Русская линия
Фонд стратегической культуры Тамара Гузенкова17.10.2008 

Выборы в Белоруссии прошли. Что дальше?

Главным политическим событием осенью текущего года в Белоруссии, без сомнения, стали выборы в Палату представителей Национального собрания. Правда, сложилось впечатление, что особое значение этим выборам, и особенно их итогам, придавало только высшее руководство страны. Население же их воспринимало спокойно и даже флегматично.

А.Лукашенко предпринял ряд акций, направленных на «принуждение» Запада к признанию предстоящих выборов. Так, незадолго до выборов, 20 сентября, он заявил, что «если уж и на этот раз выборы окажутся „недемократичными“, мы с ними прекратим всякие разговоры». 23 сентября президент принял верительные грамоты от 10 иностранных послов, 6 из них представляли государства Европейского Союза — Бельгию, Великобританию, Люксембург, Словакию, Финляндию и Швецию. Он заявил дипломатам, что белорусы готовы к разностороннему, взаимовыгодному сотрудничеству с партнерами в любом уголке мира. По словам А. Лукашенко, настало время коренным образом переосмыслить отношения Беларуси и ЕС, у которых общие интересы — от борьбы с терроризмом, торговлей людьми, нелегальной миграцией до экономической стабильности и усиления роли Европы в международных делах. Белорусский президент напомнил западным послам о взаимозависимости: через белорусскую территорию транзитом идет половина российской нефти и треть газа, необходимого для Европы, а Беларусь, в свою очередь, экспортирует в страны Евросоюза товаров больше, чем в Россию. «По этим и по многим другим причинам мы хотим нормальных отношений с ЕС, — объяснил А. Лукашенко свою позицию дипломатам. — К вам у меня одна просьба, чтобы вы уважали, поддерживали нашу независимую политику, а где надо, и помогали, ведь нашей независимости еще мало лет».

В те же дни состоялся телефонный разговор А. Лукашенко и Верховного представителя Европейского Союза по вопросам внешней политики и политики безопасности Х. Соланы. Как сообщалось, стороны обсудили ряд вопросов, касающихся развития внутриполитической ситуации в Беларуси, подчеркивалась важность открытия новой страницы в отношениях Беларуси и ЕС.

Есть отчетливое впечатление, что А. Лукашенко и Запад продолжают шаги навстречу друг другу. В то же время здесь сохраняется неопределенность. С одной стороны, ОБСЕ признавала реальные успехи Белоруссии в ее стремлении наладить диалог с Европой, с другой — отметила значительные несоответствия избирательной практики в Белоруссии демократическим нормам. С одной стороны, говорилось о необходимости налаживания дружественных отношений со странами СНГ, о заинтересованности ЕС в выходе Белоруссии из изоляции, в переходе к сотрудничеству, с другой — долгосрочные наблюдатели сделали немало замечаний по ходу предвыборной кампании и высказали опасения по поводу фальсификации досрочного голосования.

В целом, сигналы, шедшие перед выборами от руководства ОБСЕ/БДИПЧ, свидетельствовали о намерениях «мягкого» наблюдения. Однако предварительное заключение БДИПЧ оказалось более критическим, чем этого можно было ожидать в обстановке взаимных сдержанных реверансов и намеков на потепление отношений. Основная масса претензий относилась к процедуре подсчета голосов. Согласно предварительному заключению, 48% наблюдателей оценили ее как плохую или очень плохую, 37% заявили, что на избирательных участках они не имели беспрепятственного доступа к наблюдению за подсчетом голосов. БДИПЧ выразило разочарованием тем, что в парламент не прошел ни один представитель белорусской оппозиции, но вообще вопрос об оппозиции Западом особенно не педалировался, так как сама она дала немало поводов сомневаться в ее состоятельности.

Поскольку оппозиция то объявляла выборам бойкот, то отменяла его, в рядах оппозиционеров произошел раскол. В результате часть ОПГ и БНФ участвовала в выборах, а часть — нет. Консолидированной позиции по вопросу о целесообразности участия в выборах не было не только в целом в оппозиции, но и в отдельных партиях. Одни кандидаты снимались с выборов, другие нет. Так, БНФ за два дня до голосования заявил, что он снимет своих кандидатов. Но так как снявшийся кандидат должен вернуть государству деньги, а финансировать кампанию из других источников запрещено, кандидаты от БНФ молчаливо участвовали в выборах. ОПГ сняла пятерых своих кандидатов, оставив А. Лебедько и Я. Романчука. Предполагалось, что властям придется ради признания выборов Европой провести двух-трех оппозиционеров, и ОПГ таким образом якобы облегчала властям возможность выбора.

В свете высказывания о «прекращении всяких разговоров» можно было ожидать резкую реакцию со стороны А. Лукашенко на заключение БДИПЧ по выборам. Однако он отказался от жесткой риторики и постарался усмотреть в документе положительные оценки. Так, одним из самых важных выводов белорусский президент назвал признание того, что выборы прошли в соответствии с национальным законодательством. На встрече с представительницей БДИПЧ, вице-председателем Парламентской ассамблеи ОБСЕ Анн-Мари Лизин президент отметил, что и не ждал революционных признаний от миссии ОБСЕ. То есть в поведении Минска возобладала тактика сдерживания критики Запада, его увещевания и продавливания своей позиции. В лице Анн-Мари Лизин А. Лукашенко внушал Западу, что пора поднять железный занавес, что Белоруссия ждет отмены визовых ограничений, отмены санкций.

При этом белорусский президент особо отметил, что очень большой ошибкой Европы было бы требовать от Белоруссии улучшения отношений с Евросоюзом за счет ухудшения отношений с Россией: «Мы на это никогда не пойдем». А. Лукашенко выразил убежденность, что белорусская сторона может «найти ту равнодействующую, которая будет интересна и Беларуси, и Европе, и России», но, подчеркнул он, «не хочу, чтобы вы воспринимали это так, что. мы готовы на четвереньках ползти в Европейский союз или в ОБСЕ, ПАСЕ».

На фоне таких заявлений довольно щекотливой выглядит ситуация с (не)признанием официальным Минском Южной Осетии и Абхазии. Некоторые считают, что А. Лукашенко оказался «зажатым» между В. Путиным и Х.Соланой. Пресс-секретарь Соланы, Кристина Галлах, заявила: «Сейчас мы знаем, что Беларусь не признала независимость Южной Осетии и Абхазии. В этом в ЕС абсолютное единодушие. Фактически никто из международного сообщества не признал их независимость». И это прямо противоположно тому, что хотела бы услышать от Минска Москва. Президенты Абхазии и Южной Осетии обратились к белорусскому президенту с просьбой о признании их государств вскоре после того, как А. Лукашенко в интервью западным журналистам заявил, что его никто не торопит с признанием независимости двух республик.

В сложившейся ситуации становится очевидной необходимость более осторожного маневрирования белорусского президента между Западом и Россией. Теперь все станут еще внимательнее следить за внешнеполитическими действиями друг друга. Хотя, кажется, все понимают, что резких перемен в треугольнике Белоруссия — ЕС — Россия скорее всего не произойдет. Можно ожидать, что окончательное заключение ОБСЕ по белорусским выборам так и не расставит всех точек над i, а вместо этого «подвесит» Белоруссию между оценками «неудовлетворительно» — «удовлетворительно». Впрочем, многое будет зависеть от успехов белорусской дипломатии как на Западе, так и на Востоке.

http://www.fondsk.ru/article.php?id=1680


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика