Российская газета | Елена Яковлева, Светлана Брайловская | 11.01.2006 |
«Сердце» праздника — известная и христианам, и иудеям история «благословенного Ибрахима» (библейского Авраама), давшего миру образец веры: он был готов пожертвовать Богу своего сына, в последний момент замененного белым агнцем. В праздник в память об этом и по традиции в жертву приносится одно из домашних животных — коза, корова, верблюд, баран. Одна часть мяса жертвенного животного готовится для семейного обеда, второй угощают многочисленных родственников и гостей, а третья часть предназначена всем неимущим. Если по каким-либо причинам верующий не может принести жертвоприношение, то ему разрешается раздать милостыню — садака — в размере стоимости барашка.
Увы, мы сегодня часто смотрим на реальность традиционных для России вер как на странность и экзотику. А их смысл и символика облучают жизнь людей верой, милосердием и участием, синхронизируют ее, как всякие настоящие праздники, в добре и сочувствии.
«Я знаю, что вы в своих молитвах всегда возвращаетесь к самым основам ислама, который, как и все религии, основан на добре, вере в добро», — сказал вчера президент России на встрече с лидерами мусульманских организаций и, поздравляя всех мусульман с праздником Курбан-байрам, пожелал им «счастья и благополучия».
Председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин подчеркнул, что «сегодня общий праздник». По телевидению «нас слушают много людей, слушают, что мы хотим сказать, а мы хотим сказать, что ислам — это религия мира и добра», отметил он. «Являясь частью исламского мира, мы также являемся гражданами и патриотами нашей страны. Мы хотим жить в мире и добре с нашими братьями православными, что у нас и получается на протяжении многих лет».
А в это время
Первый день празднования (праздник по традиции длится 3 дня) — 10 января — в Татарстане был объявлен выходным. Как и несколько веков назад главным местом празднования стала мечеть Кул Шариф, разрушенная при взятии Казани и восстановленная в прошлом году на территории Казанского кремля по случаю тысячелетия города. Утренняя молитва — намаз — началась около семи часов утра, но паломники, которых собралось около двух тысяч, пришли в храм еще задолго до рассвета. Для тех, кто остался за дверями мечети или вовсе не смог ее посетить, велась прямая трансляция праздничного богослужения. Ближе к полудню очереди из нуждающихся выстроились во всех мечетях Казани. Были развернуты обеды для неимущих, где подавали традиционные в этом случае блины с медом и вареньем, бараний суп-лапшу, тушеный картофель с жертвенным мясом и компот. Праздничные блюда смогли отведать не только мусульмане, но и все, кто пришел на благотворительную трапезу.
Глава Татарстана Минтимер Шаймиев не смог присутствовать на праздничной молитве в мечети Кул Шариф, но отправил всем верующим свои поздравления.