Русская линия
Правая.Ru Святослав Григорьев11.01.2006 

В преддверии национального возрождения

«Православие должно одолеть те беды, которые мы определённо связываем с давлением Запада и, возродившись, наша Церковь вместе с патриотической элитой укрепит народ и государство и приведёт нас к более благополучным временам», — считает лидер патриотических сил Алтайского края, профессор С.И. Григорьев

Беседа ведущего обозревателя «Правой.Ру» Михаила Тюренкова с деканом социологического факультета Алтайского государственного университета, профессором Святославом Григорьевым, бывшим вице-губернатором Алтайского края, курировавшего в администрации погибшего в прошлом году губернатора Михаила Евдокимова социальную политику, председателем Конгресса патриотических сил Алтайского края.

— Святослав Иванович, Вы хорошо известны (и не только на Алтае) как один из выдающихся деятелей государственно-патриотического движения. На Ваших глазах последнее совершило целый ряд взлётов и падений, сегодня же, если можно так выразиться, все мы находимся на неком перепутье, важном историческом рубеже. Как, по-вашему, то патриотическое движение, которое начиналось с маргинально-романтического радикализма общества «Память», пережило национал-социалистическое искушение в рамках «Русского Национального Единства», достигло кульминации в обнадёжившей многих из нас победе блока «Родины», кануло ли в Лету сегодня? Существуют ли сегодня реальные перспективы его возрождения в России? В частности, на примере Алтайского края.

— Да, действительно, в последние годы как у нас, так и в других регионах Сибири сложилась достаточно устойчивая группа патриотически мыслящей общественности. У этих людей, среди которых немало представителей интеллигенции, научных работников, сегодня уже нет как романтически-революционного настроя 90-х, так и чувства полной безнадёжности, присущей тому же времени. После более чем 70 лет советской власти, когда в результате потери власти в 1917 году русские оказались отстранёнными от управления страной, иного в 90-е годы мы ожидать и не могли постольку, поскольку удар по национальному самосознанию, удар по положению русских в России был огромен. И несмотря на некоторое возрождение положения русских и их роли в России после Великой отечественной войны в результате деятельности Сталина, который был вынужден опираться именно на русских в борьбе с немцами и троцкими, к 90-м годам мы имели в значительной степени израненную ослабленную национально-потенциальную силу.

Именно поэтому в течение первого постсоветского десятилетия в условиях задавленности Западом мы, в силу колоссальной разобщённости и ослабленности, несмотря на начало возрождения Православной Церкви, не смогли возродить православную государственность и суверенность своей культуры. К сожалению, Православие переживает те же трудности, что и русский народ и Россия. Оно в значительной степени оказалось разобщённым по тому же принципу: либеральное западничество и национал-государственные консервативные силы. Между тем я, как социолог и общественный деятель со стажем, понимаю, что не стоит впадать в уныние, так как реально вижу отрадные изменения, которые вселяют определённую надежду. Идёт расширение влияния русской культуры, русской духовности, возрождение русской государственности путём возрождения её традиционных институтов, создания новых объединений православной молодёжи, патриотической интеллигенции и т. д. Зная результаты опросов общественного мнения в целом по стране, могу сообщить о том, что за последние десять лет количество людей, озабоченных русским национально-государственным возрождением, более чем утроилось (от 12−15% в 1995 г. до 47% в 2005).

Сам по себе факт того, что коренное населения России всё более основательно говорит и действует в интересах возрождения русской государственности и русской культуры, — очевиден. На основе данного факта мы можем уверенно говорить о том, что уже в ближайшие годы, если не произойдёт каких-либо трагедий, суверенитет русского народа у себя в стране будет восстановлен в полной мере.

— Если я правильно понял, Вы утверждаете, что возрождение русского духовного и государственного самосознания частично происходит уже сегодня, более того, в некоторой степени процесс возрождения национальной государственности уже начался. Только ли это низовые процессы, основанные на консолидации патриотических масс, или же здесь можно проследить, что нынешняя власть, почувствовав реальную опасность т.н. «оранжевых процессов», осознанно или бессознательно совершает патриотический правоконсервативный поворот?

— Да, я думаю, что здесь Вы даёте совершенно правильную оценку. Действительно, многие современные политики на самых разных уровнях почувствовали необходимость подобного поворота. Однако этот процесс начался не сегодня, а уже в самом конце 90-х годов. И в особенности с приходом Владимира Путина к управлению Россией, подобная тенденция постепенно стала набирать силу. Я не думаю, что здесь заслуга одного Президента, но то, что это факт, сейчас уже очевидно. То, что во власти среди силовиков, среди части самых высокопоставленных политиков есть немало серьёзных деятелей, понимающих, что без возрождения суверенитета русского народа, как государствообразующего, у России нет будущего, вселяет определенную надежду.

Более того, могу сказать, что в этом должны быть заинтересованы и другие народы мира, постольку, поскольку русский народ и Россия не являются рядовыми явлениями в международной жизни. Если произойдёт крах и разрушение России, о чём на Западе многие мечтали и мечтают до сих пор, надеясь на перспективу сырьевого разграбления нашей страны, это будет очень дорого стоить всему миру, так как международная нестабильность в данном случае только усилится. Занимаясь сегодня исследованием латентной деятельности элит на региональном, федеральном и международном уровнях, развитием социологии конфиденциального политического развития, социологии латентности, мы видим, что очень многие международные мондиалистские организации, организации, связанные с МВФ, ставят целью разрушение России с точки зрения создания Нового Мирового Порядка без России. Но они, видимо, плохо понимают, что это будет катастрофой для всех, а не только для России.

Именно поэтому все серьёзные политики должны прийти к выборам 2008 года с более твёрдой позицией с точки зрения необходимости возрождения отечественной государственности и, прежде всего, возрождения русских в России. Хотим мы того или не хотим, но по международным стандартам русские, составляющие более 80% населения России, должны определять логику, духовность и политический облик развития страны сегодня и в ближайшем обозримом будущем.

— Остановившись на сфере прямой Вашей деятельности — теоретической и прикладной социологии, — хотелось бы поинтересоваться, каковыми Вы видите причины сегодняшнего разрушения т.н. «красного пояса» (в который долгое время входил в том числе и Алтайский край) и небывалую поддержку в народе аморфной в идеологическом плане «Единой России»?

— В данном явлении я вижу две группы причин. Во-первых, мне хотелось бы процитировать нашего «давнего друга» Анатолия Чубайса, который, когда в середине 90-х гг. «красный пояс» был создан, в одном из своих интервью остроумно заметил, что власти не надо сегодня огорчаться, что во многих регионах к руководству пришли «красные губернаторы». Держу пари, — сказал Чубайс, — что эти губернаторы завтра порозовеют, послезавтра побелеют, а потом, может быть, и почернеют. Постольку, поскольку в условиях контроля над властью и ресурсами в стране «прогрессивной демократической общественности» эти губернаторы неизбежно должны будут пойти не только на альянс с собственниками, но и сами по логике своих интересов, по логике своего деформированного ещё в 70−80-е гг. миропонимания, по причине отсутствия у них национально-государственных корней, не смогут противостоять режиму, который в то время олицетворял Чубайс. И в их оценке последний был совершенно прав, т.к. левокоммунистическая элита, за редким исключением, оказалась неспособной оставаться государственнической по своей сути, связав свою деятельность с интересами крупного компрадорского капитала. То же можно сказать и в отношении к большинству политических лидеров, использующих в предвыборной борьбе левопатриотическую риторику.

— И именно здесь хотелось бы вернуться к началу нашего разговора, вопросу о путях консолидации патриотических сил. Все мы были свидетелями феномена блока «Родина», триумфально прошедшего в нынешнюю Государственную думу, в дальнейшем пережившего целый ряд расколов, в настоящее время в лице фракции «Родина» Д.О. Рогозина приобрела черты «оранжевой», которая, прикрываясь патриотической риторикой, во-первых, совершила серьёзный крен влево, а, во-вторых, во многих вопросах фактически солидаризировалась с либерально-западнической оппозицией. Понятно, что с подобной структурой патриотам бессмысленно связывать свои дальнейшие надежды. Однако, принимая как историческую данность «великую ложь нашего времени», нам нельзя оставаться пассивными наблюдателями парламентской борьбы. Какова Ваша оценка ситуации на данном фронте?

— Да, у меня есть личный опыт сотрудничества с партией «Родина». Более года назад мы на Алтае создали движение в поддержку данной партии, и я некоторое время его возглавлял, встречался и с Рогозиным, и с Глазьевым. Анализируя ситуацию в партии «Родина» на протяжении достаточно длительного времени, мы сломали немало копий по поводу того, стоит ли поддерживать эту организацию.

В итоге мы пришли к следующим выводам: действительно, нынешнее руководство партии «Родина» за редким исключением оказалось вовлечённым в закулисную игру на самом высоком международном уровне и надеяться сегодня на то, что она сможет сыграть консолидирующую роль для патриотической общественности абсолютно невозможно. Её лидер Дмитрий Рогозин не сможет этого сделать хотя бы в силу того, что работает в совершенно иных целях, предательских по отношению к своему народу и государству. Поддержка Рогозиным Виктора Ющенко во время «оранжевой революции» говорит сама за себя, так как все мы отлично знаем, кто такой Ющенко и кто стоит за его спиной. Так что, к сожалению, здесь иллюзий никаких нет и не может быть.

Более того, в отношении «Родины» у нас на Алтае сложилась просто-таки скандальная ситуация. Наше движение в своё время согласовало с руководством партии все вопросы организации регионального отделения. И вдруг на последнем этапе организационной работы выяснилось, что группа местных предпринимателей либерально-западнического толка оказалась с деньгами в Исполкоме партии «Родина», вложились в фонд её поддержки, в результате чего были назначены организаторами местного отделения. Именно поэтому такие организации, как возглавляемый мной Патриотический конгресс Алтая и оргкомитет местной организации Союза Русского Народа, в настоящий момент решили совместно противодействовать деятельности упомянутой псевдопатриотической организации.

Что же касается перспектив возрождения патриотического движения, то я вижу здесь два основных сценария, которые могут произойти в ближайшие годы с учётом того, о чём мы с Вами говорили ранее. Во-первых, если в руководстве страны возобладает национально-государственно ориентированная элита, она сверху будет поддерживать те общественные движения, которые ставят созвучные им цели. Постепенно произойдёт окончательный отход от олигархического правления страной, власть сформируется по национально-государственному принципу, на какой-то период усилится директивное управление, более жёсткое по отношению к криминальному бизнесу и всевозможным полукриминальным политическим технологиям, повсеместно используемым сегодня в России.

Второй сценарий может сложиться по более драматическому варианту. В случае дальнейшей нерешённости важнейших социальных и политических конфликтов в стране и усиления либерально-западнических тенденций, среди коренного населения могут возобладать революционные настроения и люди могут решиться вооружённым путём отстаивать свою собственность и власть. К сожалению, подобные настроения также имеют свой потенциал.

— А возможен ли третий вариант, когда на региональном и федеральном уровне произойдёт естественная ротация элит, и к власти естественным путём придёт поколение патриотов-интеллектуалов?

— Это достаточно трудно, но в принципе вполне возможно. Но только при наличии патриотической воли наших ведущих политиков. И как бывший чиновник, и как профессиональный социолог, я не отрицаю подобной возможности. Однако в условиях навязанной нам в течение 90-х гг. ситуации «дикого рынка» это чрезвычайно сложно. Между тем формирование региональных и федеральных политических элит нового поколения с ярко выраженной национально-государственной патриотической ориентацией неизбежно должно к этому привести. Я в этом просто уверен. У нас другого пути просто-таки нет, и если мы этого не сделаем, мы просто погибнем. И для того, чтобы благоприятный сценарий осуществился, самую серьёзную роль должна сыграть Православная Церковь. Православие должно одолеть те беды, которые мы определённо связываем с давлением Запада и, возродившись, наша Церковь вместе с патриотической элитой укрепит народ и государство и приведёт нас к более благополучным временам. И в этом я твёрдо уверен.

— Большое Вам спасибо, Святослав Иванович, за интересную и содержательную беседу.

Редакция православно-политического портала «Правая.Ру» выражает особую благодарность настоятелю Вознесенского храма Научного городка города Барнаула священнику Георгию Титову за неоценимую поддержку в организации данного интервью.

http://www.pravaya.ru/inview/6172


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика