Фонд «Русская Цивилизация» | 10.01.2006 |
Однако не сразу и не вдруг формируются в душе мужчины желаемые свойства. На своем жизненном пути он проходит несколько стадий, которые должны готовить к будущему высокому служению. Но вот беда, в силу греховной поврежденности человека, каждая из этих стадий может внести весьма сильные искажения. Каковы же эти стадии?
Прежде всего, заглянем в ранее детство… Как известно, по статистике мальчиков рождается всегда на несколько процентов больше, чем девочек. Но мальчишеский организм на первом этапе жизни столь хрупок и раним, что он больше подвержен различным травмам и заболеваниям. Любая мама, вырастившая сына, я думаю, согласится с тем, что мальчики более чутко спят, более капризны и разборчивы в еде, более пугливы, насторожены и потому более привязаны к матери, у которой они ищут защиты и покровительства. Парадоксально, но факт — мужская природа несет в себе изначальную утонченность, ранимость, повышенную возбудимость и нестабильность, т. е. такие качества, которые могут быть названы признаками «слабости». А затем в последующие годы на их основе должны сформироваться характерные черты настоящего муж чины, позволяющие! его отнести к сильному полу. Ощущая в себе некоторую природную слабость, мальчишки субъективно воспринимают ее как трусость, малодушие. Самое страшное в детстве — получить прозвище «маменькина сынка», не сумевшего пересилить свой страх. Именно поэтому всеми силами мальчишки стараются себя испытать — «а достаточно ли я храбрый?» Именно для этого они лазают через высокие заборы, без разрешения уходят далеко от дома, пробуют остаться в кромешной темноте, совершить заплыв в реке или пруду «на дальность». Лидером в мальчишеской компании становится «самый-самый.», тот парень, который у всех на глазах продемонстрировал невероятную храбрость и силу. Правда, ощутив свое превосходство над другими за счет преодоления собственного страха, маленький герой может стать впоследствии отчаянным хулиганом и возмутителем спокойствия родителей, соседей, школьных учителей и участковых милиционеров. Если обостренная склонность к самоутверждению в детские годы соединится с агрессивностью, лихачеством и бравадой, возникает прямая опасность для мальчика оказаться вовлеченным в дурную кампанию, где легко формируются различные социальные пороки.
Вот поэтому в детские годы чрезвычайно важно создать в семье и школе подходящие условия для развития мужественности. Протоиерей о. Борис Ничипоров писал в своей книге «Времена и сроки», что в детские годы чрезвычайно важно научить мальчика соблюдать дисциплину, быть послушным, ответственным и способным к дружелюбному отношению к сверстникам. Для воспитания этих качеств большое значение имеет пример поведения зрелого мужчины: отца, священника, педагога-наставника, старшего друга, исторического или литературного персонажа. Недаром до революции мальчиков чаще всего держали в строгости: отдавали на воспитание в монастырь, в военное или ремесленное училище. С малых лет у мальчиков воспитывались патриотизм, трудолюбие, братство по отношению к товарищам и готовность оказать им поддержку. В наши дни развитию этих качеств помогает также и занятие спортом.
На этапе юношеского возраста формирующийся мужчина соприкасается с новыми жизненными задачами. В этот период молодой человек начинает открываться для мира и его очень много. Привлекает и увлекает. Природная утонченность мужской натуры делает юношей восприимчивыми ко всему новому, необычному, оригинальному и рискованному. В юности молодые люди становятся мечтательными, склонными к идеализации, романтике и приключениям. Отличительная черта этого периода жизни — склонность к максимализму. Молодые люди стремятся выявить свой личностный и творческий потенциал («чего я стою?»), притязая сразу на многое, на самый высший уровень достижений. Максимализм установок, а также идеализация представлений о себе и людях в сочетании с жизненной неопытностью, делает юношей чрезвычайно непостоянными. Они постоянно душой тянутся к высшему и большему, не делая подчас самого простого и необходимого. На этой стадии молодые люди изо всех сил хотят понравиться окружающим, хотят казаться лучше, чем они есть на самом деле. «Идеальное Я» и «реальное Я», в сознании молодых людей постоянно конфликтуют друг с другом, вводя юную душу то в состояние бравады, то в состояние страха и неуверенности в себе.
Период юности связан с возникновением влюбленности и проявлением симпатии по отношению к девушкам. Первые чувства отличаются пылкостью и страстностью. Юноша-жених очень напоминает молодого петушка, распушающего свое оперение ради того, чтобы произвести на избранницу самое яркое впечатление. В этот период почти все юноши пишут стихи, хотят достать для любимой девушки «звезду с неба», совершают сумасбродные поступки во имя своей возлюбленной (иногда очень-очень рискованные). Влюбленность, охватившая молодую душу, в буквальном смысле напоминает заболевание: юноша-жених находится в состоянии «очарованности», его сознание пленяет красота девушки (ее глаза, ее волосы, ее голос), он может в этот момент не есть и не спать, может пройти пешком много километров, не уставая, потому что уже ушла последняя электричка. К великому сожалению, влюбленный юноша в определенном смысле теряет голову, лишается способности проявлять свойственную мужчине трезвость и рассудительность, перестает быть лидером в отношениях с девушкой и нередко попадает под женский каблук, становясь исполнителем ее капризов, прихотей и сиюминутных желаний.
На данном жизненном этапе статус и поведение юноши начинает целиком зависеть от воспитания и характера девушки, которая находится рядом с ним. Благоразумная и целомудренная девушка никогда не позволит себе смеяться над чувствами юноши, пользоваться его душевным расположением и манипулировать его сознанием. Замечая возвышенные душевные порывы юноши и его готовность к подвигу самопожертвования, такая девушка всегда по достоинству оценит и постарается подкрепить их своей светлой ответной и благодарной любовью. В этом случае возникают самые благоприятные возможности для счастливого брака.
Напротив, если девушка своенравна, кокетлива, поверхностна и капризна, возникает опасность опустошения души молодого человека, при котором он, не находя понимания и поддержки со стороны своей возлюбленной, может пережить жесточайшую депрессию и глубокое разочарование в общении с противоположным полом. После такого крутого перелома мужчина часто теряет смысл жизни, замыкается в себе, теряет способность учиться и работать, желание обзаводиться семьей, а в некоторых случаях даже стремится отомстить женщинам такой же ветреностью и непостоянством. Вставая на позицию Дон Жуана, молодой человек часто повергают свою душу в плен сладострастных переживаний, блудных «похотений», слащаво-сентиментальной мечтательности и тщеславия. На этом фоне не идут впрок занятия профессиональной деятельностью, личностный творческий потенциал растрачивается впустую, а заработанные деньги уходят на пустое времяпрепровождение и удовлетворение разнообразных удовольствий. Переходя от одного романа к другому, юноша незаметно для самого себя деградирует как личность, начинает жить одним днем, не имея перед собой ни высокой цели, ни достойного смысла жизни. Необходимость вступить в брак в данном случае застает его врасплох.
Достигая стадии мужа, любой мужчина ощущает, что на его плечи возлагается огромная ответственность. Жизнь в браке требует зрелых и серьезных решений и поступков. Выбор жены и создание семьи требует от мужчины преодоления собственного эгоизма и фиксации внимания исключительно на своей персоне.
Созидание семьи как «малой Церкви» происходит чрезвычайно медленно и сложно, даже если супруги являются искренне верующими людьми. Это связано с тем, что им предстоит решить несколько разноуровневых задач: во-первых, необходимо научиться взаимодействовать в совместной практической деятельности (ведении хозяйства и организации быта); во-вторых, научиться взаимной терпимости и притереться характерами; в-третьих, добиться взаимопонимания и согласовать принципиальные жизненные позиции; в-четвертых, что самое сложное, обрести общие духовные ценности, подлинную христианскую любовь и взаимное доверие.
Поврежденность грехом лишает супругов возможности естественным путем решить обозначенные задачи. Как правило, в семье разгорается настоящая война: происходит борьба характеров, борьба самолюбий, позиций и жизненных установок, ценностных ориентации. Победить в этой борьбе никто не может, но мы, тем не менее, ее начинаем и подчас ведем долгие годы, изнуряя свою душу, нервы и силы.
Вспомним стихи Тютчева, которые прекрасно передают смысл происходящей супружеской войны: «О, как убийственно мы любим, как в буйной слепоте страстей мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей!» Чем дольше длится эта бессмысленная и бесполезная борьба, тем яснее становится, что самое важное — это «погода в нашем доме, а остальное суета». Каждый знает, что все остальные жизненные дела ладятся, если эта «погода» благоприятная.
Если мужчина не готов к браку, не осознает своего божественного предназначения — быть
Со-работником Богу, достигая через подражание Христу обожания и святости жизни — семейная жизнь воспринимается им не как путь к Спасению, а как некий обременительный хомут на шее, который давит на него и лишает свободы. Поэтому у такого «супруга» не возникает желания добровольно «взять свой жизненный Крест», как заповедовал Спаситель, а напротив, формируется потребность любыми путями сбросить тяжелую ношу. Человек, не подготовленный к браку, подсознательно стремится уйти от обязательств, от ответственности, от необходимости учитывать желания, мнения и состояния своей спутницы жизни.
Как правило, это выражается в том, что муж подолгу задерживается на работе, почти не занимается с детьми, с большим нежеланием выполняет домашние обязанности, просьбы и поручения своих близких, подолгу просиживая перед телевизором или компьютером, а часто просто спивается или заводит любовницу. В последнее время женщины часто слышат от мужей: «Я деньги зарабатываю, чего тебе еще надо?» Брачное наставление апостола Павла: «Жена да убоится своего мужа», — такие мужчины понимают столь вульгарно, что позволяют себе бесцеремонно и грубо, а то и жестоко, обращаться со своими женами. В этом случае вместо жертвенной христианской любви мужчина приносит в дом злобу, разрушение и животный страх.
Мужчина, перестающий радеть о благополучии своих близких, стремящийся освободиться от обязанностей и ответственности, закономерно теряет статус главы семейства и переходит на позицию взрослого и капризного ребенка. Подобные превращения мужа в ребенка пагубным образом отражаются на духовно-нравственном и психоэмоциональном состоянии женщины, заставляя ее в одиночку справляться с проблемами воспитания детей и повседневной семейной жизни.
Конфликтная семейная жизнь лишает людей радости, взаимного доверия и надежды на лучшее будущее, без которых нормально существовать ни один человек не может. Супруги, призванные Богом к теснейшему взаимному единению, но пребывающие в состоянии взаимной вражды, постепенно теряют взаимопонимание и уважение друг к другу, становятся раздражительными и взаимно нетерпимыми к индивидуальным проявлениям характеров, склонностей и привычек, начисто теряют способность договориться друг с другом в отношении распределения хозяйственных функций и повседневных обязанностей.
По материалам книги Ирины Мошковой «Семейный крест».
http://www.rustrana.ru/article.php?nid=16 724