Русская линия
Радонеж Михаил Талалай24.09.2008 

Чудо святого Януария

Каждый год 19 сентября Неаполь гуляет — выходной день — главный престольный праздник. Чудесный средневековый обычай — в день памяти небесного покровителя не работать, а ходить в церковь, прикладываться к мощам и святыням.

Главная святыня Неаполя — ковчег с честной кровью священномученика Ианнуария (Януария), и сначала несколько слов о нем.

Ианнуарий, епископ города Беневента, почитаемый Православной Церковью древний святой (память его празднуется 21 апреля) был замучен язычниками-римлянами в 305 году, во время Диоклетианова гонения. При отсекновении головы ученики священномученика собрали его останки и истекшую кровь. Засохший сгусток крови поместили в хрустальный сосуд. И вот на престольный праздник, после праздничной службы, этот сгусток разжижается. Почему? Местные считают это чудом — знаменитым чудом св. Януария, знаком благорасположения патрона. Скептики полагают это натуральным явлением, вызванным скоплением народа.

И я приложился к мощевику с сосудом и видел жидкость вместо сгустка.

Однако еще до меня у реликвии св. Януария побывали паломники российские, из воспоминаний которых я сделал небольшую антологию.

Вот что писал в 1832 году путешественник Дмитрий Горихвостов:

«Многие церкви достопримечательны здесь великолепием и древностью, особенно кафедральная. Сия церковь сохраня­ет голову и кровь св. Януария, бывшего епископа Беневентского, заступника Неаполя, обезглавленного в царствование императора Диоклитиана. В празднуемые дни сему святому, сгущенная кровь его, находящаяся в хрустальной стклянке, подносимая к голове, разжижается. В противном случае — горе Неаполю! бедствие предвозвещается, и жители поражаются ужасом».

Литератор Константин Скальковский, в 1889 году пересказал вольнодумный анекдот:

«Дело было в 1799 году, когда французы занимали Неаполь и основали эфемерную Партенопейскую республику, — пишет Скальковский. — Ду­ховенство, само собой разумеется, было на стороне Бурбонов и недо­вольно нашествием атеистов. Оно старалось внушить черни, что св. Дженаро также недоволен, почему кровь его и остается в неизменном виде. Чернь взволновалась. Но командовавший французами генерал был себе на уме. Он без длинной церемонии позвал настояте­ля собора и объявил ему, что если молитвами его священников кровь св. Дженаро не закипит, то настоятель будет в 24 часа расстрелян, и что ж? Чудо недолго заставило себя ждать; на другой же день неаполитанцы были осчастливлены известием, что покровитель их сжалился над городом и кровь его стала жидкой».

Замечательный поэт Аполлон Майков в середине XIX века написал стихотворение «Золотой архиепископ»:

Синьория и народ

Иностранцы в черных фраках,

Весь Неаполь чуда ждет.

Взоры всех на склянке с кровью,

Только кровь всё не кипит

Сан-Дженнаро, Сан-Дженнаро!

Или ты на нас сердит?

Или есть меж нами грешник?

Бейте ж в грудь себя сильней!

Бейтесь об пол головами!

Плачьте громче и сильней!

И в этом, 2008 году, должен сказать, атмосфера была очень схожей.

Но лучше всех и подробнее всех рассказал о чуде св. Януария замечательный наш духовный писатель Андрей Муравьев. Это тоже — середина XIX столетия.

В праздник Муравьев и его спутники отправились в кафедральные собор, где «успели осмотреть великолепную его ризни­цу, и красоту самого здания, еще прежде начала церемонии». Право­славным гостям из России было оказано особое уважение; они могли встать около самого престола, и таким образом видели «совершенно вблизи всё происходившее». И это — несмотря на местное поверье, согласно которому инославные христиане не должны присутствовать при чуде святого Януария. «Иногда — пишет Муравьев — по несколько часов не закипает остывшая кровь в фиале, и нередко изгоняют из церкви иноверцев, как препятствующих совершению чуда».

«Священники, в облачениях, вынесли из ризницы серебряное изваяние св. Януария, и поставив его на прес­тол, облекли в драгоценную ризу и надели на него богатую митру. Потом старший из них подошел к алтарю, с кристальным фиалом в руках, внутри коего видна была запекшаяся кровь. Он показывал сей фиал на все стороны как бы для некоего представления, при свете свечи, которую держал пред сосудом диакон, чтобы никто не усомнился в том, что точно в нем запеклась кровь. Тогда стал обра­щать в руках своих фиал, при чтении молитв и вопле женщин, до тех пор, пока действительно закипела кровь, неизвестно каким образом; во всё время свеча не отходила от фиала, чтобы можно было постепен­но видеть преложение крови, и, может быть, теплота рук и огня содейст­вовала ее кипению. Радостные вопли раздались в церкви и все устреми­лись целовать фиал, который с торжеством показывал священник народу, и тем кончилась церемония»

Звучал текст Андрея Муравьева.

И в прошедший праздник св. Януарий оказался милостивым к неаполитанцам. Особенно, думаю, к продавцам зонтиков, потому что на радость им после окончания службы, на солнечный прежде Неаполь обрушился затяжной ливень — каких здесь давно не было.

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2827


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика