Русское Воскресение | Владимир Лазарев | 23.10.2008 |
В текущем 2008 году исполняется 20 лет с того памятного дня 15 ноября 1988 года, когда со стартового комплекса космодрома Байконур исполинская ракета «Энергия» вынесла на околоземную орбиту крылатый орбитальный корабль, наречённый звучным именем «Буран», который, описав два витка вокруг родной планеты, совершил в автоматическом режиме триумфальную сверхточную посадку на аэродроме «Юбилейный» космодрома Байконур.
Это событие венчало собой почти пятнадцатилетний грандиозный труд сотен конструкторских бюро, заводов, научно-исследовательских и академических инсти тутов, строительно-монтажных и эксплуатирующих организаций десятков мини стерств и ведомств Советского Союза, объединивших свои усилия ради решения та кой масштабной и сложнейшей научно-технической задачи, что должно было опреде лить магистральные пути дальнейшего освоения и обживания космоса в интересах науки и народного хозяйства, а также, конечно, обеспечить укрепление оборонной мощи страны.
Ввод в строй такой уникальной и мощнейшей в мире транспортной системы од норазового и многоразового использования открывал невиданные и поистине безгра ничные перспективы её применения. А накопленный в ходе создания «Энергии» ог ромный научно-технический задел, сотни разработанных и освоенных новейших тех нологий должны были питать множество отраслей отечественной промышленности.
Однако… Сколько уж раз и говорили мы, и писали это «однако». Случилось то, что случилось. Программа «Энергия» — «Буран» свёрнута. И сиротливо высятся в казахстанской степи исполинские сооружения стартового и стендового комплексов как рукотворные памятники великой эпохи. Население страны, люди, охваченные иными навязанными им приоритетами, кажется, стали уже понемногу забывать об этом грандиозном свершении.
Невольно вспоминается мысль, высказанная в бессмертном произведении И. Ильфа и Е. Петрова, о том, что «параллельно большому миру, в котором живут большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими ве щами. В большом мире изобретен дизель-мотор, написаны „Мёртвые души“, по строена Днепровская гидростанция и совершён перелет вокруг света. В маленьком мире изобретён кричащий пузырь „уйди-уйди“, написана песенка „Кирпичики“ и по строены брюки фасона „полпред“. В большом мире людьми двигает стремление обла годетельствовать человечество. Маленький мир далёк от таких высоких материй. У его обитателей стремление одно — как-нибудь прожить, не испытывая чувства голо да».
Действительно, наша сильно урезанная страна как-то незаметно словно перенеслась в этот другой, параллельный мир. Когда высочайшими и приоритетнейшими национальными достижениями, вызывающими неумеренные восторги и ликование, объявляются эстрадные победы во второразрядных европейских конкурсах или некоторые спортивные достижения российских команд.
В связи с этим в памяти оживают не столь уж далёкие годы, когда отечествен ные достижения в искусстве или спортивные успехи сопутствовали и выдающимся научно-техническим свершениям Родины, оттеняя и подчёркивая подлинное величие страны. Помню гордые, одухотворённые и счастливые лица наших поистине народ ных артистов — певцов, танцоров, музыкантов, выдающихся спортсменов, стоявших перед восторженно приветствовавшими их зрителями.
И как контрастирует с этим реакция нынешних «триумфаторов», кривляющихся и орущих в телевизионные камеры, радующихся скорее причитающимся долларовым выплатам, чем собственно завоёванной победе.
Помню, как на площади и улицы Москвы и других городов Союза стихийно выплеснулись людские массы — счастливые и ликующие, когда в космос первым в мире взлетел человек — советский майор Юрий Гагарин. Взрыв неподдельного энтузиазма, гордости за страну, он будил желание людей сделать её ещё лучше, ещё могущест венней. А эти беснующиеся ныне толпы так называемых фанатов, «вдохновлённых» достижениями в параллельном мире, грохотом разбиваемых бутылок и нетрезвыми выкриками утверждают, как им кажется, величие «новой» России.
А в то же самое время, когда известие о громком успехе модного эстрадного ис полнителя вызвало необыкновенное народное воодушевление и повышенный спрос на национальные флаги и пиво, без которых ныне не обходится ни одно «параллельное» действо, на далёкой планете Марс сел американский космический аппарат «Феникс» и начал выполнять обширную долгосрочную исследовательскую программу с передачей фотоизображений и взятием проб грунта. Вот это действительно достиже ние, которым может гордиться страна. А у нас преимущественно только Евровидение с пивом, хотя мы ещё помним наши легендарные луноходы, автоматические станции на Луне, полёты наших станций к Марсу и Венере, помним наш «Буран», последний экземпляр которого продолжает своё существование как аттракцион в парке «культу ры».
А ведь наши учёные и инженеры пока ещё способны и сейчас развернуть на других небесных телах автоматические станции для глубоких исследований, включая по иск новых энергетических ресурсов, подготовить и осуществить пилотируемые полёты к Луне и Марсу. Жизненно необходим качественный рывок на новом этапе науч но-технической революции. Но, как водится у нас, денег на это нет — не видно прямой материальной выгоды для нынешних хозяев жизни в поездках по Марсу. Неприори тетно это для них. Время уходит, редеют ряды специалистов, накопивших бесценный опыт и знания в области космических исследований, исчезает преемственность поколений. И вполне вероятно, что «яблони на Марсе будут цвести» без нас, мы будем приобретать марсианские яблоки по импорту, как и многое из продовольствия сейчас.
И всё же знаменательную дату пуска «Бурана» мы должны отметить достойно.
В преддверии этой даты мне показалось интересным побеседовать о том памят ном событии с моим давним товарищем, одним из ведущих специалистов- наземщиков, осуществлявшим на космодроме Байконур техническое руководство работами по возведению и вводу в строй стартового комплекса для многоразовой ра кетно-космической системы «Энергия» — «Буран», в прошлом заместителя Генераль ного конструктора ракетно-космических комплексов академика В.П. Бармина Владимиром Владимировичем Лазаревым.
Э.Б.: Владимир Владимирович, как Вам сейчас, с высоты минувшего 20-летия видится то время и та работа? Сохранилось ли ощущение значительности того давне го события?
В.Л.: Предложение по созданию многоразовой космической системы было впервые сформулировано в 1974−75 годах и было обусловлено, прежде всего, появле нием у потенциального противника многоразовой транспортной системы «Спейс шаттл», предназначенной главным образом для военных целей. Мы не могли допус тить отставания в отечественных космических средствах. Научно-исследовательским и конструкторским организациям было поручено подготовить предложения по ответ ным мерам.
Работой 25−20-летней давности мы были «пропитаны» с полным убеждением её необходимости и, конечно, ощущение этого огромного Дела осталось в сознании на всю жизнь. Быть непосредственным участником этого Дела было почётно. В работах по теме участвовали многие тысячи совершенно разных людей. Естественно, приходилось сталкиваться с исполнителями разных уровней, но ни на одном уровне не доводилось слышать сомнений в правильности, необходимости, своевременности и срочности Дела. Иначе без такого единства невозможно было бы свернуть такую ма хину.
Мы не были простаками — чудаками — мечтателями. Каждый пройденный этап работы воспринимался общеодобрительно, как общий успех. Водитель-солдат, парень с Алтая, просился в конце службы на любых условиях оставить его служить или ра ботать — не представляя, как же Это произойдет без него. Тысячи людей, тружеников- исполнителей не могли знать всех тонкостей задач, возлагавшихся на программу «Энергия» — «Буран», но ни у кого не было сомнений в нужности такой программы. Было доверие. Оправданное. Можно сравнивать это со строительством Магнитки, Днепрогэса, Московского метро, затем с подъёмом Целины, завоеванием Космоса, со строительством БАМ. И всегда подъём, энтузиазм — осознанный, вдохновляемый величием задачи, чувством коллективизма.
Люди, особенно молодые, да вся Страна, учились, работали, смотрели прекрасное кино, занимались спортом. Какие песни пели! Понятия не было о приватизации, коррупции, о рыночных разборках. Так и с «Бураном». Мы все как бы сроднились с этим масштабным уникальным Делом, столько пришлось в ходе его осуществления пережить и радостей, и горестей, что его такая короткая жизнь и неоправданное закрытие даже теперь, спустя почти четверть века, вызывают чувство личной утраты.
Э.Б.: Знаю, что Вам пришлось решать множество сложнейших задач в ходе создания оборудования стартового комплекса для МКС «Энергия» — «Буран», при испы таниях и отработке систем и в КБ, и на заводах, и на космодроме. Что далось тяжелее всего? Что сохранилось в памяти?
В.Л.: Особенностью «наземного» Дела было то, что при создании нового старта требовалось максимально использовать сооружения и агрегаты комплекса Н-1, возве денные в свое время для грандиозного проекта пилотируемого полета на Луну. Но конструктивные особенности и отличия новой космической системы от лунной требовали коренной модернизации, а то и полного обновления элементов наземного комплекса. На площади более 1000 гектаров, которую занимает стартовый комплекс, необходимо было реконструировать и возвести, а также оснастить техническим и технологическим оборудованием несколько десятков строительных сооружений, в том числе гигантское стартовое сооружение, разработать и изготовить более 40 новых агрегатов и систем.
Не могу не сказать, что создание нашей МКС в целом и её составных частей проходило трудно, с отставанием от установленных сроков. В ходе строительства и монтажа, при испытаниях случалось немало и напряженных ситуаций. Выручали высочайший профессионализм и техническая смекалка наших специалистов. Не берусь рассуждать о причинах, но сложилось некое негласное соперничество между назем щиками и ракетчиками. Постоянный дефицит времени и установленные сжатые сроки заставляли отслеживать текущую ситуацию и знать, что делается у «них». И слова, и слухи: «А у них еще машина не готова!», «А у них старт не готов!» заставляли и задуматься, и обращать внимание как на главное, так и на мелочи. И в целом это «соперничество» подтягивало и тех, и других. Из огромного числа агрегатов и систем стар тового комплекса был один уникальный не только по техническому содержанию, но и тем, что здесь впервые сходились наземщики и ракетчики — это транспортно- установочный агрегат, проще установщик. Не готов установщик, нет акта на завер шение его испытаний — нельзя на него положить ракету, или, как принято у нас назы вать, Изделие. Нет готовности Изделия с соответствующим актом готовности, и его нельзя положить на установщик. И если этого нет — нет начала первого этапа ком плексных испытаний всей системы. Это рубеж, начало события. Недооценивать его было нельзя. Дальше пойдет транспортировка махины весом почти 3500 т по-слож ному инженерному сооружению — спецпути с прохождением по двум рельсовым колеям, да еще со стрелочными переводами. Потом установка на пусковой стол стартового сооружения, подведение агрегатов обслуживания, стыковка Изделия с наземны ми коммуникациями, подготовка к заправке, термостатированию и т. д. Все агрегаты и системы стартового комплекса по-своему уникальны и дались нелегко. Но уста новщик «обязан» был быть первым. Поэтому вводу в действие этого агрегата и уделя лось так много внимания. Участниками создания этого агрегата были выдающиеся коллективы. Головной разработчик- Центральное конструкторское бюро тяжёлого машиностроения, г. Москва, главный конструктор — Аксютин Б.Р. Разработчик рабочей документации и изготовитель — флагман тяжёлого машиностроения страны — Но вокраматорский машиностроительный завод им. Ленина, г. Краматорск Донецкой об ласти, директор Мацегора Е.А.
Сборка установщика шла непосредственно на космодроме, а поставки оборудо вания с НКМЗ задерживались. Готовность агрегата по срокам была на грани срыва. Было известно, что Л.И. Брежнев, учитывая важность работ по «Бурану», дал указание Обкомам, Крайкомам взять под жесткий контроль выполнение этих работ.
Хочу рассказать о реакции партийных органов.
Звоню непосредственно с объекта по ВЧ-связи в г. Донецк, в Обком партии. Трубку взял 1-ый секретарь Обкома Кочура Борис Васильевич. Я представился, рассказал, что говорю непосредственно с объекта, где идут работы по теме «Буран», что наши неоднократные обращения и на завод, и в Минтяжмаш положительных результатов не дают, задержки поставок, особенно стрелы установщика, срывают работу. Учитывая это, хотя и знаю перегруженность завода, прошу его помощи. Первый сек ретарь сказал, что знает о важности этой работы и сделает все возможное для исправ ления положения. На следующий день утром, как стало нам известно, директор и главный инженер завода были на приеме у 1-го секретаря Обкома. Стрела «пошла». Положение дел поправлено. С огромным напряжением, но мы не опоздали с готов ностью установщика. После завершения заводских испытаний установщик был подтянут тепловозами на специальную стоянку, где прошел митинг всех участников работы по случаю сдачи в эксплуатацию первого агрегата стартового комплекса. На са мой высокой точке установщика был закреплен и развевался над казахстанской сте пью алый флаг Страны Советов, а на уровне стрелы закреплена огромная растяжка со словами «Тебе Родина наш труд». Забыть это невозможно.
В это же время проходили, естественно, работы по монтажу, отладке и испыта ниям всех остальных многочисленных систем стартового комплекса. Учитывая коли чество систем и агрегатов, их уникальность и требования повышенной надежности, работа была проделана огромная. Ни одна система не далась легко. Но у всех специа листов, ранее участвовавших в предыдущих аналогичных работах, было общее мнение — такой отработки каждой системы отдельно и комплекса в целом, включая стен довые испытания, как на комплексе «Энергия» — «Буран», не было никогда. Уверен, что учтен был опыт Н-1. Слишком велики были объемы, и без отработки каждой операции, уточнения взаимодействия расчётов и последовательности операций выходить на пуск было недопустимо. Все было продумано и отработано до мелочей. Была уве ренность.
В то же время неожиданностей для стартового комплекса хватало и на завер шающем этапе работ. То вдруг при уже готовой и смонтированной пусковой установке ракетчики потребовали обеспечить снижение ударно- волновых нагрузок на днище «Бурана» при старте. Пришлось срочнейшим образом решать эту задачу — после проработки ряда вариантов был разработан, на Украине в г. Мариуполе изготовлен и смонтирован на старте массивный стальной защитный экран под «Бураном». И это было не все. Ракетчиками было выдвинуто новое требование — в целях снижения аку стических нагрузок на Изделие создать специальную систему подачи водяных струй в факелы работающих двигателей ракеты. С невероятным напряжением сил констукто-ров-наземщиков и производственников ряда заводов страны удалось в немыслимо ко роткие сроки решить и эту задачу.
И вот все готово. Сохранился уникальный снимок наземщиков на старте, сделанный незадолго до заправки. Говорили, что этот снимок обошел многие ведущие газеты мира.
Э.Б.: Поделитесь Вашими личными воспоминаниями о пуске «Энергии» с «Бураном». Как это было для Вас?
В.Л.: К сентябрю 1988 г. все технические и организационные вопросы были решены, и стартовый комплекс вышел на подготовку к пуску. Боевой расчет космо дрома, включая военных специалистов и специалистов промышленности, получил допуск к боевой работе, в заправочных емкостях накоплен необходимый запас компонентов жидкого топлива (более 11 000 тонн). 9 сентября 1988 г. представители про мышленности торжественно передали транспортно-установочный агрегат с уложен ной на нем «Энергией» с пристыкованным «Бураном» составу боевого расчета с наказами и пожеланиями успешной работы. Пуск был назначен на 29 октября.
28 октября было проведено торжественное построение боевого расчета и его завершающий инструктаж, после чего все заняли свои рабочие места. Государственная комиссия и техническое руководство прибыли на командный пункт старта. Конечно, было огромное волнение и напряжение у всех участников работы. Заправка прошла четко. Дана команда «Пуск». Но случилось неожиданное. «Умная», проверенная авто матика за 51 секунду до пуска выдала команду на аварийное прекращение подготовки из-за задержки отвода одной из площадок. Требовалось время понять, что произошло. Но вездесущие и «всезнающие» журналисты оповестили всех и вся, что по причине нечеткой работы старта не отошла от ракеты в положенное время одна из площадок и из-за этого пуск отменен. И оповещенная «общественность» засудачила: причина сбоя в стартовом комплексе. Попробуй, останови эту молву. Остановил молву В.П. Бармин, разъяснив сомневающимся и разносчикам, как четко и уверенно сработал старт: не пришел сигнал с борта ракеты на отстыковку площадки прицеливания -она, естественно, и не отошла. И потребовал извинения за неграмотное оповещение. Журналисты нехотя и не сразу, но извинились. Ошибка бортовых систем была понята и исправлена, но пуск пришлось, как ни досадно, перенести.
Сложные работы по сливу из ракеты компонентов топлива провели. Но тради ции старых ракетчиков не нарушили — не снимать ракету с пусковой установки и не увозить со старта, делать все возможное, чтобы пуск состоялся. Несмотря на приближающиеся ноябрьские праздничные дни, когда почти все командированные специалисты разъезжались по домам, на этот раз все, кто был нужен, во главе с Министром Догужиевым остались на космодроме.
С 5 ноября начались работы по графику подготовки к новой работе с датой 14 ноября. 7 ноября — Праздник Октябрьской Революции. Утром оперативное сове щание по графику подготовки, в 16.00 снова контроль подготовки. Утром 8 ноября на оперативном совещании было сообщено, что Москва рекомендует пуск 15 ноября. 14 ноября мы приехали на командный пункт для заключительных операций по подго товке. Все идет штатно. Но, как назло, в дело вмешалась погода. Во время заправки ракеты метеоусловия резко ухудшились, пошел дождь, значительно похолодало, порывы ветра достигали 20 м/с. А допустимо было 15 м/с. Ситуация становилась опасной. Но так велико было стремление и желание суметь, и такая была уверенность в запасах и возможностях системы, что Госкомиссия приняла решение идти на пуск.
15 ноября в 8.00 местного времени — Пуск! Перехватило дыхание, когда в грохоте и пламени ослепительный в своей красоте космический комплекс «Энергия» — «Буран» оторвался от пусковой установки и ушел в небо. Все прошло прекрасно. Съезди ли и осмотрели старт. Все хорошо. Старт подтвердил надежность уверенным пуском. Помню только: было очень холодно и сильный ветер, а мы раздетые. Но это не казалось важным в такой момент.
Для наземщиков заключительный этап был еще впереди, ибо после посадки ко рабля на площадке, расположенной рядом с посадочной полосой, проводится слив ос татков компонентов топлива.
Возвращение и посадку корабля было желание посмотреть в натуре. Но была команда всем уйти в укрытое сооружение. Подлет корабля и посадку мы видели прекрасно на экранах технологического телевидения. Это было незабываемо!
Первым, с кем встретился взглядом, был заместитель начальника испытательно го управления Н.И. Ковзалов. Обнялись. Он, опытный, уважаемый, знающий испыта тель произнес: «Чудо! Фантастика! С первого раза!» Всех участников охватила ра дость. Это было не просто ликование, а общее радостное удовлетворение от хорошо сделанной работы и гордость за Страну. В ознаменование этого события мы получили памятные буклеты «Участнику первого пуска».
Э.Б.: Как по Вашему могла бы дальше развиваться программа «Энергия» — «Бу ран»? Как Вы оцениваете сегодняшнее состояние ракетно-космической отрасли?
В.Л.: Успех первого пуска вызвал закономерный творческий подъем во всех занятых в этом Деле коллективах. С ходу начали подготовку к следующей работе «Бу рана», которую тоже планировалось провести в беспилотном режиме в объеме уже 7 витков и далее выход на освоение целевых пилотируемых полетов. Кроме того, все сознавали, что страна получила единственный в мире уникальный носитель сверхтя желого класса, работающий на экологически чистых компонентах топлива, способ ный вывести на околоземную орбиту полезную нагрузку в 100 тонн, что открывало возможность вывода в космос крупных промышленных объектов, а также практической реализации лунной и марсианской программ. А у конструкторов-ракетчиков и наземщиков были готовы проекты осуществления пусков еще более мощной ракеты на базе «Энергии» — гигантского восьмиблочного «Вулкана».
К великому сожалению, начатая в стране «катастройка» обрушила всё. В адрес советских космических исследований, по «Бурану» в том числе, в СМИ хлынул поток обидных высказываний, представлявших их как главных пожирателей народных денег, виновных в ухудшении жизни людей. Искусственно сформированное таким об разом негативное общественное мнение, трудности в экономическом положении страны и неопределённость в позиции её политического руководства, последующее исчезновение большой страны привели к развалу сложившейся кооперации, свёрты ванию эксплуатационных, технических служб и производственной базы на космо дроме вследствие прекращения финансирования и в итоге к медленному удушению программы «Энергия» — «Буран» и её фактическому прекращению. На мой взгляд это было второе после закрытия темы Н-1 преступление перед отечественной космонавтикой — испытанную, перспективную и многообещающую систему выбросили на по мойку.
Но стране рано или поздно придётся делать тяжёлую машину. Космонавтика должна и будет развиваться! Это неизбежно.
Завершая беседу и настоящие заметки, скажу, что сегодня, спустя двадцатиле тие, я верю, что наш «Буран» всё-таки жив. Он жив в тех научно-технических достижениях и изобретениях, полученных в ходе создания МКС, которые могут и должны использоваться в народном хозяйстве страны, жив в производственных мощностях, жилых домах, школах, детских садах и других объектах инфраструктуры, созданных в рамках финансирования программы. И, конечно, он жив в памяти тех людей (а их свыше 1 миллиона 200 тысяч человек), которые принимали участие в этой уникаль ной программе. И как бы кто ни пытался принизить значение тех памятных событий, связанных с «Энергией» и «Бураном», они уже навсегда заняли своё место в истории освоения космоса.