Русская линия
Седмицa.Ru В. Кучкин,
Д. Полознев,
И. Епифанов
17.10.2008 

640 лет преставления святой благоверной княгини Анны Кашинской

Статья из т. II «Православной Энциклопедии», Москва. 2001 г.

Анна (София) Кашинская (ок. 1280 — 2 окт. 1368, слобода под Кашином), св. блгв. кнг. (пам. 12 июня, 2 окт. и в 1-ю неделю после 29 июня — в Соборе Тверских святых). Одна из 3 дочерей ростовского кн. Дмитрия Борисовича. 8 нояб. 1294 г. А. К. вышла замуж за тверского кн. св. Михаила Ярославича; в тверском Спасском соборе их венчал Тверской еп. Андрей. У княжеской четы родились 4 сыновей и дочь: Дмитрий Грозные (Звериные) Очи (15 сент. 1298), Феодора (11 окт. 1299), Александр (7 окт. 1300), Константин (1307) и Василий (между 1307 и 1318). Имя супруги св. кн. Михаила Ярославича — Анна — приводится в повести о мученической смерти князя в Орде. Летом 1318 г. А. К. с сыном Василием провожала мужа до р. Нерли Волжской в его последней поездке в Орду. 6 сент. 1319 г. княгиня вместе с сыновьями встречала в Твери тело Михаила, казненного 22 нояб. 1318 г. ханом Узбеком. Ей пришлось также хоронить казненных в 1339 г. в Орде сына Дмитрия (1326), сына Александра и внука Федора.

Время пострижения А. К. точно неизвестно, но в 1358 г. она упоминается уже как София, монахиня, а скорее всего даже настоятельница основанного в 1293 г. ее золовкой Софией близ Тверского кремля жен. мон-ря во имя св. Афанасия (Зверинский. Т. 3. С. 20), в обиходе по имени основательницы называвшегося Софьиным. А. К., по-видимому, глубоко чтила Тверского еп. свт. Феодора II. После того как свт. Феодор оставил кафедру и ушел на покой в Отроч мон-рь, А. К. в 1361 г. пожертвовала мон-рю неск. своих сел; 21 марта 1367 г. А. К. хоронила святителя в Спасском соборе Твери. Летом того же года кашинский кн. Василий Михайлович, сын А. К., занял Тверь и начал расправу над людьми тверского кн. св. Михаила Александровича. В ответ последний привел литов. войска и начал преследование сторонников Василия. Тот покинул город и ушел в Кашин, по-видимому, с сыном ушла и А. К. Она скончалась 2 окт. 1368 г. в пригородной слободе Кашина под названием Вход в Иерусалим, принадлежавшей кашинским князьям и позднее отошедшей к кашинскому Сретенскому мон-рю.

В «Чуде о пономаре именем Герасиме» сообщается, что в 1611 г. в кашинской ц. во имя Успения Пресв. Богородицы было найдено погребение А. К. Успенская ц. в то время сильно обветшала, церковный помост обвалился и разрушился; гроб А. К., бывший под полом, оказался на поверхности. Однако жители города, не зная, чье это захоронение, относились к нему без должного благоговения: клали на гроб шапки и даже садились. В церкви пономарем служил некий Герасим, к-рый был тяжело болен. В одну из ночей ему явилась А. К., исцелила его и сказала: «И почто гроб мой ни во что же вменяете и мене презираете? И доколе тако быти ми от вас попираеме ногами?» А. К. повелела Герасиму рассказать о своем явлении настоятелю храма и зажечь свечу перед ее гробом у Нерукотворного образа Спасителя. После этого у погребения А. К. стали происходить многочисленные чудеса и исцеления (до прославления святой было записано 41 чудо). Одно из чудес случилось с расслабленной Софией Гавреневой, постриженной в монашество с именем Феодосия в кашинском Сретенском мон-ре. По ее просьбе в Успенской ц. у гроба А. К. был отслужен молебен празднику Успения Пресв. Богородицы и лития, после чего инокиня исцелилась. В Кашин привозили больных из Твери, Углича, Переславля-Залесского, Новгорода и др. мест. В 1645 г. здесь побывал родственник царя Михаила Феодоровича боярин В. И. Стрешнев. Узнав о почитании А. К., он подал челобитную царю о прославлении святой, но в 1647 г. царь умер, не успев отдать распоряжений.

В 1649 г. по повелению царя Алексея Михайловича освидетельствование мощей А. К. произвели архиеп. Тверской и Кашинский Иона, архим. московского Андроникова мон-ря Сильвестр и игум. московского Данилова мон-ря Иоанн. Освидетельствование сопровождалось чудесами: в Успенский собор ко гробу А. К. привезли расслабленную Акилину, жену кашинского посадского человека Богдана Митрофанова, к-рая до прославления А. К. относилась к ее памяти с небрежением. Однажды Акилина облокотилась на гроб святой, и у женщины сразу же отнялась половина тела. Во время литургии Акилина молилась об исцелении и была помилована.

12 июня 1650 г. при участии царя и царицы состоялось перенесение мощей А. К. из деревянной Успенской ц. в соборную Воскресенскую. На Соборе в Москве А. К. причислили к лику святых. Вскоре после перенесения мощей (между 1650 и 1652) было составлено «Сказание об обретении и перенесении мощей святой Анны Кашинской» (по мнению С. А. Семячко, оно написано московским автором, сопровождавшим царя Алексея Михайловича в его поездке в Кашин). Службу на перенесение мощей по указу царя в Москве составил иером. Епифаний (Славинецкий) и привез с собой на праздник прославления святой, тропарь и канон на обретение мощей написали кашинские прот. Иван Наумов и посадский человек Семен Осипов, сын Сухоруков. Неск. позже (по предположению Семячко, после 1652) было написано житие А. К. Его составитель неизвестен, скорее всего им был старец Соловецкого мон-ря Игнатий. В житии св. блгв. кн. Михаила Ярославича, составленном тверским клириком в 1657—1658 гг., автор поместил «Плач княгини Анны», подражавший «Плачу» блгв. кнг. Евдокии, жены блгв. кн. Димитрия Донского. К 1675−1676 гг., по мнению В. А. Кучкина, был создан комплекс агиографических памятников, посвященных А. К.: житие, Сказание о явлении св. княгини пономарю Герасиму, Сказание об обретении и перенесении мощей, повести о чудесах (сборник ГИМ. Син. N 622).

В 1677 г. предполагалась поездка в Кашин царя Феодора Алексеевича. Однако накануне Патриархом Иоакимом в Кашин была направлена комиссия, к-рая 12−21 февр. провела исследование случаев исцелений от мощей А. К. На основании выводов комиссии на малом Соборе в Москве было принято решение не почитать А. К. как святую (один из списков документов Собора: РНБ. Погод. N 1608), это решение подтвердил Собор 1678−1679 гг. Соборы признали почитание и житие А. К. ложными, по княгине было разрешено только петь панихиды, шитый покров и иконы с изображением святой предписывалось взять в Москву для рассмотрения, а имя А. К. исключить из святцев. Придел во имя А. К. нового кашинского Успенского собора тогда же переименовали в честь Всех святых. Основанием для деканонизации было выявление 13 «несогласий» текста жития с летописными и др. известиями об А. К. В житии ошибочно говорилось, что А. К. была дочерью «славных боляр», происходила из Кашина, преставилась в 1338 г. и др. Важнейшими оказались 10-й и 11-й пункты «несогласий» между показаниями кашинского прот. Василия, очевидца освидетельствования 1649 г., и досмотром мощей 1677 г. По словам прот. Василия, у А. К. была «правая рука согбена, яко благословляющая (двуперстно)», тогда как досмотр 1677 г. установил, что «правая рука в завитии погнулася, а длань и персты прямо, а не благословляющи». Данное расхождение имело важное значение в ситуации активного распространения старообрядчества, использовавшего результаты освидетельствования мощей А. К. 1649 г. как аргумент в пользу двоеперстия.

После деканонизации почитание св. княгини в Кашине не прекратилось, Тверские архиепископы этому не противодействовали; до 1746 г. продолжалась запись исцелений, совершавшихся у гроба святой. В 1711 г. некая Ирина Руднева служила молебен Владимирской иконе Пресв. Богородицы и панихиду по А. К. и получила исцеление. У раки княгини пелись молебны Всем святым с чтением молитвы А. К., ее имя поминалось на литиях и отпустах в храмах Кашинского у. В день Всех святых на общегородской крестный ход с иконой А. К. стекалось множество богомольцев. Кроме того, в Тверской губ. существовал благочестивый обычай на праздник Вознесения Господня совершать крестный ход на святую гору — высокий холм близ с. Едимонова Корчевского у., где, по преданию, А. К. прощалась с кн. Михаилом Ярославичем перед его последней поездкой в Орду. На святой горе стояла часовня, в к-рой находилась икона-картина «Прощание князя Михаила с княгиней Анной и двумя сыновьями», а в церкви с. Едимонова имелась икона с изображением кн. Михаила и кнг. Анны в рост. 8 нояб.- в день свадьбы А. К. и кн. Михаила Ярославича — в Успенском соборе совершалась праздничная служба, духовенство ходило с крестом по домам прихожан.

В 1818 г. Синод разрешил печатать месяцесловы с упоминанием памяти А. К. 2 окт. 1899 г. Тверская консистория слушала рапорт благочинного Кашина прот. Иоанна Аменитского об исцелении от болезни по молитвам А. К. кашинской мещанки Е. С. Зубановой и о видении А. К. псаломщику Успенского собора Ивану Середонину. На основании рапорта архиеп. Димитрий (Самбикин) распорядился возобновить запись о чудесных исцелениях и видениях А. К. при соборе, у настоятеля, «без особых оглашений» (Житие и подвиги. С. 128−129), запись чудес была доведена до 1909 г. В 1901 г. архиеп. Димитрий обратился в Синод с просьбой о восстановлении совершения служб А. К. Несмотря на положительное заключение Киевского митр. Феогноста (Лебедева), разрешение дано не было. Вновь о восстановлении почитания А. К. говорилось на съезде архиереев в 1908 г. в Киеве. 30 окт. 1908 г. Синод испросил согласие императора на восстановление общецерковного почитания А. К., согласие было дано указом от 7 нояб. 1908 г. 11 апр. 1909 г. Синод определил днем памяти А. К. 12 июня. В 1911 г. был составлен акафист святой. В Минее (МП) под 12 июня помещена бденная служба А. К. (см. Знаки праздников месяцеслова) и под 2 окт.- тропарь и кондак. Имя А. К. включено в Собор Тверских святых, установленный в 1979 г. В службе Собору святая упоминается в 4-й стихире на Господи воззвах, а также в тропарях 5-й и 7-й песен канона утрени.

Ист.: Материалы Собора 1677 г. // Тр. 2-го областного археол. съезда. Тверь, 1903. С. 110−126; Московский собор о житии блгв. кнг. Анны Кашинской // ЧОИДР. 1871. Кн. 4. Отд. 1. С. 45−62; Кункин И. Я. Город Кашин: Материалы для его истории, собранные. Вып. 2 // ЧОИДР. 1905. Кн. 3. С. 53−67. (N 71); Архангелов С. А., свящ. Житие и чудеса св. Блгв. Кнг. Анны Кашинской. СПб., 1909; Житие и подвиги прп. блгв. вел. кнг. Анны Кашинской, новой чудотворицы. М., 1909; Житие блгв. кнг. Анны Кашинской, по синодальной рукописи XVII в. / Предисл. А. Титова. Б. м., б. г.; Иоаким, иером. Житие св. благ. княгини Анны Кашинской (по рукописи XVII в. из б-ки Имп. АН N 31.6.34). М., 1909; Тверской патерик. Каз., 1913. Тверь, 1991р. С. 13; ПСРЛ. Пг., 1922. Т. 15. Вып. 1. Стб. 51, 67, 72, 83−84, 88; Минея (МП). Июнь. Ч. 1. С. 431; Июнь. Ч. 2. С. 545, 551, 552; Октябрь. С. 88; Святая блгв. кнг. Анна Кашинская: [Сб.] / Моск. подворье ТСЛ. М., 1996.

Лит.: Костомаров Н. И. Церковно-историческая критика в XVII в. // ВЕ. 1870. Кн. 4. С. 479−506; Ключевский. Древнерусские жития. С. 340−341; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 41−43; Колосов В. И. Благоверная княгиня Анна Кашинская: (Из трудов Тверского обл. археол. съезда). Тверь, 1905; [В. П. К.] Св. благоверная и преподобная княгиня Анна Кашинская: (Церк.-ист. справка в предупреждение новой смуты в Церкви). Ярославль, 1908; Завьялов И. Город Кашин, его история, святыни и достопримечательности: (С кратким житием блгв. кнг. Анны). СПб., 1909; Никольский Н. К. Сочинения соловецкого инока Герасима Фирсова по неизд. текстам: (К истории сев.-рус. лит. в XVII в.). СПб., 1916. С. XXVIII-XXX. (ПДПИ; Вып. 188); Манухина Т. Святая благоверная княгиня Анна Кашинская. П., 1954; Кучкин В. А. Повести о Михаиле Тверском. М., 1974. С. 188−192; Паченков О. В. «Обретение и перенесение честных мощей новоявленныя великия княгини инокини Анны» как исторический источник // Опыты по источниковедению: Древнерусская книжность. СПб., 1997. С. 43−49; Семячко С. А. Круг агиографических памятников, посвященных Анне Кашинской // ТОДРЛ. 1996 [1997]. Т. 50. С. 531−536; 1999. Т. 51. С. 221−231; она же. Почитание св. блгв. кнг. Анны Кашинской и агиографические памятники, ей посвященные // Рус. лит. 1998. N 3. С. 147−154; Кучкин В. А. Пространная редакция Повести о Михаиле Тверском // Средневековая Русь. М., 1999. Вып. 2. С. 116−163.


http://www.sedmitza.ru/text/476 872.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru