Русская линия
Православная газета г. Екатеринбург Пётр Мультатули15.09.2008 

Историк Петр Мультатули: «Император Николай Второй — исключительная личность в истории России».
Беседа в эфире православного телеканала «Союз»

— Здравствуйте, дорогие друзья! В эфире программа «Духовное возрождение России», в студии ведущая Полина Митрофанова. Сегодня у нас в студии гость из Москвы, Петр Валентинович Мультатули — историк, исследователь судьбы и эпохи царствования Николая II.

Здравствуйте, Петр Валентинович!

— Здравствуйте.

— Петр Валентинович, когда у Вас появился интерес к теме правления Императора Николая II? Наверное, неправильно говорить, что это сугубо личные мотивы? Я скажу нашим зрителям, что Вы — правнук Ивана Михайловича Харитонова, повара Царской Семьи. Но я думаю, не только это стало побудительным мотивом?
- Нет, конечно. Но прежде я хочу поприветствовать жителей Екатеринбурга; я не был здесь девять лет — в 2000 году мы были здесь последний раз. Город неузнаваемо меняется — конечно, к лучшему, причем с каждым годом, и мне кажется, что главную роль в этом играет то, что это все-таки город Святых Царственных Страстотерпцев. И безусловно, у Екатеринбурга есть все возможности постепенно стать духовной столицей России. Это не громкие слова — таково ощущение, когда приезжаешь в Екатеринбург. Опять-таки потому, что здесь произошел подвиг Царской Семьи, подвиг Божиего помазанника.
Что касается моего личного изучения жизни Императора Николая II, то я всегда люблю вспоминать: у нас в детстве был журнал «Нива» за 1904 год. Мы любили его рассматривать с братом, особенно я — мне всегда история нравилась, уже с детства; мне очень нравилось смотреть на картинки, я любил рисовать. Помню, я раскрыл эту «Ниву» и увидел лицо совершенно какой-то неземной красоты, его глаза смотрели на меня. Это был портрет Государя 1904 года, известный сейчас портрет, но я помню, какое впечатление оказал он на меня — ребенка. Это было ощущение чего-то чистого, родного, такого близкого. И потом, встречаясь с другими людьми, я стал замечать: очень часто они говорят, что их привели к Царственным Мученикам именно их изображения, их фотографии, портреты — эта чистота последней Царской Семьи, Императора, Императрицы, детей, она, безусловно, явилась, наверное, первым подспудным, духовным началом, духовной причиной того, что меня стала интересовать личность Николая II. Но и затем, уже когда я начал это изучать в более зрелом возрасте, когда стал читать книги, меня все больше поражали сначала духовная красота этого человека, а потом и грандиозные свершения, которые произошли в его царствование. Постепенно это сложилось в определенный взгляд, мнение об Императоре Николае II как об исключительной личности в истории России. Второй такой личности, где бы сочетались и политическая воля, и огромные преобразования, и в тоже время нравственная чистота, я в русской истории, именно государственной истории, не знаю. Это действительно не только история государства, но и Русской Церкви, русской духовности.
Что касается моего прадеда, которого я глубоко чту, как и всех, кто погиб вместе со Святой Царской Семьей — конечно, не это стало причиной моего интереса к Николаю II. Подвиг тех, кто погиб с Царем, конечно, огромен, и для них, может быть, это был высочайший подвиг в жизни, — но все равно сравнивать это с подвигом Царской Семьи, на мой взгляд, некорректно, потому что Царская Семья погибла за всю Россию, да и вообще за людей.

— Но тем не менее, наверное, все-таки в Вашей семье какой-то особый интерес присутствует к тому времени, к Вашему прадеду и, несомненно, к Николаю II…

— Безусловно, но это не определяющее, потому что у нашей семьи сложная история. Один из братьев моего деда погиб в Катыни: он был призван в польскую армию и погиб в Катыни. У нас всегда знали, что это дело рук немцев, а не (как принято сейчас считать) советского НКВД. Но Катынь меня интересует, в общем-то, на среднем уровне.

— То есть все-таки детские впечатления сыграли очень важную роль?

— И детские впечатления, и те знания, и самое главное — Православие, потому что Николая II можно понять только находясь в вере.

— Может быть, потому вокруг личности Николая II так много противоречий и на сегодняшний день, что очень разные взгляды на эпоху его правления?

— Безусловно. Я бы хотел сказать, что Николай II — фигура объединяющая; это фигура, которую надо сегодня рассматривать не только с точки зрения исторической и духовной, но и с точки зрения политической. Когда мы создавали фильм об Императоре Николае II, который будет показан в ближайшее время, в него вошло интервью главы всех буддистов России, который сказал совершенно потрясающую фразу: «Вы знаете, для нас, буддистов, Император Николай II и Царевич Алексий Николаевич — святые». «Белый царь» объединяет все народы, потому что народы России служили в первую очередь не России, они служили «белому царю». И для буддистов, и для мусульман идея Святой Руси, вы сами понимаете, не очень актуальна. А идея «белого царя, белого падишаха» в их верованиях, в их религиях соответствовала их пониманию Божества.

— Почему Вы называете личность Николая II ключевой для понимания русской истории? Период его правления очень неоднозначен и противоречив, но тем не менее…

— В акафисте Святым Царственным Страстотерпцам есть потрясающая фраза: «Радуйся, русских царей украшение». Николай II — это украшение русских царей: в нем воплотились лучшие черты русской монархии. Русская монархия всегда была самоотверженной, христианской, и христианский подвиг стоял всегда выше не только личных интересов, но даже выше интересов земного Отечества. Прекрасный пример Императора Александра I, который разбил Наполеона, освободил Европу — Россия в материальном плане получила очень мало от этой победы, но ее духовное значение было колоссальным. Александр I рассматривал ее именно как Божию милость и следовал Божиему промыслу, как и Николай II. В Николае II христианский подвиг русской монархии воплотился наиболее сильно. И в то же время Николай II был человеком, исключительно интересным в личностном плане как государственный деятель. Просто его оболгали, и ответственность за катаклизмы, что произошли при нем, лежит не на нем, а на обществе, которое с какой-то тупой решимостью делало все, чтобы Царь не совершил великих начинаний, какие хотел. Но посмотрите: в царствование Николая II произошел просто демографический взрыв. Мы сейчас хотим чего-то достигнуть, что-то там удвоить, стимулировать рост населения. При Николае II, за 22 года его царствования, население Российской империи выросло на 50 миллионов человек. Мы сейчас говорим об удвоении ВВП — в царствование Императора Николая II Россия входила даже не в пятерку, в тройку самых экономически сильных государств мира.

— Но при этом говорят, что он развалил монархию — есть такое мнение сейчас, один из мифов истории…

— Вот теперь мы переходим к мифам в отношении Николая II. Уже при его царствовании был создан целый ряд лживых мифов, которые были призваны уничтожить не только Николая II, не только монархию, но и саму Россию. И сейчас миф о Николае II, как и миф о Великой Отечественной войне, лжив. Как мифы о русской истории они призваны сыграть свою роль в развале России — идет идеологическая война с Россией, поэтому когда нам говорят, что он развалил страну, надо смотреть на исторические факты: он сделал все, чтобы страна стала великой, и не он разваливал страну, а господа Родзянки, которые сидели за его спиной и составляли заговоры, господа Гучковы, которые вступали в заговоры с английскими политиками, господа генералы Алексеевы, которые, вместо того чтобы служить своему Царю и выполнять его приказы, якшались с думскими оппозиционерами и фактически потом окружили, арестовали Царя в Пскове. Вот на ком лежит ответственность, а не Императоре Николае II. Понимаете, здесь есть еще очень важный аспект, который у нас забывают: православный Царь — он же Божий помазанник; он может царствовать только над верноподданным народом. Избранный президент может править любым народом — это другая система. В системе монархии обязательно должен быть диалог между народом и монархом. Когда этот диалог есть — есть и православная монархия.

— Но есть же присяга, ее принимали все…

— Конечно, эту присягу нарушили. Нарушили генералы, офицеры, которые стали присягать Временному правительству. Нам сейчас говорят: «А что они могли сделать?». Они все могли сделать. Или начинают говорить, что они хотели как лучше… Но мы знаем, что хорошими намерениями вымощена дорога в ад. Они предатели — верхушка общества предала своего Царя. Естественно, я не говорю, что все предатели — много верных, но те, от кого зависели в это время свобода Царя, непосредственно его передвижения, возможность действовать, — они его предали, фактически блокировали, поэтому Российская империя, которая была на взлете всех возможностей, как писал Черчилль, «пала, как древо, поеденное червями».

— Наверное, можно сказать, что один из мифов — будто все отвернулись тогда от Царя, что с Царем буквально остались только те, кто был расстрелян в Ипатьевском доме. Ведь, наверное, это было не так?

— Конечно, нет; сейчас, понимаете, появляется опять миф: все были предатели, вся Церковь была предатели, все казаки были предатели — конечно, нет. Мы знаем сотни, тысячи мучеников, новомучеников, которые засвидетельствовали верность, в том числе и Царю, своей кровью. Это, например, прославленный генерал Келлер, который отказался вообще даже говорить о присяге Временному правительству. Мы вспоминаем митрополита Макария Невского, мы вспоминаем сотни тысяч священников, мирян, офицеров, солдат, солдат личного конвоя Императора… Полковник-Царь сдирает с себя вензель Государя и говорит солдату: «Помоги мне», а солдат ему отвечает: «Я в таком грехе участвовать не буду, Ваше превосходительство». Сотни, сотни тысяч верных, которые понимали: «Как же так, не спросясь народа, помазанника Божиего свергли». И это понимание ужаса в народе было; другое дело, что не произошло, как в 1564 году, когда Иван Грозный отказался царствовать несамодержавно, он сказал: «Я не буду царствовать несамодержавно», и народ пошел во главе с митрополитом — на коленях в Александровскую Слободу: «Вернись, Государь!». 2 марта произошло то же самое — и народ ответил общим молчанием.

— Историческая обстановка была такая? Почему так произошло? Ведь, в общем, не такой уж большой исторический отрезок времени нас разделяет…

— Произошло грехопадение, отступление народа от понимания смысла православной монархии. Но в первую очередь несет за это ответственность элита. Потому что элита должна объяснять народу; она, аристократия, была призвана сохранять монархию. Если народ видел, что аристократия вела себя предательски по отношению к Царю, то, естественно, «если господа себя так ведут, почему и нам нельзя?»

— Действительно, народ был подвластен своим господам, потому что такое у людей восприятие власти: раз сказали, значит, им виднее… Петр Валентинович, Вы говорили, что Император Николай II очень нелюбим был империалистическими державами. С чем это было связано?

— К 1915 году Император Николай II стал во главе отступающей армии. Был снарядный голод, вызванный в первую очередь непоставками вооружений со стороны стран Антанты — они фактически саботировали все поставки снарядов в русскую армию. В 1915 году Николай II становится во главе армии, и армия начинает побеждать: мы остановили наступление врага. В 1916 году — великое наступление на Луцком направлении, которое вошло в историю под названием «Брусиловский прорыв». Армия поднимается, создана химическая промышленность в России… Такие темпы были только в Великую Отечественную войну — мы создали пять химических заводов по изготовлению отравляющих газов. Вся химическая промышленность была поставлена на оборонные рельсы. Кстати, ею руководил брат Ипатьева, в доме которого была убита Царская Семья.
И что происходит в 1915 году? Николай II потребовал от союзников признать за Россией ее права, это было тайным договором признано. Нам должны были после победы отойти черноморские проливы, Константинополь, все Средиземноморское побережье, и самое главное — Палестина.

— Святая святых…

— Абсолютно верно. Еще Наполеон говорил: «Кто владеет Палестиной, тот владеет всем миром». Естественно, этого не могли допустить союзники! Кроме всего прочего, союзники очень хорошо поняли, что как только царская Россия выиграет войну, она становится державой номер один в мире. Ничего без решения России сделать было бы нельзя — единственная страна, которая могла бы воевать с Россией, была Германия. Если бы Германия была разбита, конечно, никакие Франция, Англия или Соединенные Штаты Америки не могли противостоять России. А это означало, что весь план нового мирового порядка, который уже тогда навязывался миру (это была главная тайная цель Первой мировой войны), рухнул бы. Никогда бы Николай II не позволил сделать то, что сделали с германским народом после Первой мировой войны — значит, не было бы Гитлера. Значит, если бы победил Николай II, никогда бы не было унижения других государств, никогда бы не возникли бандитские режимы, как режим Пилсудского, никогда бы не возникли те чудовищные структуры, которые дали потом фашизм не только в Германии и в Италии, а во всех приграничных с Россией государствах, в будущем — с Советским Союзом. И не надо забывать: вся Прибалтика была фашистская, Польша, Румыния — это были фашистские государства, в классическом смысле. В Польше православный человек не мог попасть ни в одно высшее заведение. Если бы Россия Николая II победила, то мир был бы совершенно другим — этого не допустили так называемые союзники. Именно поэтому они не просто поддержали, а возглавили заговор против Императора.

— Так называемый «заговор генералов», о котором одна из первых Ваших книг. Получается, что это еще одно подтверждение, сколь мощной была тогда Россия, наша держава, если столь страшна она была для достаточно сильных по тем временам стран! И именно христианство нашего Императора сыграло важную роль. Мы сегодня, когда говорим о прославлении Николая II, больше внимания уделяем его внутрисемейным отношениям, его каким-то личным, нравственным качествам, добродетелям. А его качествам как правителя мало уделяется внимания. Кстати, сейчас в Москве проходит выставка, посвященная правлению Николая II; там документы, рассказывающие о методах и формах правления Императора Николая II. Конечно, «сослагательного наклонения история не терпит», но тем не менее, если бы не предательство, которое во многом подтолкнуло Царя к отречению, наверное, путь развития нашей страны был бы весьма благоприятным, перспективным…

— Безусловно.

— Петр Валентинович, но если говорить об отречении Императора (об этом, по-моему, третья Ваша книга), — вокруг отречения тоже очень много мифов. Что привело его к тому, что получилось? Заговор генералов, мы говорим, предательство, отставки, империалистические державы, которые не хотели видеть сильной Россию… Что привело к отречению? Кстати, как Вы заметили, Вы это слово не любите…

— Да, это отвратительное слово, потому что отрекаются от Христа, отрекаются от правды, от Родины, от родителей и так далее. Царь ни от чего не отрекался — это очередной гнусный миф, пущенный врагами России.
Для чего нужен был этот миф? Я не устаю повторять, что Российская империя была легитимным государством. Император Николай II являлся легитимным главой великого государства. После 1917 года, когда было состряпано так называемое отречение, произошли революции — сначала февральская, потом октябрьский переворот. Российская империя была расчленена, причем совершенно незаконно, в нарушение всех действующих международных законов, и это считается само собой разумеющимся — что на территории Российской империи возникли какие-то государственные формирования: Польша, Литва, Латвия, Эстония, причем возникли они большей частью на оккупированных территориях. Польша была оккупирована немцами, Прибалтика была оккупирована немцами, и так далее. Эти территории вступили в преступный сговор с большевиками, многие из которых были ставленниками немцев, и получили свою независимость из рук преступного режима. Сейчас эти страны предъявляют требования России: там Пыталовский район требуют, Украина у нас какого-то покаяния за голодомор требует, и прочее, прочее, прочее. Россия до сих пор не заявила, что она правопреемник Российской империи; она не разобралась и в так называемом отречении. И как только все встанет на свои места и с тем, и с другим — можно сразу заявить всем этим странам, что вы абсолютно юридически незаконны; никто вас не собирается завтра присоединять к Российской империи, но вы незаконны.

— То есть такие последствия могут быть?

— Нет, могут последствия быть юридического плана: как только вы заикаетесь о каких-то требованиях, знайте, господа: вы получили Вильнюс из рук Сталина, это он вам подарил Вильнюс, — отдавайте Вильнюс. Вы получили из рук Сталина Клайпеду — отдавайте Клайпеду, это незаконно, вы вообще появились в результате сговора ваших элит, не народов. Если спросить народы Литвы или Латвии (которых не было) — Курляндии и Лифляндии: «где вы хотите жить — с немцами в независимости, или с нами, в Российской империи», я очень сомневаюсь, что они выбрали бы Германию и независимое правление. Им было очень хорошо в империи Царя, поэтому «отречение» имеет очень большое политическое значение, не только историческое. Что же касается самого так называемого отречения — никакого манифеста об отречении Николая II не существует в помине.
— Есть только телеграмма Начальнику штаба…

— Это даже не телеграмма — листок бумаги, на котором написано — «Начальнику штаба…» Николай II так никогда не писал. Напечатано на машинке, почему-то в самом низу листа стоит карандашная подпись Николая II. Рядом — подпись Фредерикса, карандашом, обведенная чернилами, причем сейчас целый ряд исследований говорит, что эта подпись Государя просто через стекло переведена с его приказов принятия командования. Это не манифест, это бумажка! Что такое манифест? Манифест — это официальный документ Императора, который начинается: «Боже, поспешествующий милостию, Мы, Николай II…» и так далее с перечислением титулов. Потом идет текст манифеста, он делается в присутствии свидетелей, заверяется императорской печатью и обязательно должен быть подтвержден Сенатом Российской империи.

— Извините, Петр Валентинович, я прерву — у нас звонок из Москвы; послушаем — продолжим. Здравствуйте, мы слушаем вас!

— Здравствуйте, меня зовут Светлана Васильевна, у меня такой вопрос: «Какие были препятствия к восстановления Патриаршества на Руси во время правления Императора Николая Александровича?»

— Дело в том, что Император Николай II, как мы знаем, был очень большим сторонником церковной реформы, восстановления Патриаршества на Руси. Именно при Николае II был созван подготовительный Собор — подготовительное совещание, которое должно было выработать реформу в Церкви, восстановление Патриаршества. Дело в том, что в 1906 году, когда предпринимались попытки этого Соборного совещания, было время революции, великой смуты. И не нужно думать, что эта смута, колебание умов не коснулись и Церкви: безусловно, это было — внутри Церкви была большая нестабильность. Мы знаем, что очень многие иерархи, которые тогда действовали, епископы, священнослужители, позже оказались в обновленчестве. Мы знаем, что на тот момент среди определенной части иерархов не было достаточного понимания ценности самодержавной власти. Ибо Российская монархия, Российская империя, Российское царство строилось на симфонии власти — власти Первоиерарха и самодержавного Царя. Поэтому Император Николай II в таких условиях на совещании заявил о нсогласии с введением Патриаршества. Мог ли он поступить иначе, когда большинство не считало возможным введение русского языка вместо церковно-славянского, когда не было вообще понимания того, куда должна идти Церковь, когда было сильнейшее либеральное крыло внутри Церкви? Более того, помните знаменитое письмо тридцати двух? Священники были марксистами! Как в таких условиях было восстановить Патриаршество? И Николай II не пошел на это, потому что конкретные исторические обстоятельства, на его взгляд, препятствовали нормальному избранию Патриарха. Потому что избрание Патриарха как самоцель, как и сейчас многие видят восстановление монархии как самоцель, — это ложная цель. Понимаете, восстановить любым средством, посадить Патриарха, как сейчас любым путем восстановить монархию, — это обреченные пути. Потому что Патриарх должен был очень хорошо понимать и работать вместе с Царем. Царь не видел среди иерархов того времени представителя, который был бы достоин стать Патриархом. И как гласит предание, он предложил единственно возможный, на его взгляд, вариант — он предложил себя в Патриархи. Как мы знаем, этот путь был отвергнут, и Патриаршество в России было восстановлено тогда, когда пала монархия. И Сам Господь тогда нашел великого нашего Патриарха, святителя Тихона, который стал Патриархом нового времени, апостасийного времени для России, когда она сначала отвергла Царя, а потом рухнула в богоборчество. И великий подвиг Патриарха Тихона в том, что он спасал Церковь… Царь спасал Церковь своим путем, Патриарх Тихон спасал своим.

— Еще звонок из Москвы. Здравствуйте, слушаем вас!

— Добрый день, меня зовут Георгий. Петр Валентинович, где можно купить Ваши книги?

— Что было в Москве, первые издания — сейчас распроданы, кроме второго издания книги «Император Николай II во главе армии». Книга «Господи, благослови решение мое» сейчас есть в магазине Сретенского монастыря, а вот последняя книга, «Свидетельство Христа о смерти», сейчас переиздана в Екатеринбурге и в Москве усилиями фонда «Русский предприниматель». И, я думаю, уже поступит в продажу и в Москве, и здесь.

http://orthodox.etel.ru/2008/35/_multatuli.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru