Радонеж | Михаил Талалай | 24.09.2008 |
Каждый год 19 сентября Неаполь гуляет — выходной день — главный престольный праздник. Чудесный средневековый обычай — в день памяти небесного покровителя не работать, а ходить в церковь, прикладываться к мощам и святыням.
Главная святыня Неаполя — ковчег с честной кровью священномученика Ианнуария (Януария), и сначала несколько слов о нем.
Ианнуарий, епископ города Беневента, почитаемый Православной Церковью древний святой (память его празднуется 21 апреля) был замучен язычниками-римлянами в 305 году, во время Диоклетианова гонения. При отсекновении головы ученики священномученика собрали его останки и истекшую кровь. Засохший сгусток крови поместили в хрустальный сосуд. И вот на престольный праздник, после праздничной службы, этот сгусток разжижается. Почему? Местные считают это чудом — знаменитым чудом св. Януария, знаком благорасположения патрона. Скептики полагают это натуральным явлением, вызванным скоплением народа.
И я приложился к мощевику с сосудом и видел жидкость вместо сгустка.
Однако еще до меня у реликвии св. Януария побывали паломники российские, из воспоминаний которых я сделал небольшую антологию.
Вот что писал в 1832 году путешественник Дмитрий Горихвостов:
«Многие церкви достопримечательны здесь великолепием и древностью, особенно кафедральная. Сия церковь сохраняет голову и кровь св. Януария, бывшего епископа Беневентского, заступника Неаполя, обезглавленного в царствование императора Диоклитиана. В празднуемые дни сему святому, сгущенная кровь его, находящаяся в хрустальной стклянке, подносимая к голове, разжижается. В противном случае — горе Неаполю! бедствие предвозвещается, и жители поражаются ужасом».
Литератор Константин Скальковский, в 1889 году пересказал вольнодумный анекдот:
«Дело было в 1799 году, когда французы занимали Неаполь и основали эфемерную Партенопейскую республику, — пишет Скальковский. — Духовенство, само собой разумеется, было на стороне Бурбонов и недовольно нашествием атеистов. Оно старалось внушить черни, что св. Дженаро также недоволен, почему кровь его и остается в неизменном виде. Чернь взволновалась. Но командовавший французами генерал был себе на уме. Он без длинной церемонии позвал настоятеля собора и объявил ему, что если молитвами его священников кровь св. Дженаро не закипит, то настоятель будет в 24 часа расстрелян, и что ж? Чудо недолго заставило себя ждать; на другой же день неаполитанцы были осчастливлены известием, что покровитель их сжалился над городом и кровь его стала жидкой».
Замечательный поэт Аполлон Майков в середине XIX века написал стихотворение «Золотой архиепископ»:
Синьория и народ
Иностранцы в черных фраках,
Весь Неаполь чуда ждет.
Взоры всех на склянке с кровью,
Только кровь всё не кипит
Сан-Дженнаро, Сан-Дженнаро!
Или ты на нас сердит?
Или есть меж нами грешник?
Бейте ж в грудь себя сильней!
Бейтесь об пол головами!
Плачьте громче и сильней!
И в этом, 2008 году, должен сказать, атмосфера была очень схожей.
Но лучше всех и подробнее всех рассказал о чуде св. Януария замечательный наш духовный писатель Андрей Муравьев. Это тоже — середина XIX столетия.
В праздник Муравьев и его спутники отправились в кафедральные собор, где «успели осмотреть великолепную его ризницу, и красоту самого здания, еще прежде начала церемонии». Православным гостям из России было оказано особое уважение; они могли встать около самого престола, и таким образом видели «совершенно вблизи всё происходившее». И это — несмотря на местное поверье, согласно которому инославные христиане не должны присутствовать при чуде святого Януария. «Иногда — пишет Муравьев — по несколько часов не закипает остывшая кровь в фиале, и нередко изгоняют из церкви иноверцев, как препятствующих совершению чуда».
«Священники, в облачениях, вынесли из ризницы серебряное изваяние св. Януария, и поставив его на престол, облекли в драгоценную ризу и надели на него богатую митру. Потом старший из них подошел к алтарю, с кристальным фиалом в руках, внутри коего видна была запекшаяся кровь. Он показывал сей фиал на все стороны как бы для некоего представления, при свете свечи, которую держал пред сосудом диакон, чтобы никто не усомнился в том, что точно в нем запеклась кровь. Тогда стал обращать в руках своих фиал, при чтении молитв и вопле женщин, до тех пор, пока действительно закипела кровь, неизвестно каким образом; во всё время свеча не отходила от фиала, чтобы можно было постепенно видеть преложение крови, и, может быть, теплота рук и огня содействовала ее кипению. Радостные вопли раздались в церкви и все устремились целовать фиал, который с торжеством показывал священник народу, и тем кончилась церемония»
Звучал текст Андрея Муравьева.
И в прошедший праздник св. Януарий оказался милостивым к неаполитанцам. Особенно, думаю, к продавцам зонтиков, потому что на радость им после окончания службы, на солнечный прежде Неаполь обрушился затяжной ливень — каких здесь давно не было.