требует ничего непосильного. А простая, но от всего сердца молитва дойдет до Бога.
Олег Гусак, соб. корр. инф. агентства АZI (Германия) в РБ специально для «Вечернего Минска»
http://newsvm.com/articles/2006/01/11/jvonnica.html