Русская линия
Православная газета г. ЕкатеринбургЕпископ Читинский и Забайкальский Евстафий (Евдокимов)21.10.2008 

«Китайцы, приезжающие в Россию — люди очень трудолюбивые, дружные, любящие свое Отечество. Китай, имеется в виду..»
Беседа в прямом эфире православного телеканала «Союз»

— Здравствуйте, дорогие друзья, сегодня у нас специальный выпуск программы «Архипастырь»: мы беседуем с епископом Читинским и Забайкальским Евстафием.


Здравствуйте, Владыка, благословите наших зрителей.


— Господь всех вас благословит.


- 3 октября Церковь совершает память великомученика Евстафия. И это день тезоименитства Владыки.
Ваше Преосвященство, позвольте поздравить Вас с днем тезоименитства, с именинами и пожелать преизобильных милостей Божиих в Вашем архипастырском служении. Первый вопрос связан именно с этим днем, с именинами. Что такое именины? Как определить день именин человеку? Как праздновать этот день правильно? И вообще, каково духовное значение этого дня?


— Именины — это день прославления святого, в честь которого назван человек. И, конечно, этот день весьма и весьма важен для православного человека, потому что к небесному покровителю каждый христианин, по совету Церкви, должен обращаться ежедневно. Когда у нас много помощников, добрых советчиков, конечно же, жизнь проходит полноценнее, правильнее. Поэтому день тезоименитства — день святого нашего покровителя — особо важен для человека, который его отмечает.
Как его правильно отмечать? У христиан уже сложилась добрая традиция посвятить этот день сугубо своему святому: присутствовать за вечерним богослужением, за Литургией желательно, очень желательно исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин, предварительно, конечно, подготовившись к этому дню. И день, конечно же, провести в добром воспоминании жития святого, а если есть возможность — прочесть его заново. Это будет только радостью для человека, а также снисканием особого благоволения со стороны святого, в честь которого мы названы, нашего покровителя.
Это наш второй покровитель и помощник после ангела-хранителя, который даруется каждому христианину в момент принятия им Крещения. И когда человек регулярно помнит об этом, то он не только в день памяти своего святого, но и ежедневно обращается к нему в молитвах. А Церковь нам рекомендует в молитвословиях утренних и вечерних обращаться к святому, которого мы избрали себе в качестве покровителя. Мы просим его молитвенной помощи и заступничества в нашей земной жизни и во всех наших жизненных делах.


- Владыка, а как определить день именин? Многие люди нецерковные, они не знают, кто у них небесный покровитель, кто их святой. Как им узнать это? Они когда-то в детстве были крещены…


— Существует несколько таких традиций. Во-первых, имя, которое носит человек, он находит по календарю, где расшифровывается его значение. Имена, которые мы сегодня носим, в основном греческого, латинского, еврейского происхождения, изредка славянского. И каждое имя носит еще свой прообразовательный характер, то есть содержание, перевод. Как правило, в календаре ищут ближайшее к дню рождения человека празднование одноименного святого. Бывает, даже неверующие знают, что сегодня празднуется тот или иной святой, и называют детей в его честь. И, конечно, почитание этого святого дает нам великую помощь свыше, потому как он молитвенник за нас, предстоит у Престола Божия.


- 4 октября свой 55-летний юбилей отмечает архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Какой духовный смысл имеет день рождения? Некоторые считают, что день рождения вообще отмечать не нужно, нужно отмечать только именины. Что для христианина день рождения?


— День рождения — это начало его земного подвига, начало своего рода духовного и целожизненного экзамена, успешно пройдя и сдав который, человек может рассчитывать на благую участь. И посему, конечно же, день рождения — это как бы стартовая дата, с которой человек начинает свой жизненный экзамен. Я думаю, неправильно люди считают, что день рождения не нужно отмечать. Во-первых, мы празднуем Рождество Христово, Рождество Божией Матери — для нас прямое указание о том, что это важные дни, важные события в жизни Церкви. А поскольку мы являемся членами Церкви, то наш день рождения тоже важен: рождение в этот мир, в котором мы должны достойно, по-христиански пройти то, что Господь нам определил. И постараться приложить все свои силы — и духовные, и физические — чтобы достичь заветной цели, о которой Господь говорит нам в Священном Писании.


- И день рождения отмечать христианину подобает, наверное, так же, как именины, то есть посещением храма, богослужением.


— Конечно, каждый благочестивый православный человек обязательно это делает. Я считаю, что каждый православный, имеющий какой-то прямой или косвенный повод возгреть свою душу духовным началом, должен всегда этим пользоваться. И всякий повод в этом случае нужно использовать для того, чтобы духовно напитаться, духовно укрепиться. И, конечно же, памятная дата подчеркивает важность этого дня. Говорят, есть такая поговорка: «где родился, там и пригодился». Поэтому день рождения — это важный день, с которого начинается отсчет земной жизни. Жизнь земная — временная, успешно пройдя ее, мы можем рассчитывать на благополучный исход, на добрую встречу с Господом, Который будет считать и оценивать все, что мы сделаем, живя на земле. Мы сегодня отмечаем различные даты — со дня закладки храма, допустим, день рождения какой-то знаменитости, юбилейные даты, связанные непосредственно с Церковью, и так далее. Все это действительно важно, это ведь тоже своего рода день рождения. Поэтому я считаю, что в этот день надо приблизиться к Церкви, помолиться в храме. Если есть возможность, обязательно исповедаться и причаститься. И, конечно, постараться провести этот день не в какой-то сумбурной обстановке, хотя внешне, особенно если человек уважаемый, люди стараются почтить его своим вниманием. Но для самого главного, для духовного, внутреннего состояния нужно употребить максимум усилий, чтобы в памятный день заложить определенный фундамент на будущее.


- Владыка, благословите раскрыть нашим зрителям, что Вы с Владыкой Викентием добрые друзья: и по Лавре, и по семинарии, и от юности, и, собственно, Вы приехали в Екатеринбургскую епархию в эти дни, чтобы вместе встретить и день своего тезоименитства за богослужением сегодня, и завтра день рождения Владыки Викентия. Что такое дружба, вернее, какой должна быть дружба? И как Вам удалось вашу дружбу пронести через десятилетия?


— С Владыкой Викентием дружба наша началась при поступлении в Московскую Духовную семинарию в 1974 году и с тех пор не прекращалась. Какие бы положения мы с Владыкой ни занимали, но всякий раз при встречах мы не просто знаки любезности или какого-то внимания проявляли — это была действительно искренняя, дружеская встреча, которая всегда обогащала, давала духовный импульс верности: друг не потерялся, друг остается другом. А главная составляющая в дружбе — это, конечно, взаимная помощь, особенно молитвенная; мы все в ней нуждаемся сегодня. И на протяжении всей нашей дружбы как Владыка Викентий, так и я пытаемся всегда молитвенно поддерживать наши дружественные отношения.
Я считаю, что дружба — это в первую очередь, конечно, взаимная любовь, которая должна выражаться во всяческой поддержке и помощи. Случается, что у одного человека, а может, даже и сразу у обоих какие-то сложности, невзгоды, беды. И близкие друзья узнают об этом не только по каким-то средствам связи — они внутренне чувствуют трудное положение своего друга. И, конечно же, проявляют свою духовную заботу, чтобы помочь, облегчить это тяжелое состояние. С Владыкой Викентием, наверное, у нас в основе лежит такая дружба; наши встречи сейчас довольно редки, но тем не менее, несмотря на то, что мы встречаемся через достаточно большие промежутки времени, дружба, построенная на духовной основе, то есть на нашей Православной вере — самая прочная. Она не только у нас, она всегда и везде. На незыблемом основании, на камне нашей веры эта дружба никогда не поколеблется. Я считаю, что у нас с Владыкой именно на этом основании построена дружба, и посему она крепка такое продолжительное время. Дай Бог, чтобы она никогда не завершилась, только с нашим исходом.
А сегодня представилась возможность поздравить Владыку с памятной датой, 55-летием со дня рождения. И поскольку Забайкалье от Урала далековато, чтобы не создавать суеты, я приехал немножко раньше. Поэтому сегодняшний день встретил здесь, послужив Божественную литургию вместе с Владыкой Викентием в храме преподобного Сергия Радонежского в городе Нижнем Тагиле. Я был участником закладки храма; когда Святейший Патриарх в 2000 году был на уральской земле, он заложил несколько храмов, и один из них — храм преподобного Сергия. Я видел только закладку, а сегодня я увидел прекрасный храм, он очень мне понравился.


- А современному молодому человеку, Владыка, с сегодняшним ритмом жизни, с сегодняшними ценностями, возможно испытать такую дружбу?


— К сожалению, мы должны констатировать, что наши современники, у которых нет твердого и надежного фундамента, основания для дружбы, Православной веры, строят дружбу на каких-то меркантильных интересах, временных увлечениях, когда человек человеку чем-то нравится, может послужить ему каким-то образом. Но поскольку нет твердого основания, дружба эта очень часто скоротечна, скоро заканчивается, особенно когда между друзьями, или бывшими друзьями возникают какие-то непонимания, противоречия, а может, даже конфликтные ситуации — это разрушает дружбу. Когда же она построена на духовности, на Православии, то ветры жестокого житейского моря ее не разрушают. Они могут, конечно, поколебать дружбу, но разумные люди, верующие имеют общего Отца, и Господь наш объединяет сынов, Он дает нам возможность увидеть и свои недостатки, и если увидишь недостатки своего друга, помочь ему, снизойти. А это самое, наверное, дорогое, когда мы не только пытаемся увидеть недостатки наших ближних, но обратить и на свои недостатки пристальное внимание. И, конечно, приложить усилия к их исправлению.


- Владыка, еще один вопрос о Вашей юности. И Вы, и Владыка Викентий служили в армии. Было ли тогда понятие «уклонист», то есть молодой человек, который всеми правдами и неправдами старается уклониться от службы в армии? Сейчас это считается чуть ли не доблестью. И как Вы думаете, почему сейчас это приобрело очень большое распространение?


— Понятия «уклонист» не существовало, а если и случались такие эпизоды, то, как правило, они были с объективной предпосылкой, то есть люди действительно серьезно болели. Напротив, они даже считали своим долгом послужить в армии, потому что это считалось престижным. Человек, не побывавший в армии, считался каким-то неполноценным. Поэтому таких людей, я думаю, было очень немного. Во всяком случае там, где я жил в молодости и перед призывом, не было таких случаев. А потом скажу, что в начале 1970-х годов и физически люди значительно здоровее были, и экология была чище. И, конечно же, нравственность еще была значительно выше, потому что сегодня, к примеру, средства массовой информации, как из грязного ушата, поливают нас всякой непотребностью. И, конечно же, проскальзывают такие нотки, что Родина — это что-то второстепенное, а может быть и вообще ничто. Это очень неправильно, это зло. Святитель Филарет, митрополит Московский, о Родине говорит: «Тот, кто не любит своего земного Отечества, для Отечества Небесного не благонадежен». По-иному — не достоин его. Поэтому, конечно, мы как законопослушные граждане должны слушаться не только нашу Мать-Церковь, но и наше государство, власти предержащие, которые поставлены сегодня над нами. Кстати, радостно, когда мы можем противопоставить потокам прозападной антикультуры слово Божие, слово правды и красоты с экрана телеканала «Союз», который вещает чуть ли не на весь мир! Здесь можно увидеть и услышать что-то полезное для духовного возрастания. Я думаю, всякое начало естественно сопряжено с какими-то сложностями, неудобствами, но уже сегодня телеканал «Союз» получает, я уверен, свое признание и авторитет у зрителей. По сравнению с тем, что мы слышим из светских средств массовой информации, конечно, это великий контраст, и контраст в лучшую сторону.


- Владыка, возвращаясь к теме армии… Что молодому человеку, по-Вашему, может дать служба в армии сегодня?


— Наверное, самое главное — это выполнение долга. За выполнение долга перед Родиной Господь особо венчает нас. Когда человек законопослушен, он не только Церковь слушает, но и государство. Причем он посылается на небольшой (сегодня — один год) период служения своему Отечеству. Это ведь не прогулка по жизни, это служение Родине, служение своему дорогому Отечеству — это очень важно. Это наша священная, святая обязанность, которую каждый человек, конечно, способный совершать воинское служение, должен выполнить перед Отечеством. И тогда у него совесть будет спокойна. А самое главное, получить еще одно благословение от нашего Отечества — это немаловажная духовная составляющая. Поэтому я не понимаю сегодня родителей, которые пытаются каким-то образом, как говорят, «отмазать» своих детей от службы в армии. Мы сегодня все видим, сколько сложностей в нашей стране. И если каждый будет убегать, кто же останется в армии? Сегодня и так уже наша армия представляет собой очень печальную картину. Я прохожу свое Архипастырское служение на территории Сибирского военного округа, где очень много военных, поэтому знаю об это не понаслышке. Сегодня военный контингент, особенно солдаты по призыву — это люди достаточно слабенькие и умственно, и физически. Поэтому если здоровые будут отходить от службы правдами и неправдами, то это печально закончится для нашей страны. А за нами ведь регулярно следят. И когда у нас не будет хорошей, воспитанной армии, хорошо обученной и вооруженной, то наши недруги могут в любой момент проявить себя со своими нежелательными для нас аппетитами и стремлениями.


- Владыка, говоря об армии, о защите Отечества, нельзя не упомянуть святого преподобного Сергия Радонежского, память которого Церковь совершает 8 октября. Каково значение этого святого для истории Российского государства?


— Мы всегда называем Куликовскую битву в 1380-м году судьбоносным сражением, которое совершалось по непосредственному благословению преподобного Сергия Радонежского. Святой благоверный князь Димитрий Донской прежде чем выйти на сражение с татаро-монголами заручился благословением преподобного Сергия. И преподобный Сергий, как повествует нам летопись, не только благословил, не только предсказал, что победа будет за русскими, за князем Димитрием Донским и его воинством, но еще и дал в помощь двух монахов, которые были в недавнем прошлом воинами — Пересвета и Ослябю. И, конечно, это прямое свидетельство того, что преподобный Сергий был и патриотом нашего Отечества, и примером в его защите. Не случайно, наверное, сегодня Лавра преподобного Сергия является духовным центром нашей Церкви. Туда к цельбоносным мощам преподобного Сергия стекаются тысячи, сотни тысяч, а может быть, миллионы людей — постоянный поток верующих, которые, как от неисчерпаемого источника, черпают для себя силы — духовные и физические. И, конечно же, покровителем воинства его можно назвать без всякой натянутости. Воины, особенно люди, которые уходят на службу, я считаю, должны получить благословение преподобного Сергия. И не просто получить благословение и забыть, но помнить во время прохождения службы об этом благословении.
Сегодня в нашей стране достаточно сложная политическая ситуация. Недавно произошел военный конфликт между нашими войсками и грузинскими, и надо помнить, что это может повториться. Не дай Бог, чтобы это произошло, но чтобы этого не произошло, нам нужно в первую очередь как православным исправлять свою жизнь. Потому что Бог не попускает ничего, когда значительная часть людей того или иного государства живет достойной христианской жизнью по заповедям Господним. А нам это хорошо показано в Священном Писании, опыт наших благочестивых предков ярко, контрастно свидетельствует, что такое благочестивая жизнь и чем она сопровождается. Ведь Господь, выводя еврейский народ из египетского плена, говорил: «Будете Меня слушаться — все будет у вас, вы будете питаться медом и млеком, и великие народы будут вам покоряться. Напротив, если вы забудете Мои заповеди, если вы не будете слушаться Меня, даже самые мелкие народы будут вас попирать…». Что, в общем-то, было засвидетельствовано библейской историей. Поэтому любить и защищать свое Отечество — это долг каждого христианина. Ратный подвиг всегда в Православии ценился как наивысший, потому что «нет больше той любви, когда положит человек душу свою за други своя», — так говорит Господь в Священном Писании. Предел любви — это защита жизни, благополучия ближних наших.


- Владыка, Вы упомянули Троице-Сергиеву Лавру. Каково ее значение в духовной жизни государства? И, может быть, в Вашей личной жизни?


— Лавра преподобного Сергия — духовный центр нашей Церкви. Это обитель, которая непосредственно подчиняется Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Это средоточие духовных школ: Московская Духовная семинария и академия. Эти школы представлены хорошими педагогическими кадрами. И, конечно же, оттуда выходят образованные священно-, церковнослужители, чтобы нести проповедь о Христе всему окружающему миру. Поэтому обитель — своего рода рассадник благочестия, где люди научаются правильно и разумно жить. И, конечно же, это школа монашества. Троице-Сергиева Лавра всегда была кузницей архиереев. Я сам выходец из Троице-Сергиевой Лавры, Владыка Викентий — наш завтрашний юбиляр — тоже был иноком этой обители. И потом, мощи преподобного Сергия как всероссийского святого всегда особым образом привлекали благочестивых паломников почерпнуть от преподобного Сергия необходимые силы для духовного бодрствования и борьбы с силами зла начиная со своей души. И, конечно же, для борьбы с пороками в окружающем нас мире. Поэтому трудно переоценить значение Лавры преподобного Сергия Радонежского, ведь она посвящена еще Троице — Богу в полноте, Который являлся и преподобному Сергию. Не случайно первый храм, который преподобный Сергий создал, построил своими руками, был храм в честь Живоначальной Троицы. Это все подчеркивает важность Лавры, и не случайно она — сердце нашей Церкви.


- Владыка, Вы с 2000 года возглавляете Читинскую епархию, епархию достаточно удаленную, образованную в 1894 году, через несколько десятилетий уничтоженную, возрожденную уже в 1994 году. Что на сегодняшний день представляет собой Читинская епархия?


— 120 приходов сегодня насчитывает Читинская и Забайкальская епархия. Территориально она занимает площадь двух субъектов Федерации — Забайкальского края и Республики Бурятии. К сожалению, большая проблема с кадрами: сегодня у нас всего лишь 56 священнослужителей, которые обслуживают эти 120 приходов. На сегодняшний день построено 50 новых храмов. До 2000-го года у нас в епархии было всего лишь 2 типовых храма, а остальные были просто в приспособленных помещениях — всякого рода невостребованных муниципальных заведениях: клубах, библиотеках, школах, детских садах и так далее. Сегодня это уже типовые храмы, пусть не шедевры, но это достойные храмы для молитвы, в которых наши верующие могут удовлетворить свои духовные потребности. Сегодня в стадии строительства еще 48 храмов. В епархии 5 монастырей — три мужских и два женских. Количество насельников в этих монастырях небольшое. Но монастыри наши — достойные, и не потому, что «каждый кулик свое болото хвалит». Я сам был насельником Троице-Сергиевой Лавры, участвовал в реставрации и восстановлении Свято-Данилова монастыря в Москве, также принимал участие в восстановлении Ярославского Толгского монастыря, 9,5 лет был наместником Ростовского Спасско-Яковлевского мужского монастыря. Поэтому я имею представление, какие должны быть монастыри. И на этом фоне, по нашей бедности, духовной в первую очередь, эти монастыри, в общем-то, на неплохом уровне несут свою службу, достойно. В связи с острой нехваткой кадров мы построили Духовное училище. И совсем недавно я обратился в Священный Синод за получением благословения на открытие этого духовного училища. У нас были пастырские курсы — своего рода единственная кузница кадров, необходимых для нашей епархии — которые выпускали кандидатов в священно- и церковнослужители. Но сегодня, я думаю, у нас появились предпосылки — и духовные, и материальные — создать все-таки школу более высокого уровня. И мы хотим открыть трехгодичное Духовное училище, где будем на достойном уровне готовить священнослужителей.
Сегодня у нас в Чите 7 храмов, в Улан-Удэ — 8, в 2000 году было только по одному. У нас построен самый большой в Сибири кафедральный собор в честь Казанской Иконы Божией Матери, с двумя приделами: в честь Святого Благоверного Князя Александра Невского, покровителя Забайкалья, и в честь Царственных Страстотерпцев. Исторически известно, что князь Александр дважды бывал в Забайкалье, когда ездил за ярлыком к великому хану. А это место находилось на территории нашей сегодняшней епархии, в Забайкальском крае — так называемый город Карокарум. Туда дважды князь Александр Невский ездил. Не случайно и прежний кафедральный собор, который в 1936 году был варварски взорван, был посвящен этому покровителю. Мы начали строительство в 2001 году. И только-только в 2000 году прославили Царскую Семью, Царственных Страстотерпцев, поэтому мы посчитали важным посвятить один из приделов этим новомученикам. К тому же еще нас к этому подтолкнуло то, что оставлен исторический след посещения Николая Александровича — в 1891 году он проезжал Забайкалье и останавливался в Чите.
У нас существует большая библиотека, конечно, по меркам Забайкалья, которая сегодня открыта для всех желающих. Она находится в соборе. Это своего рода публичная библиотека, куда могут прийти все, с небольшим читальным залом, где можно познакомиться с интересующей литературой. Активно работает Культурно-просветительский центр во имя Святителя Иннокентия, Митрополита Московского, покровителя нашей земли Забайкальской. Мы участвуем во всех общецерковных мероприятиях, в Рождественских чтениях. Буквально послезавтра, 6 числа, будут проходить Иннокентиевские чтения, которые ежегодно проводятся в епархии в октябре-ноябре в память о покровителе нашей земли — святителе Иннокентии Московском. И там раскрываются очень важные, я бы сказал, судьбоносные темы, которые приобщают к Церкви нашу современную пока еще не воцерковленную молодежь, интеллигенцию. Скажу, что эти конференции всегда собирают значительное число здравомыслящей интеллигенции, которая интересуется Православием и приходит, чтобы что-то позаимствовать, узнать. Мы слышали об этом из отзывов, из публикаций, которые появляются после проведения конференции, из их откровенных высказываний, которыми они пытаются отметить значимость Иннокентиевских чтений.


- Владыка, насколько у Ваших священнослужителей есть возможность окормлять школы, воинские части, больницы, нести социальное служение?


— Область наша, я уже сказал, военизированная — это территория ссыльных и каторжных, поэтому там очень много мест лишения свободы. И, конечно, оставить этих людей без попечения Церкви будет неправильно. Посему сегодня мы, несмотря на нехватку кадров, не имея, может быть, достаточных сил, знаний и средств, пытаемся идти в эти места и нести проповедь о Православии. И всегда находим понимание и в администрации УИНов, и в воинских частях. У нас сложились очень добрые отношения с командованием Сибирского военного округа, со многими военными. И они всегда, понимая важность нашего пребывания, на все важные мероприятия приглашают нас, чтобы мы сказали что-то для них полезное. И особенно на какие-то офицерские собрания, когда присутствует командный состав, обязательно приглашают нас, чтобы мы с позиции Церкви оценили ту или иную проблему, с которой сегодня сталкиваются наши военные. Ну, и с позиции Священного Писания, учения нашей Церкви мы пытаемся это преподнести им. Естественно, чтобы это было понятно и удобоваримо. И неоднократно слышали хорошие отзывы.
Что касается мест заключения, то у нас в нескольких колониях, как, впрочем, и в воинских частях, сегодня строятся православные храмы, причем не какие-то молельные комнаты — молельные комнаты у нас в каждой колонии есть. Сегодня мы уже вступили в иную стадию — строятся типовые православные храмы, причем традиционной православной архитектуры. Буквально недели полторы назад мы обсуждали один из проектов храма, который будет построен в колонии строгого режима. И когда заключенные узнали об этом (я с ними встречался и беседовал), они очень порадовались. Как я слышал от начальника колонии, все желающие будут прилагать посильные труды, усилия и помощь, чтобы храм как можно быстрее появился на территории колонии.
Это, может быть, не совсем полный перечень того, что делается в епархии… Мы выпускаем свою газету. У нас есть свой сайт в интернете, где мы пытаемся регулярно оповещать о событиях, происходящих у нас. В городской телерадиокомпании у нас своя программа, которая называется «Возьми свой крест». Небольшое, конечно, время нам выделяют пока, но можно выступить с какими-то ценными советами для людей или ответить на их вопросы.


- Владыка, Читинская область граничит с Китаем. Какова ситуация с миграцией китайского населения на территорию России? Принимают ли китайцы Православие, нашу культуру, наши традиции? И какими Вам видятся дальнейшие взаимоотношения китайцев и жителей России?


— Сегодня китайцы приезжают к нам во время строительного сезона по приглашению различных строительных фирм, потому что, к сожалению, сегодня ситуация везде у нас достаточно непростая: в экономической, промышленной деятельности. Посему, конечно же, наша приграничная область очень активно пользуется иностранной рабочей силой. Сказать, что китайцы активно проявляют себя в духовном отношении, я не могу. Но есть отдельные случаи… Допустим, у нас в монастыре строится большое здание, и строители этого здания — китайцы. Всякий раз, когда я обхожу стройку, смотрю, как они делают, кроплю их святой водой. И их старший, которого называют «капитана», говорит на ломаном русском языке: «Когда нас кропите, нам хорошо». Когда я прихожу, они уже сами готовятся все, оставляют свои работы и стремятся под кропление. А совсем недавно, может быть, неделю назад три человека подошли ко мне и на пальцах пояснили, что они бы хотели получить крестик с цепочкой. Я, естественно, сразу откликнулся, получив предварительное разрешение у старшего, он сказал — пожалуйста. И я вручил всем просящим крестики. Хотя они, конечно, еще не крещеные, но я их предупредил, чтобы они благоговейно относились к святому кресту. Я думаю, это, может быть, одна из очередных ступеней в продвижении их к Православию. А люди очень трудолюбивые, дружные, очень любят свое отечество. Китай, имеется в виду. И, конечно, эти качества души Богу приятны. И я думаю, что они недалеко стоят, чтобы как-то воцерковиться, прийти к вере. Тем более, что духовный вакуум должен быть чем-то заполнен. Сегодня в Китае, во внутренней Монголии, это ближайшая часть Китая, строится два православных храма на государственные средства. Они просят, чтобы мы оказали им помощь в приобретении церковной утвари и всего, что необходимо для наполнения храма. И мы, естественно, откликаемся. Несмотря на то, что у нас много своих материальных проблем, по благословению Святейшего, мы все-таки это делаем, направляем. Сейчас готовится к освящению храм во имя Святителя Иннокентия, Епископа Иркутского — просторный, выдержанный в сугубо русской архитектуре. И, Бог даст, этот храм будет освящен. Есть там пока десятка полтора, может, чуть более, верующих людей, которые проявляют себя и вовне. Конечно, неимение священнослужителя или кого-то, кто бы им ответил на их вопросы, — большой минус. Нас, священнослужителей, в Китай пока не пускают; в качестве туриста — можешь, но если ты проявишь себя в качестве миссионера, то есть будешь проповедовать веру Православную, а она запрещена в Китае, — 10 лет тюрьмы. Правда, компартия Китая на очередном XVI съезде приняла решение, что религия должна быть каким-то помощником, служить гармонизации общества. Я думаю, это один из значимых шагов в приближении китайцев к Православию.


- Владыка, к сожалению, время нашего эфира истекло. Позвольте еще раз поздравить вас с днем Вашего тезоименитства! И просим Вас сказать в завершение нашим зрителям назидательное слово.


— Дорогие братья и сестры! В 1941 году расстреливали одного священника — за то, что он был священником Православной Церкви, и это само собой подразумевало статью «враг народа». Иеромонах Николай Воропанов, когда его повели на расстрел, произнес в последнем слове: «Храните веру Православную! Бог есть, был и будет!» Я бы, проводя параллель с этим словом, хотел сказать, что наше будущее — только в Православии. Как некогда сказал Владимир Владимирович Путин: «Без духовности у России нет будущего». Если мы сегодня не возвратимся к старым, забытым, к сожалению, своим корням и традициям, к нашей исконной Православной вере, которая сегодня насчитывает уже 1020 лет, то, конечно, хорошего ждать мы не можем. И чтобы этого не случилось, нам нужно возвращаться в лоно отчее, к Богу, Который призывает нас: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Это и к нам прямо относится, и ко всем вам, дорогие телезрители.


- Спаси Господи, Владыка. Всего доброго!

http://orthodox.etel.ru/2008/39/_evstafiy.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика