Православие.Ru | Татьяна Суздальцева | 01.11.2008 |
17 октября 1888 года близ деревни Борки перевернулся поезд, в котором ехали император и вся его семья, но ни сам Александр III, ни цесаревич Николай Александрович, ни кто-либо из членов августейшего семейства не пострадали. Россия была поражена случившимся: так явственно проявился в Борках Промысл Божий. Чувства свои россияне выражали в многочисленных молебнах, отслуженных по всей России, возведением памятных храмов и часовен, учреждением благотворительных заведений. Выражением глубокого потрясения благочестивой души пред явлением Божией силы стали и составленные архимандритом Дионисием (Виноградовым) служба и акафист Триипостасному Богу.
О «Службе и акафисте Триипостасному Богу в возблагодарение о спасении государя императора Александра III»
«Служба и акафист Триипостасному Богу в возблагодарение о спасении государя императора Александра III в 17-й день октября 1888 года» были составлены архимандритом можайского Лужецкого монастыря Дионисием (Виноградовым) в феврале 1889 года, то есть спустя четыре месяца после события, которому они посвящены.
Как говорит сам автор в «Предуведомлении», он не предназначал свое произведение для обнародования и тем более не предлагал для богослужения, так как чин благодарственной службы по случаю чудесного спасения царской семьи к тому времени был уже утвержден высшим церковным начальством. Службу и акафист, составленные лужецким архимандритом, скорее, можно рассматривать как произведения лирические, а не собственно богослужебные. Тем не менее, они интересны не только с точки зрения содержания — как выражение чувств «сердца верующего и верноподданного», но и как пример литургического творчества конца XIX века. Они являются своеобразным памятником эпохи, предшествовавшей историческим катаклизмам ХХ века, и во многом перекликаются с мрачными пророчествами о будущем России великих святых — Серафима Саровского, Феофана Затворника, Оптинских старцев, Иоанна Кронштадтского и целого сонма как прославленных, так и неизвестных подвижников веры.
Архимандрит Дионисий (в мире Димитрий Петрович Виноградов), сын диакона Даниловского кладбища г. Москвы, был известен большинству духовенства Московской епархии своей долговременной службой сначала в должности учителя, инспектора и смотрителя разных духовных училищ, а потом настоятеля одной из древнейших подмосковных обителей — можайского Лужецкого Ферапонтова монастыря. Образование он получил в Московской духовной семинарии, в которой в 1846 году окончил курс со степенью студента. Спустя два года по окончании курса начинается его многолетняя педагогическая деятельность — учителем латинского языка, географии, арифметики и нотного пения в московском Донском приходском училище, затем инспектором перервинского уездного училища. 4 октября 1853 года Димитрий Виноградов принимает монашество с именем Дионисия. В ноябре он рукополагается в сан иеродиакона и иеромонаха. Он преподает в различных духовных учебных заведениях греческий язык, всеобщую географию, арифметику, закон Божий, священную историю, латинский язык и нотное пение. В 1870 году возведен в сан игумена. В 1874 году игумен Дионисий был назначен настоятелем второклассного можайского Лужецкого мужского монастыря с возведением в сан архимандрита. В Можайске архимандрит Дионисий был первенствующим членом местного духовного правления и состоял таковым с 1874 года до самого закрытия последнего в 1881 году. В 1893 году определением Святейшего Синода от 18−21 августа был уволен, вследствие своей болезни, на покой и определен в московский Данилов монастырь — близко к тому месту, где он родился и вырос. В Даниловом монастыре он и прожил последние пять лет до своей кончины 24 ноября 1898 года.
Граждане Можайска, узнав об уходе от них уважаемого отца архимандрита, почтили его поднесением на память святого Евангелия, доставленного особой депутацией во главе с городским головой.
Из составленного им и изданного списка настоятелей монастыря и из погодных записей в монастырской летописи видим, что при архимандрите Дионисии неоднократно совершались чудеса по молитвам почивающего под спудом основателя монастыря преподобного Ферапонта, Можайского и Лужецкого чудотворца. Эти и ранее бывшие благодатные знамения и явления милости Божией от угодника Божия архимандритом Дионисием были собраны и записаны в особо заведенную для того книгу. Как настоятель монастыря, он проявлял постоянную заботу о ремонте, реставрации и благоукрашении монастырских храмов. Для духовной пользы и нравственного назидания благочестивых богомольцев, стекающихся к гробнице преподобного Ферапонта, были составлены самим архимандритом Дионисием и впервые изданы житие сего угодника Божия, акафист, служба и молитва ему, изготовлены на дереве и на бумаге изображения его, а также виды монастыря.
Особенного внимания заслуживают труды архимандрита Дионисия, которые относятся к разборке и упорядочению монастырского архива и ризницы, к восстановлению древних памятников, праздников и обычаев, прежде существовавших, но с течением времени забытых в обители, к изучению истории ее и, отчасти, г. Можайска. Из той же монастырской летописи видно, что сохранившиеся от уничтожения неприятелями и по другим причинам столбцы, свитки, описи и прочие бумаги были разобраны, описаны и переплетены в отдельные книги; описана древняя рукописная следованная Псалтирь 1542 года и древнейшая монастырская вкладная книга. Приведена в порядок ризница, в которой хранятся вещи XVII—XVIII вв.еков. Начато еженедельное пение акафиста при гробе преподобного. В 1873 году с благословения преосвященного Игнатия, епископа Можайского, возобновлено двукратное в году празднование памяти преподобного Ферапонта — не только 27 мая, но, согласно древнейшим записям, и 27 декабря.
Тогда же восстановлено было древнейшее постановление совершать молитвенное поминовение усопших настоятелей и братии 15 января, а князя можайского Андрея Дмитриевича — 2 июня. Имя его, как основателя монастыря, с 1878 года разрешено было поминать на ектениях; была приобретена и поставлена у южного столба соборного храма копия с находящегося в московском Архангельском соборе изображения князя, а на северном — написана картина основания монастыря им и преподобным Ферапонтом. Приобретена была точная копия с портрета уроженца г. Можайска патриарха Иоакима (Савелова), благодетеля обители и можайского Николаевского собора. Составлялись и приобретались сборники о преподобном Ферапонте и копии его жития с древнейших рукописей. В 1880 году из Московского архива Министерства юстиции было получено значительное число копий с разных относящихся к истории г. Можайска и его церквей и монастырей документов, на основании которых, а равно и на основании документов самого Лужецкого монастыря и других источников архимандритом Дионисием были составлены и изданы труды: «Можайский Лужецкий 2-го класса монастырь», «Список настоятелей Лужецкого монастыря», «Краткая летопись можайского Лужецкого второклассного монастыря с 1408 по 1892 годы». Здесь, наряду с историческими сведениями о монастыре Лужецком, встречаются краткие заметки о г. Можайске и его церквах и других монастырях. А сами документы из архива Министерства юстиции были изданы Императорским обществом любителей древней письменности одной книгой в 505 страниц под заглавием «Можайские акты. 1506 — 1775. Сообщил архим. Дионисий, настоятель можайского Лужецкого монастыря» (СПб., 1898). В это издание вошли многие важные документы (например писцовые книги 1596−1598 и 1629 годов), различные дозорные, оброчные и межевые книги. Кроме того, отцом Дионисием из документов монастыря были извлечены сведения о роде дворян Савеловых, к которому принадлежал патриарх Иоаким, и подготовлены к изданию совместно с представителями рода Савеловых.
Даже из краткого перечня заслуг архимандрита Дионисия как настоятеля монастыря видно, какое внимание уделял он молитвенной жизни, возрождению древних обычаев и изучению истории святого места, на которое он был поставлен Промыслом Божиим.
О глубокой молитвенной настроенности, свойственной с юности архимандриту Дионисию, говорит то, что все важные события своей жизни он отмечал написанием служб или акафистов в честь тех святых, на день празднования которых приходилось событие. Так, еще в 1844 году им был написан акафист праведному Филарету Милостивому — в день посвящения своего в стихарь. Написанием служб и акафистов первоверховному апостолу Павлу, священномученикам Херсонским чудотворцам, митрополиту Московскому Петру, преподобному Иоанну — списателю лествицы, благоверному великому князю Даниилу архимандрит Дионисий отмечал дни своего монашеского пострига, диаконской и иерейской хиротонии, поставления в архимандрита, возвращения на родину — в Данилов монастырь. Важно и то, что ни одно его подобное произведение, кроме службы и акафиста преподобному Ферапонту, не было опубликовано. Это был своеобразный молитвенный дневник монаха, не предназначенный для посторонних глаз, и это придает ему особую ценность теперь, спустя столетие после описываемых событий.
Не удивительно, что события 17 октября 1888 года, нашедшие широкое отражение в церковной печати своего времени, произвели на архимандрита Дионисия столь глубокое впечатление. За многочисленными газетными сообщениями, подробно описывавшими детали происшествия, он увидел его пророческий смысл для судеб России. Все это обострило личное восприятие событий и поставило их в один ряд с важнейшими вехами собственной жизни отца Дионисия, подтолкнуло на выражение своих переживаний в излюбленной им форме церковной службы.
В Московских церковных ведомостях N 44 за 1888 год, вышедших 30 октября, был помещен следующий высочайший манифест:
«Божиею милостию Мы, Александр III, император и самодержец Всероссийский, царь Польский, великий князь Финляндский и прочая, и прочая, и прочая.
Неисповедимыми путями Промысла совершилось над нами чудо милости Божией. Там, где не оставалось надежды на спасение человеческое, Господу Богу угодно было дивным образом сохранить жизнь Мне, императрице, наследнику цесаревичу и всем нашим детям.
Да соединятся молитвы всех верных наших подданных с нашими благодарными к Богу молитвами о нашем спасении.
В трепетном благоговении пред дивными судьбами Всевышнего мы веруем, что явленная нам и народу нашему милость Божия ответствует горячим молитвам, которые ежедневно возносят о нас тысячи верных сынов России всюду, где стоит Святая Церковь и славится имя Христово. Промысл Божий, сохранив Нам жизнь, посвященную благу возлюбленного Отечества, да ниспошлет Нам и силу верно совершить до конца великое служение, к коему Мы волею Его призваны.
Дан в Санкт-Петербурге, в 23-й день октября, в лето от Рождества Христова 1888, царствования же нашего в восьмое.
На подлинном собственною Его императорского величества рукою подписано
Александр".
Известие о чудесном избавлении царской семьи от величайшей опасности, угрожавшей ей при крушении поезда, было встречено везде с величайшею радостью: везде служили благодарственные молебствия.
Особое место в газетах уделялось описанию поведения самого государя и его семьи, служившее примером мужества и благочестия. Государь император, поблагодарив Бога за чудесное избавление свое и семьи, лично приступил к осмотру места крушения. Лейб-хирургу Гиршу повелено было немедленно подать помощь раненым. Государь, несмотря на ушиб ноги, бодро ходил повсюду, спускался под крутой откос по липкой грязи, под дождем, к раненым, ободряя всех своим задушевным словом и ласковым взглядом. Государыня, не обращая внимания на пораненную руку, старалась оказать помощь лицам, более потерпевшим, и своим примером одушевляла других.
Императором была на месте крушения лично вручена жандармскому офицеру часть гнилой шпалы для представления при следствии. Раненые, отправляемые в Харьков, были встречены хирургами с профессором Грубе во главе. Убитые, за исключением шести нижних чинов 1-го железнодорожного батальона, по воле государя перевезены в Петербург. Железнодорожные солдаты, как не петербургские уроженцы, похоронены в Харькове на военном кладбище. Похороны шести погибших на службе солдат были совершены 19 октября. Массы харьковчан стояли шпалерами по пути движения похоронного шествия. Погибших в катастрофе воспринимали как мучеников, пострадавших за веру и царя. Сам же государь лично позаботился о том, чтобы устроить осиротелые семьи, оставшиеся после всех погибших.
Такое поведение императора, вместе с потрясением, вызванным неожиданной катастрофой и ее возможными последствиями, вызвало в среде православного народа резкий всплеск патриотизма и благотворительности. Во многих местах намеревались ознаменовать этот день разными добрыми делами — учреждением стипендий, устройством часовен и т. п. Казна, в свою очередь, повысила ассигнования на строительство храмов в юго-западных губерниях, было принято решение о строительстве на месте катастрофы храма и часовни в память о погибших и в возблагодарение о спасении царственной семьи. Среди этого подъема и появилась служба архимандрита Дионисия — «долг сердца верующего и верноподданного и посильный вклад, хотя и сокровенный, в массу тех пожертвований, которые приносятся всеми россиянами — в благодарную память о великом событии 17 октября».
Текст находится в рукописном сборнике «Службы и акафисты, составленные архимандритом можайского Лужецкого монастыря Дионисием», который хранится в Российском государственном архиве древних актов в составе коллекции «Сборный личный фонд», и представляет собой каллиграфический писарский экземпляр с незначительной правкой автора. «Предуведомление к службе и акафисту» написано рукой архимандрита Дионисия.
Предуведомление к службе и акафисту и о 17 октября
Совершившееся 17 октября 1888 года на Курско-Харьковской железной дороге крушение царского поезда есть событие роковое для царствующего дома и для всего государства Российского. Мгновенная нечаянная погибель целой семьи чьей бы то ни было есть событие потрясающее, а такая погибель семьи царствующей, кроме своей ужасности, несравненно в большей степени была бы страшным бедствием для многих миллионов людей. Если постепенное и естественное прекращение царственного рода было для России бедственно во время смуты Годунова, Шуйского и самозванцев, то сколько бы раз смутить и потрясти Россию в настоящее время могло бы внезапное и столь страшное мгновенное прекращение всей царствующей семьи, находящейся во цвете лет и сил и с явною надеждою на продление рода ее. Чем более уясняются обстоятельства сего события, тем яснее и яснее для нас, верующих в Бога, становится, что в нем обязательно открылось величие Вышней Силы, всемощной и непостижимой, грозной и в то же время милующей. На самом неудобнейшем и опаснейшем месте дороги, где немыслимо получить (и невозможно подать) какую-либо помощь в случае беды, вдруг при быстрейшем ходе останавливается машина, а с нею и весь царский поезд, мгновенно несколько вагонов разлетаются в разные стороны дороги, другие же на самом пути разбиваются в щепы, меж ними и царский вагон; куча щеп — и царя и бывших с ним — как не бывало. И никаких признаков — минута ужасная. Но вот вдруг из-под обломков поезда исходит царь, ведет и царицу, является и наследник их, и слышатся отклики прочих детей, что они живы, а младшая дочь оказывается вдалеке на безопасном месте жива и весела (ее Невидимая Сила исхитила из разбитого вагона и по воздуху далеко отнесла от него и бережно поставила в безопасности).
О, сколько неизреченных и непостижимых чудес совокупилось здесь воедино, чтобы совершить сие величественное чудо спасения. Нет, не самослучайно и не по человеческому искусству (даже не подозревавшему опасности) царь наш и вся семья его остались невредимы (хотя и получены ими ушибы и раны, но не опасные и не поколебавшие их сил) среди такого разрушения, от которого не устояло ни дерево, ни даже железо и среди которого оказалось много людей изувеченных и даже погибших — и, что еще дивнее, погибших близ самого царя. Только единому Владычествующему стихиями Всесильному Существу возможно было совершить такое чудо спасения царева. И это не просто только чудесное событие, но и неисповедимое благодеяние для царя, для рода его и для всего царства Российского. Такое благо могло последовать только от Единого Подателя всех благ, от Источника всякой милости, от Бога, исповедуемого нами и поклоняемого во Святей Троице, Который есть Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой — Бог Триединый, уже многократно и многообразно в течение более чем тысячи лет изливающий свою благодать на народ российский. Ему единому должны мы приносить благодарение за новое Его величайшее благодеяние. На основании сего соображения сия особая песнь благодарения о спасении царя воспевается (в чине церковной праздничной службы и в чине акафиста) не кому и чему иному, как Триипостасному Богу Нашему.
По существующим в нашем Отечестве примерам торжественное богослужение в церкви воспевается в честь того святого, память которого совпадает с совершением того или другого государственного события. Но сей пример не вполне приложим к настоящему случаю ибо: 1) событие 17 октября 1888 года имеет особенное отличие от прочих обычных радостных событий государства и 2) во 17-й день октября наравне с пророком Осиею совершается память и иных святых Божиих, высших его, даже архангела Гавриила, и, наконец, совершается празднество Пречистыя Богоматери. а потому остановиться на праздновании 17 октября одному преподобному Осии представляется как бы недостаточным: сердце требует большего, мысль стремится к высшему. Хотя у преподобного Осии в книге его имеется пророчество, вполне соответствующее событию 17 октября, но так как изречение сего пророчества, а тем паче исполнение его было сделано свыше, то и честь и благодарение приличнее воздать внушившему и исполнившему сие пророчество, то есть Триипостасному Богу.
Правда, в настоящее время уже высшим духовным начальством указан способ торжественного богослужения в 17-й день октября, тем не менее это не может служить препятствием частному лицу излить свои чувствования более подробно и притом пред вполне Высшим Существом. Тем более что изливаются чувствования хотя и в форме церковной службы и акафиста, суть не предмет обнародования их, но только долг сердца верующего и верноподданного и посильный вклад, хотя и сокровенный, в массу тех пожертвований, которые приносятся или обнародуются всеми россиянами — в благодарную память о великом событии 17 октября. Богатые и сильные приносят вклады и труды великие, от меня же, немощного телом и духом, да приидет к Престолу Всевышнего сие посильное благодарственное приношение, и да приимется Им как жертва чистая.
12 февраля 1889 г.
Архимандрит Дионисий
Ниже приводятся некоторые фрагменты из составленной архимандритом Дионисием благодарственной службы.
На малой вечерни. Стихиры. Глас 6
Триипостасный Владыко Боже наш, приими благодарения наша, яже ныне усердно приносим, память совершающе неизреченнаго Твоего благоволения, на нас, христоименитых людех российских бывшего, егда царю нашему Александру Александровичу даровал еси спасение от смерти внезапныя. Спасе наш, слава Тебе.
Боже Всемилосердый, неизследима бездна человеколюбия Твоего: се бо наказуя наказал еси нас страхом смерти, угрожавшей царю нашему Александру Александровичу, но и милостивно пощадил еси нас, от толикия напасти избавив его, и тем возвеселил еси сердца народа российскаго. Слава Тебе Богу Благодателю нашему вовеки.
Неисчетно грехов наших множество воздвигло праведный гнев Твой, Боже, на нас, но Ты, Милосердый, проявив начало его, недопустил еси ярости его погубити нас до конца и даровал еси время на покаяние, в немже утверди нас, Господи, силою Твоею, и, простив нам беззакония наша, возстави нас, во еже благоугождати Тебе.
На литии. Стихиры. Глас 6
Согрешившему пред Тобою народу Израильскому Ты устами пророка Твоего Осии взывал еси Господи: где царь твой сей, Аз бо, мною даннаго тебе царя отъях у тебе во гневе Моем на тя. Таковое же грозное прещение Твое, Боже, постиже и нас, людей царства Российскаго, Тобою сопричтеннаго к избранному Тобою сонму христиан православных, но беззакониями своими прогневляющих Тя. Се бо за отступства и нечестия наша Ты лютыя смерти предал еси тишайшаго царя нашего Александра Николаевича, но и сим проявлением гнева Твоего на нас не умудрихомся и продолжающе творити нечестия, новыя казни Твоя навлекохом на нас, и Ты паки за грехи наши навел еси беду смертоносную на втораго царя нашего Александра Александровича, обаче ныне по неизреченному милосердию Твоему гнев Твой не довершил еси до конца, сохранив жизнь царя сего и пощадив избранное стадо Твое сие. О Всемилостивый и Долготерпеливый Господи, десницею Твоею присно храни царя нашего, нас же всех рабов Твоих утверди в делании заповедей Твоих и спаси души наша яко благ. <…>
Судия праведный и премилосердый, Боже наш: Ты наказуя наказал еси нас страхом страшныя смерти царевой, смерти же и гибели не предал еси его, и нас, избранный Твой народ российский, избавил еси от поношения и смущения, о Премилостиве Господи. Молитвами Пречистыя Богородицы и всех святых Твоих из среды людей российских, храни державу Российскую целу и неврежденну и благоугождающу Тебе во веки. <…>
Канон Триипостасному Божеству. Песнь 6. Кондак. Глас 6
Всепагубное разрушение пути под стопами царя нашего Александра Александровича гибелью внезапною ему и бедствием страшным народу его угрожало уже неизбежно, но непостижимое спасение царю и утешение народу его ниспослася чудесно свыше от Триипостаснаго Бога. Спасенный же Богом царь сей, знамением креста Христова сотвори себя здрава и сильна, во еже помогати пострадавшим с ним и утешати их, и абие воззва всю землю царства своего благодарение присно возносити Богу, в Троице исповедуемому, спасшему его от смерти лютыя, царство же его Российское от потрясения крамольнаго и от разрушения.
Из акафиста. Кондак 9
Страшное поражение, погибелью угрожавшее царю нашему Александру Александровичу и всей царственной семье его, наистрашнейшим разрушением и гибелью угрожало всему царству Российскому, понеже лишалося бы тогда оное главы своея: сего ради спасение жизни царя нашего и царицы и чад их, ныне чудесно явленное, бысть всему царству Российскому спасение и оживление, еже не ради единых молитв, ежечасно по всему царству возносимых о благополучном путешествии царстем, но точию по единой неизреченной милости Божией к людем царствия сего. Величие и глубину таковыя милости уразумевая, мы вси, людие царства сего, якоже тогда, тако и ныне, благодаряще Бога о спасении царя нашего и вкупе о спасении царства Российскаго, радостно воспоем Спасителю нашему Богу: Аллилуиа.
Икос 9
От коликих зол избавил еси нас, рабов Твоих, Боже, сохранивши нам царя нашего Александра Александровича и всю царственную семью его. Беды неисчетнейшия вконец пожрали бы нас, осиротевших чад его: свары и нестроения, храмов Твоих святых и градов разрушение, хищения и разделения, и всяких врагов внутренних и внешних нападение, пленение и рабствование и всяческое разорение — вкупе абие вся сия постигли бы во еже бы растерзати святую землю Российскую, Тобою от лет давних избранную хранити веру Христову в чистоте и православии. Но слава немолчная и благодарение Тебе, Спасе наш! Ты отвратив смерть сию от царя нашего ныне, отвратил еси все оные беды, отложив еще на время гнев Твой на нас, аще и зело виновных пред Тобою, но обаче взывающих Тебе.
Кондак 10
Понеже паче меры умножишася в нас к вере Христовой охлаждение и развращение, невоздержание и лихоимство, неправосудие и противление, хищения и убийства и всяческия беззакония, сего ради постиже нас гнев Божий, аще и пощадивший ныне царя нашего и царство наше от гибели, обаче множество спутников его пострадавших и умерщвленных, ясно показует нам, яко и мы такожде подстать достойны еси, аще не принесем покаяния и в грехах исправления.
Икос 10
Согрешихом, Господи, согрешихом зело пред Тобою и лютыя казни Твоея достойни соделовахомся маловерием и беззакониями нашими и уже бо за сия вся зле лишихомся добрейшаго и тишайшаго из царей наших Александра Николаевича, и паки и новый благочестивейший государь наш Александр Александрович гибели страшныя подвержеся и не един, но со всем родом его, и погибли бы, аще бы не Ты, Боже, сохранив же его нам цела и неврежденна, свободил еси нас от казни Твоея до конца, ожидающе от нас покаяния совершенна, еже и вложи, милостиве, в сердца наша, да не горшее что нас поразит, но да, отринувше нечестия, утвердим стопы наша во благоугождение Тебе, о сем молимся Тебе сокрушенно.
Кондак 13
О премилосердный и всесильный Боже наш, Отче, Сыне и Душе Святый! Услыши моления нас грешных и сохрани царя нашего и род его и все царство его от всяких бед и напастей, да немолчно во вся веки воспевается православным народом российским Тебе песнь: Аллилуиа.