Татьянин день | Наталья Гурова | 22.10.2008 |
Что такое «После прочтения сжечь»? Создатели определили жанр — детективная комедия. А на деле получается нечто похожее на сатиру. По сюжету диск бывшего сотрудника ЦРУ попадает в руки работникам тренажерного зала. И эти ребята думают, что данные на нем секретные, поэтому решают их кому-нибудь продать. Они не мучаются глупыми вопросами вроде «а не вернуть ли пропажу владельцу?» Поэтому их ждут большие неприятности, как снежный ком нарастающие с каждым неловким движением.
Особорн Кокс — бывший сотрудник ЦРУ, когда узнал о своем увольнении, не смог сдержать эмоции и крикнул: «Да вы меня просто распяли!» Но делать нечего, он оказался за бортом. И чтобы как-то занять себя, решил написать книгу о своем героическом прошлом, которая и становится предметом шантажа предприимчивых тренеров. Почти в самом конце фильма он кричит: «Всю жизнь я боролся с такими вот идиотами!» Правда, кто тут идиот, понять сложно. Кокс кажется самым вменяемым, хотя и истеричным человеком. Пусть он пьет, но он никому ничего плохого не делает, в то время как вокруг него кипят настоящие шпионские страсти. Жена изменяет ему с их общим знакомым. Её любовник параллельно встречается с главной шантажисткой — тренером из спортзала, которая мечтает выручить за диск деньги на четыре пластических операции. Ведь тогда она сможет найти приличного «мужика» и наконец-то удалить свою анкету с сайта знакомств. Этот любовник, роль которого исполняет Джордж Клуни, разыгрывает перед тренершей из спортзала комедию: имитирует развод с женой. Раскидывает по всему дому коробки с вещами. Его же жена, оказывается, установила за ним слежку. В общем-то, ситуации для России не такие уж типичные, но проблемы узнаваемы.
А вот эпизод с русским посольством точно описывает нашу с вами реальность, вернее ее бюрократическую часть. Большое серое советское здание с вереницами узких коридоров. Идиотический разговор с американцами, которые хотят продать секретные данные. Серьезное лицо атташе по культуре, не поддающееся на провокацию. Весь момент в том, что национальная идентичность передана очень верно.
Каждый из героев фильма наделен особенностями, которые при рассмотрении под нужным углом будут выглядеть смешно, потому что знакомо.
Создатели фильма постарались и на главные роли пригласили только звезд первой величины. Бред Питт, Джордж Клуни, Джон Малкович — все собрались у Коэнов. И надо сказать, что Питт и Клуни выступили в необычном для себя амплуа. Странно видеть мужественного и серьезного Клуни в роли изменяющего мужа, помешанного на беге по утрам, сексе и ламинатных полах. А тренер из спортклуба Питт вечно жующий жвачку, пытается изобразить из себя смельчака, а на деле даже не умеет дать сдачи, выглядит нелепо, зато очень естественно.
Все эти детали создают настроение фильма, его юмор. Во время сеанса в зале некоторые смеялись, некоторые молчаливо выжидали. Возможно, оттого, что смешного тут мало, слишком часто всё это похоже на нашу реальность.
Зачем все это проделали шутники-режиссеры со своими подопечными и со зрителями — главный и интригующий вопрос.После просмотра картины в голове крутилось слово «ничего». Не в смысле «а они ничего», а ничего — пустота. И одновременно саркастическая улыбка, с которой братья режиссеры, возможно, смотрят на все это безобразие и думают «а мы их все-таки загнали в кинотеатр, но они ничего не поняли» или «здорово мы над ними пошутили». Примерно такие ощущения.
К фильму можно прикладывать много разных «мерок». Но ни одна из них может не подойти. Например, для детектива эта версия скучновата, да и главного злодея тут как такового нет. Не на кого показать пальцем. Тренеры из спортзала на злодеев не тянут.
Здесь всё абсурдно. Коэны изображают абсурдность бытия так, что в какой-то момент возникает ощущение — за все это никто не отвечает, живем мы в хаосе и неоткуда ждать помощи…Возможно, что это и есть главное зло. И сами люди, действующие в фильме, носители бессмыслицы. Это маленькие люди. Они работают, едят, изменяют, следят друг за другом и постоянно попадают впросак. Явно они не герои и не супермены, и не нравственные гиганты, да и не великие грешники, скорее, середняки, которые чего-то хотят в жизни, но не знают ни как это взять, ни как сражаться с неожиданностями. У них у всех сеть комплексы, это уж точно. Один хочет оставаться вечно молодым, поэтому бегает по утрам не меньше пяти миль, которые точно отмеряет. Другая считает себя некрасивой из-за толстых ног. Третий просто обижен и хочет реализовать остатки амбиций. От созерцания этого не смешно, а грустно. Потому что тысячи и тысячи раз это видел вокруг и внутри себя.
Еще один из ответов на вопрос «зачем» некоторые находят в библейской интерпретации сюжета. Кто-то видит в Коксе Осборне подобие Христа, который страдал, и хотел передать послание людям, постепенно раскрывая тайны ЦРУ, надиктовывая текст книги на ленту диктофона. Это оставим без комментариев.
Эстеты считают, что «После прочтения сжечь», как хорошее вино, истинный вкус которого достигает рецепторов не сразу, а постепенно. Нужно понюхать, вдохнуть, а потом уже пить. Поэтому все разъяснения и попытки понять не стоят обсуждения.
И все-таки показав мировую глупость, создатели фильма смеялись ли, осуждали ли или констатировали? Возможно, что все перечисленное выше совершенно не к чему. И мы забываем, что на всякого мудреца довольно простоты.