Русская линия
Русское Воскресение Эдуард Володин12.09.2008 

Смута
Век XVIII

Недавно напечатанная книга Л. Анисова «Восшествие на престол» имеет примечательный подзаголовок: «борьба латинских иезуитов и протестантов за Московский православный престол». Всем содержанием этой замечательной книги автор стремится показать тайные силы и скрытые пружины той борьбы за власть, которая велась в России на протяжении первой половины XVIII веха. Давайте и мы, вслед за автором, попробуем понять назидательные уроки этого драматического периода российской истории.

Петровские героические дела и антинациональные злодеяния ввели Россию в оркестр европейской политики, а прорубленное окно в российском тереме стало удобным пазом для западной швали, которая не могла, подобно великому Эйлеру и другим добропорядочным европейцам, через открытые двери входить в страну для устроения и совершенствования национально-государственной жизни. Неистовое европейничанье Петра I, помноженное на его презрение к нашей истории, нашим традициям и идеалам, наконец, к православному Преданию, было внутренней предпосылкой окружения трона западными ловцами счастья и чинов, теми многочисленными «французиками из Бордо» которые кроме интриганства и полного отсутствия стыда и совести ничего не принесли в Россию. Это тоже причина кризиса российской государственности, злым роком преследовавшего страну вплоть до восшествия на престол Елизаветы Петровны.

Л. Анисов удачно концентрирует внимание на знаковых фигурах наших бед XVIII века. Трагедия сына Петра I царевича Алексея, интриги краткого времени правления Петра II, безумства последних лет правления Анны Иоанновны и недолгая вакханалия Бирона и Анны Леопольдовны после ее смерти — многого стоили эти годы для страны и народа, отчетливо показав насколько властители и временщики были заняты проблемами личной власти и обогащения. Эти же годы отчетливо высветили полное засилье иностранных проходимцев в стране и сервильность русской знати (может быть, исключая Волынского во времена Анны Иоанновны), Что, опять-таки, позволяет увидеть до какой низости может пасть власть, что заставляет усомниться в необходимости для России петровского тотального реформаторства.

Итак, грабеж и искательство как главные цели пребывания в России того европейского сброда, который нахлынул в Россию еще в XVII веке и продолжал внедряться в нее всю первую половину XVIII века. Однако же только этими низменными целями объяснять происходящее в стране не приходится. Западные страны, прежде всего Австрия, Англия, Германия и Франция, хорошо понимали, что наличие дружественного, а лучше послушного им правителя России резко изменит расклад сил в Европе и потому министры-посланники получали инструкции от государей, канцлеров, парламентов прямо вмешиваться во внутренние дела Московского царства. Недавно провозглашенного Российской империей. Л Анисов приводит ряд инструкций, которыми руководствовались главы европейских дипломатических миссий и приходится поражаться тому, с какой откровенностью и каким цинизмом просвещенные представители западных стран при российском дворе действовали и интриговали (пройдут десятилетия и будут обнародованы аналогичные реляции для нынешних западных послов в о демократической" России. То-то будет конфуза общечеловекам, то-то будет стыда детям и внукам тех, кто сейчас представляет «элиту» и криминальную власть в России).

Но интриги вокруг российского престола тоже не являются главной целью западных благодетелей. Все-таки вопрос о власти не решает проблемы подчинения страны и народа — с приходом ответственного перед народом правителя вся зыбкая вертикаль временщиков рушится и приходится (как во времена Елизаветы Петровны) заново плести паутину для нового воздействия на политический курс великой державы. Другое дело, если изменятся национальная психология, идеалы жизнеустроения и духовный смысл жизни личности и общества. В этих обстоятельствах само общество будет требовать такого правительства и такого правителя, которые выражали бы новую политико-идеологическую и культурно-исповедальную реальность. Православная Россия была глубоко чужда Западу и все политические хитросплетения XVIII .века, в конечном счете, направлены были на то, чтобы лишить страну и народ их православной духовной основы. Католицизм и протестантизм — вот движущие силы политических раскладов, пасьянсов и шулерства первой половины восемнадцатого столетия.

Давняя традиция наступления католицизма на Россию (со времен Александра Невского и Даниила Галицкого) столкнулась с протестантской экспансией, которой потворствовал Петр I (и которая ярко была явлена в церковных новациях времен Екатерины II), и их борьба между собой и вместе против России обнажают реальные причины и условия тех политических интриг, которые начались при Петре I и продолжались на протяжении всего описываемого Л. Анисовым периода нашей истории (да что там период, вплоть до сегодняшних дней продолжается эта черная работа. Чего стоят папские визиты в Грузию и на Украину, чего стоят действия протестантов любого пошиба в наши дни на канонической земле Православия!).

И снова скажу, что благоприятные условия для католической экспансии и протестантского прозелитизма создавались политической чехардой, но и российскими духовными нестроениями. Раскол XVII века и скоропалительные реформы Никона болезненно повлияли на состояние русской духовности. А когда к ним прибавилось остервенелое реформаторство Петра I, состояние духовной жизни народа стало критически болезненным, чем и воспользовались протестантско-католические доброхоты. Наш внутренний кризис был использован в антинациональных и антиправославных целях и надо благодарить Господа нашего Иисуса Христа за то, что даровал народу духовное выздоровление и крепость и он не принял ни католический крыж, ни протестантскую безблагодатную молельню. Надо всегда помнить, что именно эта сила духа народа останавливала Петра I и его подлинных и мнимых наследников от искушения одним махом преобразовать Православие в ту или иную форму отступничества от Писания и Предания. И, кстати, время показало, что раскол XVII века во многом усугублен был именно светской властью и зверствами Петра I. Снятие запрещения со старообрядчества в 1971 году было признанием того, что догматических разногласий не было, что мы продолжаем быть единым православным народом, что враждебные русскому народу силы находятся за рубежом и всегда готовы порадеть антинациональной власти в ее стремлении на горе народном построить собственное обжорное благополучие.

Замечательна книга Л. Анисова тем, что насыщена документами и историческими исследованиями предшественников, что делает чтение и увлекательным, и познавательным, и душеполезным. Человеческие драмы и страсти, интриги и заговоры показываются так, что начинаешь понимать не только описываемое автором прошлое, но и многое из того, что преподносит нам современная российская история. Эта актуализация делает книгу современной и злободневной, хотя автор последовательно избегает любых исторических аналогий.

И еще об одном важном деле, о котором мельком сказал в книге Л. Анисов. Мы знаем о семействе Монс, Гордонах, Лефорте, Остермане, Минихе, Лестоке и многих других, ставших известными фигурантами российской истории. Но, правильно пишет автор, мы читаем о Кукуе или Немецкой слободе, мало зная о ее возникновении, жизни и насельниках. А хорошо было бы поднять и освоить эту до сих пор не разработанную историками тему. Архивы доступны, аспирантура пока еще воспитывает ученых. Как было бы хорошо, если бы молодые историки, не ушибленные фоменкоаским вздором, освоили эту тему, чтобы лучше понять нашу историю, чтобы она продолжала быть уроком для нашей государственной смуты и национальной драмы.

http://www.voskres.ru/literature/critics/volodin.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика