Православие.Ru | Священник Павел Гумеров | 01.11.2008 |
Часть 1
Большинство женщин, достигнув определенного возраста, хотят выйти замуж. И это вполне естественно: любая женщина — это потенциальная жена и мать. Но у некоторых это желание принимает не совсем здоровую форму. Если они, как им кажется, «засиделись в девках», то готовы выйти замуж за кого угодно: за пьющего, неверующего, даже наркомана, главное — выйти. Им кажется, что они имеют такую любовь, которая способна будет творить чудеса, и это пламенное чувство обязательно перевоспитает будущего мужа, какой бы он ни был. Как поет одна известная рок-певица: «Моей огромной любви хватит нам двоим с головою». При этом такие девицы даже согласны, чтобы их самих не любили вовсе, главное, что они будут любить преданно и беззаветно.
А если такая девица уже достигла 30-летнего возраста, то ее желание во что бы то ни стало выйти замуж становится просто навязчивой идеей, словно жизнь после 30 заканчивается, хотя я знаю не один случай, когда женщины и после 30 (и даже около 40 лет) очень удачно выходили замуж и были счастливы. А самое грустное то, что такие «рабыни любви», уже совершено отчаявшись найти свою половину, выходят замуж за первого встречного и бывают весьма несчастны. Протоиерей Аркадий Шатов как-то сказал мудрые слова: «Гораздо лучше вообще никогда не выйти замуж, чем выйти плохо».
Почему это происходит? Эти женщины создали некий образ, «идею фикс» и настолько сами в нее поверили, что всю свою жизнь подчинили этой идее. Но разумные люди не должны жить мечтами, жизнь — штука сложная и не может быть вписана в какую-то схему; многое вообще от нас не зависит. Это вовсе не значит, что человек не должен иметь никакой цели и желания ее достигнуть. Но эта цель не должна составлять смысл его жизни. Главная наша цель — спасение души, остальное лишь средства.
В чем смысл христианской жизни? В соблюдении двух заповедей: любви к Богу и любви к ближнему. Соблюсти их можно и не вступив в брак. Я знал женщин, которые не вышли замуж, но нашли свое призвание, творя дела любви, помощи людям. У них не было своих детей, но они нянчили своих племянников, крестников и в этом находили радость. И, напротив, опрометчиво, не подумав выйдя замуж, многие женщины обрекали себя на страдания.
Безудержное стремление к замужеству может происходить и от самолюбия: я хочу быть любимой, желанной, а так меня никто не любит и т. д. Но никакая навязчивая идея не должна обладать нами. Все наши планы должны соизмеряться с волей Божией. Откуда такая уверенность, что все женщины обязательно должны выйти замуж? А может быть это совсем не ваш путь? Но если это действительно вам нужно и это случится — слава Богу!
Совет тем, кто хочет выйти замуж. Желание благое, но не нужно «зацикливаться» на этом. Нужно молиться, и если это нам действительно нужно, Господь обязательно пошлет и мужа, и детей. Нужно хорошо представлять, какие качества вы хотели бы видеть в будущем супруге и, главное, каким отцом он будет для ваших детей. Но представлять разумно, а не с завышенными требованиями.
Под лежачий камень вода не течет. Если затвориться в горнице и сидеть там, дело не продвинется. Девушке, которая умеет общаться, но при этом обладает скромностью, легче выйти замуж. Поэтому нужно уметь общаться с людьми вашего круга и ваших интересов. Если хотите выйти замуж за хорошего человека, а не привлечь героя-любовника, ваши манеры и одежда должны быть не вызывающими, но скромными и красивыми.
И последнее: нельзя ни при каких обстоятельствах терять голову. Лучше сто раз подумать, прежде чем сказать «да» жениху, в котором вы не уверены, чем потом умываться кровавыми слезами.
Женщина в храме
Даже люди, которые никогда не ходят в храм, знают, что в церкви женщин значительно больше, чем мужчин. Была даже в советское время шутка: «В джазе только девушки, а в храме только бабушки». Сейчас, слава Богу, положение другое. В храме много молодых людей, много мужчин, но женщин по-прежнему подавляющее большинство. Какое это имеет отношение к нашей теме? Самое прямое. У мужчин и женщин разная природа, душа, а значит разный взгляд на мир.
В психике мужчины и женщины очень много парадоксального. Вроде бы сложные богословские и философские вопросы, поиск смысла жизни — привилегия мужского пола. Мужчина — это философ, богослов, мыслитель. Не говорю о том, что в Православии священство традиционно мужское (остальные конфессии не в счет). Женщинам какие-то глубокие богословские проблемы, как правило, мало интересны. Но в храме больше женщин. И именно благодаря женщинам Церковь выстояла. Тут несколько причин. Во-первых, мужчины более гордые. А православная вера построена на смирении и покаянии. Само слово «покаяние» по-гречески metanoia — изменение. А меняться, как известно, мужчинам очень сложно. Священники знают, как отличается мужская исповедь от женской: мужчины очень неохотно признают свои ошибки, женщины же, напротив, часто каются со слезами на глазах. Гордому человеку очень трудно работать в Церкви. В Церкви все держится на послушании и смирении: прихожане слушаются батюшку, священник — настоятеля, настоятель — благочинного, благочинный — епископа, епископ — патриарха. Везде строгая иерархия. У мужчин же на все свое мнение.
Вторая причина кроется в особенностях души женщины. Она чаще всего живет чувствами, а вера — это чувство, ее нельзя объяснить рационально. Нельзя рационально объяснить, почему Бог Троица или как Христос родился от Девы. В это можно только верить. Доказательства действуют лишь до определенного предела, за которым и начинается вера. А мужчины все пытаются логически объяснить как теорему, разложить по полкам. Вера — это доверие. Доверие Богу, что Бог нас никогда не обманет и не оставит. Так мы в детстве верим родителям. Отец подбрасывает ребенка, а потом ловит его, и ребенок знает, что папа его обязательно поймает, он верит ему. И мы должны доверять Богу как Отцу Небесному. Кстати, в том, что Бог — наш Отец и коренится третья причина, почему женщине легче придти в храм, уверовать. Женщины, в силу своего предназначения, более слабое, зависимое существо. Ей нужна поддержка. Для этого ей дается муж, на которого она могла бы положиться, опереться, который может помочь ей принять решение. Замечено, что в Церкви очень много вдов, женщин одиноких или женщин, у которых неблагополучно в семье. Конечно, это не значит, что Церковь своего рода заменитель семьи. Все-таки это разные вещи. И конечно, это не значит, что мужчинам не нужно ходить в храм. Просто женщине легче придти к Богу, ей легче попросить защиты, помощи. Женщине вера очень помогает выжить в трудных условиях: она уже и не одинока, с нею Бог. Она приходит в храм и молится за себя, за детей, за (часто неверующего) мужа. Хотя, как правило, женщине трудно постичь какие-то сложные духовные вопросы. Ее вера — это ощущение, она интуитивна. Ею часто движет инстинкт самосохранения и сохранения семьи.
Итак, женщине легче придти в храм, их больше в Церкви, но без мужчин Церковь не будет стоять. Потому что мужчина был и всегда останется главой церковной общины, совершителем Божественной литургии, образом Христа для Церкви и для своей семьи.
О верующих и неверующих
Сразу же оговорюсь, что неверующих людей не бывает. Есть люди, ошибочно считающие себя неверующими. Область человеческих знаний весьма ограничена, и у каждого человека есть предел, после которого знание заканчивается и начинается вера. Есть еще атеисты, они верят в то, что Бога нет, но доказать этого не могут. Но атеист, по нынешним временам, зверь весьма редкий. Сейчас больше просто равнодушных к религиозным вопросам людей. Они могут во что-то верить — кто в тельца, кто в козерога — и даже называть себя православными, но при этом о Православии ничего не знать и в церковь не ходить.
И в древности, и в наше время нередко случалось такое: один из супругов ходит в храм, ведет церковную жизнь, а другой нет. Либо принадлежит к другой вере, либо просто не хочет. Так как эта проблема существовала еще в первые века христианства, святые апостолы уже тогда дали на нее ответ. Вот что пишет апостол Павел коринфским христианам: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее. И жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою (верующей), и жена неверующая освящается мужем (верующим), иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы». И далее «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» (1 Кор. 7: 12−14, 16).
Нужно заметить, что под «неверующими» апостол Павел разумеет, конечно, не атеистов, а людей другой веры, нехристиан. В славянском тексте употребляется гораздо более точное слово — «неверные», то есть люди другой с нами веры. Но это сути дела не меняет. Итак, Священное Писание дает нам прямое указание: не разводиться с нашими близкими, если они не ходят в храм, а свидетельствовать им о Православии; глядишь, и они придут к Богу. И таких случаев, к счастью, немало.
Конечно, очень печально, когда супруги — самые близкие люди — расходятся во взглядах на главнейший вопрос: в чем смысл жизни? Но если мы любим человека, желаем для него блага, молимся за него, то должны верить, что когда-нибудь этот вопрос решится.
Нередка ситуация «нет пророка в своем отечестве», когда близкие не слушают наших проповедей, смеются над нами, хорошо еще, если не запрещают в церковь ходить. Почему это происходит? По нескольким причинам. Конечно, и враг рода человеческого мешает, хочет посеять вражду и разделение. Но и. сами мы хороши. Не можем найти подход к людям. Все, что мы говорим, они не воспринимают, считают скучным, неинтересным? Значит, так проповедуем. Люди будут слушать и делать только то, что их лично заинтересует. Чем проповедовать неумело, лучше вообще этого не делать: так только навредим, ведь, может быть, с наших неумелых слов человек составит ложное мнение о Православии. И вообще лучшая проповедь — это жизнь по вере.
Напомню притчу. Один работодатель нанял себе в работники христианина. Сам он был язычником, ничего не хотел слышать о Христе и принял работника только с одним условием: он ничего ему не будет говорить о христианстве. Прошло несколько лет. И вот этот язычник пришел, упал на колени перед христианином и просил сделать его таким же. Так его поразила христианская жизнь и любовь этого человека.
Наши близкие должны понять сущность Православия не через красивые слова, а через нашу любовь к ним. А бывает и так, что человек, придя в Церковь, начинает мало времени уделять семье, забросив все дела и обязанности. Поставьте себя на место своих нецерковных родственников. Вам бы такое понравилось? Может возникнуть и ревность, особенно у мужчин («Как! Жена кому-то или чему-то уделяет больше времени и заботы, чем мне»). Вряд ли это послужит к нашему спасению, если из-за нашего «благочестия» развалится семья. Пусть наши близкие поймут, что вера православная — это не пять лампадок в комнате, бумажный иконостас от пола до потолка и засохшие просфорки, а наша любовь, верность, образ настоящей христианской супруги (или супруга). И тогда близкие увидят, что дала нам наша вера, чем мы отличаемся от них самих и от других людей.
Приведу слова апостола Петра, обращенные к женам-христианкам: «И вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были» (1 Пет. 3: 1). То есть те мужья, которые не слушают слова проповеди о Христе, могут прийти к вере, видя послушание и христианское поведение своих жен.
Конечно, тут нужно рассуждение. Если мужья совершенно запрещают жене ходить в храм, носить крест, молиться, то это не значит, что жены должны их в этом слушаться. Во всем есть своя мера. Но если муж не христианин или не соблюдает постов, а жена будет отказывать ему в супружеской близости из-за поста, то это вызовет очень негативную реакцию. Таким поведением жена может даже спровоцировать измену. Конечно, эти деликатные вопросы лучше обговорить с духовником или же с приходским священником.
Не нужно требовать от человека всего и сразу. Нам был дан дар веры, кому-то он дается позже. Мы должны сеять, а взращивает Бог. Что мы можем нашими немощными силами? Будем помнить слова Господа Иисуса Христа: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня». (Ин. 6: 44).
Будем рады, если наши близкие хотя бы явно не противятся вере. Тогда можно деликатно постараться пробудить в них интерес к Православию. Иногда человеку в душу может запасть какая-нибудь хорошая книга или фильм, свидетельствующий о Христе. И нам самим тоже нужно стремиться постоянно повышать свой уровень, ведь, может быть, то, что мы сейчас знаем о нашей вере, очень мало и искаженно, и, узнав больше, мы сможем рассказать об этом нашим близким.
Совет нецерковным супругам: не стоит смеяться и огульно отрицать то, во что верит ваша половина. Вера — это очень тонкая, интимная часть духовной жизни человека. Насмешки над ней очень больно ранят. Это сравнимо с тем, что при нас кто-то будет хулить и смеяться над тем, что для нас дорого и свято, например над нашим отцом или матерью. Постарайтесь больше узнать из хороших источников, почему близкий вам человек выбрал Православие, почему оно теперь является частью его жизни. Почитайте первоисточники. Ведь, может быть, то, что вам неумело пытаются сказать, далеко еще не все Православие. А познакомившись с ним поближе, вы откроете для себя много нового.
Домашний монастырь
Все, что с нами происходит в жизни (в том числе и семейной), должно служить и нашей душевной пользе. Случайных, нелепых вещей в жизни вообще нет, и даже какие-то тяжелые для нас моменты и наши собственные ошибки Господь часто оборачивает к нашему благу. Хорошо было бы нам научиться видеть эти вехи в своей жизни.
Семью иногда называют «монастырем в миру», а монастырь — это училище смирения и послушания, где люди воспитывают свою волю и борются со страстями и себялюбием.
Супруги посылаются друг другу для взаимного воспитания, чтобы, пройдя эту школу жизни, они стали лучше, научились смиряться, терпеть и любить.
Нам всем, конечно, хотелось бы иметь идеальных жен или идеальных мужей. Но, во-первых, достойны ли мы этого? Имеем ли мы право ждать от кого-то идеального поведения, ничего не давая взамен?
Во-вторых, станем ли мы от этого лучше? Вряд ли. Испорченное грехопадением человеческое естество устроено так, что человек очень редко ценит то, что ему дается даром, он всегда недоволен другими людьми и условиями своей жизни. Именно поэтому, несмотря на все мечты человечества, рая на земле построить невозможно. Потому нам и даются наши супруги, дети, которые могут помочь нам сделаться лучше, победить свой скверный характер, преодолеть недостатки, воспитать волю и проявить любовь. Один мой знакомый, поздравляя друзей с рождением первенца, сказал: «Поздравляю, у вас родился воспитатель!» Потому что когда мы растим ребенка, занимаемся его воспитанием, он нас учит иногда не меньше, чем мы его. И мы начинаем думать об очень важных вопросах, о которых раньше и не помышляли.
Господь Премудр, и очень часто нам дается такой спутник жизни, чтобы смирить нас, воспитать и заставить задуматься над своими недостатками. Поэтому мы должны быть благодарны нашим близким не только за их любовь и расположение к нам, но и за то, что они не всегда радуют нас и этим помогают нам самим сделаться лучше.
Заключение
Мужчина должен быть мужественным, а женщина — женственной, и взаимодействуя, они помогают друг другу быть самими собой. Жена — помощница мужу, как говорит нам Библия (см.: Быт. 2: 18); она помогает ему быть мужчиной. Она вдохновляет его дела, верит в него, гордится им и тем самым помогает ему быть решительным и ответственным. Даже своей женской слабостью женщина подвигает мужчину быть сильным. Она любит его и ради этой любви он готов на многое. Мужчина, напротив, побуждает женщину быть женственной. Он ее покровитель, защитник, он принимает решения, заботится о ней и любит ее. Под покровом мужа женщина защищена и спокойна. Она может смело положиться на него и быть матерью и заботливой женой.
Никакого равенства между мужчиной и женщиной, конечно, быть не может. Они бесконечно индивидуальны. У каждого свое великое призвание и предназначение, свои функции. Он и она полярны. Плюс не может быть равен минусу, но как раз из-за этого происходит их притяжение.