Радонеж | 27.10.2008 |
Недавно церковные СМИ сообщили, что учреждена Патриаршая премия в области киноискусства. Впервые она будет присуждена в 2009 году, сказал Предстоятель Русской Церкви, выступая на заседании Совета по изданию «Православной энциклопедии» и говоря о просветительских проектах Русской Церкви, в том числе и в сфере кинематографии и телевидения.
Внимание Церкви к этой сфере неудивительно. Слишком уж негативное влияние она оказывает на духовную жизнь нашего народа, да и всего человечества. На робкие же до сих пор попытки внести хоть какие-то нравственные ориентиры в ту область, которая почти уже признана областью действия исключительно коммерческих интересов, до сих пор ответом были только крики — караул, цензура! Изредка, впрочем, раздавались «участливые» рекомендации — мол, на высоконравственное кино спроса у публики нет, поэтому сами его и снимайте.
Православные так и сделали. Например, открывающийся в Москве XIII Международный фестиваль православных кино-, теле- и радиопрограмм «Радонеж» проводится, как сообщают организаторы, «с целью создания общественно-государственного заказа на производство и распространение фильмов и телепрограмм всех видов и жанров, ориентированных на вечные ценности». Потому, что спрос-то у публики на серьезную кино- и телепродукцию на самом деле есть, что показали, в частности, недавние бурные обсуждения как художественных фильмов и сериалов, так и публицистических фильмов, посвященных и истории России и мировой истории. Просто «общественно-государственный заказ» до сих пор формировался людьми, которым интересно другое. Вот это и надо изменить. И проведением фестивалей, и гласным, общественным обсуждением проблем этой сферы, не позволяя криками об опасности цензуры и о свободе творчества замаскировать реальное положение дел и механизмы, воспроизводство этого положения обеспечивающие. Иначе с экранов на утратившее и не восстановившее свое самосознание общество так и будет литься мутный поток нескончаемых сериалов про «нравственные искания» тутошних бандитов и тамошних ведьм. С этим Россию не возродить — так и будем до скончания веков «с колен подниматься», никогда не выпрямляясь полностью.
Хотя с постановками на тему российской истории тоже не все просто. Опера современного американского композитора Джея Риза «Распутин» спустя 20 лет после первого представления в Америке увидела свет рампы в Москве, на сцене театра «Геликон-Опера», сообщили СМИ. «Меня не волнует ни историческая правда об этом человеке, которую нам все равно не узнать до Страшного Суда, ни даже мое собственное мнение о нем. Мне важно показать, от чего и от кого порой зависят судьбы целых народов», — сказал о Распутине худрук театра и режиссер-постановщик оперы Дмитрий Бертман. «Этими же словами он предупредил возможные упреки по исторической части, так как когда за русскую историю берутся иностранцы, люди часто обвиняют их в пренебрежении исторической правдой», пояснило РИА «Новости». Т. е., когда берутся иностранцы — их обвиняют в пренебрежении исторической правдой, а когда берется Бертман, которого правда не волнует — так его и обвинять бесполезно, так что ли? Ну, раз правды мы не узнаем до Страшного Суда, то вот, по крайности, хоть будем знать «от кого порой зависят судьбы целых народов», по мнению худрука Бертмана.
Кстати, изрядно опороченная в глазах многих, «гласность», и в других вопросах была бы полезна. Недавно появился русский перевод новой книги уже известного нашим читателям автора — американского политика и публициста П. Бьюкенена — «На краю гибели». На краю гибели, по мнению автора, США, потому как страну захлестывает неконтролируемый поток, точнее, даже уже потоп мигрантов, в основном с юга, через мексиканскую границу. Автор разбирает различные социальные, экономические и политические проблемы, порождаемые этим процессом — падение жизненного уровня многих американцев за счет ввоза огромного количества согласной на низкую оплату рабочей силы, вытеснение белого населения из южных штатов, которое приобретает уже характер бегства, реальную опасность отторжения от территории страны значительных областей, когда-то также отторгнутых от соседей, разделение нации на этнокультурные общности, уже и не совсем мирно сосуществующие, рост преступности, в том числе этнически окрашенной. Причем последнее наблюдается повсеместно, а вовсе не только в южных штатах — самая жестокая, многочисленная и хорошо вооруженная банда, как сообщает Бьюкенен, обосновалась .. в окрестностях Вашингтона.
В книге много повторов, спорных утверждений, эмоции иногда перехлестывают. Но вот что интересно. Хорошо видно, что эта, весьма общественно значимая проблема является общественно же и обсуждаемой. Университетские профессора пишут книги, СМИ публикуют статьи, показывают фильмы и проводят ток-шоу, политики делают заявления и пр. У нас же обсуждения аналогичных проблем нет, как бы и нет самих проблем. Вот только почему-то «кондопоги» время от времени приключаются.
По проблеме, кажется, дозволено высказываться только чиновникам миграционного ведомства. Но странные же вещи от них иной раз слышатся. То сообщали несколько лет назад, что число незаконно въехавших и так тут и оставшихся лиц — около 20 (двадцати) миллионов. И надо их поэтому (почему?) легализовать. Один раз даже прозвучало предположение, что можно бы им даже и избирательные права предоставить. От предположения, впрочем, тут же открестились яко от небывшего (потому, что и безумию должны же быть какие-то пределы). Но зато ввели квоты на въезд гастарбайтеров. Мол, надо сообразовывать с экономическими потребностями регионов. Тоже красиво. На днях как раз опубликовали данные миграционной службы о количестве мигрантов в Москве. Оказывается, что «в настоящее время в столице законно трудится 1,6 млн. мигрантов, при этом на миграционном учете в столице состоит почти 7 млн. человек». При этом уверенности, что почти пять с половиной миллионов мигрантов в Москве, хотя бы незаконно, но трудятся, у властей, судя по всему, никакой нет — в городе всего 7 млн. рабочих мест. Чего же эти пять миллионов делают целый день? Или ночь? Неизвестно.
Хотя нет, про некоторых известно. Известно стало, что арестован «выходец из Узбекистана», сознавшийся в зверском изнасиловании и убийстве пятнадцатилетней школьницы в Западном округе столицы. Арестована банда из четырех «уроженцев из Грузии, Кабардино-Балкарии, Таджикистана и Узбекистана», совершивших на юге и юго-западе Москвы в течение этого года более сотни нападений на женщин. Ну вот, про пятерых, таким образом, известно. Осталось выяснить про остальных 5 499 995. Но это, наверное, сложно сделать, и поэтому стало известно о новой инициативе — увеличить на следующий год квоты на въезд гастарбайтеров вдвое. Видимо, по случаю разразившегося кризиса и происходящего сокращения числа рабочих мест, в том числе в столичном регионе. То есть, кому-то показалось, что 5,5 миллионов неизвестно чем занимающихся гостей из ближнего зарубежья — число некруглое и для Москвы неприличное, маловато будет. А одновременно приняты поправки в закон о гражданстве — теперь для получения российского гражданства и русский-то язык знать не нужно. Может, кому-то, опять же, показалось, что 85% русских в РФ, это чересчур, и процент слишком медленно убавляется?
А поскольку к 7 млн. мигрантов в Москве, по мнению экспертов, надо еще 3 млн. прибавить, которые вообще не регистрировались, то получается в сумме 10 млн. Ну, и рассудили, что все-таки надо облегчать им социальную адаптацию. Но как-то странно рассудили: «Бесплатные курсы изучения татарского и арабского языков, а также истории и культуры ислама откроются во всех 12 районах Юго-Восточного административного округа Москвы. Организаторами курсов выступили Национально-культурная автономия татар и префектура округа. Уже в ближайшие выходные первые бесплатные занятия пройдут в районах Выхино, Марьино, Рязанском районе и Печатниках. Позже занятия будут организованы во всех районах округа — уже даны поручения главам управ районов подобрать соответствующие помещения. На курсы будут принимать всех желающих старше 7 лет».
Это после всех рассказов о том, что у нас что-то от чего-то отделено, и потому православные, желающие обучать детей православию, могут это делать только на приходах и за свой счет? Интересно, что за причина такой рассудительности.