Седмицa.Ru | 29.09.2008 |
История праздника Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
По материалам статьи из т. VII «Православной Энциклопедии», Москва. 2004 г.
Греческое название праздника — He pankosmios hupsosis tou timiou kai zoopoiou Staurou — «Всемирное воздвижение Честного и Животворящего Креста»; лат. Exaltatio Sancti Crucis — Воздвижение св. Креста, один из главных христианских праздников, в Православной Церкви входящий в число двунадесятых.
Событие обретения св. Креста
После того как свершились величайшие события в истории человечества — Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, св. Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 г. св. места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на некоторых были построены языческие храмы.
Обретение св. Креста имело место в царствование св. равноап. императора Константина Великого. По сообщениям церковных историков IV в., мать Константина, св. равноап. Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также св. Крест, чудесное явление которого явилось для св. Константина знаком победы над противником.
Сохранились 3 различные версии предания об обретении св. Креста. Согласно наиболее древней (она приводится у церковных историков V в. Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и др. и, вероятно, восходит к утраченной «Церковной истории» Геласия Кесарийского (IV в.)), св. Крест находился под языческим святилищем Венеры. Когда святилище было разрушено, обнаружились 3 креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди, которыми Он был пригвожден. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, Иерусалимский еп. Макарий (ум. 333) предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и св. Крест был поднят еп. Макарием для всеобщего обозрения.
Др. версия предания об обретении св. Креста, возникшая в Сирии в 1-й пол. V в., относит это событие не к IV, а к III в. и говорит о том, что Крест был найден Протоникой, женой имп. Клавдия II (269−270). 3-я версия, также, видимо, возникшая в V в. в Сирии, сообщает, что св. Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место — храм Венеры. Св. Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены 3 креста; явить Крест Христов помогло чудо — воскрешение через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима; впрочем, церковные историки не упоминают ни об одном епископе Иерусалима с таким именем в IV в. Несмотря на древность 1-й версии предания об обретении св. Креста, в средне — и поздневизантийскую эпоху наиболее распространенной стала 3-я версия; в частности, на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник Воздвижения согласно современным богослужебным книгам Православной Церкви.
Уже к сер. IV в., как свидетельствует свт. Кирилл Иерусалимский, частицы Истинного Древа распространились по всему христианскому миру (Сyr. Hieros. Catech. 4. 10). В 2 исследованных археологами разрушенных христ. храмах Сев. Африки сохранились надписи от 359 и 371 гг., в которых упоминаются имевшиеся в тех храмах частицы Честного Креста (Duval. P. 331−353). О том, что частицы Истинного Древа находились даже в наперсных мощевиках многих христиан, сообщают святители Григорий Нисский и Иоанн Златоуст (Greg. Nyss. De vita Macr. 30; Ioan. Chrysost. Adv. Jud. et Gent. demonstr. 10).
Точная дата обретения св. Креста неизвестна; по-видимому, оно имело место в 325 или 326 г. После обретения св. Креста император Константин начал строительство целого ряда храмов, где должны были совершаться богослужения с подобающей этому городу торжественностью. Ок. 335 г. была освящена воздвигнутая непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня большая базилика Мартириум. День Обновления (т. е. освящения, греческий термин enkainia (обновление) обычно обозначает освящение храма) Мартириума, а также ротонды Воскресения (Гроба Господня) и др. построек на месте Распятия и Воскресения Спасителя 13 или 14 сентября стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения св. Креста вошло в праздничное торжество в честь Обновления.
Установление праздника Воздвижения
связано, т. о., с праздниками в честь освящения Мартириума и ротонды Воскресения, по отношению к которым Воздвижение первоначально имело второстепенное значение. Согласно «Пасхальной хронике» VII в., священнодействие Воздвижения (названное здесь staurofaneia (греч.) — явление [народу] Креста) было впервые совершено в ходе торжеств при освящении иерусалимских церквей (PG. 92. Col. 713).
Уже в кон. IV в. праздник Обновления базилики Мартириума и ротонды Воскресения был в Иерусалимской Церкви одним из 3 главных праздников, наряду с Пасхой и Богоявлением. По свидетельству паломницы кон. IV в. Эгерии, Обновление праздновалось в продолжение 8 дней; каждый день совершалась Божественная литургия; храмы украшались так же, как на Богоявление и на Пасху; на праздник в Иерусалим приходило множество людей, в т. ч. и из отдаленных областей — Месопотамии, Египта, Сирии. Эгерия подчеркивает, что Обновление праздновали в тот же день, когда был обретен Крест Господень, а также проводит параллель между событиями освящения иерусалимских церквей и ветхозаветного храма, построенного Соломоном (Eger. Itiner. 48−49).
Выбор 13 или 14 сентября как даты праздника Обновления мог быть обусловлен как самим фактом освящения именно в эти дни, так и сознательным выбором. По мнению ряда исследователей, праздник Обновления стал христианским аналогом ветхозаветного праздника Кущей, одного из 3 главных праздников ветхозаветного богослужения (Лев 34. 33−36), отмечавшегося на 15-й день 7-го месяца по еврейскому календарю (этот месяц примерно соответствует сентябрю), тем более что освящение Соломонова храма также произошло во время Кущей. Кроме того, дата праздника обновления 13 сентября совпадает с датой освящения римского храма Юпитера Капитолийского, и христианский праздник мог быть установлен взамен языческого (эта теория не получила большого распространения). Наконец, возможны параллели между Воздвижением Креста 14 сентября и днем Распятия Спасителя 14 нисана, а также между Воздвижением и праздником Преображения за 40 дней до того. Вопрос о причине выбора именно 13 сентября как дня праздника Обновления (и соответственно 14 сентября как дня праздника Воздвижения) окончательно не решен.
В V в., по свидетельству церковного историка Созомена, праздник Обновления отмечался в Иерусалимской Церкви по-прежнему очень торжественно, в продолжение 8 дней, в течение которых «преподавалось даже таинство Крещения» (Sozom. Hist. eccl. 2. 26). Согласно сохранившемуся в армянском переводе иерусалимскому Лекционарию V в., на 2-й день праздника Обновления св. Крест показывали всему народу. Тем самым, первоначально Воздвижение было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий собой основное торжество в честь Обновления — аналогично праздникам в честь Божией Матери на следующий день после Рождества Христова или св. Иоанна Крестителя на следующий день после Крещения Господня.
Начиная с VI в. Воздвижение постепенно становилось более значительным праздником, чем праздник Обновления. Если в Житии прп. Саввы Освященного, написанного в VI в. прп. Кириллом Скифопольским, говорится о праздновании Обновления, но не Воздвижения (гл. 67), то в Житии прп. Марии Египетской, традиционно приписываемом свт. Софронию Иерусалимскому (VII в.), говорится о том, что прп. Мария направилась в Иерусалим на празднование В. (гл. 19). Лат. паломник из Сев. Африки архидиак. Феодосий, побывавший в Палестине ок. 530 г., объяснял начинавшееся в Иерусалиме 15 сентября (видимо, дата указана неточно) семидневное празднование тем, что именно в тот день был найден Крест св. Еленой, и упоминал о традиции показывать сам Крест в течение этих дней народу (CCSL; 175. P. 124). К VI в. на Востоке имел распространение обычай возвышать 14 сентября Крест (более универсальный, чем праздник Обновления, где первостепенное значение имеет место празднования — иерусалимский храм); напр., о возвышении Креста, совершенном в день 14 сентября в церкви г. Апамеи Сирийской в нач. VI в., упоминает Евагрий Схоластик (Церк. ист. IV. 26).
Само слово «воздвижение» среди сохранившихся памятников впервые встречается у Александра Монаха (527−565), автора похвального слова Кресту, к-рое должно читаться на праздник Воздвижения согласно многим литургическим памятникам византийской традиции (включая современные русские богослужебные книги). Александр Монах писал, что 14 сентября — это дата праздника Воздвижения и Обновления, установленного отцами по повелению императора (PG. 87g. Col. 4072).
К VII в. тесная связь праздников Обновления и Воздвижения перестала ощущаться — возможно, по причине нашествия персов на Палестину и разграбления ими Иерусалима в 614 г., повлекшего за собой пленение св. Креста персами и частичное разрушение древней иерусалимской литургической традиции. Так, свт. Софроний Иерусалимский в проповеди говорит, что не знает, почему в эти 2 дня (13 и 14 сентября) Воскресение предшествует Кресту, т. е. почему праздник Обновления храма Воскресения предшествует Воздвижения, а не наоборот и что причину этого могли знать более древние епископы (Ibid. Col. 3305).
Впоследствии именно Воздвижение стало основным праздником и получило большое распространение на Востоке, особенно после победы императора Ираклия над персами и торжественного возвращения св. Креста из плена в марте 631 г. (с этим событием связаны также установление календарных памятей Креста 6 марта и в Крестопоклонную неделю Великого поста). Праздник же Обновления иерусалимского храма Воскресения, хотя и сохранился в богослужебных книгах вплоть до наст. времени, сделался предпраздничным днем перед Воздвижением.
Праздник Воздвижения в иерусалимском богослужении IV—X вв.
В сохранившемся в арм. переводе иерусалимском Лекционарии нач. V в. главным праздником остается Обновление. На 2-й день праздника (т. е. в день Воздвижения), 14 сентября, все собираются в Мартириуме, и там св. Крест показывают всем собравшимся; повторяются те же антифон и чтения (прокимен из Пс 64; 1 Тим 3. 14−16; аллилуиарий со стихом из Пс 147; Ин 10. 22−42), что и в 1-й день.
В грузинском переводе иерусалимского Лекционария V—VII вв. праздник Обновления 13 сентября продолжается 8 дней. 2-й день, 14 сентября, уже имеет особое название — «день Воздвижения Креста». В этот день в 3-м часу (9 часов утра по совр. счету, т. е. после утрени) совершается чин воздвижения св. Креста и поклонения ему (см. ниже), после которого сразу следует Божественная литургия. На литургии Лекционарий указывает тропарь (видимо, входной) «Христа печать» со стихом из Пс 27; чтения (Притч 3. 18−23; Ис 65. 22−24; Прем 14. 1−7; Иезек 9. 2−6; 1 Кор 1. 18−25; аллилуиарий со стихом из Пс 45; Ин 19. 16b-37) (заимствованы из службы Великой пятницы); тропари на умовение рук и на перенесение Даров (эти моменты в чине иерусалимской литургии ап. Иакова сопровождались особыми песнопениями) — «Глас пророка Твоего» и «Ангелов лики Тебя славят». Также указан прокимен на вечерне в день Воздвижения (из Пс 97). Праздник Обновления в Лекционарии является началом нового цикла литургийных чтений, воскресенья вслед за ним носят названия 1-го, 2-го и т. д. по Обновлении.
В Иадгари (грузинский перевод иерусалимского Тропология — собрания гимнографических произведений), отражающем палестинскую литургическую практику VII—IX вв., праздник Воздвижения является 2-м днем 8-дневного торжества в честь Обновления иерусалимских церквей. Последование Воздвижения включает ряд стихир (на «Господи, воззвах» и на хвалитех), 2 полных канона со 2-ми песнями (без указания гласа, нач.: «Изведшему нас из уз смерти, воспоем Христу» и «Воспоем Единородному Сыну»; во 2−4, 8−9 песнях канонов указаны начала тропарей еще и 3-го канона, а в 7-й насчитывается сразу 4 группы тропарей); для литургии в Иадгари указаны те же тропари, прокимен и аллилуиарий, что и в груз. переводе иерусалимского Лекционария. Большое количество песнопений, посвященных св. Кресту, свидетельствует о выделении Воздвижения в самостоятельный праздник. После X в. древняя иерусалимская литургическая традиция уступила место константинопольской.
Праздник Воздвижения в соборном богослужении Константинополя IX—XII вв.
В Константинополе праздник Обновления иерусалимских церквей не имел такого значения, как в Иерусалиме; с другой стороны, почитание Честного Древа Креста Господня, начавшееся еще при св. равноап. императоре Константине и особенно усилившееся после победного возвращения св. Креста императором Ираклием из персидского плена, сделало Воздвижение одним из великих праздников литургического года. Именно в рамках константинопольской традиции, которая в послеиконоборческий период стала определяющей в богослужении всего православного Востока, Воздвижение окончательно превзошло праздник Обновления.
По различным спискам Типикона Великой церкви, отражающего послеиконоборческую соборную практику К-поля IX—XII вв., праздник Обновления иерусалимских церквей 13 сентября однодневный или даже вовсе не отмечен. Праздник В. 14 сентября, напротив, представляет из себя 5-дневный праздничный цикл, включающий 4-дневный период предпразднства 10−13 сентября и день праздника 14 сентября Особое значение придается также субботним и воскресным дням до и после Воздвижения, которые получили свои литургийные чтения.
Поклонение св. Кресту начиналось уже в дни предпразднства: 10 и 11 сентября для поклонения приходили мужчины, 12 и 13 сентября- женщины. Поклонение совершалось между утреней и полуднем. На 4-й день поклонения, т. е. 13 сентября, на утрене на Пс 50, на 3-м антифоне литургии и вместо литургийного Трисвятого предписано петь тропарь 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа. В одном из списков Типикона (Paris. gr. 1590, XII в.) указаны и литургийные чтения для каждого из этих 4 дней (10 сентября: 1 Кор 2. 6−9, Мф 10. 37−11. 1; 11 сентября: 1 Кор 1. 10−18, Ин 3. 16−21; 12 и 13 сентября: Еф 2. 14−22, Ин 12. 25−36a), а также тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя» и «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко» вместо литургийного Трисвятого.
В день праздника 14 сентября богослужение отличалось торжественностью: накануне совершали праздничную вечерню (начальные антифоны, кроме 1-го, конечного и входного («Господи, воззвах»), отменены) с чтением 3 паремий (Исх 15. 22−26; Притч 3. 11−18; Ис 60. 11−16; каждую из паремий предваряют прокимны — из Пс 92, 59 и 73 соответственно); в конце вечерни -тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя». Ради праздника служили паннихис. Утреня совершалась по праздничному чину («на амвоне»); к Пс 50 припевали не 1, а 6 тропарей; после великого славословия совершался чин воздвижения Креста. По окончании воздвижения и поклонения Кресту начиналась Божественная литургия. Антифоны литургии отменялись — сразу пели тропарь «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко», заменявший собой Трисвятое (в списке Paris. gr. 1592, 1063 г., указаны антифоны из Пс 21, 73 и 98). Чтения литургии: прокимен из Пс 98; 1 Кор 1. 18−2. 2; аллилуиарий со стихами из Пс 73; Ин 19. 6b, 9−11, 13−20, 25−28, 30−35 (со сложным вступительным стихом). На вечерне в день Воздвижения пели прокимен из Пс 113.
Для субботы перед Воздвижением в Типиконе указаны литургийные чтения 1 Кор 2. 6−9 и Мф 10. 37−42; для недели (воскресенья) перед Воздвижением — Гал 6. 11−18 и Ин 3. 13−17; для субботы по Воздвижении — 1 Кор 1. 26−29 и Лк 7. 36−50; для недели по Воздвижении — Гал 2. 16−20 и Мк 8. 34−9. 1. Кроме чтений, неделя по Воздвижении имела и особую память сщмч. Симеона, сродника Господня, со своим последованием.
В Дрезденском списке Типикона Великой церковь XII в. (ныне рукопись, сильно пострадавшая во время второй мировой войны, находится в РГАДА) священнодействия и обряды, сопровождавшие поклонение Кресту, описаны весьма подробно. Согласно этому списку, Древо Креста приносили в храм Св. Софии уже 9 сентября, где его запирали в одном из помещений катехуменов (т. е. на хорах). С 10 по 13 сентября Древо Креста ежедневно износили вниз в храм, где во время между началом утрени и окончанием литургии происходило поклонение ему. После вечерни и паннихис накануне праздника упомянуты пение праздничного кондака и лития (крестный ход) из храма на одну из городских площадей с пением «Вознесыйся на Крест волею»; на площади возглашали сугубую ектению, после чего снова с пением «Вознесыйся на Крест волею» возвращались в храм, где произносились просительная ектения, главопреклонная молитва и отпуст; в продолжение ночи устраивалось поклонение Кресту на катехуменах. Порядок тропарей на Пс 50 утрени несколько отличается от других списков Типикона; в чине утрени присутствуют заимствования из монастырских уставов. Чин воздвижения Креста, совершавшийся во время великого славословия и предварявшийся торжественным принесением Креста в алтарь, описан подробнее, чем в др. списках; после чина воздвижения с пения «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко» вместо Трисвятого начиналась Божественная литургия; в конце литургии Крест, «предшествуемый множеством народа», уносили во дворецерковь Константинопольский реликварий с Древом Креста был в XIII в. похищен крестоносцами; возможно, т. н. Лимбургская ставротека — и есть тот самый реликварий.
Праздник Воздвижения в византийских монастырских Типиконах
Праздник Воздвижения получил свой окончательный вид в IX—XII вв. большое распространение в православном мире имели различные редакции Студийского устава, в XII—XIV вв. вытесненного Иерусалимским уставом, который после XIV в. стал общепринятым в Православной Церкви. Корпус песнопений Воздвижения по этим уставам в целом один и тот же; праздник имеет пред- и попразднство; литургийные чтения праздника, суббот и недель перед и по Воздвижении заимствованы из Типикона Великой церкви (1-я паремия праздника на вечерне (Исх 15. 22−26) обычно увеличена на 2 стиха до 16. 1; Евангелие субботы перед Воздвижением (Мф 10. 37−42) читается на 1 стих больше до 11. 1; апостольское чтение литургии Воздвижения, напротив, сокращено: 1 Кор 1. 18−24); из константинопольской же традиции заимствован и чин воздвижения Креста на праздничной утрене.
Воздвижение и чтение Священного Писания. Праздник Воздвижения стал важной вехой годового богослужебного круга. К этому празднику заканчивается чтение на литургии Евангелия от Матфея, начавшееся в понедельник после недели Всех святых. Окончание 17 седмиц этого цикла специально приурочивается к неделе по Воздвижении. В понедельник вслед за неделей по Воздвижении начинается чтение Евангелия от Луки, и тем самым на Воздвижение бывает или воздвиженская преступка (часть чтений 17-седмичного цикла Мф опускается) или воздвиженская отступка (в случае ранней Пасхи 17-седмичный цикл Мф заканчивается еще до Воздвижения и часть чтений приходится повторять).
Помимо начала чтения Лк (и соответственно толкований блж. Феофилакта Болгарского на Лк вместо толкований свт. Иоанна Златоуста на Мф в качестве уставных чтений утрени) после Воздвижения увеличивается количество кафизм Псалтири на утрене (по Студийскому уставу вместо одной начинают читать 2 кафизмы; по Иерусалимскому уставу вместо 2−3).
Кроме того, по Иерусалимскому уставу на воскресной утрене к непорочным (17-й кафизме) прибавляется полиелей (в рус. изданиях Типикона, начиная с 1682 г. указано, что непорочны заменяются на полиелей). По Студийско-Алексиевскому уставу воскресные утрени после Воздвижения получают иное, но по сути аналогичное изменение — стихи степенных антифонов начинают повторяться по 6 раз, и к ним припеваются строки степенных псалмов (в отличие от летнего периода года, когда стихи поются по дважды и без псалмических строк). Изменения в числе кафизм на утрене связаны с началом зимней половины года, когда ночи длиннее, и поэтому утреня, которая должна совершаться ночью, тоже становится продолжительнее.
Пост Воздвижения. В Иерусалимском уставе начиная с ранних его редакций появляется указание на пост в день Воздвижения. Прп. Никон Черногорец (XI в.) в «Пандектах» писал о том, что пост в день Воздвижения нигде не обозначен, но является общепринятой практикой, причем в соборных храмах постятся 1 день, а в монастырях 2 дня, включая 13 сентября. По Иерусалимскому уставу в день Воздвижения дозволяется вкушение елея и вина, но не рыбы.
Следы константинопольской кафедральной практики в некоторых памятниках монастырской традиции. В ряде памятников студийской эпохи зафиксирован обычай Великой церковь совершать поклонение Кресту в течение 4 дней, предшествующих празднику Воздвижения. В служебных Апостолах и Евангелиях для этих 4 дней часто назначаются чтения, в целом совпадающие с указанными в Типиконе Великой церкви по рукописи Paris. gr. 1590 (только 12 сентября обычно читается Ин 11. 47−57 или Ин 12. 19−36a, т. е. чтения 12 и 13 сентября не повторяют друг друга). В славянских Апостолах и Евангелиях эти чтения встречаются вплоть до XV—XVI вв.; в греческих печатных изданиях Апостола и Евангелия они приводятся и в наст. время.
В некоторых памятниках отмечена традиция вечером под Воздвижение вместо вечерни обычного монастырского типа петь вечерню по уставу кафедрального песненного последования, включающую антифоны из Пс 85 и 140 с припевами (и, возможно, стихирами), а также 3 антифона из Пс 114−116. В некоторых из этих памятников на Воздвижение приведен также особый чин «в Трулльской палате», совершающийся сразу после песненной вечерни Воздвижения и включающий антифоны из стихов Пс 104 и 110 и аккламации в честь архиерея и императора.
В древнерусcких рукописях Студийского устава также встречается традиция совершать накануне В. вечерню по чину Великой церковь Так, в рукописи ГИМ. Хлуд. 16-д, последней четверти XIII в., являющейся записью богослужебного устава храма Св. Софии в Новгороде, студийского в своей основе, порядок поклонения св. Кресту в течение 4 дней перед Воздвижением, чин вечерни, паннихис и литии вечером под Воздвижение описаны очень близко к Дрезденскому списку Типикона Великой церкви. Чин воздвижения креста в этой рукописи не сохранился, но его описание в др. новгородской рукописи Требника XIV в. — также близко к Типикону Великой церковь.
Память сщмч. Симеона. Вслед за Типиконом Великой церковь во многих рукописях и изданиях Иерусалимского устава в неделю по Воздвижении отмечается память сщмч. Симеона, сродника Господня. Вместо недели по Воздвижении эта память могла совершаться и в один из ближайших к Воздвижению дней (13, 18, 21 сентября). Обычно его последование сводится к прокимну и аллилуиарию на литургии, но некоторые памятники предписывают петь более полно последование священномученика, напр., Чиновник московского Успенского собора 30-х гг. XVII в. указывает службу с полиелеем «для ради прокимна»; в более поздней рукописи Чиновника того же собора предписано петь его последование на повечерии. В правленом русском Типиконе 1682 г. прокимен священномученика на литургии недели по Воздвижении заменен на прокимен праздника, но из-за недосмотра указание о прокимне сщмч. Симеона сохранилось в Марковой главе о попразднстве Воздвижения в неделю, где этот прокимен назван «прокимном недели по Воздвижении». Это указание присутствует во всех последующих рус. изданиях Типикона, включая современный.
Память свт. Иоанна Златоуста. Во многих студийских и иерусалимских Типиконах 14 сентября, т. е. в день Воздвижения, указывается память кончины свт. Иоанна Златоуста, но его последование в этот день обычно отменяется из-за неудобства соединять вместе 2 торжественные службы. Как правило, его память переносится на 13 ноября (так, в т. ч., и по принятому в настоящее время Типикону). Однако в ряде студийских и иерусалимских Типиконов все же дан устав соединения последований Воздвижения и святителя; часто дозволение соединять последования дается только храмам, посвященным свт. Иоанну. В южно-итальянских редакциях Студийского устава последование святителя переносится на повечерие или полунощницу.
Праздник Воздвижения в Типиконах студийской традиции. Известные студийские Типиконы принадлежат к 3 основным ветвям студийской традиции — константинопольской (представлена Студийско-Алексиевским Типиконом 1034 г., близким к несохранившемуся первоначальному студийскому Синаксарю), афоно-италийской (представлена прп. Георгия Мтацминдели Типиконом XI в., Мессинским Типиконом 1131 г. и рядом др. памятников) и малоазийской (представлена Евергетидским Типиконом кон. XI в. и Христа Человеколюбца мон-ря Типиконом XII в.). Богослужение праздника Воздвижения во всех студийских памятниках совершается по праздничному чину; на вечерне бывает вход и читаются паремии (те же, что в Типиконе Великой церковь); на утрене — чтение из гл. 12 Евангелия от Иоанна, к которому прибавляется «Воскресение Христово видевше» (чем подчеркивается связь Крестной смерти Иисуса Христа и Воскресения Христова); в конце утрени бывает чин воздвижения Креста; литургийные чтения — те же, что и в Типиконе Великой церковь
I. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону, праздничный цикл Воздвижения составляет 3 дня: предпразднство 13 сентября, праздник 14 сентября и его попразднство 15 сентября
13 сентября последование предпразднства соединяется с последованием сщмч. Корнилия. На утрене поется «Бог Господь» (однако составитель Типикона К-польский Патриарх Алексий отмечает, что в самом Студийском мон-ре 13 сентября на утрене пели «Аллилуия») с тропарем предпразднства 1-го гласа (ныне 2-й седален после 1-й кафизмы на утрене 14 сентября); каноны предпразднства и святого; светилен «Свят Господь»; седальны и стихиры Октоиха и праздника. На литургии служба Креста: прокимен из Пс 146; Кол 2. 13−20 (в ркп. ГИМ. Син. 330 ошибочно указано надписание: Гал); аллилуиарий со стихом из Пс 30; Ин 12. 25−36a; причастен Пс 148. 1.
Вечером 13 сентября совершается праздничная вечерня с «Блажен муж» и тропарем 2-го гласа в конце. На утрене (с тем же тропарем на «Бог Господь») стихословятся 2 кафизмы (седальны по кафизмах заимствованы из крестных песнопений Октоиха) и поются степенны 4-го гласа (за исключением воскресений); затем — прокимен 4-го гласа из Пс 97, «Всякое дыхание» и Евангелие Ин 12. 28−36a, после которого поется «Воскресение Христово видевше», Пс 50 и канон праздника. По 3-й песни канона крестный седален Октоиха, по 6-й — кондак Воздвижения, по 9-й — «Свят Господь». Хвалитных стихир нет; стиховные заимствованы из крестных песнопений Октоиха. После стихир, «Благо есть» и Трисвятого св. Крест полагается перед алтарем и начинается поклонение ему с пением стихир. После окончания целования в главе Типикона о службе 14 сентября указаны сугубая ектения и окончание утрени, а чин воздвижения не упомянут, однако в конце Типикона этот чин выписан. На литургии указаны изобразительные антифоны с тропарями 3-й и 6-й песней праздничного канона на блаженнах.
В день попразднства 15 сентября отменяется стихословие Псалтири; последование праздника соединяется с последованием вмч. Никиты; тропарь 1 гласа. На утрене — 2 канона праздника (прп. Космы (тот же, что 14 сентября), а также прп. Андрея) и вмч. Никиты. Служба на литургии та же, что и в праздник. Составитель Типикона подчеркивает, что 15 сентября, строго говоря, не является попразднством Воздвижения; праздничные особенности службы в этот день вызваны только необходимостью дать отдых братии. Свое отношение к попразднству Воздвижения. Патриарх Алексий объясняет практикой Св. Софии константинопольской, где, как он отмечает, св. Древо Креста полагается для поклонения уже 10 сентября и где праздник прекращается 14 сентября с возвращением Креста во дворец после литургии.
В Типиконе указаны чтения для субботы и недели перед Воздвижением. (те же, что и в Типиконе Великой церковь); предписаний о субботе и неделе по Воздвижении в Студийско-Алексиевском Типиконе нет. Уставные особенности Воздвижения по славянским студийским Минеям XII—XIII вв. соответствуют Студийско-Алексиевскому Типикону.
II. Уставные указания о Воздвижении в Евергетидском Типиконе почти буквально совпадают с теми же указаниями в Типиконе монастыря Христа Человеколюбца. Как и в Студийско-Алексиевском Типиконе, праздничный цикл состоит из предпразднства 13 сентября, праздника 14 сентября и отдания 15 сентября В предпразднство соединяются последования предпразднства Воздвижения и сщмч. Корнилия; в отдание — Воздвижения и вмч. Никиты.
После вечерни под день предпразднства совершается «паннихис» (в Евергетидском Типиконе — служба, аналогичная совр. пасхальной «полунощнице») с каноном и седальном Воздвижения. Тропарь предпразднства — 2-го гласа; на литургии на блаженнах — 3-я песнь канона предпразднства; чтения литургии — сщмч. Корнилия.
Перед праздничной вечерней, при пении тропаря 1-го гласа «Спаси, Господи, люди Твоя»; этот же тропарь поется на службах праздника и отдания), совершается перенесение Древа Креста в алтарь. На вечерне стихословие Псалтири отменяется (но если праздник попадет на воскресенье, поется «Блажен муж»); бывают вход и паремии. После вечерни служат паннихис с канонами дня (видимо, Октоиха) и В. (4-го гласа, творение Германа). На утрене Воздвижения на «Бог Господь» — тропарь праздника и. Стихословятся 2 кафизмы: 1-я рядовая, 2-я — 13-я (избранная ради Пс 91−100, содержащих пророчества о Кресте; эта же кафизма указана для Воздвижения в одной из рукописей Студийско-Алексиевского Типикона, отражающей влияние Евергетидского Типикона); после кафизм — крестные седальны Октоиха и святоотеческие чтения. После чтений — полиелей и 1-й степенный антифон 4-го гласа (в воскресенье — степенны текущего гласа, несмотря на отмену воскресных песнопений); затем прокимен, «Всякое дыхание», Евангелие (Ин 12. 28−36a), «Воскресение Христово видевше» и Пс 50. Канон утрени — прп. Космы; в начале канона (или во время Пс 50) Древо Креста торжественно износится из алтаря и полагается на приготовленный столик возле св. врат. По 3-й песни канона — седален Креста; по 6-й — кондак Воздвижения и, «если позволяет время», 3 икоса (что является следом полного кондака); по 9-й — «Свят Господь» и особый светилен Креста. Поются хвалитные стихиры, великое славословие и совершается чин воздвижения Креста, за которым следует сугубая ектения и окончание утрени. На литургии указаны вседневные антифоны (Пс 91, 92, 94), к 3-му из которых припевается тропарь праздника; есть особый входной стих (Пс 98. 5), чтения на литургии те же, что и в Типиконе Великой церковь (но Апостол — 1 Кор 1. 18−24).
15 сентября в Типиконе называется попразднством и отданием праздника Воздвижения, в этот день последование праздника соединяется с последованием вмч. Никиты; тропарь — «Спаси, Господи, люди Твоя» .На вечерне — прокимен дня; стихословие Псалтири на вечерне и утрене отменяется (кроме совпадения 15 сентября с воскресным днем; Евергетидский Типикон содержит подробные указания на случай такого совпадения). В субботы и недели перед и по Воздвижении чтения те же, что и в Типиконе Великой церковь (но Евангелие субботы после Воздвижения — Ин 3. 13−17).
III. В студийских Типиконах афоно-италийской группы праздничный цикл Воздвижения не имеет предпразднства (13 сентября празднуется память Обновления храма Воскресения в Иерусалиме и отдание праздника Рождества Богородицы), продолжительность попразднства увеличена до 7 дней. Отдание праздника Воздвижения бывает 21 сентября. Утреннее Евангелие Воздвижения согласно этим памятникам длиннее, чем в константинопольских и малоазийских, на 3 стиха: Ин 12. 25−36a.
В грузинском Типиконе прп. Георгия Мтацминдели, отражающем афонскую практику XI в., 10−13 сентября отмечено поклонение Кресту, но на службе поется последование Рождества Богородицы; только 10 сентября на литургии приведены чтения Креста (те же, что и в субботу перед Воздвижением, с прокимном из Пс 28 и аллилуиарием из Пс 92). Относительно праздника Обновления прп. Георгий замечает, что этот праздник признается за великий только в Св. Софии константинопольской, из-за чего сам он излагает его последование без особой торжественности. На праздничной вечерне накануне 14 сентября- особый прокимен из Пс.92. На службе Воздвижения употребляются разные тропари. Кафизмы заменяются особыми антифонами из Пс 134, 73 и 148, после которых сразу следует «Всякое дыхание», Евангелие и «Воскресение Христово видевше». После канона поются хвалитные стихиры и великое славословие, в конце которого из алтаря выносится св. Крест и совершается чин воздвижения (в Типиконе приведены 2 варианта чина). На литургии исполняются праздничные антифоны (из Пс 21, 73, 98); входной стих (Пс 98:5, после которого сразу тропарь и ипакои); чтения те же, что и в Типиконе Великой церковь На вечерне в день праздника — прокимен из Пс 113. В дни попразднства Воздвижения поются песнопения праздника; 15 сентября на утрене отменяются кафизмы; в день отдания праздника поется только последование Воздвижения.
В Мессинском Типиконе праздничная служба изложена в целом так же, как и в Типиконе прп. Георгия Мтацминдели; однако на утрене Воздвижения поются степенны и есть прокимен, на литургии праздничные антифоны предваряются блаженнами с тропарями 6-й песни канона праздника, литургийный Апостол — 1 Кор 1. 18−24. В Мессинском Типиконе отмечено пение на блаженнах на литургии тропарей 6-й песни канона Воздвижения во все дни попраздства до отдания. Чтения суббот и недель перед и по Воздвижении те же, что и в Типиконе Великой церковь (но Евангелие субботы по Воздвижении — Ин 8. 21−30).
Праздник Воздвижения согласно Иерусалимскому уставу. В Иерусалимском уставе, получившем повсеместное распространение в греческих Православных Церквах в XII—XIII вв., у южных славян — с кон. XIII—XIV вв., в Руссской Церкви с кон. XIV—XV вв., в Грузинской Церкви — в XIII—XV вв., начиная с его наиболее ранних сохранившихся редакций и вплоть до Типикона, используемого ныне в Русской Церкви, устав праздника Воздвижения и окружающих его дней в целом один и тот же.
Праздничный цикл состоит из предпразднства 13 сентября, праздника 14 сентября и 7 дней попразднства, включая отдание 21 сентября (впрочем, в наиболее ранних редакциях Иерусалимского устава отдание Воздвижения может отмечаться уже 15 сентября). В день предпразднства 13 сентября соединяются 3 последования: Обновления храма Воскресения в Иерусалиме, предпразднства Воздвижения и сщмч. Корнилия. Служба имеет праздничный характер (великая вечерня со входом и паремиями, утреня с великим славословием — см. ст. Знаки праздников месяцеслова) в память об Обновлении храма Воскресения в Иерусалиме; на службе, в частности, поется тропарь предпразднства; служба на литургии — только праздника Обновления.
Под 14 сентября служится малая вечерня, перед которой иерей и диакон переносят Крест из сосудохранительницы в жертвенник, а после — из жертвенника в алтарь, при пении тропаря и кондака Воздвижения и в сопровождении 2 свещеносцев. В современной практике перенесение Креста обычно совершается внутри алтаря с жертвенника на престол (как правило, уже непосредственно перед началом всенощного бдения), хотя в некоторых местах существует традиция переноса с выходом из сев. дверей алтаря и входом в св. врата. Устав малой вечерни, всенощного бдения и литургии такой же, как и в др. двунадесятые Господские праздники. Особенность Воздвижения составляют пение «Воскресение Христово видевше» после утреннего Евангелия и совершение чина воздвижения Креста и поклонения ему после великого славословия на утрене. Во время всенощного бдения вплоть до великого славословия Крест находится на св. престоле, перед ним горит свеча. На 9-й песни канона утрени стихи библейских песней заменяются 2 праздничными припевами (припевы для 9-й песни Воздвижения стали употребляться достаточно поздно, их нет в московских печатных Типиконах и Псалтирях XVII в.).
В Русской Церкви с XV в. принято прибавлять к полиелею на праздничной утрене избранный псалом с величанием в качестве припева. В частности, на праздник Воздвижения, согласно современной русской практике, во время пения полиелея духовенство не выходит на середину храма, а остается в алтаре (но св. врата открываются), чтобы 1-й раз величание прозвучало перед Крестом, находящимся на св. престоле. Помазание молящихся освященным елеем, на практике обычно совершаемое после утреннего Евангелия, в этот день переносится на конец утрени, после поклонения Кресту.
На литургии антифоны и вся служба посвящены празднику (чтения, как в Типиконе Великой церковь, состав Апостола и Евангелия отличается: 1 Кор 1. 18−24 и Ин 19. 6b-11, 13−20, 25−28, 30−35). Чтения суббот и недель до и после В. в основном те же, что и в Типиконе Великой церковь (но Евангелие субботы перед Воздвижением- Мф 10. 37−11. 1, субботы по Воздвижении — Ин 8. 21−30). В воскресенье перед Воздвижения предписано петь прокимен из Пс 27 (из числа воскресных) и аллилуиарий из Пс 88. В неделю по Воздвижении прокимен и аллилуиарий праздника. Крест остается в храме вплоть до отдания праздника.
Согласно современному греческому Типикону, основанному на Иерусалимском уставе, но отражающему упрощенную греч. приходскую практику, всенощное бдение под Воздвижение не совершается; в конце вечерни трижды поется тропарь праздника «Спаси, Господи, люди Твоя». Утреннее Евангелие читается перед каноном (а не по 8-й песни, как в др. случаях совершения праздничной утрени), канон поется на 6. На литургии поют антифоны праздника, входное, тропарь и кондак Воздвижения. Особенностью службы в неделю по Воздвижении является соединение только воскресного и праздничного последований.
Святоотеческие чтения праздника Воздвижения. На утрене или всенощном бдении Воздвижения в византийских монастырских Типиконах и патристических Лекционариях (сборниках святоотеческих слов на праздники) предписывается читать одно или несколько из следующих слов: 1) Александра монаха (ум. 565) (CPG. N 7398; в славянских четьих сборниках (включая Великие Минеи Четьи митр. Макария) и московском первопечатном Типиконе 1610 г. имя автора неверно указано как «Хрус уединенный»); 2 и 3) прп. Андрея Критского (CPG. N 8179 и 8180); 4) свт. Софрония Иерусалимского (CPG. N 7639); 5 и 6) Пантолеона, пресвитера византийского (VII в.) (CPG. N 7915 и 7918); 7) о явлении Креста равноап. Константину и об обретении Креста, известное в ряде версий (BHG. N 397−409); 8) свт. Василия Селевкийского (CPG. N 6662); 9) свт. Севериана Гавальского (CPG. N 4270); 10) свт. Иоанна Златоуста (CPG. N 4525); а также из бесед свт. Иоанна Златоуста на евангельское повествование о Страстях Христовых (на Мф 21. 12−46, (Беседы на Мф. 67−68 // PG. 58. Col. 631−648) и на Ин 18. 37−19. 5, 16−18 (Беседы на Ин 84−85 // PG. 59. Col. 447−468) и др. (см.: BHG. N 410−451). В частности, совр. рус. Типикон предписывает читать слово Александра монаха в качестве великого чтения на всенощном бдении, а беседы свт. Иоанна Златоуста на Мф и Ин в качестве чтений после кафизм и 3-й песни канона.
В неделю по В. в некоторых списках Иерусалимского устава указывается чтение определения VI Вселенского Собора; то же указание — в некоторых греч. печатных Типиконах (напр., в венецианском издании 1577 г.) и Минеях. Появление такого указания, возможно, связано с неправильным пониманием указаний более ранних памятников о совершении после вечерни Воздвижения чина «в Трулльской палате» (см. выше).
Чин воздвижения Креста
В иерусалимских памятниках засвидетельствован начиная с V в.: в армянском переводе иерусалимского Лекционария этого времени упоминается церемония поднятия Креста для обозрения всеми молящимися, составлявшая часть празднования Обновления. В грузинском переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику V—VII вв., чин воздвижения описан подробно. Он совершался 14 сентября в 3-м часу дня (считая от рассвета, т. е. после утрени) и начинался с того, что служащие входили в диаконник, облачались, украшали Крест или даже 3 Креста и полагали их на престоле. Сам чин включал 3 воздвижения, каждое из которых предварялось группой молитв и песнопений (ектения, молитва, прокимен (непсалмический), ипакои и еще одна ектения) и сопровождалось 50-кратным «Господи, помилуй». Прокимен 1-го воздвижения: «Поклоняемся, Христе, копью прободшему», со стихом Пс 59. 5; 2-го: «Да просветит нас восшествие на Крест», со стихом Пс 96. 6; 3-го: «Кресту Твоему, Христе, поклоняемся», со стихом Пс 85. 17. При 1-м воздвижении между молитвой и прокимном читали «Отче наш», при 3-м не было начальных ектении, молитвы и ипакои. После 3-го воздвижения Крест омывали благовонной водой (она раздавалась народу после литургии), и все прикладывались к нему; затем Крест вновь полагали на престол и начинали Божественную литургию.
По крайней мере к VI в. чин уже был известен и совершался не только в Иерусалиме, но и в др. местах христ. мира: так, Евагрий Схоластик (Церк. ист. 4. 26) сообщает об обряде поднятия Креста и его обнесения вокруг храма, происходившем в Апамее Сирийской. Составитель «Пасхальной хроники» VII в., отмечая празднование Воздвижения в Константинополе в 644 г., говорит о «3-м воздвижении» (PG. 92. Col. 988), что указывает на существование к тому времени в Константинополе сложного чина воздвижения.
Согласно послеиконоборческому Типикону Великой церковь, в Св. Софии чин воздвижения Креста совершался после входа на утрене, вслед за тропарями в честь Креста; чин описан кратко: Патриарх, стоя на амвоне, возносил Крест, держа его в руках, а народ возглашал «Господи, помилуй»; это повторялось трижды. Изображение святителя, стоящего на амвоне и возвышающего Крест, вошло в традицерковь иконографию праздника Воздвижения.
В Дрезденском списке и списке Типикона 1063 г. приведены подробности константинопольского чина: после утреннего входа на великом славословии Патриарх с Крестом шел на амвон в сопровождении скевофилакса или хартулария и певцов (певцы пели те же тропари, что и на Пс 50 утрени). На амвоне Патриарх полагал Крест на столик, совершал 3 поклона до земли, и начиналось священнодействие, состоявшее из 3 циклов по 5 воздвижений. Сначала Патриарх шел на восточную сторону амвона, где и воздвигал Крест, понемногу поднимая руки. Во время этого диаконы и весь народ возглашали «Господи, помилуй» 100 раз. При пении 3 последних «Господи, помилуй» Патриарх трижды осенял Крестом на восток. Таким же образом совершалось воздвижение Креста на южную, западную, северную и снова на восточную стороны. Затем, после небольшого отдыха (во время которого певцы пели тропарь 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа)), Патриарх начинал 2-й цикл воздвижений с 5-кратным возвышением Креста и пением «Господи, помилуй» (по 80 раз) и вновь отдыхал (певцы пели тропарь того же гласа)). Наконец, Патриарх совершал 3-й цикл воздвижений по тому же чину, но с пением «Господи, помилуй» по 60 раз. После завершения воздвижений начиналась Божественная литургия (без антифонов).
Описанный константинопольский кафедральный чин воздвижения встречается и в слав. рукописях (напр., в новгородском Требнике XIV в. (РНБ. Соф. 1056), в болгарском Енинском Апостоле XI в.), с тем отличием, что Крест предписано воздвигать на восток, запад, юг, север и снова на восток, т. е. стороны меняются согласно принципу осенения крестным знамением.
В Типиконах студийской традиции чин воздвижения основан на константинопольском, но по сравнению с ним упрощен. Он включен в заключительную часть утрени, вместо 3 циклов по 5 воздвижений совершается один, состоящий из 5 воздвижений: дважды на восток и по одному разу на остальные стороны света.
Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону, чин воздвижения совершался в конце утрени, после Трисвятого и поклонения Кресту с пением стихир. Он начинался с 3 тропарей (двух 6-го и одного 7-го гласов, тех же, что и в Типиконе Великой церковь); Крест воздвигал игумен в алтаре, с разных сторон св. престола (на восток, север, запад, юг и снова на восток). После чина возглашали ектению утрени и следовал 1-й час.
Согласно Евергетидскому Типикону, чин воздвижения совершали не в алтаре, а в храме: после тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя» иерей трижды осенял Крестом на восток при громком пении «Господи, помилуй» (трижды) и затем медленно поднимал Крест при пении «Господи, помилуй» 97 раз (что в сумме дает 100), далее священнодействие повторялось на юг, запад, север и снова на восток. Сходным образом чин описан и в южноиталийских студийских Типиконах.
В Типиконе прп. Георгия Мтацминдели описаны 2 варианта чина воздвижения. 1-й соответствует приведенному в Евергетидском Типиконе (порядок сторон света другой: восток, север, запад, юг и снова восток). Во 2-м варианте чин воздвижения Креста совершает Патриарх, особенностью является, напр., большое количество песнопений после входа на славословии, что указывает на более тесную связь с практикой Великой церковь
В Иерусалимском уставе, начиная с наиболее ранних редакций и заканчивая современных изданиями, чин воздвижения Креста сохраняет черты, известные по студийским памятникам: он совершается после великого славословия и пения тропаря Креста, состоит из 5-кратного осенения Крестом и возвышения его на стороны света (на восток, юг, запад, север и снова на восток). Важным изменением по сравнению со студийскими памятниками является добавление в чин 5 диаконских прошений (соответствующих осенениям Крестом), после каждого прошения поется «Господи, помилуй» 100 раз. Согласно Иерусалимскому уставу, прежде чем возвысить Крест, иерей должен склониться к земле так, чтобы его голова отстояла от земли на пядь. В ходе исправления богослужебных книг в Русской Церкви во 2-й пол. XVII в. был изменен порядок сторон света во время чина: Крест воздвигается на восток, запад, юг, север и снова на восток. Такой порядок вошел в послереформенное издание Типикона и сохраняется до наст. времени.
Чин воздвижения Креста является неотъемлемой частью праздничного богослужения 14 сентября. В состав служащего духовенства может входить как Патриарх с сонмом духовенства, так и один священник с диаконом. В частности, в ответ на вопрос еп. Сарайского Феогноста отцы Константинопольского Собора 1301 г., сославшись на правила прп. Феодора Студита, разрешали возглавлять этот чин игумену, а не только архиерею, а свт. Киприан Московский (1378−1406) в своем послании 1395 г. к новгородскому духовенству писал, что в день Воздвижения Крест должно воздвигать во всякой церкви, пусть там будет даже только один священник (видимо, духовенство смущал вопрос о совершении чина без диакона). С другой стороны, в монастырском Типиконе нач. XVII в. (ГИМ. Син. N 335) отмечено, что чин воздвижения Креста в соборных храмах бывает ежегодно, а в др. — только в те годы, когда Воздвижение приходится на субботу или воскресенье.
В старопечатном московском Типиконе 1641 г. появилось указание, что Крест воздвигают только в соборных храмах и монастырях, а в обычных приходских храмах совершается лишь поклонение Кресту, по чину Крестопоклонной недели. Это указание было перенесено и в исправленный Типикон 1682 г. и с тех пор печатается во всех изданиях русского Типикона. По мнению Н. Д. Успенского, появление этого указания связано с неправильным пониманием фразы греческих Типиконов совершать земные поклоны перед Крестом в любой день, «даже в субботу или воскресенье». В настоящее время в Русской Церкви чин воздвижения Креста совершается только в соборах, а в монастырях и на приходах — лишь с благословения правящего архиерея; в современной греческой практике, напротив, может совершаться во всех храмах без исключения.
Несмотря на предписание Иерусалимского устава преклоняться при воздвижении Креста почти до земли, в России в кон. XIX — нач. XX в. иногда привязывали к Кресту длинные ленты и довольствовались прикосновением к земле только этих лент, почти не склоняясь при этом; эта практика подвергалась осуждению.
Согласно некоторым памятникам, при совершении чина воздвижения Креста отменяется сугубая ектения утрени (потому, что сходные с ней прошения входят в состав чина). На Крест во время воздвижения, как правило, возливают душистую воду.
* * *
Церковь Честного и Животворящего Креста Господня в Риме
(Basilica di Santa Croce in Gerusalemme).
Церковь Честного и Животворящего Креста Господня была возведена в 330 году святым Константином по желанию его матери Елены. Ранее на этом месте стоял Сессорианский дворец, в котором проживала царица Елена.
Самой важной святыней этого храма являются привезенные святой Еленой частички Креста Господня. Для поклонения молящимся ценные реликвии выставлены в приделе реликвий (Capella delle Reliquie) за стеклом.
Придел реликвий находится в глубине длинного перехода, который находится с левой стороны от алтаря церкви и носит название Крестного пути (Via Crucis). Следуя по крестному пути, в капелле справа находится часть титула, то есть дощечка с надписью «Иисус Назарянин Царь «на трех языках: еврейском, греческом и латинском (N.S.G.C); за стеклом в центре три части Животворящего Древа, вложенные в крест; слева вверху один из гвоздей, которыми Спаситель был прибит ко кресту; вверху справа часть титла; внизу справа два терна от венца бывшего на голове; внизу в центре перст, то есть палец апостола Фомы, который своим осязанием удостоверил действительность страданий и воскресея из мертвых Господа Нашего Иисуса Христа. Слева внизу находятся также три камушка: один — от камня бичевания, второй — от вертепа и третий — от Гроба Спасителя.
Вернувшись обратно в храм, мы можем помолиться святому Кесарию диакону (память 7 октября) и преподобно мученику Анастасию Персянину. Мощи их почивают внутри главного престола в древней базальтовой черной раке с львиными головами по углам.
С левой стороны от главного входа в собор восемь широких ступеней ведут в нижний придел святой равноапостольной царицы Елены. Под мраморным полом придела находится земля, привезенная с Голгофы равноапостольной царицей Еленой.
Приводится по изданию: «Вся Православная Италия». М.: «Русский Хронограф», 2007. С 286−288