Русская линия
Россия, еженедельникМитрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин)06.10.2008 

Кризис — не в финансах, кризис — в головах

Нынешний финансовый кризис, охвативший весь мир, тревожит многих россиян. Мне кажется, что подобные кризисы призваны еще и еще раз напомнить о том, что жизнь человека не ограничивается только материальными благами. Есть еще духовная жизнь, которая порой не зависит от благосостояния человека

Нынешний финансовый кризис, охвативший весь мир, тревожит многих россиян. Мне кажется, что подобные кризисы призваны еще и еще раз напомнить о том, что жизнь человека не ограничивается только материальными благами. Есть еще духовная жизнь, которая порой не зависит от благосостояния человека. Достаточно вспомнить монахов-пустынников, которые довольствовались самым необходимым, но достигали немыслимых высот духа. Преподобный Серафим Саровский в течение нескольких лет питался травой — снытью. Но он исцелял больных, помогал сиротам. Это не значит, что и мы должны питаться травой. Важно помнить древнюю истину, которую емко выразили наши предки: у савана карманов нет. Это означает, что умирая мы не возьмем с собой ничего из тех материальных благ, которые накопили. Поэтому сегодня меня беспокоит совсем другое.

Нашу Церковь постоянно в чем-то обвиняют: то говорят, что она пассивна, то утверждают, что священнослужители лезут не в свое дело. Когда я приехал в Саратов, мне журналисты говорили, что в городе развелось огромное количество сект. Когда же мы начали разъяснительную работу по просвещению, то Церковь тут же начали обвинять в том, что она «борется с конкурентами». Сейчас мы настаиваем на введении в школах предмета «Основы православной культуры». Не могу согласиться с утверждением, что Церковь сегодня отмалчивается и открыто не выражает свою позицию.

Несколько лет назад мы пошли на компромисс: отказались от введения в школах Закона Божьего, но настаиваем, просим, предлагаем ввести в учебных заведениях предмет «Основы православной культуры». Это попытка рассказать о Церкви людям, которые еще не воцерковлены. Мы не собираемся учить их молиться, креститься, поститься, а хотим объяснить, почему это делают другие люди, на чем основывается их вера. Надеемся донести до школьников благожелательный рассказ о православии, в том числе объяснить взаимосвязи, которые существуют между христианским мировоззрением и нашей национальной историей, культурой, литературой.

Но даже попытка введения курса «Основы православной культуры» встретила ожесточенное сопротивление Министерства образования и науки. Нынешний глава ведомства господин Фурсенко враждебно относится ко всему, что связано с Русской православной церковью. Хотя в других государствах, даже в тех, которые еще недавно входили в состав так называемого социалистического лагеря, эта проблема давно решена. И Прибалтика, и Румыния, и Болгария, и другие наши соседи вновь вернулись к преподаванию основ религии. Причем труд преподавателей оплачивается государством.

Нам периодически говорят, что это может вызвать конфликты на межрелигиозной почве. Но если в школе есть представители другого вероисповедания, то для их обучения приглашаются представители иных религий. Такой подход к изучению основ религиозной культуры существует во всем мире, который у нас принято называть цивилизованным и к вхождению в который мы сегодня так стремимся. Это есть даже во Франции, единственном атеистическом государстве в Европе. Раз в неделю там проходит день религиозного урока. В школы приглашаются представители разных конфессий, делят детей на классы и обучают. Почему такой подход невозможен у нас? Я думаю, что пока у нас не будет четко выработанной позиции по отношению к своей религии, мы будем повторять чужие ошибки и удивлять своими весь мир.

http://russianews.ru/second/18 164


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика