Столетие.Ru | Игорь Яринских | 16.10.2008 |
Наверное, любой православный знает про Оптину Пустынь — один из важнейших духовных и исторических центров России, колыбель русского старчества. Это место связано с историей русской литературы, русскими писателями: здесь бывали и Гоголь, и Толстой, и Достоевский. Для тех, кому еще не довелось здесь побывать, и для тех, кто сюда обязательно вернется, Игорь Яринских снял свой фильм «Прикосновение».
— Игорь Анатольевич, расскажите о вашем фильме, о чем он?
— Для православных россиян, да и не только россиян, монастырь Оптина Пустынь — это чудо. Для того, чтобы попытаться разгадать его, наша съемочная группа и поехала под Козельск. Мы хотим узнать, как получилось, что именно в этом месте возникло учение о старчестве. Мы посвящаем Оптиной Пустыни не просто эпизод или фрагмент фильма, монастырь становится его красной нитью. Главные вопросы, ответы на которые мы постараемся найти: как возник феномен Оптиной Пустыни, оптинское старчество?
— В вашем фильме три части. Какие?
— Да, в фильме три части, хотя изначально предполагалось, что будет две, и появление третьей части — это главное чудо, которое произошло с нами во время съемок. Но это отдельная история, и о ней я расскажу позже.
Первая часть называется «Оптина». Мы проводим своеобразное расследование — кто стоял у истоков оптинского старчества — и выясняем, что это был святитель Филарет. Ему и посвящена вторая часть нашего фильма, которая называется «Архистарец-святитель»..
Филарет (Амфитеатров Феодор Георгиевич, в схиме Феодосий), митрополит Киевский и Галицкий родился в XVIII веке, 17 апреля 1779 года в семье священника в Орловской губернии. Вообще фамилия Амфитеатровы очень известная. Например, протоирей Валентин Амфитеатров (1836−1908), которого называли «Московский утешитель» — это его внучатый племянник.
Недавно святитель был канонизирован. Филарет очень почитаем в Киеве и именно там он в видении явился епископу Павлу, это был 1994 год, и благословил поднимать свои мощи. Они подняты и сейчас находятся в Дальних пещерах. Канонизацию подготавливал владыка Ефрем, архиепископ Криворожский и Никопольский. Первоначально святитель был причислен к лику местночтимых святых, а 8 декабря 2005 года его имя было внесено во всероссийский месяцеслов по благословению Патриарха Алексия II.
Святитель Филарет отличался глубочайшим смирением и нестяжательностью. С раннего детства он привык довольствоваться малым и так прожил всю жизнь. Он не делал сбережений, а все, что имел, раздавал нуждающимся. Он обладал даром духовного видения и исцеления, даром дерзновенной молитвы и чудотворения.
Для нашего фильма самым важным является связь Филарета с Оптиной Пустынью, где он основал старчество. В тот момент он был епископом Калужским и Боровским. Будучи всю жизнь подвижником и молитвенником, он решил построить скит, удаленное место, где можно предаваться молитве. В помощь себе Филарет выбирает иноков Моисея и Антония (братьев Путиловых), а в дальнейшем и иеросхимонаха Леонида (старца Льва). Святитель благословил план скита, центром его стал храм Иоанна Предтечи (домовый храм Филарета).
— А расскажите, пожалуйста, о каких-нибудь чудесах, связанных со святителем.
— Чудеса происходили с ним с самого детства. Родился он слепым, а затем прозрел по молитвам деда-священника… Будучи младенцем, по средам и пятницам (в постные дни) не принимал даже материнского молока. В то время, когда Филарет был митрополитом Калужским и Боровским, в епархии, там, где он жил, однажды начался ужасный пожар, а владыка был в келье и молился до тех пор, пока пожар не ушел, и удивительно то, что огонь его не тронул.
Много чудес происходило по молитвам святителя и в Рязанской, и в Казанской губерниях, и в Санкт-Петербурге. Уже будучи владыкой Киевским и Галицким, он приезжал в Оптину Пустынь в мае 1842 года, тогда в Калужской области была сильная засуха и, по его молитвам, на глазах у всех начался дождь.
Вот еще пример: в Казанской епархии начали отпадать от христианства множество инородцев, недавно принявших христианскую веру. А при святителе Филарете обратились в православие более 5 тысяч язычников. Успеху дела содействовали святая жизнь архипастыря и чудеса, происходившие по его молитвам. Вот один случай: он приехал к отступникам и между ними состоялся непростой разговор: я вас крещу, — говорит владыка, а они ему отвечают: да ты сначала через Волгу переправься. А на реке гроза. Владыка отвечает: хорошо — и вода успокаивается, и он спокойно переплывает на другой берег. Гроза возобновляется с новой силой и уничтожает дома тех, кто дерзил святителю. Это был знак, после которого у людей в головах просветлело.
— И это все есть в вашем фильме?
— Да, конечно, ведь вторая часть посвящена жизнеописанию Филарета, хотя прямой иллюстрации этих событий нет, но косвенно о них рассказывается.
— Вот вы сказали, третья часть — это отдельное чудо. Что это за чудо, и о чем последняя часть вашего фильма?
— Во время работы над картиной у нас в съемочной группе было два некрещеных человека, и оба они приняли решение креститься. Момент их крещения, обращения к Богу и станет третьей частью. И, надеемся, крещение состоится в Оптиной Пустыни, мы ждем благословения и надеемся снять это.
— А что их подвигло? Происходили какие-то чудеса?
— Конечно, вот например, мы сами заметили: если некрещеный человек попадает в скит, то по прошествии короткого времени — мы буквально успевали до 10 досчитать — этот человек засыпает. Мы сидим, идет съемка, а наши некрещеные спят с открытыми глазами. Потом они говорили: что это за заповедная земля? Куда мы попали?
Другой случай. Мы снимали в грузинском храме Креста Господня на Святой Земле. Уже даже то чудо, что нам представилась такая возможность, ведь, чтобы попасть туда, нужно получить особое разрешение и благословение настоятеля. Храм с самого начала был построен как закрытый, в него до начала XX века вообще не было входа. Сейчас внизу открыт проход. Изначально предполагалось, что мы будем снимать не дольше 10−15 минут, и нас пустили, пока игумен спал. Однако когда мы начали съемку, то поняли, что на нее уйдет гораздо больше времени, чем мы думали. Что делать? Мы стали молиться, чтобы все состоялось — два часа стояли на коленях и просили Господа, и все это время шла съемка! На следующий день мы узнаем, что буквально через 5 минут после нашего ухода игумен проснулся…
Кстати, в храме Креста мы увидели икону Филарета Милостивого, которого святитель почитал с раннего детства и чье имя в дальнейшем взял при постриге. Это тоже знак.
— Игорь Анатольевич, в каких еще местах проходила съемка?
— Так как мы рассказываем историю Оптиной Пустыни и скита, конечно, мы не могли не коснуться вопроса, связанного с Иоанном Предтечей. Поэтому мы ездили в Израиль, как я уже говорил. Были там в храме Вознесения, месте обретения главы Иоанна Предтечи. Это все — в первой части, которая рассказывает о том, что было до Филарета. Потом мы ездили по местам, где служил святитель — побывали в Орле, Киеве, Уфе, Тобольске…
— А кто поддерживает вашу работу, принимает участие фильме?
— Фильм мы снимаем при поддержке Министерства культуры России и «Фонда изучения исторической перспективы». А самое главное — это то, что у нас есть благословение Святейшего Патриарха, сейчас как раз ждем от него подтверждения о согласии сказать нам несколько слов для картины. Также должна состоятся встреча с митрополитом Киевским и всея Украины Блаженнейшим Владимиром. Кроме того, в фильм также войдет беседа с нынешним духовником Оптиной Пустыни. Это схиигумен Илий. Кстати, тут тоже был момент чуда. Первый наш разговор не состоялся, хотя было благословение. Мы попытались поговорить со схимником, когда он выходил с благочинного совета, но он смутился, видимо, был в тот момент не расположен. Вместе с его настроением изменилась и погода — светило яркое солнце, но вдруг начался дождь, более того, мы не смогли записать ни одного слова — аппаратура не сработала. Потом мы пошли в скит, стали молиться, попросили батюшку еще раз нас благословить на беседу со схимником. Я пошел к нему и попросил поговорить, тогда он согласился — было 9 часов вечера, уже темно, но у нас и картинка получилась, и звук.
— А о чем вы говорили со схиигуменом?
— Наша беседа была о смерти. Если упрощенно, то тело — это сосуд, который, как и все, что находится в рамках времени, разрушается. Но сосуд должен чем-то наполняться. Когда говорится о том, что Господь сотворил человека по своему образу и подобию — имеется в виду не телесная оболочка, а дух. И вот в течение жизни мы должны наполнить сосуд таким духом, который будет соответствовать духу Божию. Как только дух соответствует, то человек способен перейти на следующий этап. Сосуд может быть разрушен или раньше времени, или позже, в зависимости от готовности. Понимание смерти как перерождения и перехода пришло вместе с Христом, однако многие до сих пор остались с ветхозаветным пониманием.
Кроме того, у нас был разговор о крещении и о рождении и, надеюсь, будет еще одна беседа (мы уже получили благословение) о рождении нового человека.
— Когда вы планируете завершить работу?
— Сейчас мы заканчиваем первую часть. Планируем, что весь фильм выйдет на экраны в феврале, как раз к празднику Крещения.