Русская линия
Православие.Ru Дмитрий Рар15.09.2008 

«Дело протоиерея Алексия Мальцева продолжается и сегодня»
Беседа с Дмитрием Раром, председателем Свято-Князь-Владимирского братства

Вот уже более ста лет в Германии действует просветительско-благотворительное общество «Свято-Князь-Владимирское братство» — старейшее русское православное общество на немецкой земле. Последние несколько лет председателем братства является Дмитрий Рар.

— Дмитрий, когда вы стали членом братства?

— Наша семья — родители и большинство детей — вступила в братство 28 мая 1983 года. Мне тогда было 19 лет. Я родился в Германии и вырос в Русской Зарубежной Церкви. А председателем братства меня выбрали в 2004 году, когда мой ныне покойный отец Глеб Александрович Рар (1922−2006) ушел по возрасту с этой должности, которую он занимал с 1983 года. Правление нашего братства старается бережно сохранять традиции, заложенные протоиереем Алексием Мальцевым (1854−1915). Как члены братства, все мы объединены не только в духе православной молитвы, но и в духе народности и всеславянства, как это было задумано организатором братства еще 118 лет назад.

— Расскажите, как было создано братство, которое называют «живым наследием великой России на немецкой земле».

— Свято-Князь-Владимирское братство по праву считается самым старым русским обществом в Германии. Начало создания первого за пределами России просветительско-благотворительного общества положил в конце XIX века протоиерей Алексий Петрович Мальцев. Первые десятилетия существования братства принято называть «золотым веком». И оснований для этого предостаточно. Братство под руководством протоиерея Алексия Мальцева пользовалось полной поддержкой Русской Православной Церкви, Российского государства и российской общественности.

Видя, как многие российские подданные, оказавшихся по тем или иным причинам за пределами своей Родины, бедствуют в Берлине и других германских городах, отец Алексий решил организовать благотворительное братство для духовного окормления соотечественников на чужбине и материальной помощи им. В марте 1890 года при российском посольстве в Берлине он создает Свято-Князь-Владимирское братство, в задачи которого входит помощь нуждающимся российским гражданам любого христианского исповедания и православным христианам любой национальности. Возле Тегеля, к северо-западу от Берлина, братство в 1892 году соорудило кладбище с храмом во имя святых Константина и Елены, а в 1895 году — дом имени императора Александра III (так называемый братский дом) с мастерскими, садовым хозяйством, типографией. Здесь попавшие в беду люди могли временно остановиться и своим трудом заработать необходимые деньги для возвращения в Отечество.

Первым обитателем братского дома в ноябре 1896 года стал иерей Василий Гёкен с супругою, а с сентября 1897 года здесь поселился и сам протоиерей Алексий Мальцев. Дом стал служить приютом для русских людей, которым предоставлялись на льготных условиях жилые помещения. В доме были большая русская библиотека (около трех тысяч книг), музей истории русской армии за границей, в котором хранились иконы и кресты, а также картины, гравюры, рукописи, монеты, медали и другие предметы, имеющие отношение к Православию или русской истории. В подвальном помещении располагались разные мастерские: столярная, малярная, переплетная, свечная. Рядом с домом находилась цветочная оранжерея. Это была своего рода трудовая колония, настолько хорошо организованная, что на получаемые доходы она могла оказывать существенную помощь всем тем, кто просил у братства поддержки.

Братство находилось под личным покровительством великого князя Владимира Александровича (брата императора Александра III). Почетными членами братства считались такие известные в Русской Церкви люди, как святители Феофан Затворник и Николай Японский, праведный Иоанн Кронштадтский, великая княгиня Елизавета Федоровна, великий князь Павел Александрович и другие. По традиции, посол Российской империи считался почетным председателем общих собраний братства, в то время как председателями братства избирались такие советники посольства, как М.Н. Муравьев (1890), Н.В. Чарыков (1893), Н.И. Булацель (1904) и другие.

Братство, пользовавшееся широкой общественной поддержкой в России, помимо благотворительной деятельности занималось и сооружением русских православных храмов в Германии: в Бад-Гомбурге (1899), Бад-Киссингене (1901), Герберсдорфе (1901), Гамбурге (1901−1902), Бад-Наугейме (1908), Бад-Брюккенау (1908), Бад-Вильдунгене (1912) и Данциге (1913). К сожалению, братство не успело воздвигнуть планируемый православный собор в Берлине, так как начавшаяся Первая мировая война и события 1917 года в России оборвали «золотой век» братства. Кроме того, и само братство понесло тяжелую утрату: в 1915 году в Кисловодске скончался протоиерей Алексий Мальцев.

— Какова была судьба братства после всех этих печальных событий?

— Судя по той информации, которая имеется в нашем архиве в Бад-Киссингене, большинство членов братства были физически уничтожены большевиками, однако некоторым удалось бежать за границу. В конце 1918 года в Берлине неким Н.П. Жилинским было создано общество под названием «Греко-католическая община „Владимирское братство“», претендовавшее на правопреемственность и имущество старого братства. После установления Германией в 1922 году дипломатических отношений с Советской Россией, большевики стали недвижимость братства требовать себе. Пришлось несколько раз судиться. В ноябре 1927 года берлинский земельный суд, а затем и имперский суд вынесли решение в пользу братства, окончательно отклонив претензии и параллельного «братства», и советских органов. И еще в 1919—1922 годах в Берлине по инициативе и под председательством Сергея Дмитриевича Боткина, одного из представителей «белого» русского правительства на немецкой земле и одновременно председателя Русского комитета Красного Креста и Комитета по делам русских беженцев, братство было восстановлено как организация с правами юридического лица. При братском доме какое-то время существовали русская школа и общежитие для инвалидов Первой мировой войны. Братский уголок в Тегеле в известной мере был и центром военно-политической эмиграции в Берлине. На кладбище хоронили русских воинов, и здесь была устроена братская могила участников великой (Первой мировой. — А.Х.) и гражданской войн.

Финансовой поддержки с Родины у братства, конечно, не было. А тех средств, которые были в казне братства, едва хватало на содержание храмов в Тегеле, Гамбурге, Бад-Киссингене, Бад-Наугейме и Герберсдорфе. В Бад-Гомбурге храм и дом при нем во время Первой мировой войны перешли во владение города и уже больше никогда не были возвращены братству. Временные домовые церкви в Данциге, Бад-Брюккенау и Бад-Вильдунгене пришлось по разным объективным причинам закрыть. Центром братства продолжал быть участок в Тегеле.

В 1936 году С.Д. Боткин переехал в Париж, и всеми делами братства фактически стал управлять его заместитель, председатель Общества русских инвалидов в Германии генерал-майор Николай Иванович Глобачев, а председателем братства была избрана княжна Вера Константиновна. Вот они-то самоотверженно боролись за дальнейшее существование братства. Вскоре братство было вынуждено отказаться и от своего «церковного нейтралитета» и включиться в структуры РПЦЗ. Незадолго до начала Второй мировой войны под давлением германских властей, желавших объединить русские православные приходы и существовавшие в то время церковные общества в единую церковную юрисдикцию, братство в 1938 году заключило соглашение с Германской епархией Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) об окормлении ею всех «братских» храмов, подчинявшихся до этого Западно-Европейской епархии митрополита Евлогия (Георгиевского).

— Изменились ли положение и деятельность братства после Второй мировой войны?

— Да, изменения произошли, и немалые. В апреле 1945 года наш братский центр в Берлине-Тегеле, как и все другие здания в городе, был сильно разрушен и разграблен, бесследно исчез его ценнейший архив. Все, что осталось, оккупантами было передано новосозданному приходу Московской Патриархии в Берлине. Управляющий делами братства Н.И. Глобачев был похищен НКВД в мае 1945 года и год спустя погиб в советском ГУЛАГе. Председателю братства княжне Вере Константиновне и новому управляющему делами барону Михаилу Михайловичу Медему из Гамбурга пришлось опять бороться за восстановление юридического статуса братства. В послевоенные годы стала постепенно налаживаться деятельность братства, особенно в тех городах Западной Германии, где находились наши «братские» храмы. Одно из церковных зданий братства в Герберсдорфе оказалось в пределах Польши и местными властями сначала было превращено в морг, а затем. в жилой дом.

В последующие десятилетия братству под председательством Николая Николаевича Герарда (1954−1963) и Николая Федоровича Фабрициуса (1963−1967) пришлось вести длительную борьбу за возвращение оставшегося имущества в Тегеле. Кстати, дееспособным братство из-за многолетних судебных споров с параллельным «братством» стало только в конце мая 1961 года, когда на общем его собрании в Берлине-Шарлоттенбурге было выбрано работоспособное правление. Поскольку братство фактически не владело уже своим участком в Берлине-Тегеле, то оно обосновалось теперь в Бад-Киссингене. И вот в 1967 году германские суды всех инстанций вынесли наконец-то окончательное решение: все братское имущество должно быть возвращено его законному владельцу — братству. Но это судебное решение не было исполнено.

Братство было фактически разорено долголетним судебным процессом, и члены его правления разуверились в том, что в обозримом будущем они смогут получить назад братское имущество в Тегеле. Тогда братство под председательством Александра Антоновича Шпаковича (1967−1971) приняло решение о продаже имущества в Тегеле городу Берлину с тем, чтобы после падения социалистического режима братству была возвращена его территория. Русским православным кладбищем Берлин разрешил пользоваться Московской Патриархии. Исторический дом русского императора Александра III был продан одному коммерческому предприятию, которое, однако, в 1975 году этот дом снесло, выстроив на его месте современное коммерческое здание.

В 1970-е годы, когда во главе правления братства находился Лев Николаевич Серов (1971−1983), на ту сумму, которое получило братство за продажу имущества в Тегеле, начали строить жилые дома в Бад-Киссингене, так что вырученные от квартиросъемщиков деньги стали фактически главным источником доходов братства. Эти средства тратились на ремонт и содержание «братских» храмов. Попутно замечу, что, согласно Уставу братства, члены его правления и все рядовые члены братства «не преследуют целей собственной экономической выгоды». Это означает, что все финансовые средства могут быть использованы только для целей, предусмотренных нашим Уставом. Сами члены братства тоже не получают никаких платежей из казны братства.

— В первые годы деятельности братства оно насчитывало около 400 членов, причем среди них было немало представителей российских дипломатических кругов, аристократической элиты, банкиров и известных меценатов. А сегодня кто члены братства?

— К началу великой войны 1914 года братство насчитывало даже около двух тысяч членов! В настоящее время в братстве во много раз меньше членов — всего 45. Знаменитых людей в нашем обществе, к сожалению, после кончины княжны Веры Константиновны, княгини Марии Илларионовны, А.П. Столыпина, Н.Д. Тальберга, А.А. Лампе и других уже не осталось. Однако все же есть потомки великих россиян. Среди наших членов Дмитрий Аркадьевич Столыпин, Ирина Дмитриевна Игнатьева, барон Михаил Николаевич Медем, графиня Анастасия Михайловна Беннигсен. В основном нашими членами являются потомки русских эмигрантов. Но имеются и так называемые в нашем кругу «новоприбывшие», то есть те, кто переехал в Германию в последние 15 лет. Члены нашего братства — церковные люди, прихожане из разных епархий РПЦЗ и Московской Патриархии. В основном они живут во Франкфурте-на-Майне, Дюссельдорфе, Мюнхене, Дрездене и некоторых других городах. Все они чем могут, тем и помогают братству. Так, в Дрездене группа наших активистов помогает содержать в порядке старые русские могилы на городских кладбищах, осуществляя, таким образом, одну из задач нашего общества. Эта же работе ведется и в Бад-Киссингене, Франкфурте-на-Майне, где члены нашего братства посещают православные захоронения времен Первой и Второй мировых войн. Нашими членами опекается и находящееся недалеко от Бад-Киссингена военное кладбище Лагер-Хаммельбург, где нашли покой около трех тысяч русских военнопленных.

— А немцы среди членов братства есть?

— Да. Членами братства состоят не только русские люди, но и немцы, перешедшие в Православие или воспитанные в Православии. Кроме того, среди членов братства есть один венгр, один американец, а также два-три человека еврейской национальности. Однако для нас важно, чтобы каждый член братства обязательно придерживался русской культуры.

— До 1915 года членами братства были люди, живущие не только в Германии, но и в России. Могут ли, например, сегодня граждане России стать членами Свято-Князь-Владимирского братства?

— Конечно. Членом братства может стать любой православный христианин, который желает на деле помогать церковному и «братскому» делу. Его местожительство может быть и в Германии, и в любой другой стране. По этому вопросу лучше всего письменно обратиться к нам. Адрес правления братства указан на нашем сайте: www. bratstvo.de.

Члены нашего братства жили и живут за пределами Германии в разных странах мира: в России, Франции, Бельгии, Швейцарии, США. У нас давно была идея привлечь старых и новых членов братства к созданию местных попечительств для оказания содействия Свято-Князь-Владимирскому братству в выполнении им своего предназначения. Как говорится, «чтобы свеча не угасла».

— Изменялись ли основные цели и задачи братства на протяжении 118 лет его существования? Или они остались прежними? Ведь в Устав братства вносились различные поправки и дополнения.

— Устав братства за все это время по сути своей не изменился. Братство преследует все те же цели и старается заниматься все той же деятельностью. Самое главное: здесь, в Германии, дело протоиерея Алексия Мальцева продолжается.

Конечно, с течением времени несколько раз приходилось приспосабливать те или иные положения Устава к внешним обстоятельствам и требованиям властей. До 1914 года братство в Германии не считалось официально зарегистрированным обществом, и его Устав отвечал нормам Русской Церкви и Российской империи. Когда братство в 1920-е годы было оформлено как юридическое лицо, пришлось приспосабливать Устав к требованиям прусских властей. Следующее значительное изменение Устава было совершено лишь в 1993 году, когда многие члены братства посчитали нужным закрепить в Уставе поддержку братством именно Германской епархии РПЦЗ, а не просто Русской Церкви, как это было указано в Уставе с 1888 года. Кстати, ныне некоторые члены братства ратуют за возвращение к старой формулировке. Все остальные изменения были не слишком существенными и касались всего лишь тех или иных формулировок, которые были предписаны властями (участковым судом и финансовым управлением).

Сейчас наше Свято-Князь-Владимирское братство на немецком языке именуется как «Bruderschaft des heiligen Fuersten Wladimir e.V. Bratstwo». Местопребыванием его правления является город Бад-Киссинген, расположенный в северной части федеральной земли Бавария. Братство преследует цель оказания поддержки Германской епархии РПЦЗ в ее деятельности, преимущественно в области благотворительности и в осуществлении ухода и сохранения церковных зданий братства в Бад-Киссингене и Бад-Наугейме, а также по возможности в Берлине-Тегеле, Бад-Гомбурге, Герберсдорфе (ныне — Соколовско, Польша) и Гамбурге. Кроме того, братство оказывает помощь нуждающимся православным христианам, а также детям в России.

Помимо этого мы стремимся заботиться о сохранении русских могил на территории Германии. В связи с этим важным и нелегким делом мы связались с Посольством Российской Федерации в Берлине, согласовали там совместные планы деятельности и надеемся на взаимное сотрудничество. Мы хотим, чтобы забота о старых захоронениях русских людей в Германии осуществлялась на самом высоком уровне.

— Вне сомнений, это дело заслуживает внимания и всяческой поддержки. Однако вам, наверно, известно и то, что могила основателя братства протоиерея Алексия Мальцева на Никольском кладбище в Санкт-Петербурге находится, к сожалению, в запущенном состоянии.

— Мы знаем об этом и сейчас прорабатываем вопросотносительно могильного памятника основателю нашего братства. Я был в городе на Неве и в этом году докладывал на годовом собрании, что Никольское кладбище в советское время пришло в полное запустение. Многие могилы повреждены, но могила нашего незабвенного отца Алексия уцелела. Администрации кладбища были оставлены координаты братства, чтобы они держали нас в курсе дел о состоянии могилы. Об уходе за могилой мы переговорили с ректоратом Санкт-Петербургской духовной семинарии.

— Сейчас все больше верующих людей в Германии склоняются к тому, что протоиерея Алексия Мальцева, возможно, когда-нибудь прославят как местно чтимого святого. А что вы думаете по этому поводу?

— Да не только я, как председатель братства, но и все наши члены давно говорим об этом. Однако этот вопрос должны сначала решить в двух наших Германских епархиях. Эта идея, думаю, была бы поддержана всеми православными верующими как в Германии, так и в России. Протоиерей Алексий Мальцев очень много сделал для Русской Православной Церкви. Ведь он известен и как богослов и переводчик. Его переводы множества богослужебных книг на немецкий язык до сегодняшнего дня остаются основой для богослужений на немецком языке. За свои труды отец Алексий был удостоен целого ряда церковных наград. Он был членом Санкт-Петербургской, Московской, Казанской духовных академий, Русского императорского Палестинского общества, Общества православных соединенных братств Нью-Йоркского округа, Королевского греческого археологического общества, Королевского сербского общества святого Саввы и других. В 1898 году он был возведен в потомственное российское дворянство. В 1907 году он должен был стать преемником архиепископа Алеутского Тихона в Америке, причем в его случае Синод даже не настаивал на пострижении. Однако отец Алексий отказался от этого предложения. И почему? Ради братства и своей службы на церковной ниве в Германии.

Лично я считаю, что самым правильным было бы прославить протоиерея Алексия Мальцева к 100-летней годовщине его смерти, то есть в 2015 году.

Наше братство в 2004 году торжественно отметило 150-летие со дня рождения его незабвенного основателя — протоиерея Алексия Мальцева. За год до этого события в память об основателе нашего братства в Бад-Наугейме рядом с нашим храмом был освящен переулок Алексия Мальцева (Alexej-Malzew-Ga?chen).

— Этот акт произошел уже в период вашего управления братством?

— Нет, тогда еще председателем братства был мой отец Глеб Александрович, по чьей инициативе, кстати, и было дано название этому ранее безымянному переулку. Вообще у моего ушедшего на покой в 2004 году отца было много мыслей и идей по поводу братства. Он стремился в новых исторических условиях вернуть братству его прежние задачи, связанные с благотворительностью и просветительской деятельностью. Под его председательством братство, хотя и в ограниченном виде, но восстановило благотворительную помощь, в основном детям в России. С 1990 года братство стало налаживать связи с иерархией Московского Патриархата и ее приходом в Тегеле. Частично удалось восстановить церковно-просветительскую, а также издательскую деятельность. В 1994 году протоиерей Евгений Цебульский при поддержке моего отца и под покровительством братства смог восстановить и вернуть Церкви храм в Герберсдорфе (ныне — Соколовско, Польша). В 1995 году братство вынуждено было продать свой нерентабельный дом в Гамбурге и закрыть находящийся в нем Николаевский храм, иконостас которого был передан в Россию.

— А с чем была связана нашумевшая тогда история, когда в самом братстве и мюнхенском приходе РПЦЗ начались нестроения, так что кое-кто даже покинул братство?

— С иконостасом, который называли «Суворовским», или «Мемельским». Когда в годы Семилетней войны Восточная Пруссия короткое время входила в состав Российской империи, то комендантом городов присоединенной провинции стал отец будущего полководца Василий Суворов. По его ходатайству и по личному указанию императрицы Елизаветы Петровны, для русской армии был написан иконостас и направлен в Мемель (нынешнюю Клайпеду), бывший в то время одним из центров расположения русских войск. После возвращения Пруссии этих земель иконостас перевезли в Санкт-Петербург, затем он оказался в Стокгольме, позже — в Гамбурге. В конце концов иконостас стал собственностью Свято-Князь-Владимирского братства. Николаевская церковь в Гамбурге, где он находился, занимала особое место среди наших братских храмов. В отличие от других церквей, этот домовый храм с самого начала его создания имел временный характер и должен был функционировать лишь до сооружения в Гамбурге настоящей и большой церкви. После того как в этом городе в 1965 году был сооружен Прокопиевский собор, богослужения в домовом храме стали очень редкими. Для нашего братства положение в Гамбурге осложнялось еще и тем, что, из-за заключенных в свое время крайне невыгодных для нас договоров с жильцами «братского» дома, практически не было возможности повышать там квартирную плату. А в то время расходы по содержанию жилого здания, сдаваемого в аренду, все более росли. Поэтому уже давно некоторые члены правления и рядовые члены братства стали говорить о расформировании нерентабельного храма и превращении его в доходную жилую квартиру. Глеб Александрович Рар сначала противился таким планам. Все ухудшающееся состояние здания и связанные с ним необходимые ремонтные расходы грозили братству финансовым крахом. Поэтому в 1994 году было принято нелегкое для членов нашего братства решение продать этот гамбургский дом и соответственно закрыть находящуюся в нем домовую церковь, вся утварь которого уже была вывезена в церкви Бад-Киссингена и Бад-Наугейма.

«Мемельский», или «Суворовский», иконостас мой отец, по просьбе руководства Московского Патриархата, передал в Россию. Там он после тщательной и длительной реставрации в мастерской Третьяковской галереи был установлен во вновь выстроенном в Королевце (в так называемом теперь Калининграде) соборе Христа Спасителя, в его нижнем храме воинской славы, посвященном всем русским воинам, погибшим в Семилетней войне, в войне с Наполеонам, а также в Первую и Вторую мировые войны на территории нынешнего Балтийского края.

То обстоятельство, что иконостас был передан в Россию без согласия на то правящего архиерея Германской епархии, вызвало негодование в среде некоторой части нашего братства и осложнило его отношения с Германской епархией РПЦЗ. Хотя, по действующему соглашению братства с епархией, такого согласия вообще не требовалось.

Призывая в 1996 году все конфликтующие стороны к примирению и дальнейшему конструктивному сотрудничеству, Глеб Александрович Рар обратился к братству «вступить на новый этап своего развития, чтобы оно вновь стало деятельным и вернуло себе уважение, которым оно некогда пользовалось».

— А чем для братства был знаменателен нынешний год?

— Помимо содержания своих храмов, поддержки приходов в ремонте и реставрации церковных зданий мы занимались церковно-просветительской работой, организовывали чтение докладов, проводили благотворительные концерты, оказывали материальную помощь нуждающимся детям в России. Недавно братство оказало финансовую помощь одному детскому дому под Петроградом. Дирекция этого детского дома смогла восстановить в нем водоснабжение и отопление.

Сейчас в Бад-Киссингене в крипте под храмом мы устраиваем музей истории Русской Православной Церкви в Германии, в экспозиции которого будут представлены и материалы об истории русской эмиграции на немецкой земле. Хотим воздвигнуть на церковном участке в Бад-Киссингене небольшой мемориальный камень в память о жертвах прошедших войн и репрессий, имевших место в XX столетии. На территории храма в Герберсдорфе (Соколовско) настоятель храма и член братства протоиерей Евгений Цебульский при поддержке братства создает мемориал (вместе с музеем в крипте храма) в память о жертвах репрессий, в частности узников бывшего концлагеря Гросс-Розен, располагавшегося недалеко от храма.

Минувшим летом мы торжественно отметили два больших юбилея: 100-летие со дня освящения нашего православного храма во имя святителя Иннокентия, епископа Иркутского, и преподобного Серафима Саровского в Бад-Наугейме, что недалеко от Франкфурта-на-Майне, и 100-летие со дня основания православного храма святой Марии Магдалины в Бад-Брюккенау, в Баварии.

В июле в Бад-Наугейме состоялись Божественная литургия и крестный ход вокруг храма; храм этот, кстати, в 1910 году посетил император Николай II с семьей, о чем сегодня свидетельствует памятная мемориальная доска на западной стене храма. Примечательно, что этот праздник православной общины в Бад-Наугейме по инициативе городских властей дал старт так называемой Русской неделе в городе, в рамках которой успешно прошел «Бал царицы Александры» в курортном зале местной гостиницы «Dolce».

В августе в Бад-Брюккенау тоже состоялись Божественная литургия, а затем и торжественный прием в память о бывшей домовой церкви святой Марии Магдалины, которая была открыта сто лет назад на первом этаже местной гостиницы «Bellevue». Она действовала, правда, только с 1908 по 1920 годы. По инициативе братства была освящена памятная доска на стене ресторана «Bellevue», рассказывающая о существовании здесь русской православной церкви, к сожалению упраздненной и исчезнувшей с православной карты Германии. Замечу, что устроителями этой домовой церкви были почетные члены братства супруги Будберг: баронесса Мария Александровна (урожденная княжна Кугушева) и известный дипломат барон Андрей Андреевич Будберг. 4 августа 1908 года эту домовую церковь во имя равноапостольной Марии Магдалины освятил епископ Кронштадтский Владимир (Путята). В курортные сезоны первого десятилетия XX века в Бад-Брюккенау на водах пребывало до двух с половиной тысяч человек. Многие из них посещали богослужения в домовой церкви, где поочередно служили лечившиеся в Бад-Брюккенау российские священники.

В двух курортных городах — Бад-Брюккенау и Бад-Наугейм — для многочисленных гостей праздничных мероприятий были прочитаны на немецком языке доклады об истории местных православных храмов и деятельности нашего братства в Германии. После этого мы организовали для местных жителей бесплатные концерты русской духовной музыки и пения с участием московских артистов.

— Ведете ли вы летопись всех проводимых мероприятий? Или, может быть, выпускаете какие-то печатные издания?

— Несколько раз в году мы издаем на русском языке (однако сразу вынужден признаться, что в последнее время издаем нерегулярно) «Братский вестник», основанный в 1996 году моим покойным отцом Глебом Александровичем Раром. Это своего рода бюллетень для членов братства, его друзей и единомышленников. Этот журнал-сборник имеет подзаголовок «Оповещения правления Свято-Князь-Владимирского братства». В нем мы освещаем жизнь и деятельность нашего общества, а также публикуем различные материалы церковно-исторического содержания. В нем находят отражение и годовые отчеты, различные справочные материалы, например об истории храмов братства.

Популярностью среди членов нашего общества пользуется и бюллетень «Сообщения средств массовой информации о церковной, общественной и политической жизни в России и Зарубежье». А нерегулярно издаем «Братский вестник» потому, что у нас нет достаточных для этого сил: мало кто из 45 наших членов имеет журналистский опыт, так что волей-неволей в основном именно мне, как председателю братства, приходится заниматься изданием «Братского вестника».

— Вероятно, на посту руководителя братства вы встречаете и другие трудности?

— И еще сколько! Не скрою, для меня это большие честь и ответственность — возглавлять самое старое русское общество в Германии, особенно учитывая тот факт, что в его рядах состояли такие почетные люди, которые впоследствии были прославлены Русской Православной Церковью. С одной стороны, это честь и радость, а с другой — большая ответственность. Моя деятельность в братстве занимает практически все мое свободное от основной работы время. А это, признаюсь, нелегко.

Честно говоря, я очень переживаю, что со стороны получаю мало поддержки. А если говорить о трудностях, то они с каждым годом у братства не убывают, а возрастают. Заметьте, все члены нашего общества — в основном люди престарелого возраста, особенно из числа русских эмигрантов, а молодежи, то есть новых и достаточно активных сил, недостает. Притом после объединения Русской Православной Церкви у нас в братстве еще не налажены должным образом тесные связи с двумя русскими епархиями в Германии, которые еще не в достаточной мере оценивают значение нашего старого общества. Так, вопреки всем обычаям нашей Русской Зарубежной Церкви, братство в 2006 году не было приглашено на IV Всезарубежный Собор в Сан-Франциско и до сих пор не получило вразумительного ответа по поводу причин такого отказа. А с Берлинской епархией Московского Патриархата мы вот уже два года не можем договориться о совместном управлении нашим участком в Берлине-Тегеле — «колыбели» братства. Однако, я думаю, это дело поправимое, и когда-нибудь в наших отношениях все наладится.

Главное, что дело, которому протоиерей Алексий Мальцев посвятил всю свою жизнь, не кануло в лету. Хотя и во много меньших и скромных масштабах, но братство все же продолжает свою работу. Думаю, что и далее совместными усилиями всех членов нашего братства и в гармоничном сотрудничестве с церковной иерархией двух наших Германских епархий мы сможем достойно продолжать на немецкой земле дело нашего незабвенного протоиерея Алексия Мальцева.

Беседовал Анатолий Холодюк (Франкфурт-на-Майне — Мюнхен)

http://www.pravoslavie.ru/guest/80 912 103 023


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика