Радонеж | Алексей Харитонов | 21.10.2008 |
Ряд изданий обращает внимание на Всеправославное совещание, приуроченное к 2000-летию апостола Павла, прошедшее в Стамбуле в минувшие выходные. Газета «Газета» отмечает, что «подготовка к совещанию шла драматично. До последнего момента оставалось неясным, прибудет ли на него глава крупнейшей церкви в 300-миллионном мировом православии Алексий II. Более 12 лет отношения между Вселенским Константинопольским и Московским патриархатом осложнялись тем, что Константинополь признал церковную структуру, созданную в Эстонии, наравне с существующей там Эстонской православной церковью», однако «спорные вопросы между первым по чести Вселенским и самым большим Московским патриархатом были урегулированы в кулуарах». «Газета» отмечает, что «решающую роль в деле единства сыграла позиция Московского патриархата в ходе грузино-осетинского конфликта: несмотря на давление светских властей в ходе признания независимости анклавов, Алексий II отказался принять в свое подчинение абхазскую и осетинскую общины, располагающиеся на канонической территории братской Грузинской православной церкви. Высокий рейтинг России среди православных народов, укрепившийся после событий августа, в совокупности с непреклонной позицией РПЦ создал впервые за 12 лет прецедент для урегулирования юридических вопросов».
Газета «Тверская, 13» помещает большую статью о международном кинофестивале «Радонеж», который открывается в Центральном доме кино 27 октября. В статье подчеркивается, что «во все времена — и в годину тяжких испытаний, и в годы побед — Православная церковь была не просто охранительницей русской веры и русской культурной традиции, но и оставалась духовно-нравственным „цементом“, скреплявшим единство России». Журналист Эдуард Лунев приводит слова председателя Комиссии Мосгордумы по межнациональным и межконфессиональным отношениям, члена думской фракции «Единая Россия» Игоря Елеференко, который также является президентом Оргкомитета XIII Международного фестиваля «Радонеж»: «Кинофестиваль регулярно проводится с 1995 года. В нем традиционно участвуют более ста государственных и негосударственных телерадиокомпаний. А главное — в работу фестиваля с самого начала активно включилась Церковь, у нас здесь можно встретить многочисленных представителей поместных православных церквей. Это, конечно, не случайность. Ведь цель фестиваля — повышение качества православной проповеди в средствах массовой информации. Здесь появляется уникальная возможность обмена опытом журналистов, режиссеров, операторов, всех творческих работников, занятых в этой области. Здесь же они получают достоверную, неискаженную информацию о реальной жизни Русской православной церкви. Это очень важно в нынешние времена, когда Церковь остается единственным действительным охранителем русских православных и культурных традиций. Для профессионалов же очень важно участие в конкурсе, получение профессиональной оценки своих работ»
Те же «Новые Известия» рассказывают о двух курьезных судебных исках, которые предъявили Богу, независимо друг от друга, американский сенатор Эрни Чемберс и румынский заключенный Мирчи Павелу, отбывающий срок за убийство. По мнению сенатора, как рассказывает газета, «Всевышний ущемленяет его права, поскольку, по его словам, Творец допускает эпидемии, войны и терроризирует миллионы людей», румынский же заключенный «при крещении он заключил с ответчиком договор, по которому тот обязался избавлять его от бед. Однако Бог до сих пор не выполнил ни одного из взятых на себя обязательств, хотя Мирчи Павел исправно посещал храм и усердно молился.»
Над этими исками можно, конечно, иронически улыбнуться, но, с другой стороны, они весьма показательны. Чемберс не верит в бытие Божие; однако в то же время предъявляет Богу претензии за поведение людей и природные бедствия. Таков парадокс атеизма — люди утверждают что Бога, с одной стороны, нет, с другой, именно на Него возлагают вину за творящееся в мире зло. Бога нет, когда речь идет о Его заповедях и ответственности перед Ним, но Он есть, когда нужно кому-то переадресовать чувство вины и тревоги, вызванное грехом. Казалось бы, для атеиста было бы естественно признать, что ответственность за зло, которое творят люди, несут они и только они — ведь больше, в его картине мира, просто некому. Однако признать тот факт, что люди грешны, он не может и не хочет — и ему остается только обвинять Бога. Еще более показателен пример румынского заключенного — находясь в тюрьме за убийство, он не винит себя ни в том, что причинил зло другим, ни в том, что сломал собственную жизнь; он винит Бога. Мало кто доходит до судебных процессов против Бога — но как часто за неверием и противлением стоит подобный же отказ признать ответственность за свою жизнь и свои поступки, стремление возложить вину на других людей или даже на Бога. Церковь неустанно проповедует Божие прощение — не нужно искать на кого бы свалить свою вину и грех; нужно покаяться и принять милость Спасителя.
Газета «Ведомости» публикует статью «Время бабы Нюры», в которой речь идет о засилии программ оккультного содержания на телевидении. «Центральный государственный канал „Россия“ запустил шоу „Феномен“, в котором показывают свое мастерство экстрасенсы. В первых выпусках принял участие небезызвестный Ури Геллер, силой разума гнущий ложки. Новое шоу „Медиум“ должно выйти на канале СТС. На ТНТ шоу „Битва экстрасенсов“ идет уже несколько сезонов. На НТВ недавно был замечен Алан Чумак, заряжающий с экрана воду в трехлитровых банках телезрителей. На „Первом“ в утреннем эфире царствует целитель Геннадий Малахов. Тема паранормального присутствует в документальных и художественных сериалах, „репортерских“ программах и даже новостях» — отмечает автор. Рассматривая причины подобного увлечения, автор называет разные причины — недостатки системы образования, которое не может сформировать у людей критическое мышление, «детская масскультура — от покемонов до Гарри Поттера, „Ночного дозора“ и ролевых интернет-игр», стремление телевидения приобрести рейтинг предлагая самую низкопробную и примитивную продукцию. Свою роль, как говорится в статье, играет и стремление людей прибегнуть к помощи паранормального в моменты кризисов, когда они не понимают, что с ними происходит. Трудно не согласиться с выводом статьи: «это безумие для страны, которая видит себя преимущественно христианской». По мысли автора статьи, важно «научиться отличать освященную опытом многих поколений духовную традицию от телевизионной подделки… именно в этой сфере мы учимся осознавать подлинность как таковую»