Патриархия.Ru | 19.09.2008 |
В декабре 2007 года в Калуге прошла совместная конференция министерства образования и науки РФ и Русской Православной Церкви. На ней обсуждалась и была одобрена концепция включения в новое поколение госстандартов общего среднего образования предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура». Позже министр образования Андрей Фурсенко заверял, что предложения Церкви по преподаванию православия в школе будут учтены при разработке нового стандарта образования.
О том, насколько далеко продвинулись власти и Церковь в реализации достигнутых соглашений, в интервью «Интерфакс-Религия» рассказал активный участник диалога по этому вопросу, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент.
— Ваше Высокопреосвященство, есть ли подвижки в реализации достигнутых на конференции в Калуге договоренностей по вопросу изучения «Основ православной культуры»?
— С 2009 года планируется введение нового стандарта общего образования. Он предусматривает новую структуру учебного плана, где теперь не будет регионального и школьного компонентов, поскольку в 2007 году были приняты поправки в закон РФ «Об образовании», отменяющие их. Но преимущественно за счет этих компонентов ведется преподавание православной культуры во многих регионах и школах. В 14 регионах начальная школа должна перейти на новый стандарт уже с этого учебного года, через год-два перейдут и все другие школы страны.
Разнообразные курсы по православной культуре изучают уже в разных регионах. Преподают их учителя общеобразовательных школ, и, конечно, никакие изменения стандарта не должны создавать трудностей для этой практики. Напротив, они должны способствовать развитию более благоприятных условий. С участием светских специалистов, профессионально занимающихся этой темой, еще в 2006 году были разработаны предложения, позволяющие нормально продолжать такое преподавание в новых условиях. Они были переданы в министерство образования, а позже — оформлены в соответствующую концепцию, которая обсуждалась на специально организованной для этого конференции в Калуге с участием министра образования и науки Андрея Фурсенко, руководителей системы образования из более чем 40 регионов России и представителей наших епархий. Концепция была одобрена, что видно из резолюции, а 27 декабря 2007 года итоги конференции и резолюцию одобрил Священный Синод.
В решениях конференции содержатся рекомендации Российской академии образования, ответственной за разработку нового стандарта: организовать работу на основе указанной концепции. Однако прошло уже более полугода, а работа так и не начата, решение не выполнено. Такая ситуация требует скорейшего исправления.
— Сообщалось, что эта концепция сейчас обсуждается специально созданной рабочей группой при президиуме Российской академии образования. Там же якобы идет разработка некого пособия по духовно-нравственной культуре для учителей начальной школы. Что это за пособие?
— Никакого предмета «Духовно-нравственная культура» мы не знаем и никакими пособиями для учителей или учеников по такому предмету или курсу заниматься не будем.
Отмечу, что есть попытки подменить преподавание отдельных предметов по православной, исламской и другим религиозным традициям по выбору на единый и обязательный курс фактически по истории религий, и тот, кто хочет это осуществить, играет на межконфессиональных разногласиях.
Наша позиция — в том, что преподавание религии должно быть раздельным и с соблюдением прав родителей на выбор предмета для их детей. Владимир Владимирович Путин на встрече с епископатом, принимавшим участие в праздновании 90-летия восстановления патриаршества, высказался за добровольное, по выбору преподавание в школах предметов по российским религиям. В нашей работе превалируют не мнения, а документы. В резолюции калужской конференции зафиксировано одобрение нашей концепции, поэтому наша концепция является предложением, согласованным с министерством.
— Насколько реально, по-Вашему, интегрировать эту концепцию в существующую образовательную систему?
— Концепция создана специалистами, педагогами, в том числе работающими в Российской академии образования, знающими и отечественный, и зарубежный опыт. В учебном плане стоят группа предметов по религиозной культуре и предмет по внерелигиозной этике для нерелигиозной части общества. Все — по выбору семьи ребенка, его родителей. Никаких сложностей с реализацией такой схемы нет.
Напомню, что наша концепция подготовлена на основе предложений совета Общественной палаты РФ по вопросам изучения религиозной культуры в системе образования от 29 ноября 2006 года. Сами предложения были выработаны в ответ на обращение министра Фурсенко. Обсуждение и принятие рекомендаций министерству образования проходило в трех комиссиях с участием ученых, представителей разных мировоззренческих групп, религиозных организаций.
Наша концепция соответствует законодательству, учитывает интересы последователей других религий и нерелигиозной части общества. Это модель, по которой желающим изучать разные религиозные традиции можно преподавать на одних и тех же основаниях. По подобной модели работают школы большинства европейских стран. Например, в Бельгии, в католической Литве православие в государственных школах по той же схеме могут изучать дети из русских семей.
При этом подчеркну, что реализация данной модели не требует согласования со всеми религиозными организациями. Удовлетворение в школе специфических образовательных потребностей православных не может ставиться в зависимость от отношения к этому других религий.
— С одной стороны, Церковь достигла принципиальной договоренности с министерством образования по вопросу включения предмета по православной культуре в основную школьную программу на основе свободы выбора. С другой — необходимые для этого материалы в РАО пока не разрабатываются…
— Сейчас пора выходить на разработку и принятие полномасштабной государственной программы развития духовно-нравственного православно ориентированного образования в российской школе — программы, аналогичной той, которая реализуется по исламскому образованию.
Период обновления школьных стандартов неуклонно приближается. И после конференции в Калуге необходимость сохранения преподавания учебных курсов православной культуры в составе основной части школьной программы стала еще более очевидной. Такие курсы стали неотъемлемой частью школьной жизни во многих регионах. Причем, по данным министерства образования и Общественной палаты, наибольшее развитие пока имеет изучение детьми вовсе не православной культуры, а предметов по исламу и иудаизму.
— Как Церковь намерена дальше выстраивать диалог с государством по вопросу образования?
— Конструктивное взаимодействие с Российской академией образования, министерством образования как заказчиком проекта нового стандарта общего образования может строиться с учетом принципиальных позиций, обеспечивающих интересы православных людей в сфере образования. Прежде всего надо незамедлительно начать конструктивную работу в РАО на основе одобренной концепции. Для этого есть все необходимое, и дело только в доброй воле и понимании руководства РАО.
В процессе поэтапного введения нового стандарта необходимо обеспечить сохранение преподавания православной культуры там, где оно уже ведется. В регионы (Московскую, Калининградскую, Ярославскую и другие области), где в 2008—2009 учебном году проходит апробация нового стандарта, должен быть направлен вариант учебного (образовательного) плана, включающий предмет «Православная культура» («ОПК» и другие курсы православной культуры) в основной сетке часов. Такое предложение также высказали недавно ряд академиков и членов-корреспондентов РАО. Мы будем добиваться возможности изучать в государственных и муниципальных школах своих православных традиций и культуры для детей из православных семей. Это не «клерикализация школы», а нормальная деятельность демократического государства по удовлетворению образовательных потребностей своих граждан.
Надо понимать, что речь идет о базовых интересах и правах, определяющих социальное самочувствие людей и гармоничное развитие нашего государства. О праве свободно приобщать своих детей в общедоступной российской школе к духовным и нравственным ценностям, в том числе к православным, давать детям образование и воспитание, соответствующие этим ценностям, традициям и культуре. Речь идет и о равенстве прав и свобод граждан в сфере образования — вне зависимости от их отношения к религии и религиозной принадлежности.
Наше участие в любых обсуждениях вопросов преподавания знаний о нашей религиозной традиции, духовно-нравственного образования детей на основе наших традиций с министерством, Академией образования всегда будет идти по линии обеспечения гражданских прав православного сообщества. Если для общества очевидна польза от изучения детьми «Основ православной культуры», воспитания детей на основе отечественных духовных ценностей и нравственных традиций, то разработчики стандарта должны считаться с этим, учитывать запросы людей и брать их за основу своей работы.
Руководители разработки проекта нового стандарта заявляют о необходимости его широкого общественного обсуждения, понимания его как «общественного договора». Такое обсуждение проходило, и Церковь по благословению Святейшего Патриарха также принимала в этом участие. Хочу воспользоваться случаем и поблагодарить тех архиереев, которые активно участвовали в этом, организовав обсуждение в епархиях, и хочу сказать, что такая работа должна стать постоянным делом епархиальных структур. Содержание общего образования, знания и ценности, которые лежат в основе диалога старшего поколения с детьми, молодежью, вопросы изучения православия в российских школах и вузах должны быть темой работы, постоянно проводимой церковно-педагогическим сообществом и в родительских объединениях по регионам. Дети — будущее нашего народа, их воспитание и образование, их судьба для всех нас должны быть постоянной заботой и приоритетом.
Весной и в начале лета во многих епархиях рассматривались концепция проекта и материалы по начальной школе, программы воспитания. В обсуждениях приняли участие уже тысячи родителей, педагогов, специалистов. Мы планируем опубликовать наиболее содержательные отзывы из регионов и епархий, направить результаты обсуждения в министерство образования и науки, в РАО, непосредственно разработчикам стандартов. Затем планируется подготовить итоговую обобщающую рецензию.
19 сентября будет проводиться большой образовательный форум в Ярославле с подведением итогов ежегодного всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». Там состоится обсуждение всех этих вопросов, одна из секций будет специально посвящена «проблеме стандарта». Это сейчас особенно актуальные вопросы для регионов Центрального федерального округа. Участники из областей Центральной России расскажут об обсуждении проекта стандарта, достижениях и трудностях в преподавании православной культуры. Будем продвигаться в этом направлении и терпеливо разъяснять нашу позицию.