Русская линия
Санкт-Петербургские ведомости Л. Леусская24.10.2008 

На Неве и Амстеле сверили часы
Проект «Эрмитаж — Амстердам» вышел на финишную прямую

Архитектура сегодня в центре внимания, музейная в том числе. Недавно на биеннале в Венеции Норман Фостер представил свой взгляд на реконструкцию ГМИИ имени Пушкина. Эрмитаж приступает к работам по освоению Главного штаба. Но первым к цели придет Амстердам. Будущим летом там в пережившем реконструкцию историческом комплексе откроется музейный центр «Эрмитаж — Амстердам».

На берегу Амстела «Амстелхолф» обосновался с 1683 года. По легенде, его видел Петр I. За свою историю комплекс расширялся и перестраивался. Но никогда он не привлекал к себе столько внимания, как в последние годы. Строительные работы за фасадами подогревают интерес.

«Амстелхоф» строился как дом престарелых и честно выполнял эту функцию с первого дня по май прошлого года. Последнюю реконструкцию он пережил в семидесятые годы прошлого века. Лет десять назад стало очевидно, что приют для пожилых людей больше не отвечает требованиям времени. Мэрия Амстердама выделила деньги на строительство нового здания, тогда и пришла пора решать, что делать с тем, что вскоре опустеет.

На памятник претендовали разные учреждения, в том числе музеи. Но Эрнст Вейн — директор центра «Новая Кирха», где не раз проходили выставки из Эрмитажа, убедил Михаила Пиотровского и своих соотечественников создать в «Амстелхофе» филиал российского музея.

У проекта оказалась счастливая судьба, он многим пришелся по душе. Его поддержало правительство Нидерландов, мэрия Амстердама, частные компании… Общими усилиями удалось собрать 39 миллионов евро, необходимых для реконструкции здания и приспособления его под музейные нужды.

Архитекторы — авторы проекта представляли его в Петербурге в Эрмитажном театре и в родном городе. В Амстердаме, прежде чем приступить к строительным работам, принято заручаться одобрением жителей окрестных домов. Один из этих жителей согласие дал не сразу, опасаясь, что набережная под его окнами станет многолюдной. Пришлось убеждать.

Первая очередь центра «Эрмитаж — Амстердам» торжественно открылась четыре года назад. Выставочные залы, музейный магазин, детские студии заняли одно крыло комплекса — «Неерландию». Это десятая часть общей площади будущего центра.

С 2004 года Эрмитаж на берега Амстела привез несколько выставок. По договоренности, российский музей не показывает в Амстердаме голландскую живопись из своих собраний, зато он может показать там искусство модерна, персидское искусство, Петербург в фотографиях ХIХ столетия и многое другое… В Амстердаме побывало около десяти выставок из Петербурга, их видели почти четыреста тысяч посетителей. Это говорит о том, что российский центр стал популярным и занял свое место в ряду знаменитых амстердамских музеев.

Новую музейную площадку, еще не полностью открытую, умело «раскручивают». Двери «Амстелхофа», крепко запертые для посторонних несколько столетий, весной прошлого года распахнулись перед жителями Амстердама. Несколько дней они знакомились с историческим комплексом и с необычной выставкой. В комнатах опустевшего здания остались фотографии обитателей дома престарелых, недавно его покинувших.

Позже, когда строительные работы уже шли полным ходом, вечером на темном фасаде «Амстелхофа» горожане могли видеть увеличенные изображения картин известных художников. Что касается журналистов, то они привыкли к пресс-турам «в касках и резиновых сапогах» по строительной площадке эрмитажного центра.

Совсем недавно приглашение совершить такой пресс-тур получили журналисты из Петербурга и Москвы. В Амстердам их доставила авиакомпания KLM, пожелавшая принять участие в популяризации международного музейного проекта. Поводов для поездки было несколько.

Эрмитаж открыл последнюю выставку в «Неерландии» — «Каспар Давид Фридрих и немецкий романтический пейзаж». Многолюдный и торжественный вернисаж положил начало реализации второй, завершающей, очереди проекта. Со следующего лета пространство «Неерландии» будет полностью преобразовано в детский образовательный центр. Выставочная деятельность переместится в «Амстелхоф». Сегодня комплекс трехэтажных зданий, образующих каре вокруг внутреннего двора, похож на огромную строительную площадку.

Авторы проекта уничтожили следы реконструкции тридцатилетней давности. По большому счету в неприкосновенности остались стены и окна, да и те изменили цвет. В XVII веке фасады здания были светлее. Кирпич очистили, а оконные рамы покрасили в «родной» бордовый цвет.

Реконструкция не коснулась только Церковного зала, не менявшего облик с момента постройки здания. Долгое время он был самым большим публичным помещением Амстердама. Здесь давали торжественные обеды, принимали высоких гостей (в том числе Черчилля), в этих стенах звучал орган. Церковный зал сохранит за собой торжественную функцию, музыка органа будет звучать здесь по крайней мере раз в месяц. Это пожелание спонсора, два столетия назад подарившего инструмент этому залу.

Но в целом внутренняя архитектура «Амстелхофа» стала принципиально иной. Она обретает логику современного музейного пространства, комфортного для экспонатов и людей. Экспозиционные помещения разместятся в двух больших залах с окнами на потолке и анфиладах из четырех десятков небольших кабинетов. Площадей почти в 9 тысяч квадратных метров вполне хватает, чтобы разместить там музейные магазины, лекционный зал, кафе, ресторан «Нева"… После реконструкции станет доступным для посетителей и внутренний двор с вековыми деревьями и большим газоном.

Сейчас в одном из кабинетов испытывается на прочность паркет, тестируется система освещения, климата, охраны… Современная техническая «начинка» здания будет спрятана в конструкциях, примыкающих к историческим стенам.

Давно известно, какой выставкой откроется будущим летом филиал Эрмитажа в Нидерландах. Она называется «Русский императорский двор», будет рассказывать о придворной жизни Российской империи и создаст образ блистательного русского двора ХIХ века.

Выставка огромная, ничего подобного до сих пор в Голландии не было. И для Эрмитажа это большой «выезд», уже сейчас отбирают и реставрируют экспонаты — множество пар туфель, костюмы, веера, драгоценности, живопись, скульптура…

http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10 253 742@SV_Articles


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru