Русская линия
Седмицa.Ru14.10.2008 

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы

Праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

«Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога» — это чудное явление Матери Божией произошло в середине Х века в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке. В воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый (память 2 октября), в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых.

Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «паче лучей солнечных». Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь». Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. «Царю Небесный, — глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, — приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего неуслышан». Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там».

Во Влахернской церкви сохранилась память о дивном явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь, по словам паломника, не знает этого праздника.

В русском Прологе ХII века содержится запись об установлении особого праздника в честь этого события: «Се убо, егда слышах — помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества… восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая». В праздничном Богослужении Покрову Божией Матери Русская Церковь воспевает: «С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя». Следует добавить, что и святой Андрей, созерцавший дивное видение, был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту. В России храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским.

Заботами этого святого князя и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зворинский монастырь); в Москве царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного).

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: «Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем».

Источник: «Православный календарь»

Преподобный Андрей Юродивый

Статья из т. II «Православной Энциклопедии», Москва. 2001 г.

По-гречески — [/Andreas ho Salos] (V или IX—X вв.). Память его в Русской Православной Церкви совершается 2 октября, в других Церквах греческой традиции — 28 мая). О прп. Андрее Юродивом известно из его жития, автором которого назван Никифор, иерей храма Св. Софии в Константинополе, лично знавший святого. Сохранилось более 110 полных и фрагментарных греческих рукописей, содержащих разные редакции жития, древнейший список — унциальный фрагмент 2-й пол. X в. (Monac. gr. 443). Согласно житию, святой жил во времена «христолюбивого царя Льва Великого» (император Лев I) и прп. Даниила Столпника († 493). Однако ряд анахронизмов в тексте и его сходство с житиями других юродивых — Симеона Эмесского, Василия Нового, Нифонта Кипрского — заставили первого его издателя болландиста К. Яннинга отнести время жизни Андрея Юродивого к правлению императора Льва VI (886−912), а создание жития — к X в. Соглашаясь с этим, архиеп. Сергий (Спасский) указал на позднее появление имени преподобного в греческих синаксарях (XII в.). По мнению И. И. Срезневского (С. 157), могло существовать древнее житие Андрея Юродивого, написанное в VI в. и переработанное в сер. X в., а С. Манго считал, что житие прп. Андрея Юродивого было создано в кон. VII в. (Mango. P. 298). В работах Л. Рюдена подробно аргументирована датировка жития 50-ми гг. X в.

Прп. Андрей Юродивый был родом из Скифии (в славянском переводе жития слово «скиф» передано как «словенин», в XVII в. возникло предание о происхождении его из Новгорода). Юношей Андрей был в Константинополе продан богатому сановнику Феогносту. Отрок вскоре стал любимцем хозяина, который отдал его в школу, где Андрей быстро научился грамоте и счету. Вскоре Феогност сделал его своим секретарем. Больше всего Андрей любил проводить время за чтением Священного Писания и житий святых, желая подражать их подвигам. Однажды Андрей увидел сон, будто он одержал победу в единоборстве с огромным бесом перед сонмом небесных и адских сил, после чего Господь Иисус Христос обещал ему сокровища небесные, призывая принять подвиг юродства. На следующий день Андрей, после обсуждения своего видения со свящ. Никифором (впоследствии написавшим его житие), решил принять вид безумного; ночью он сел у колодца и стал резать свою одежду на мелкие лоскуты, бормоча при этом невразумительные слова. Решив, что Андрей сошел с ума, Феогност сильно опечалился и приказал отвести его в храм вмц. Анастасии Узорешительницы в надежде, что святая исцелит его. Там Андрею явились сама великомученица и ап. Иоанн Богослов, которые укрепили его в решении стать юродивым.

Через 4 месяца, поскольку святой продолжал «безумствовать», хозяин приказал отпустить его. Андрей Юродивый начал скитаться по улицам и площадям Константинополя: одетый в рубище, он терпел поругания и побои, пил из луж, воровал еду на рынке, спал на навозной куче среди бездомных собак, собранную милостыню раздавал нищим. Преподобный обличал нравы горожан, отвращая многих от греха. О святости Андрея Юродивого знали немногие, в т. ч. Епифаний, юноша из богатой и знатной семьи, которого святой отвратил от блудного греха и которому неоднократно помогал советами и наставлениями.

День Андрей Юродивый обычно проводил в скитаниях, а ночью подолгу молился в церкви. Однажды, в ночь под субботу, накануне праздника в честь Божией Матери, когда во Влахернской церкви, где находилась риза Божией Матери, совершалось всенощное бдение, прп. Андрей Юродивый сподобился видения: Богородица шла от входа к амвону в сопровождении святых Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова. Это видел также Епифаний, присутствовавший в церкви с одним из своих рабов. После многочасовой молитвы Пресвятая Богородица вошла в алтарь и, сняв с головы омофор, распростерла его над собравшимися в храме.

Последние дни жизни святой провел в доме Епифания; отвечая на его вопросы, Андрей Юродивый предсказал Епифанию, что тот станет Константинопольским Патриархом. Перед самой кончиной святой удалился в укромное место и, проведя ночь в молитве за весь мир, отошел ко Господу. Тело его чудесным образом исчезло, оставив лишь благоухание.

Житие Андрея Юродивого включает его беседы с Епифанием, наставления по различным вопросам богословия, космологии, физики, психологии, нравственности и др., а также пространное эсхатологическое рассуждение («Апокалипсис Андрея»), излагающее пророчества о судьбах Византии, о конце света и пришествии антихриста. Кроме того, житие содержит ок. 100 рассказов-зарисовок из жизни Константинополя. Многие эпизоды жития получили распространение как отдельные тексты.

В Византии память святого отмечалась 28 мая (в день его кончины). Древнейшие упоминания прп. Андрея Юродивого встречаются в Синаксарях диак. Маврикия XII в. (Gedeиn. `EortolТgion. S.108), Paris. Coislin. 223, 1301 г. (SynCP. Col. 713) и в Уставе Гроттаферратского монастыря 1300 г. (Сергий. Месяцеслов. Т. 2. С. 160). В византийских синаксарях памятьпрп. Андрея Юродивого приводится без жития. В современных календарях греческих Церквей память этого святого отсутствует.

Русские описания паломничеств в Константинополь называют 2 монастыря, посвященные прп. Андрею Юродивому. По свидетельству анонимного хождения в Царьград (кон. XIII — нач. XIV в.), монастырь во имя прп. Андрея Юродивого, в котором хранился посох святого, находился севернее храма прмч. Андрея Критского, т. е. в западной части города. Зосима, диак. Троице-Сергиева монастыря, совершивший в 1419—1420 гг. паломничество в Константинополь, упоминает монастырь во имя прп. Андрея Юродивого недалеко от Св. Софии, где получали исцеление бесноватые.

Почитание на Руси.

Житие прп. Андрея Юродивого получило широкое распространение в русской письменности. В 60-х гг. XII в. сообщение о видении Богоматери Андрею Юродивому послужило основой для установления св. блгв. кн. Андреем Юрьевичем Боголюбским нового русского праздника — Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября). В дальнейшем рост значимости этого праздника обусловил интерес к личности Андрея Юродивого. Русская Православная Церковь празднует память прп. Андрея Юродивого 2 октября, приурочив к Покрову Богородицы. Память прп. Андрея 28 мая стала известна на Руси только с появлением славянского перевода Стишного Пролога (без жития) (серб. список: ГИМ. Хлуд. N 188, 1370 г.; русский список: РГБ. Троиц. N 715, 1429 г.), но она не получила широкого распространения.

1-й древнерусский перевод жития прп. Андрея Юродивого, выполненный предположительно в XI — нач. XII в., восходит к редакции, сохранившейся в греческом списке XIV в. (Monac. gr. 552). Известно более 200 списков данного перевода жития прп. Андрея Юродивого. Отрывок из Беседы прп. Андрея Юродивого с учеником Епифанием, вписанный во 2-й четв. XIII в. в Изборник Святослава 1073 г. (Изборник Святослава 1073 г. М., 1983. Л. 127 об.), является древнейшим фрагментом 1-го древнерусского перевода. Самый древний полный список жития прп. Андрея Юродивого находится в рукописи кон. XIV в. (РГАДА. Син. тип. N 182). Большое по объему житие Андрея Юродивого (ок. 50 глав) переписывалось как целиком в виде отдельной книги, так и фрагментарно в различных сборниках. Проложные статьи, составленные на основе 1-го древнерусского перевода жития прп. Андрея Юродивого, были не позднее сер. XII в. включены в 1-ю редакцию нестишного Пролога под 1−5, 8, 12, 16 октября При создании в XIII в. 2-й редакции Пролога в нее добавлены еще 4 статьи из жития Андрея Юродивого под 6, 7, 15, 25 октября.

Не позднее XIV в. у южных славян, вероятно в Сербии, был осуществлен новый перевод полного жития прп. Андрея Юродивого. Он не получил на Руси столь значительного распространения, как 1-й древнерусский перевод: в настоящее время известно 9 списков, датируемых XIV—XVI вв. (7 южнославянских и 2 русских), из которых древнейший — РГБ. Ф. 236. N 76, посл. четв. XIV в. 2-й древнерусский перевод жития прп. Андрея Юродивого возник не позднее сер. XV в. и сохранился всего в 2 списках: РГБ. МДА. N 154, 2-я пол. XV в., и РГБ. Вол. N 621, 1-я пол. XVI в. Данный перевод не является контаминацией 1-го древнерусского и южнославянских переводов, он опирается на греческий текст и почти буквально воспроизводит оригинал.

Гимнография.

Древнейшее из известных греческих последований прп. Андрею Юродивому сохранилось в единственном списке XVI в. из монастыря Ивирон на Афоне (БАН. РАИК. N 126. Л. 1−10) и содержит свой корпус стихир, тропарь, седален, канон 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа с акростихом Dechou sofou tous Humnou Andrea maker («Приими мудрого гимны, Андрее отче» (греч.)). Первое печатное издание др. греческой службы прп. Андрею, составленной монахом Иоанном в 1846 г., было осуществлено в Иерусалиме в 1912 г. (Petit. Bibliographie des acolouthies grecques. P. 8−9). В текстах службы особо отмечаются кротость и сила духа прп. Андрея Юродивого, равноангельское житие, подвижничество в пощении, нищете и покаянии, многочисленные чудотворения, видение во Влахернах не упоминается.

Славянская служба прп. Андрею Юродивому составлена независимо от греческой. Она возникла, по мнению Ф. Г. Спасского, в Новгороде в кон. XVI в. по образцу служб празднику Покрова и служб русским юродивым (Минея. РНБ. Соф. N 259, XVI в.- Сергий. Месяцеслов. Т. 1. С. 215). Это последование, помещенное в современной Минее ((МП). Октябрь. С. 54−61), содержит стихиры на Господи воззвах, славник на вечерне, канон 4-го гласа, седален, кондак, икос. В текстах службы перечисляются события из жития святого: явление прп. Андрею Юродивому Христа и святых, сражение с демоном в облике эфиопа, юродство Христа ради, пророчество Епифанию, случаи прозорливости прп. Андрея, прославляется кротость святого. В богородичных канона службы прп. Андрею Юродивому и праздничных песнопениях Покрову вспоминается видение преподобному Божией Матери во Влахернском храме.

По первопечатному русскому Типикону 1610 г., как и по Типикону, используемому ныне в РПЦ, 2 октября совершается шестеричная служба (см. Знаки праздников месяцеслова) сщмч. Киприану и мч. Иустине, а последование прп. Андрею Юродивому поется на повечерии.

Иконография.

Древнейшим из известных изображений прп. Андрея Юродивого является фреска 1183 г. южной стены целлы монастыря св. Неофита на о-ве Кипр. Святой представлен с густыми всклокоченными волосами и небольшой окладистой бородой. Светлое одеяние из шерсти, оставляющее обнаженными руки, перехвачено на уровне талии веревкой (нижняя часть изображения утрачена). Левая рука Андрея Юродивого раскрыта в жесте приятия благодати, правой он держит ветвь. По сторонам фигуры надпись: Ho hagios Andreas ho dia Christon salos («святой Андрей ради Христа юродивый» (греч.)). В XVI в. образ прп. Андрея получает распространение в росписях трапезных афонских монастырей, где он входит в число изображений святых монахов и аскетов (стенная роспись Великой лавры св. Афанасия, 1512, и монастыря Дионисиат, 1547).

Изображения прп. Андрея на Руси появились, по-видимому, не позднее XIV в. (в 1371 в Новгороде была возведена церковь во имя прп. Андрея Юродивого в Ситецком Андреевском монастыре, где могла находиться храмовая икона святого). Известны 2 основных иконографических варианта образа прп. Андрея Юродивого — в составе композиции «Покров Богоматери» и как самостоятельное изображение. Софийский иконописный подлинник (кон. XVI в.), указывая дни памяти святого, не прибавляет к ним специального описания иконографии. В подлиннике сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.) предписания об изображении прп. Андрея Юродивого содержатся в статьях под 2 октября, 28 мая и 1 октября в описании композиции «Покров Богоматери». Иконография возводится к образу св. Илии пророка («сед, бра<д> и власы Илии пр<оро>ка» — 28 мая) или Андрея Стратилата («лице<м> аки Андрей Стратилат» — 2 октября). Отличительную особенность облика, характеризующую святого как юродивого, составляет одеяние: «Риза санкир дичь з белилом, коротка до колен, а плечо правое и ребра до пояса голы, руки к ср<д>цу прижал, ноги голы босы» (28 мая).

Единственным сохранившимся единоличным изображением Андрея Юродивого является икона сер. XVI в. «Святой Андрей юродивый, с житием в 18 клеймах» (ГРМ), вероятно происходящая из церкви св. Андрея Ситецкого монастыря. В среднике иконы прп. Андрей Юродивый представлен фронтально в рост, в зеленом одеянии, накинутом на плечи и оставляющем обнаженными грудь, правую поднятую вверх руку и ноги. Значительная часть клейм иконы посвящена видениям и чудесам святого, среди которых видение Андрею Юродивому 3 венцов и борьба с диаволом; явление прп. Андрею Юродивому ап. Иоанна; явление прп. Андрею Иисуса Христа; чудо об отворении дверей; видение во Влахернском храме Богородицы и др. В XVII в. иллюстрации отдельных эпизодов жития прп. Андрея Юродивого нередко появляются в составе миниатюр лицевых рукописей, напр. «Жития блаженного Андрея Юродивого и ученика его Епифания» (РНБ. ОЛДП. Q. 54. Л. 8 об., 278. XVII в.), отрывка из лицевого жития прп. Андрея Юродивого (РГБ. Ф. 722. N 370. Л. 2−4, посл. треть XVII в. (?)) и др.

В изображении «Покров Богоматери», имеющем самостоятельную иконографическую традицию, прп. Андрей Юродивый представлен в нижней части композиции указывающим на чудо явления Богоматери своему ученику Епифанию. Облик святого на иконах XIV—XVI вв. чаще всего соответствует указаниям иконописного подлинника. На новгородской иконе «Покров Богоматери» сер. 2-й пол. XV в. (ГТГ) Андрей Юродивый одет в милоть, окутывающую всю фигуру.

Источники: BHG, N 115z — 117k; ActaSS. Maii. T. 4 (1688). P. 4*-111 (= PG. 111. Col. 625−888); ВМЧ. Октябрь, дни 1−3. СПб., 1870. Стб. 80−273; Vassiliev A. Anecdota Graeca-Byzantina. M., 1893. T. 1. P. 50−58 [пророчество о судьбах Византии]; ЖСв. Октября Кн. 2. С. 52−74; The Life of St. Andrew The Fool / Ed. by L. Ryden. Uppsala, 1995. T. 1: Introd., Testimonies and Nachleben; T. 2: Text, Transl. and Notes; Молдован А. М. Житие Андрея Юродивого в славянской письменности. М., 2000 [славянский и греческий тексты, исслед.]; Житие Андрея Юродивого / Вступ. ст., пер. и коммент. Е. В. Желтовой. СПб., 2001 [греческий текст, пер.].

Литература: Ковалевский И. Юродство о Христе и Христа ради юродивые восточной и русской Церкви. М., 1895; Сергий (Спасский), архиеп. Св. Андрей, Христа ради юродивый // Странник. 1898. N 9−12. С. 3−33, 193−214, 393−425, 605−652; Срезневский И. Житие Андрея Юродивого // СбОРЯС. 1880. Т. 20. Ч. 4. С. 149−184; Murray S. A Study of the Life of Andreas: The Fool for the Sake of Christ. Borna; Lpz., 1910; Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество (по совр. Минеям). П., 1951; Da Costa-Louillet G. Saints de Constantinople aux VIII, IX et X siecles // Byz. 1954. T. 24. P. 179−214; Janin. eglises et monasteres. P. 32−33; Ryden L. The Vision of the Virgin at Blachernae and the Feast of Pokrov // AnBoll. 1976. Vol. 94. P. 63−82; idem. The date of Life of Andreas Salos // DOP. 1978. T. 32. P. 127−155; idem. The Holy Fool // The Byzantine Saint / Ed. S. Hakel. L., 1981. P. 106−113; idem. Style and Historical Fiction in the Life of St. Andreas Salos // JOB. 1982. Bd. 32. S. 175−183; Mango C. The Life of St. Andrew the Fool Reconsidered // Riv. di studi bizantini e slavi. 1982. Vol. 2. P. 297−313; СККДР. Вып. 1. С. 131−132; Иванов С. А. Византийское юродство. М., 1994. С. 86−94.

Источники по иконографии: Иконописный подлинник Новгородской ред. по Софийскому списку кон. XVI в. с вариантами из списков Забелина и Филимонова. М., 1873. С. 29, 107; Большаков. Подлинник иконописный. С. ЛS, РЗ, ЛЕ-ЛS.

Литература по иконографии: Millet. Athos. Pl. 147.1, 214; Mango C., Hawkins E. J. W. The Hermitage of St. Neophytos and Its Wall Paintings // DOP. 1956. Vol. 20. P. 179, 195, 196. Note 189. Fig. 92; Reau. Iconographie. Vol. 3/1. P. 84−85; Гусева Э. К. Об иконе Андрея Юродивого в житии нач. XVI в. в собр. Русского музея // Дионисий и искусство Москвы XV—XVI вв.: Тез. докладов научной конференции 22−25 нояб. 1976. Б. м., б. г. Ркп.

О.В.Лосева, А.Ю.Никифорова, Н.В.Пивоварова

Богородичные праздники

Статья из т. V «Православной Энциклопедии», Москва. 2002 г.

Богородичные праздники — Дни церковного календаря, посвященные особенному прославлению Божией Матери. Начало почитания различных событий из жизни Богородицы прослеживается уже в древности. Большое значение для установления литургического почитания Богородицы имели апокрифические памятники, особенно «Протоевангелие Иакова» (2-я пол. II в.), послужившее основой для некоторых праздников. Формирование Богородичных праздников связано также с почитанием мест, где произошли важнейшие события в жизни Пресвятой Богородицы. Надписи II—III вв. и более поздние рассказы паломников свидетельствуют о почитании места Благовещения в Назарете; еще до I Вселенского Собора (325) особенным образом чтилась гробница Пресвятой Девы в Иерусалиме (Bagatti B. P. 185−214).

Важной вехой в истории формирования Богородичных праздников стало повсеместно распространившееся в IV—V вв. празднование 25 дек. Рождества Христова, что явилось литургическим утверждением догмата о Боговоплощении. Воспоминание Рождества тесно сплеталось с прославлением Матери Рожденного — это отражено в проповедях на Рождество Христово мн. древних церковных авторов (Зенона, еп. Веронского (кон. IV в.), Максима, еп. Туринского (V в.), Петра Хрисолога (IV-V вв.), Льва I Великого († 461) и др.), а также в церковных песнопениях, составленных для этого праздника. Впосл. 26 дек. был установлен праздник Собора Богоматери; по православной традиции в этот день повторяются песнопения Рождества Христова, но уже в честь Богородицы; служба Собора Богоматери содержит только один собственный текст (если не считать чтений на литургии) — кондак 6-го гласа «Иже прежде денницы родих Тя», но он также повествует о Рождестве Христа. Т. о., Рождество Христово можно назвать 1-м Богородичным праздником. Во мн. обрядах дни, посвященные прославлению Богородицы, стоят в непосредственной близости к Рождеству (Скабалланович. Успение. С. 84). В Иерусалиме в V в. посвященное Божией Матери общее празднество, согласно древнему арм. Лекционарию, совершали 15 авг. (проповедь Хрисиппа Иерусалимского (V в.); см. подробнее: Capelle B. La fete de la Vierge a Jerusalem au V siecle // Le Museon. Louvain, 1943. N 56. P. 1−33).

Из праздников в честь отдельных событий из жизни Божией Матери на Востоке первыми возникли Благовещение и Успение Пресвятой Богородицы. Благовещение стали праздновать, как полагают, в IV в. (согласно арм. автору VIII в. Григору Аршаруни, установлен свт. Кириллом I Иерусалимским), что также связано с распространением празднования Рождества Христова. Успение, по свидетельству Никифора Каллиста (XIV в.), было установлено имп. Маврикием (592−602); известно также, что имп. Пульхерия (399−453), не зная, что Христос воскресил Свою Мать и взял Ее на небо на 3-й день после смерти, хотела положить останки Пресвятой Богородицы в одном из храмов К-поля (Скабалланович. Успение. С. 85−86).

Рождество Пресвятой Богородицы отмечено уже в Иерусалимском Лекционарии VII в. (Tarchnishvili. Grand Lectionnaire. T. 2. [Pars. 1.] P. 40), где приведен тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево» — тот же, что поется на этот праздник и в наст. время.

Праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм впервые зафиксирован в греч. месяцесловах VIII в., но в греч. Церкви отмечался с IX в., причем долгое время не имел той торжественности, которая присуща др. Богородичным праздникам. Праздник упомянут в Синайском канонаре IX—X вв., в Типиконе Великой ц., по ркп. Patm. 266 (IX-X вв.) при нем не дается никакой службы (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 25, 203), а в рукописи S. Crucis. 40 (X в.) указана служба с литией (Mateos. Typicon. T. 1. P. 110)). В слав. Остромировом Евангелии 1056−1057 гг. служба Введения совмещена со службой св. Иулиании (Скабалланович. Введение. С. 110). После XII в. служба Введения уподобляется службам остальных великих Богородичных праздников.

В совр. православном богослужении в число Богородичных праздников входят: Рождество Богородицы (8 сент.); память Ее родителей, св. праведных Иоакима и Анны (9 сент.); Введение во храм (21 нояб.); Зачатие прав. Анной Пресвятой Марии (9 дек.); Собор Пресвятой Богородицы (26 дек.); Благовещение (25 марта); Суббота Акафиста (5-я суббота Великого поста); Обновление (т. е. день освящения) храма Пресвятой Богородицы у Живоносного Источника в К-поле (пятница Светлой седмицы), Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (2 июля); Успение прав. Анны (25 июля); Успение Пресвятой Богородицы (15 авг.); Положение пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии (31 авг.); а также многочисленные праздники в честь чудотворных икон Божией Матери. Кроме этих праздников в Византии торжественно отмечались дни освящения наиболее известных храмов во имя Богоматери. 4 важнейших Богородичных праздника, касающихся основных событий жизни Пресвятой Богородицы (Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение), были со временем включены в число двунадесятых праздников (со днем Введения во храм это произошло значительно позже др.- в XIV в.). Проч. Богородичные праздники, относящиеся к событиям из жизни родителей Пресвятой Богородицы или посвященные святыням, оставшимся на земле после Успения Пресвятой Девы (поясу, ризе), не имеют статуса двунадесятых. По Типикону, используемому ныне в РПЦ, на эти праздники обычно назначается служба с полиелеем или славословием, иногда со всенощным бдением (см. Знаки праздников месяцеслова). С большой торжественностью в Русской Церкви празднуется Покров Пресвятой Богородицы (1 окт.; греч. аналог праздника — 28 окт.).

Служба на двунадесятые Богородичные праздники имеет следующие характерные черты: совершается всенощное бдение, предваряемое малой вечерней, песнопения Октоиха полностью отменяются, если только праздник не совпадает с воскресным днем. Бдение включает в себя великую вечерню («Блажен муж» поется), праздничную утреню и 1-й час. На 9-й песни канона утрени песнь Пресвятой Богородицы («Величит душа моя Господа:») отменяется, а вместо стихов песни прор. Захарии поются праздничные припевы (греч. Megalunaria — величания; полиелейные величания в греческом православном богослужении ныне не используются). На литургии поются изобразительные антифоны, на блаженнах — тропари из канона праздника, но в греч. богослужебной практике на двунадесятые Богородичные праздники, как и на Господские праздники, поются особые праздничные антифоны. В попразднства двунадесятых Богородичных праздников Октоих не поется (кроме воскресных дней), служба Минеи соединяется со службой праздника; в дни отданий на литургии читаются наряду с дневными и чтения праздника (чего не бывает в отдания Господских праздников).

При совпадении двунадесятого Богородичного праздника с воскресеньем службы Октоиха и Минеи соединяются, причем воскресные песнопения Октоиха предваряют песнопения праздника, но воскресная служба теряет некоторые из своих неотъемлемых элементов: на «Господи, воззвах» не поется догматик гласа, а вместо воскресного утреннего Евангелия читается праздничное. В состав канона утрени входит песнь Пресвятой Богородицы, а праздничные припевы отменяются. Евангельская стихира поется не на своем обычном месте (на «Слава:» на хвалитех — ее место занимает самогласен праздника), а перед 1-м часом. То, что парафразирующие воскресное утреннее Евангелие евангельская стихира и эксапостиларий, несмотря на отмену самого чтения, оставлены в службе, объясняется древней практикой, отраженной в старопечатных рус. книгах, когда воскресное утреннее евангельское чтение все же прочитывалось, — после великого славословия совершался вход с Евангелием, в качестве входного пелся один из 2 воскресных тропарей («Днесь спасение:» или «Воскрес Иисус от гроба:»), «Слава:» — конец того же тропаря, «И ныне:» — тропарь целиком; далее следовали воскресные прокимен и Евангелие (Типикон. М., 1610. Л. 26−26 об.). Служба праздника Благовещения, выпадающего на период пения Триоди, имеет особый устав (см. ст. Благовещенские главы).

Общая служба Божией Матери. В Общей Минее, во 2-й главе, помещена общая служба Богородичных праздников. Она имеет тот же состав, что и др. службы Общей Минеи: 3 цикла стихир (на «Господи, воззвах», на стиховне и на хвалитех), ряд самогласнов, полный корпус седальнов, канон 8-го гласа (ирмос: «Воду прошед яко сушу», нач.: «Божиею силою в благочестии укрепи мя»), 2 кондака (1-го гласа, нач.: «Честное жилище бывшее неизреченнаго естества божественнаго», и 6-го гласа, нач.: «Не имамы иныя помощи») с икосом к 1-му, светилен; в конце книги указаны библейские чтения вечерни, утрени и литургии. Тропари службы взяты из последования молебна («К Богородице прилежно ныне притецем» и «Не умолчим никогда, Богородице», глас 4). Избранный псалом: «Помяни, Господи, Давида, и всю кротость его:» (из службы Рождества Богородицы), величание: «Песнь всяку духовную принесем Богородице». Др. книги указывают в качестве общего величание: «Достойно есть величати тя, Богородице, честнейшую херувим и славнейшую без сравненея серафим»; в праздники икон Божией Матери обычно поют: «Величаем тя, пресвятая Дево, и чтим образ твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим». Все двунадесятые Богородичные праздники и Покров имеют особые величания и избранные псалмы; особое величание Божией Матери есть и в службе Всех святых, в земле Российской просиявших.

Библейские чтения на Богородичные праздники. На вечерне в Богородичные праздники, при совершении полиелейной или бденной службы, есть 3 паремии: Быт 28. 10−17 (где говорится о прообразе Божией Матери — лестнице на Небо, которую видел ап. Иаков во сне), Иез 43. 27 — 44. 4 (описание затворенных врат, которые остались закрытыми и после прохождения Бога, указывает на Приснодевство Богоматери), Притч 9. 1−11 (чтение начинается с указания на Боговоплощение). Иные паремии употребляются на праздник Введения; Благовещение кроме указанных 3 имеет еще 2 особые паремии для чтения на праздничных вечерне и литургии. На утрене Богородичных праздников (кроме Благовещения) читается Евангелие от Луки (1. 39−49, 56), содержащее песнь Пресвятой Богородицы; часть стихов (50−55) пропускается, потому что, во-первых, речь в них идет о Мессии, а не о Богородице (в отличие от остальных стихов), а во-вторых, эта песнь постоянно звучит за богослужением и необязательно ее повторение целиком в составе утреннего Евангелия. На литургии Богородичных праздников обычно читаются: Флп 2. 5−11 (где повествуется о воплощении Бога Слова; по мнению большинства современных исследователей Нового Завета, этот фрагмент является богослужебным песнопением апостольских времен) или Евр 9. 1−7 (где говорится о Скинии Завета — вероятно потому, что в Богородицу, как в скинию, вселился Господь), Лк 10. 38−42, 11. 27−28 (Пресвятой Дева сопоставляется с Марией, сестрой Лазаря, «избравшей благую часть»; в 11-й гл. приводится свидетельство о блаженстве Матери Христа, а также верующих); прокимнами служат Лк 1. 40 (стих: Лк 1. 41) или Пс 44. 18a (стих: Пс 44. 2); стихи аллилуиария, как правило, берутся из Пс 44, причастен — из Пс 115. 4.

В системе Октоиха особенное воспоминание Божией Матери присутствует в службах среды и пятницы. Согласно Никифору Каллисту, имп. Пульхерия учредила совершать бдение и литийную процессию в честь Девы Марии каждую среду, а Патриарх Тимофей I (511−518) — шествие каждую пятницу из Влахерны в Халкопратию; в Октоихе на эти дни положены стихиры и каноны Богородице вместе с песнопениями Кресту. В воскресный день в Октоихе наряду с песнопениями в честь Креста и Воскресения Христовых положены стихиры и канон Богородице. Т. о., в седмичном круге богослужения сохранился древний принцип совместного прославления Христа и Божией Матери.

Сретение Господне иногда считается Богородичным праздником как по содержанию, так и по уставным особенностям — совр. Типикон в случае совпадения с воскресным днем не отменяет службу Октоиха; Сретение не имеет праздничных антифонов на литургии (в поздней греч. практике такие антифоны есть). Нередко в рукописных и печатных иерусалимских Типиконах праздник Сретения Господня упоминается в числе Богородичных праздников в главе о совершении службы этих праздников в воскресный день (так в Типиконах БАН. Арх. Д. 3, 1422−1425 гг., Арх. Д. 20, 1549 г.- Рубан. С. 55). Однако несоответствие устава службы образцу Господского двунадесятого праздника не может свидетельствовать о том, что это праздник Богородичный. Можно сравнить особый устав этого дня с уставом др. недвунадесятых Господских праздников (Обрезания Господня 1 янв., Новолетия 1 сент., Изнесения Древ Честного Креста 1 авг., Перенесения Убруса Господня 16 авг.), которые допускают соединение с воскресной службой; на литургии Сретения, как и в Господские праздники, поется входный стих. Но, безусловно, в этот день особенно прославляются и те, кто имел отношение к празднуемому событию, — Пресвятой Богородица и прав. Симеон Богоприимец, упоминаемые, в частности, в тропаре и кондаке (1-й обращен к Божией Матери, а 2-й — ко Господу), в литургийных прокимне (песнь Богородицы) и аллилуиарии (песнь Симеона) и мн. др. песнопениях праздника.

В Западной Церкви Богородичные праздники (кроме, возможно, Благовещения) установлены неск. позднее, чем на Востоке, часто под вост. влиянием. 1-й Богородичный праздник- Рождество Св. Марии — был введен в Риме во 2-й пол. VI в. и праздновался 1 янв., в день октавы (западный аналог византийского отдания) Рождества Христова (Botte B. La premiere fete mariale de la liturgie romaine // Ephemerides Liturgicae. R., 1933. N 47. P. 425−430); с VII в. в этот день празднуется Обрезание Господне. В совр. католич. месяцеслове присутствуют все Богородичные праздники, относящиеся в византийском обряде к двунадесятым, но не все празднуются одинаково торжественно: Рождество Богородицы 8 сент. не относится к великим, а Введение (празднуется только с XIV в.) вообще считается малым праздником. Есть и ряд др. Богородичных праздников: на следующий день после Воздвижения — память Пресвятой Девы Марии Скорбящей; 1 янв. (в день октавы Рождества Христова) — общая память Пресвятой Девы Марии, аналогичная празднику Собора Богородицы в византийском обряде; 31 мая — память Посещения Пресвятой Девой Марией прав. Елисаветы (память иногда встречается и в вост. месяцесловах под 25 сент.). Также отмечается ряд праздников, отражающих особенности католической догматики: в субботу после праздника Сердца Иисусова — память Пренепорочного Сердца Пресвятой Девы; 22 авг.- праздник Пресвятой Девы Марии Царицы (праздник относится к разряду малых); 7 окт.- память Пресвятой Девы Марии Розария. Великим праздником считается Непорочное зачатие Пресвятой Девы Марии 9 дек. (в Православной Церкви, не признающей догмата о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы, в этот день празднуется событие естественного зачатия праведными Иоакимом и Анной Пресвятой Богородицы; в Типиконе, используемом ныне в РПЦ, этот праздник относится к разряду славословных). Сретение до 1969 г. называлось Очищением св. Марии и относилось к Богородичным праздникам; с 1970 г. в Миссале принято новое название праздника — Представление [во храм] Господа (Praesentatio Domini).

Литература: «История Иакова о рождении Марии» (Цит. по кн.: Apocrifi del Nuovo Testamento / Ed. L. Moraldi. Turin, 1994. Vol. 1. P. 37−139; Peretto L. M. La mariologia del Protovangelo di Giacomo. R., 1995) Дебольский Г. С. Дни богослужения Православной Церкви. СПб., 1901; М., 1996р. Т. 1; Скабалланович М. Рождество Пресвятыя Богородицы. К., 1915 (Христианские праздники. Кн. 1); он же. Введение во храм Пресвятыя Богородицы. К., 1916 (Христианские праздники. Кн. 3); он же. Успение Пресвятыя Богородицы. К., 1916 (Христианские праздники. Кн. 6); (Bagatti B. Nuove scoperte alla tomba della Vergine a Getsemani // Studii Biblici Francescani Liber Annuus. Jerusalem, 1972. 22. P. 236−290; Idem. Ricerche sulle tradizioni della morte della Vergine // Sacra Doctrina. Bologna, 1973. N 18. P. 185−214); Рубан Ю. Сретение Господне. СПб., 1994.

А. А. Ткаченко, А. А. Лукашевич

http://www.sedmitza.ru/text/476 182.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru