Православная газета г. Екатеринбург | Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий (Морарь) | 04.11.2008 |
— Здравствуйте, дорогие друзья, зрители телеканала «Союз» и слушатели радиостанции «Воскресение». Сегодня в нашем эфире вновь программа «Архипастырь», и на ваши вопросы отвечает архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.
Владыка, благословите наших телезрителей, радиослушателей и начало нашей беседы.
— Бог благословит всех нас, и Бог в помощь нам всем.
- Владыка, первый вопрос наши телезрители задавали уже неоднократно. Тамбовский историк Владимир Дьячков призвал Русскую Православную Церковь канонизировать Героя Советского Союза Зою Космодемьянскую, чье 85-летие отмечалось 13 сентября. «Можно говорить, что Зоя святая по всем признакам, — сказал историк, — почему наша Православная Церковь не причислит к лику святых эту девушку»?
— Конечно, в жизни нашего Отечества есть много хороших людей, которые достойны внимания и уважения, но это не значит, что всех надо канонизировать. Канонизация святых совершается по особому промыслу, откровению Божию. Если будет Божие благоволение, то Комиссия по канонизации святых может рассмотреть те или иные признаки святости человека. Все же, я думаю, главное, чтобы человек, прожив жизнь на земле, достиг Царства Божия и там радовался со всеми святыми — это самое главное. А то, что мы причислим или не причислим — ничего не убавит и не прибавит. В настоящее время Господь открыл нам очень много святых. Дай Бог, чтобы мы этих угодников Божиих почитали достойно, притекали за их помощью и назидались их доброй боголюбивой жизнью. Дай Бог, чтобы мы освоили жития святых угодников Божиих, которые прославились в нашей Церкви в течение уже многих десятилетий, столетий и могли бы подражать их житию, стараться в своей личной жизни возвышаться по заповедям Божиим, которые были руководством в жизни святых угодников Божиих, которые достигли совершенства пред Богом.
- Вопрос от Феклы из Екатеринбурга: «Современные, но уже немолодые батюшки считают, что информации, полученной в интернете, не всегда стоит доверять. И что интернет вообще не то место, где стоит искать первоисточник. Но действительность такова, что именно в интернете находятся ответы, которых от батюшек не дождешься. Что делать? Почему сама Церковь так мало внимания уделяет этому средству массовой информации, считая его, с одной стороны, сильно провокационным, с другой — уводящим от духовной жизни? Мне кажется, интернет такое же средство массовой информации, как православное телевидение и радио».
— Да, сейчас в интернете помещено много интересного материала. Что касается церковной жизни — каждая епархия нашей Русской Православной Церкви имеет свой сайт в интернете. Там есть довольно интересные сообщения, много интересных тем раскрывается. Что касается именно церковных сайтов, то, конечно, там можно получить хорошие назидания, направления жизни, хорошие ориентиры в жизни, получить ответы на многие вопросы, которые волнуют душу. Но что касается других сайтов, на которых много лживого, пошлого и клеветнического — конечно, их надо остерегаться, потому что они могут нести много больших заблуждений. К сожалению, много плохого пишут о Церкви, о церковной жизни и иерархах нашей Церкви, о священнослужителях. Это может негативно сказываться на человеке, еще не окрепшем в вере Православной, не искушенном в этих вопросах. Поэтому читать эти сообщения очень опасно.
- Анна спрашивает: «Недавно во многих сми была опубликована информация, что старец отец Иероним предсказал нападение Китая на Россию и резню в ноябре в Екатеринбурге. Поэтому его духовные чада благословляются на срочный отъезд с Урала ближе к его монастырю. В другом месте я прочитала о том, что отец Иероним прозревает голод в течение трех лет и еще благословляет из городов в села переезжать. Есть люди, которые следуют этим советам, продают квартиры и рушат семьи. Как к этому относиться? И, во-вторых, даже если бы была война, разве правильно православному человеку куда-то бежать? Разве не надо защищать Родину?»
— Правильно, конечно, надо Родину защищать, а не бежать от трудностей и неприятностей, которые может принести наша жизнь. Нужно каждому на своем месте созидать доброе и хорошее, которое необходимо для нашего общества. Войны, трудности могут быть, но эти трудности и войны — следствия наших грехов. И мы, зная о каких-то политических сложностях в мире, напряженности, должны еще пристальнее посмотреть на себя, на свою духовную, нравственную жизнь, и ее исправлять. Помогать людям, ближним своим, тоже исправлять их греховную жизнь. И если Господь увидит наше отвращение от греха и обращение к христианской, добродетельной, церковной жизни, Он в силе предотвратить все невзгоды, трудности, опасности, которые могут надвигаться на нашу жизнь. Надвигающаяся опасность — это за наши грехи. Их и надо искоренять, изжить из нашей жизни — тогда опасности минуют нас. Никуда не надо бежать, от себя никуда не убежишь — со своими грехами мы наведем неприятности и в тех местах, куда нас отец Иероним направляет. Поэтому бежать от греха надо, бороться с грехом, искоренять его, и тогда все хорошо будет в нашей стране.
- Владыка, у нас звонок из Липецкой области.
Здравствуйте, говорите, пожалуйста, вы в эфире!
- Владыка, существует ли такое понятие, явление, как «венец безбрачия»? Что возможно предпринять, чтобы избавиться от него? Дочери моей 30 лет, и не может встретить спутника жизни, а семью создать хочет…
— Эта проблема не сегодняшняя, она была и раньше, когда человек никак не мог выйти замуж или жениться. Нужно молиться, чтобы Господь помог, послал доброго человека, с которым можно связать свою жизнь навсегда, навечно. Единственное, что нужно — молиться и ходить в церковь, чтобы Господь помог найти спутника жизни. Я думаю, если спутника жизни Господь пошлет через подвиг молитвы, то эта семья будет действительно крепка, сильна, богоугодна и спасительна для нас. Поэтому не надо отчаиваться, что уже время проходит, а никак не получается с избранием себе будущего супруга или супруги — нужно надеяться на милость Божию, что Господь пошлет. Видно, еще требуется, чтобы человек сильнее укоренился в добродетельной, христианской, церковной жизни, в покаянии, в изучении жизни семейной, чтобы действительно создать крепкую семью и чтобы она была спасительной и богоугодной. Не думайте, что это какой-то рок, или, как вы сказали, «венец безбрачия», это не совсем правильно — все Господь может дать. Но если так и не получается, то есть другой путь — монашеский. Может быть, Господь к этому пути призывает, раз не получается. Может, Господь имеет в виду направить человека на такой путь жизни, тоже спасительный, очень важный. Поэтому хорошо подумайте, усерднее просите у Бога. Стучите, и дастся вам.
- «Владыка, я хочу спросить об ангеле Рафаиле. Я хотел спросить: ангелы вообще врать не умеют?»
— Ангел это вестник, благовестник Божий, которого Господь посылает, чтобы возвестить волю Божию, оберечь человека от опасности, направить на путь истины, добра и так далее. Каждый ангел имеет свою функцию, чтобы принести пользу людям, обществу, человечеству. Мы знаем, что есть ангелы-хранители городов, государств, человека, общества, поэтому мы и молимся ангельскому миру. Есть определенный день недели — понедельник, в который мы почитаем ангельский мир. Мы молимся, чтобы Господь послал Своего ангела-хранителя, который бы оберегал, помогал, вразумлял нас, просветлял наши сердца и наши умы, чтобы мы правильно оценивали ситуацию в жизни, направляли себя на путь истины, добра, богоугодной жизни.
- Людмила из Краснодарского края спрашивает: «Владыка, как Вы относитесь к тому, что святого Георгия Победоносца изображают на пачках сигарет и на копейках, которые часто валяются под ногами?»
— Что касается изображений на сигаретах — это, конечно, очень плохо. А изображать святых на монетах — это древняя традиция. Но мы, верующие, должны понимать, кто такой Георгий Победоносец и относиться к нему с благоговением. Если видим, что копейки где-то валяются, то мы должны их поднять, чтобы облик святого не был в поношении. А что касается пачек сигарет, то надо обратиться к компании, которая их производит, и сказать, что это задевает религиозные чувства верующих.
- «У моей знакомой, очень хорошей девочки, как только она наденет крестик, раздражение выступает на коже в этом месте. И у ее брата тоже. Почему так происходит, и что делать?» — спрашивает Тамара из Нижнего Тагила.
— Это зависит, наверное, от металла, из которого сделан крестик. Я думаю, если носить крестик деревянный, то никаких раздражений не будет, пусть попробуют носить простой деревянный крестик — сейчас есть очень много интересных и красивых крестиков, даже из Иерусалима освященные привозят. Ничего страшного.
- Алло, здравствуйте! Я звоню из Латвии, из города Лиепаи. Скажите, пожалуйста, не планируете ли Вы в ближайшее время открыть валютный счет для благотворительных пожертвований на православное телевидение, чтобы из-за границы тоже можно было прислать пожертвования?
— Спасибо большое. Впервые такое интересное предложение. Мы будем думать, как это сделать. Спасибо вам за желание помочь нашему телеканалу!
- Владыка, Татьяна из Екатеринбурга интересуется: «Душа животных не бессмертна; тогда в чем смысл жизни души животного?»
— Господь сотворил видимый и невидимый мир. Видимый мир — это все, что нас окружает, в том числе и животные, которые действительно не имеют вечной души. Они созданы Богом, чтобы служить людям, служить этому миру — в этом смысл их жизни. А смысл жизни человека — чтобы он вечно жил с Богом, Который вечен, не имеет ни начала, ни конца. Человек предназначен, чтобы наслаждаться радостями, которые испытывает Господь Бог в Своем Небесном Царстве.
- Здравствуйте! У меня такая ситуация сложилась. Женился я, супруга моя была замужем один раз, но они не были в Церкви обвенчаны, просто был брак зарегистрирован. У нее есть свидетельство о Крещении, и в этом свидетельстве — фамилия мужа. Как к этому относится Церковь, — что женщина оставляет фамилию мужа? Я хочу обвенчаться с ней, но там опять-таки будет фамилия мужа…
— Если вы будете венчаться, то она возьмет вашу фамилию, и будете жить под одной фамилией в одной семье. Не стоит смущаться, что у жены в свидетельстве о Крещении фамилия первого мужа. Не смущайтесь! Я думаю, можно будет взять фамилию второго мужа в новой семье, и будете под одной фамилией. Ничего страшного нет.
- Вопрос из Сыктывкара от Ирины: «У меня заболела мама — онкология. Мама ведет христианский образ жизни и нас воспитала в вере. Не пойму, почему же она заболела. Объясните, пожалуйста! И у меня большая просьба — помолитесь о ее здоровье. Маму зовут Екатерина».
— Дай Бог здоровья Екатерине, чтоб Господь исцелил ее Своей благодатью и силой… Причины болезни есть разные. Есть болезни, которые по каким-то грехам Господь посылает для очищения души. Мы знаем, что даже подвижники благочестия, которые несли большой подвиг и достигли высокой духовности и совершенства, тоже болели. Даже апостол Павел болел; хотя он молился, чтобы Господь дал ему здоровье, Господь ему ответил: «Благодать Божия над тобою, сила Божия в немощи совершается». Апостол говорил: «Чтобы я не возгордился дарами, которые Господь дал, Он послал мне ангел сатанин, чтобы удручать мое тело…». Поэтому не надо размышлять о причинах, а просто подчиниться воле Божией, смириться перед ней. Все мы небезгрешны — просите у Бога прощения и благодарите, что Господь печется, чтобы через испытания в этой жизни даровать очищение души от греха. Чтобы человек сподобился потом вечных благ, вечной радости в жизни вечной с Богом, где нет ни печалей, ни болезни, ни воздыхания. Когда мы так размышляем, все становится на свои места. А когда начинаем искать какие-то «почему», у нас бывают и раздражение, и недовольство, и ропот, и осуждение Бога. Это путь очень опасный, потому что приносит человеку много страданий и мучений. Cвятые отцы в болезнях, скорбях, трудностях просили у Бога помощи, чтобы Он дал им терпения перенести эти трудности. Потому что знали из Священного Писания: чем больше человек терпит разные невзгоды в этой жизни, тем больше славы и чести он получит в Царстве Христовом. Мы знаем, что некоторые святые даже просили у Бога скорби, трудности и болезни, чтобы можно было, претерпевая их, сподобиться больших благ, славы и чести в Царстве Божием. Когда мы проникнемся любовью к Царствию Небесному, все трудности жизни становятся более удобопереносимыми, легкими; перенося болезни и трудности, человек даже испытывает радость — претерпевая трудности и болезни, надеется, что Господь даст великую радость в Царстве Божием.
- «Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, может ли человек, крещеный в старообрядческой Церкви, принимать таинства Церкви Православной? Старообрядческого храма нет в нашем городе».
— Конечно, лучше бы человек принял Православие — это совершается через таинство Миропомазания. У старообрядцев таинство Крещения совершается правильно, но без Миропомазания. Поэтому нужно принять это таинство и жить в Православной Церкви, приступать к таинствам нашей Церкви для спасения своей души, укрепления сил душевных и телесных. Сейчас такая возможность есть, и не нужно этим смущаться и сомневаться — мы чувствуем огромные дарования Божии, которые истекают от нашей церковной молитвы в храмах Божиих: благодать Божия изливается обильно. Это нас должно подвигать, если имеем какие-то уклонения от веры нашей Православной, принять ее чистосердечно, жить церковной жизнью и наслаждаться благами, которые Господь посылает нам в нашей Церкви Православной.
- Владыка, у меня такой вопрос: есть заповедь такая в Новом Завете, что если тебя ударили по щеке, то нужно подставить другую щеку. По моему мнению, эту заповедь может выполнять только монах…
— Евангелие написано для всех.
- Монаху больше некого защищать, кроме себя. И он может даже позволить себя убить. А если у человека есть жена и дети, то он вынужден брать в руки оружие и защищать себя в том числе.
— Вы путаете две заповеди. Заповедь о любви к ближнему говорит: если кто ударит тебя по правой щеке, то дай ему и другую. Эта заповедь относится не только к монахам, но и ко всем верующим христианам. Евангелие написано для всех людей, а не только какой-то категории — монахов, священников или других. Для выполнения этой заповеди нужно иметь определенный уровень духовной жизни, степень совершенства, стать незлобивым и смиренным, послушливым воле Божией, кротким, чтобы можно было подставить и другую щеку ближнему своему. Это с одной стороны. С другой стороны, в духовном плане мы должны снисходить к немощам ближних: не всегда мы можем стоять на своем. Есть ситуации, когда нужно уступать ближнему, даже если это не совсем приятно или мы имеем какой-то урон в материальном или личном счете. Иногда нужно уступать и смиряться перед ближним, чтобы среди людей были мир и согласие — «подставить щеку». А что касается защиты своей семьи, супруги, Отечества — это другая сторона любви к ближним: «нет больше той любви, если кто положит душу свою за други своя». Мы должны даже полагать свою жизнь за ближних своих, защищая их или защищая наше Отечество. Поэтому надо правильно понимать, разграничивать ту или иную заповедь, которая дана нам Богом.
- Раба Божия Елена из Саранска спрашивает: «Сейчас активно действуют лжестарцы. Почему владыки не пресекают их деятельность?»
— Как не пресекают? Владыки, конечно, пресекают их деятельность. И Святейший Патриарх часто об этом говорит и предупреждает, чтобы не было у нас лжестарцев или младостарцев. Этому посвящены и некоторые выступления Святейшего Патриарха, где он четко охарактеризовал отличие истинного старца от ложного, духовника от младодуховника. Поэтому, прислушиваясь к голосу нашего Святейшего Патриарха, мы можем ориентироваться в этой жизни, чтобы не попасть в какие-то трудности, какие-то ложные направления.
- Владыка, звонок из Нижнекамска: «У меня дочка больная, мне кажется — одержима злыми духами. Она знает Господа, я сама верующая, меня бабушка крестила. Дочери вот уже почти три месяца дома нет. Помогите, если можете. Ее звать Екатериной, а меня Ниной».
— Надо молиться, ходить в церковь, чтобы Господь помог. Поминать дочь за богослужениями, чтобы по молитвам Церкви, по вашим молитвам Господь сохранил ее от всякого зла и вернул домой. Это ваша материнская обязанность — молиться за вашу дочь, материнская молитва очень близка Богу. Господь услышит вашу молитву и исцелит ее, поможет и возвратит домой.
- Вопрос от Андрея из Краснотурьинска: «Апостол Павел писал: „Мне все позволительно, но не все полезно“. Что значат слова „мне все позволительно“? И нам, значит, тоже все позволительно?»
— Действительно, все нам позволительно, нет никакого ограничения ни в чем. Но, поскольку у нас есть разум, Господь говорит: да, все позволительно, но не все полезно. Мы как разумные существа должны избрать, что полезно для нашей жизни. А если мы не знаем определения полезного и неполезного, мы должны руководствоваться святым Евангелием, в котором написано, что — правда, что — ложь, что — добро, что — зло, по какому пути идти. Господь дал нам свободу выбора, но в то же время указал, куда идти, каков истинный путь жизни человека, что полезно человеку, что он должен избирать. Полезно то, что Господь указал в Евангелии, а мы так развратились, что иногда считаем, что все греховное полезно. Наоборот, греховное вредно для нас: оно приносит нам очень много страданий. Вначале, когда вкушаем, кажется, что оно приносит радость и удовольствие, а потом эти удовольствия оборачиваются многими страданиями, мучениями и болезнями души.
- «Во время утренней молитвы женский голос мне сказал, что нужно переставить порядок молитв. Сначала читать все молитвы Господу Иисусу Христу, потом все молитвы к Пресвятой Богородице, что я и сделала. Правильно ли я поступила?» — спрашивает раба Божия Галина из Верхней Синячихи.
— Не надо прислушиваться к голосам. Что наша Церковь установила в молитвослове, то и полезно для нас, и нужно следовать этому примеру, проявить послушание Церкви. А с разными голосами, что вносят сумятицу в нашу голову, мы должны бороться и не принимать.
- «Почему Церковь против искусственного оплодотворения? Зубы лечат, вставляют, сердце тоже можно лечить — вставлять искусственные клапаны. Почему бесплодие как заболевание лечить нельзя?» — спрашивает Елена из Челябинской области.
— Бесплодие можно лечить. Есть средства для лечения — как медицинские, так и духовные, когда мы обращаемся к Богу, к Божией Матери, к угодникам Божиим, и они помогают нам. Совершается чудо, и даже когда врачи считают, что никогда не будет ребенка — он рождается по молитвам родителей. Мы знаем, что многие люди получили просимое в своих молитвах. Нужна твердость, вера глубокая и нравственная, духовная, церковная жизнь. И Господь тогда помогает. А что касается искусственного оплодотворения — это очень серьезное дело, ведь мы вторгаемся в область Божия мироздания. Вмешиваясь в законы мироздания, законы рождения, мы можем навредить очень сильно и себе, и будущему поколению. Мы видим, что рождаются больные дети естественным путем; что можно ожидать от искусственного оплодотворения? Мы можем потом поплатиться за такое вмешательство в серьезную область божественного. Я думаю, что нам нужно воздерживаться от этого, потому что это очень опасно. Мы знаем, что причина многих проблем у людей — и рождение больных детей, и бездетность — безнравственная жизнь человека. Нужно исправить ее. Мы не хотим ее исправить, а хотим заставить Бога, чтобы Он дал, что мы хотим. Конечно, мы хотим, чтобы все было хорошо — но чтобы все было хорошо, нужно выполнять условия, которые дает нам Господь: соблюдать чистоту жизни, жить по заповедям Божиим, а не по заповедям греха. Если мы так себя настроим, чтобы исправить свою жизнь и жить по воле Божией, тогда, конечно, многие наши проблемы будут решаться легче.