Русская линия
Фонд «Русская Цивилизация»10.01.2006 

Предназначение мужчины

По учению Церкви, предназначение мужчины состоит в со-работничестве Богу, в достижении богоподобия и подражании Христу. Это предполагает умение различать добро и зло, деятельно стремиться к достижению добра и решительно противостоять проявлению зла в мире. Иначе говоря, мужчина должен быть целеустремленным, активным и смелым. А кроме того, мужчина должен быть способен к жертвенной любви, подвигу смиренного принятия жизненного креста и совершению терпеливого труда («в поте лица своего.,.») ради своих ближних. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 14, 13). Это означает, что мужчина должен быть великодушным, волевым и выносливым человеком, способным жить по-совести, в соответствии с заповедями Божиими, поставить духовные цели выше земных задач и исполнить свой священный долг по защите Отечества, семьи и достоинства человека. Все перечисленные нравственные качества делают мужчину по-настоящему мужественным, соответствующим первоначальному замыслу Божию.

Однако не сразу и не вдруг формируются в душе мужчины желаемые свойства. На своем жизненном пути он проходит несколько стадий, которые должны готовить к будущему высокому служению. Но вот беда, в силу греховной поврежденности человека, каждая из этих стадий может внести весьма сильные искажения. Каковы же эти стадии?

Прежде всего, заглянем в ранее детство… Как известно, по статистике мальчиков рождается всегда на несколько процентов больше, чем девочек. Но мальчишеский организм на первом этапе жизни столь хрупок и раним, что он больше подвержен различным травмам и заболеваниям. Любая мама, вырастившая сына, я думаю, согласится с тем, что мальчики более чутко спят, более капризны и разборчивы в еде, более пугливы, насторожены и потому более привязаны к матери, у которой они ищут защиты и покровительства. Парадоксально, но факт — мужская природа несет в себе изначальную утонченность, ранимость, повышенную возбудимость и нестабильность, т. е. такие качества, которые могут быть названы признаками «слабости». А затем в последующие годы на их основе должны сформироваться характерные черты настоящего муж чины, позволяющие! его отнести к сильному полу. Ощущая в себе некоторую природную слабость, мальчишки субъективно воспринимают ее как трусость, малодушие. Самое страшное в детстве — получить прозвище «маменькина сынка», не сумевшего пересилить свой страх. Именно поэтому всеми силами мальчишки стараются себя испытать — «а достаточно ли я храбрый?» Именно для этого они лазают через высокие заборы, без разрешения уходят далеко от дома, пробуют остаться в кромешной темноте, совершить заплыв в реке или пруду «на дальность». Лидером в мальчишеской компании становится «самый-самый.», тот парень, который у всех на глазах продемонстрировал невероятную храбрость и силу. Правда, ощутив свое превосходство над другими за счет преодоления собственного страха, маленький герой может стать впоследствии отчаянным хулиганом и возмутителем спокойствия родителей, соседей, школьных учителей и участковых милиционеров. Если обостренная склонность к самоутверждению в детские годы соединится с агрессивностью, лихачеством и бравадой, возникает прямая опасность для мальчика оказаться вовлеченным в дурную кампанию, где легко формируются различные социальные пороки.

Вот поэтому в детские годы чрезвычайно важно создать в семье и школе подходящие условия для развития мужественности. Протоиерей о. Борис Ничипоров писал в своей книге «Времена и сроки», что в детские годы чрезвычайно важно научить мальчика соблюдать дисциплину, быть послушным, ответственным и способным к дружелюбному отношению к сверстникам. Для воспитания этих качеств большое значение имеет пример поведения зрелого мужчины: отца, священника, педагога-наставника, старшего друга, исторического или литературного персонажа. Недаром до революции мальчиков чаще всего держали в строгости: отдавали на воспитание в монастырь, в военное или ремесленное училище. С малых лет у мальчиков воспитывались патриотизм, трудолюбие, братство по отношению к товарищам и готовность оказать им поддержку. В наши дни развитию этих качеств помогает также и занятие спортом.

На этапе юношеского возраста формирующийся мужчина соприкасается с новыми жизненными задачами. В этот период молодой человек начинает открываться для мира и его очень много. Привлекает и увлекает. Природная утонченность мужской натуры делает юношей восприимчивыми ко всему новому, необычному, оригинальному и рискованному. В юности молодые люди становятся мечтательными, склонными к идеализации, романтике и приключениям. Отличительная черта этого периода жизни — склонность к максимализму. Молодые люди стремятся выявить свой личностный и творческий потенциал («чего я стою?»), притязая сразу на многое, на самый высший уровень достижений. Максимализм установок, а также идеализация представлений о себе и людях в сочетании с жизненной неопытностью, делает юношей чрезвычайно непостоянными. Они постоянно душой тянутся к высшему и большему, не делая подчас самого простого и необходимого. На этой стадии молодые люди изо всех сил хотят понравиться окружающим, хотят казаться лучше, чем они есть на самом деле. «Идеальное Я» и «реальное Я», в сознании молодых людей постоянно конфликтуют друг с другом, вводя юную душу то в состояние бравады, то в состояние страха и неуверенности в себе.

Период юности связан с возникновением влюбленности и проявлением симпатии по отношению к девушкам. Первые чувства отличаются пылкостью и страстностью. Юноша-жених очень напоминает молодого петушка, распушающего свое оперение ради того, чтобы произвести на избранницу самое яркое впечатление. В этот период почти все юноши пишут стихи, хотят достать для любимой девушки «звезду с неба», совершают сумасбродные поступки во имя своей возлюбленной (иногда очень-очень рискованные). Влюбленность, охватившая молодую душу, в буквальном смысле напоминает заболевание: юноша-жених находится в состоянии «очарованности», его сознание пленяет красота девушки (ее глаза, ее волосы, ее голос), он может в этот момент не есть и не спать, может пройти пешком много километров, не уставая, потому что уже ушла последняя электричка. К великому сожалению, влюбленный юноша в определенном смысле теряет голову, лишается способности проявлять свойственную мужчине трезвость и рассудительность, перестает быть лидером в отношениях с девушкой и нередко попадает под женский каблук, становясь исполнителем ее капризов, прихотей и сиюминутных желаний.

На данном жизненном этапе статус и поведение юноши начинает целиком зависеть от воспитания и характера девушки, которая находится рядом с ним. Благоразумная и целомудренная девушка никогда не позволит себе смеяться над чувствами юноши, пользоваться его душевным расположением и манипулировать его сознанием. Замечая возвышенные душевные порывы юноши и его готовность к подвигу самопожертвования, такая девушка всегда по достоинству оценит и постарается подкрепить их своей светлой ответной и благодарной любовью. В этом случае возникают самые благоприятные возможности для счастливого брака.

Напротив, если девушка своенравна, кокетлива, поверхностна и капризна, возникает опасность опустошения души молодого человека, при котором он, не находя понимания и поддержки со стороны своей возлюбленной, может пережить жесточайшую депрессию и глубокое разочарование в общении с противоположным полом. После такого крутого перелома мужчина часто теряет смысл жизни, замыкается в себе, теряет способность учиться и работать, желание обзаводиться семьей, а в некоторых случаях даже стремится отомстить женщинам такой же ветреностью и непостоянством. Вставая на позицию Дон Жуана, молодой человек часто повергают свою душу в плен сладострастных переживаний, блудных «похотений», слащаво-сентиментальной мечтательности и тщеславия. На этом фоне не идут впрок занятия профессиональной деятельностью, личностный творческий потенциал растрачивается впустую, а заработанные деньги уходят на пустое времяпрепровождение и удовлетворение разнообразных удовольствий. Переходя от одного романа к другому, юноша незаметно для самого себя деградирует как личность, начинает жить одним днем, не имея перед собой ни высокой цели, ни достойного смысла жизни. Необходимость вступить в брак в данном случае застает его врасплох.

Достигая стадии мужа, любой мужчина ощущает, что на его плечи возлагается огромная ответственность. Жизнь в браке требует зрелых и серьезных решений и поступков. Выбор жены и создание семьи требует от мужчины преодоления собственного эгоизма и фиксации внимания исключительно на своей персоне.

Созидание семьи как «малой Церкви» происходит чрезвычайно медленно и сложно, даже если супруги являются искренне верующими людьми. Это связано с тем, что им предстоит решить несколько разноуровневых задач: во-первых, необходимо научиться взаимодействовать в совместной практической деятельности (ведении хозяйства и организации быта); во-вторых, научиться взаимной терпимости и притереться характерами; в-третьих, добиться взаимопонимания и согласовать принципиальные жизненные позиции; в-четвертых, что самое сложное, обрести общие духовные ценности, подлинную христианскую любовь и взаимное доверие.

Поврежденность грехом лишает супругов возможности естественным путем решить обозначенные задачи. Как правило, в семье разгорается настоящая война: происходит борьба характеров, борьба самолюбий, позиций и жизненных установок, ценностных ориентации. Победить в этой борьбе никто не может, но мы, тем не менее, ее начинаем и подчас ведем долгие годы, изнуряя свою душу, нервы и силы.

Вспомним стихи Тютчева, которые прекрасно передают смысл происходящей супружеской войны: «О, как убийственно мы любим, как в буйной слепоте страстей мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей!» Чем дольше длится эта бессмысленная и бесполезная борьба, тем яснее становится, что самое важное — это «погода в нашем доме, а остальное суета». Каждый знает, что все остальные жизненные дела ладятся, если эта «погода» благоприятная.

Если мужчина не готов к браку, не осознает своего божественного предназначения — быть

Со-работником Богу, достигая через подражание Христу обожания и святости жизни — семейная жизнь воспринимается им не как путь к Спасению, а как некий обременительный хомут на шее, который давит на него и лишает свободы. Поэтому у такого «супруга» не возникает желания добровольно «взять свой жизненный Крест», как заповедовал Спаситель, а напротив, формируется потребность любыми путями сбросить тяжелую ношу. Человек, не подготовленный к браку, подсознательно стремится уйти от обязательств, от ответственности, от необходимости учитывать желания, мнения и состояния своей спутницы жизни.

Как правило, это выражается в том, что муж подолгу задерживается на работе, почти не занимается с детьми, с большим нежеланием выполняет домашние обязанности, просьбы и поручения своих близких, подолгу просиживая перед телевизором или компьютером, а часто просто спивается или заводит любовницу. В последнее время женщины часто слышат от мужей: «Я деньги зарабатываю, чего тебе еще надо?» Брачное наставление апостола Павла: «Жена да убоится своего мужа», — такие мужчины понимают столь вульгарно, что позволяют себе бесцеремонно и грубо, а то и жестоко, обращаться со своими женами. В этом случае вместо жертвенной христианской любви мужчина приносит в дом злобу, разрушение и животный страх.

Мужчина, перестающий радеть о благополучии своих близких, стремящийся освободиться от обязанностей и ответственности, закономерно теряет статус главы семейства и переходит на позицию взрослого и капризного ребенка. Подобные превращения мужа в ребенка пагубным образом отражаются на духовно-нравственном и психоэмоциональном состоянии женщины, заставляя ее в одиночку справляться с проблемами воспитания детей и повседневной семейной жизни.

Конфликтная семейная жизнь лишает людей радости, взаимного доверия и надежды на лучшее будущее, без которых нормально существовать ни один человек не может. Супруги, призванные Богом к теснейшему взаимному единению, но пребывающие в состоянии взаимной вражды, постепенно теряют взаимопонимание и уважение друг к другу, становятся раздражительными и взаимно нетерпимыми к индивидуальным проявлениям характеров, склонностей и привычек, начисто теряют способность договориться друг с другом в отношении распределения хозяйственных функций и повседневных обязанностей.

По материалам книги Ирины Мошковой «Семейный крест».

http://www.rustrana.ru/article.php?nid=16 724


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика