Татьянин день | Ольга Богданова | 22.09.2008 |
«Она так уверовала в Бога, Она так отдалась Ему, чистым разумом, чистым сердцем, неколеблющейся волей Своей, и чистотою девства и жизни Своей, Она так Ему отдалась, что Ей было дано произнести имя Божие совершенно.
С таким благоговением, с такой любовью, что Слово стало плотью и что в Ней Бог стал человеком", — писал о Пресвятой Деве Марии митрополит Антоний Сурожский.
Жизнь Богородицы целиком была посвящена Богу. С раннего детства она жила в Иерусалимском Храме и не только не стремилась быть, как все дети, но находила особую радость в служении Господу.
Повзрослев, Она не стремилась найти хорошего жениха и удачно выйти замуж. Она хотела по-прежнему оставаться в Храме. Величайшей радостью для Марии было, когда Господь через Архангела Гавриила возвестил Ей, что Она станет Матерью Иисуса Христа.
Что же ответила Мария? «Се раба Господня». Когда Она узнала о Своем высоком предназначении, первое — Она радовалась о том, что может исполнить то, что велит Ей Господь. Через Нее совершилось величайшее чудо: Она стала Матерью Бога. Чудом было и Ее рождение — праздник, который мы отмечаем сегодня.
Родители Марии — Иоаким и Анна — жили в небольшом городке под названием Назарет. Оба они происходили из рода царя Давида. Иоаким принадлежал к колену Иудину, а отец Анны, священник Матфан, вел свой род от брата Моисея Аарона.
Иоаким и Анна были очень уважаемыми людьми. Жили они в изобилии, потому что у Иоакима было много стад и сам он был рачительным хозяином. Но главный секрет их довольства заключался в том, что они были очень верующими и праведными людьми. Каждый год они отделяли от своих доходов две трети. Одну жертвовали на Храм, другую раздавали бедным.
Между собой Богоотцы (как их называют из-за того, что по плоти они были предками Иисуса Христа) жили в мире и согласии.
Одно омрачало их жизнь — Иоаким и Анна прожили в браке уже 50 лет, а Бог все никак не давал им детей.
Праведные супруги очень печалились по этому поводу, ведь считалось, что быть бесплодным — большой позор. Если у человека нет детей, значит, Господь лишил его их за какие-то тяжкие прегрешения.
На протяжении многих столетий дети считались благословением родителей. Ведь евреи прекрасно знали, что когда-нибудь на грешной земле родится Машиах — Мессия, о Котором они читали в пророчествах. Таким образом, каждый ребенок потенциально мог быть предком Машиаха, а может быть, и одним из его родителей.
И если у мужчины или женщины не было детей, это значило, что Бог лишал их возможности быть одними из предков Спасителя по плоти, а это было великое горе.
В один из праздников Иоаким пришел в храм, чтобы принести Господу жертву и наверняка еще раз помолиться о даровании ему детей. Но некто Рувим презрительно отклонил его приношение и сказал:
— Зачем ты прежде других желаешь принести дары свои Богу? Ты недостоин этого, как бесплодный!
Этот упрек поразил Иоакима. Он оставил свою жертву и ушел из Иерусалима в пустыню, где паслись его стада. Иоаким ушел от всех людей: священников, друзей, жены, которая так же переживала о том, что у их нет детей — и горько плакал и молился Богу.
Он не роптал, но переживал, что вел грешную жизнь и потому наказан. Он пообещал не вкушать пищи и не возвращаться домой. Зачем ему было все это, если он прогневил Господа?
— Молитва и слезы будут мне пищей, а пустыня домом моим до тех пор, пока услышит и посетит меня Господь Бог Израилев!
Он хотел понять, в чем провинился, и искупить свою вину. Он вспоминал Авраама, который стал отцом в старости, и молил Бога, чтобы и он в свои года мог услышать, как его ребенок назовет его отцом.
Анне рассказали о том, что произошло с ее мужем, и это поразило ее не меньше.
Она оставалась дома и тоже почти не ела, беспрестанно моля Бога, чтобы он вернул ей мужа и дал детей.
— Разреши болезни сердца моего и разверзи узы моего неплодия! Да будет рожденное мною принесено в дар Тебе, и да благословится и прославится в нем Твое милосердие!
Бог услышал молитвы праведников и послал им Ангела, который возвестил им волю Господа. Сперва Ангел явился Анне:
— Ты зачнешь и родишь дщерь благословенную, выше всех дщерей земных. Ради Ея благословятся все роды земные, Ею дастся спасение всему миру и наречется она Мариею.
Услышав эти слова, Анна поспешила в Храм, чтобы возблагодарить Бога и подтвердить свой обет.
У Золотых ворот она встретилась с мужем. Ангел явился Иоакиму в пустыне и сказал, что у него родится дочь, «о Которой все будут радоваться». Вестник также сообщил, что знамением верности его слов будет то, что если Иоаким пойдет в Иерусалим, то у Золотых ворот встретит свою жену. Так и произошло.
Вскоре Анна зачала, а в положенный срок родила девочку, которую назвала Марией.
Это было чудесным событием, ведь Анна была уже очень немолодой женщиной. Так когда-то давно Сарра в глубокой старости зачала и родила Исаака.
«Дева Матерь родилась от неплодной, — говорит св. Иоанн Дамаскин, — потому что чудесами должно было предуготовить путь к единственной новости под солнцем, главнейшему из чудес».
«Если великое дело, что рождает неплодная, то не более ли удивительно, что рождает Дева? — пишет св. Андрей Критский. — Нужно было, чтобы Тот, Который все и в Котором все, как Господь природы, показал на праматери Своей чудо, сделавшее ее из бесплодной матерью, а потом и в Матери изменил законы природы, сделав Деву Материю и сохранив печать Девства».
Марию надо было отдать в Храм, чтобы она жила и воспитывалась в Доме Божием. Но до трех лет Мария жила у своих родителей, потому что еще нуждалась в заботе матери. Кроме того, родители ждали времени, когда Дочь сможет понять, что Она с детства посвящена Богу, и все чаще внушали Ей это, чтобы впоследствии Мария спокойно жила в Храме, не гналась за земными забавами и не скучала по родителям. Ведь Ее истинным Отцом был Господь.