Русская линия
Православный Санкт-ПетербургПротоиерей Александр Зелененко15.10.2008 

«Непослушанием одного пришёл грех..»

…Говорится в послании св.ап.Павла к римлянам, но тут же добавляется, что «послушанием одного придёт оправдание» (Рим.5:19). Да, духовная жизнь человека — самая сложная и судьбоносная часть нашей жизни, в которой недопустимы эксперименты, а подмены опасны и страшны. А в конечном итоге от её качества и степени богоугодности будет зависеть участь души за гробом. И тут не обойтись без строгого, любвеобильного и мудрого наставника. Для малых детей таковыми являются родители. Но и взрослым не всегда хватает знаний, ума и сердца, чтобы правильно пройти земной жизненный путь и подготовиться к жизни вечной. А значит, нам нужен духовный отец и духовное руководство. Но всем ли нужен и какова роль духовника в жизни человека? На эти вопросы отвечает председатель Отдела религиозного образования и духовного просвещения СПб епархии о. Александр ЗЕЛЕНЕНКО.

ПОСЛУШАНИЕ — ЛУЧШИЙ ПУТЬ К ПОБЕДЕ

 — Как путнику, идущему по неведомому пути через топи, леса, горы и болота, необходим проводник, посох, компас и карта, так и христианину, особенно новоначальному, необходимо духовное руководство. Вспомните, как самость, горделивое своеволие и самонадеяние привели ко греху наших прародителей. Если бы Адам и Ева в момент искушения (вкусить или нет от запретного древа?) обратились бы за советом к Богу — они вновь услышали бы: «Не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрёшь» (Быт.2:17). Поэтому нам, во избежание греха, должно испрашивать во всём совета и благословения. Как говорил схиархимандрит Софроний (Сахаров), «послушание есть лучший путь к победе над последствиями первородного греха в нас — над самостью и эгоизмом. Воля — единственное, что принадлежит нам, а всё остальное — дары от Господа Бога. Поэтому отречение от своей воли ценнее многих других добрых дел».

Существует два уровня отношений: по горизонтали — человеческие и по вертикали — богочеловеческие. Верным отношениям с Богом мы должны учиться через обретение верных отношений с духовным отцом. Они же дают залог верных отношений с людьми.

Не откладывайте исповедь «на потом»! Худые помыслы и дела, долго оставаясь в сердце, борют нас. Не смущайтесь открывать духовнику свои недоумения, смущения, сновидения, хульные помыслы на самого духовника. Священник, будучи безпристрастен, отличит доброе от недоброго, вооружит против страстей, поможет увидеть вражьи козни. Если совет духовника неприятен вам — выскажите своё сомнение, но не противоречьте. Наставления следует утвердить в сердце и хранить в памяти, в тайне от других. Если нарушили указания духовного отца — попросите прощения.

«СВОЙ СВОЕГО НАЙДЁТ»

— Но как найти себе духовника? Хороших и умных священников много, но нужен ведь такой, чтобы был как отец родной.

— Молите Бога о ниспослании духовного отца, «просите и дастся вам..». Перед кем раскрывается душа, к тому и иди. Как говаривал оптинский старец Леонид: «Свой своего всегда найдёт». Вы сразу почувствуете, ибо встреча эта будет особой — сердечно-радостной, что и является знаком милости и любви Божией. Но уж коли даст Господь, то и относиться к духовнику надо как к дарованному Богом, а не бегать, самоугодно перебирая, где и кто ещё больше вам понравится.

— А каковы самые распространённые ошибки во взаимоотношениях?

— Вдруг вам показалось, что другой батюшка помогает лучше. И вот вы начинаете избегать многолетнего наставника. Но ведь этого не утаишь. А заметив сие, духовник почувствует, что его бьют по ланитам. Поэтому тот, кто лучше говорит, пусть будет вашим советником, а духовник остаётся духовником. Каковы отличительные качества духовника? — Если он управил свою свободу, из послушания стал духовным руководителем, имеет любовь Божию — самоотверженную, чисто материнскую, хранит тайну исповеди, прост, имеет духовный опыт, терпение и смирение, молится за чад своих, скорбит и радуется с ними.

Вторая ошибка: вы считаете, что духовник плохо, неправильно живёт. Да, часто люди носят лишь имена своего звания, а не силу его. Но от наречённого отца не отказывайся, а жди от Бога другого. За духовника своего молись, худому в нём не подражай, но не становись судьёй. Случается и так, что враг пытается намеренно отвести чадо от наставника — вселяет недоверие, ненависть, раздувает немощи духовного отца, внушает ненужность откровения. Бесы не спят! Тут в одно мгновение может произойти полный разлад в отношениях между духовником и чадом. Конечно, не может одна минута разлада перечеркнуть годы совместной духовной жизни, а значит, нужно просто перетерпеть это искушение. И помни, что немощи духовника — «сучки», а твои — «брёвна». А кто священный сан осуждает, тот грехи священника на себя возлагает и даст ответ в день Страшного суда. Лучше претерпеть до конца, и тогда откроется мудрый и глубокий Божий Промысл.

Однако не будь и пристрастен: не благоговей перед духовным отцом, не привязывайся к нему по-человечески, держи в памяти его наставления, а не приятные черты лица. Часто случается, что в семье, на работе вас никто не понимает, и тогда пастырь становится самым дорогим сердцу человеком — он любит и понимает вас. Но на этой почве может случиться беда — наше сердце переполнено чувством к духовнику как к человеку, Христос же, наш Спаситель, остаётся как бы в стороне. Тогда возможны и следующие явления: умер любимый пастырь, и мы воображаем, что всё потеряно, нам не у кого теперь исповедоваться и причащаться. А где же Христос? Был ли Он у тебя?

Не страшитесь подчинения духовному отцу, ибо это не отрицание свободной воли человека, но подчинение плоти духу, Слову Божиему и Закону в лице духовника. Недаром в народе говорят: «Почитай духовного отца и Бога, будет всюду тебе дорога».

«ЛУЧШЕ БЫТЬ УЧЕНИКОМ УЧЕНИКА»— Есть ли пример истинного — до последнего слова, жеста, поступка — правильного послушания, которому мы можем подражать?

— Да весь строй христианской Церкви основан на строгом послушании: Господа Иисуса Христа — Богу Отцу; апостолов и их преемников епископов — Духу Святому и соборному разуму Вселенской Церкви, «Духу Святому изволися и нам..» — говорили Св. Отцы Вселенских соборов; пресвитеров — епископам; всех христиан — священникам, духовным отцам, старшим и друг другу.

Первая задача христианина — научиться слушаться не своих хотений, а Божиих повелений. Но, как правило, по греховности, людям это не дано. Поэтому полезно подчинять свою волю другому человеку — старцу, духовному наставнику, христианину или просто ближнему. Даже если они ошибутся в своём указании, человек получит пользу от послушания, ибо он победил свою волю и самость. «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается..» — предостерегал Спаситель (Лк.10:16). Святые Отцы также считали, что в тех случаях, когда нет рядом духовного руководителя, лучше спросить простеца или ребёнка, чем поверить своему решению. «Лучше быть учеником ученика, чем идти путём самочиния», — говорил св. Симеон Новый Богослов. Особенно полезно христианину следовать добродетели послушания тогда, когда он будет поступать наперекор себе, принуждать себя.

Иисус Христос — вот наивысший пример послушания: до 30 лет Он был послушен родителям, затем — служил Отцу Небесному. «Я сошёл с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин.6:38).

— А каковы отличительные черты истинного послушания?

— Их пять. Первая — вера. Имеется в виду чистая и нелестная вера руководителю своему в такой мере, чтобы смотреть на него, как на самого Христа, и как Христу, повиноваться ему. Вторая — истина, т. е. должно следовать истине и в деле, и в слове, и в точном исповедании помыслов. Далее — не творить воли своей. Ведь порой человек идёт к своему наставнику с уже принятым решением и не берёт благословение на какой-то поступок, а скорее уговаривает духовника, чтобы тот благословил его поступить так, как ему хочется. Также — не прекословить и не спорить. И наконец, точно и искренно всё исповедовать своему духовному руководителю. Эти пять добродетелей — корни послушания, от которого рождается смирение, от смирения — дар рассуждения, от рассуждения — прозорливость, а от прозорливости — прозрение.

Полезно ежедневно записывать свои грехи и затем, не реже одного раза в неделю, исповедовать их. Знайте: в чём откроетесь на исповеди духовному отцу, то не будет записано у диавола.

Но одна из задач духовника — воспитать человека в духовной свободе, не держать его в состоянии инфантильности всю жизнь, чтобы тот каждый раз прибегал по пустякам к наставнику, а чтобы он вырос в такую меру, что научился бы слышать то, что Дух Святой глаголет неизреченными глаголами в его сердце. Духовный отец, как столб, только указывает путь, а идти надо самому.

http://www.pravpiter.ru/pspb/n202/ta006.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика