Русский дом | Александр Сегень | 12.09.2008 |
История этого ухода заставляет задуматься. Амос испросил у отца своего благословения сходить в расположенное неподалёку селение, а сам расширил границы этого благословения и отправился своевольно искать путь на Валаам, где и оказался спустя некоторое время. Получается, что он нарушил договор с родителем. Хорошо ли это, спросит иной. Да, конечно, нехорошо, если нарушение совершено ради каких-то мирских соблазнов. Но Амос оставил отца и мать своих ради Отца Небесного. По завету, данному Христом апостолам. Стало быть, хорошо.
Конечно, родители переживали о пропавшем сыне, но ведь им дано было пророчество о том, что в рождестве его утешение Церквам, они видели, что сыночек их не от мира сего, и должны были понимать, что он в руках ангела, который приведёт его к духовному сиянию.
Ласково принятый игуменом Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, Амос семь лет пребывал в послушании. За это время отец отыскал его и, увидев в обители своего сына бледным и измождённым, пришёл в ярость, но вскоре по молитвам Амоса на Стефана и Василису снизошла благодать, сердца их смирились, и оба родителя сами приняли монашество, чтобы окончить дни свои в монастырях.
Через семь лет Амос принял постриг и стал иноком Александром. Будучи послушником, он изумлял всю братию своими подвигами. Днём без устали работал, ночью — молился. Север наш славится обилием летней мошкары. А послушник Амос нередко становился посреди леса на молитву, обнажаясь до пояса, и, весь покрытый кровососущими насекомыми, возносил хвалы Господу.
Став иноком, Александр уединился на одном из островов Валаамского архипелага, где нашёл ту самую трещину в скале, которая сделалась его кельей и летом, и зимой.
В ней он провёл ни много ни мало — двенадцать лет.
О чём он молился?
О спасении собственной души. О спасении душ православных христиан. О спасении Отечества нашего.
И оно спасалось именно в эти годы пребывания Александра в скальной трещине. Годы его подвига на уединённом острове: 1473 —1485. В это время Великий князь Иван III Васильевич решил вопрос о независимости Руси от Золотой Орды, перестал платить дань, растоптал ханскую басму и в 1480 году, ровно через сто лет после Куликовской битвы, в Великом стоянии на Угре сокрушил мощь хана Ахмата!
Все святые тех времён молились о долгожданной свободе Отечества нашего — и Нил Сорский, и Геннадий Новгородский, и Иосиф Волоцкий, и многие другие. И среди них — Валаамский инок Александр. По их молитвам Русь, ещё недавно разделённая на княжества, враждующие между собой за право первенства, стала стремительно объединяться. Превратилась в настоящую наследницу Византии, над ней взвился двуглавый орёл. В 1463 году к Московскому княжеству присоединилось Ярославское, в 1474-м — Ростовское, в 1478-м — Новгородская республика, в 1485-м — княжество Тверское.
И всё это время инок Александр усердно молился в трещине-пещере!..
Вот что такое эта трещина!
Вот что такое духовная опора великим свершениям Православного государства, создаваемая в незримых миру, укромных молитвенных уголках!
Благодать этой незримости Александр прекрасно понимал, и когда о нём пошла слава, когда отовсюду стали приплывать к нему на остров паломники, он понял, что пора уходить в другое место. Игумен некоторое время не благословлял его на это. Но однажды Александр в монастырской келье молился пред образом Пресвятой Богородицы и услышал голос: «Александре, изыди отсюду и иди на преждепоказанное тебе место, в нем же можеши спастися». Свет озарил келью, и инок увидел на небе перст указующий, куда ему нужно уходить с Валаама. Только после этого игумен отпустил его.
Это было в 1485 году. Уйдя с Валаама, он нашёл своё место на берегу озера, расположенного невдалеке от реки Свири, представляющей собой по сути пролив между Ладожским и Онежским озёрами. Там построил себе убогую хижину и целых семь лет жил в ней один, и никто ведать не ведал, где он обитает. Питался лишь тем, что мог найти в лесу — грибами да ягодами. И снова усердно молился о спасении, зная, что никто не помешает ему в его подвиге.
За эти семь лет к Московской Руси присоединились Вятское и Рязанское княжества, после успешной войны с Литвой русскими стали Брянск, Чернигов, Гомель, Новгород-Северский. Самодержавие, то бишь — независимость Отечества нашего — ещё больше укрепилось и усилилось.
Некий дворянин Андрей Завалишин охотился в местах отшельничества Александра Свирского и нередко видел странные явления — то огненный столп, сияющий подобно солнечному лучу, то некий светлый дым, восходящий от земли к небу, но не такой, как дым костра или из печки. И огненный столп, и светлый дым — то были могучие молитвы преподобного Александра. Наконец, Завалишин набрёл на самого молитвенника. Тот сильно опечалился, что его обнаружили, и, вразумив охотника, взял с него обещание, что он никому об этой встрече не расскажет. С тех пор Завалишин стал время от времени на вещать старца и вскоре сам отправился на Валаам, где принял постриг под именем Адриан. Впоследствии он воссиял среди святых земли Русской — преподобный мученик Адриан Ондрусовский.
Но вот обещания своего он сдержать не смог, о великом святом рассказал, и вскоре к Александру Свирскому стали приезжать монахи, основали рядом с его хижиной монастырь. Сам же Александр удалился от них и устроил себе «отходную пустынь», но не избегал общения с монахами, приходил к ним, смирился с тем, что его пустынножительство нарушено.
В шестьдесят лет Александр Свирский в своей отходной пустыни имел видение Святой Троицы и предначертание: «Возлюбленне, якоже видиши в Триех Лицах глаголюща с тобою, созижди церковь во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Единосущней Троицы. Я оставляю тебе мир и мир Мой подам тебе».
С помощью монахов была построена деревянная церковь. Иноки же уговорили Александра принять священство и игуменство. После тридцати пяти лет отшельничества он отправился в Новгород и там из рук архиепископа Серапиона получил посвящение.
Игумен Александр оставался в священном сане таким же, каким был в отшельничестве. Спал на голом полу, одевался в ветхие одежды, готовил пищу для братии, пилил и колол дрова, ручными жерновами молол зерно. В общении с людьми стал он великим провидцем, и хотя редко предвещал что-либо, всё сбывалось по его слову.
Новгородский купец Богдан Корюков приехал к нему просить за тяжко больного сына. Преподобный Александр ответил:
— Многогрешен ты, и по грехам твоим Господь отнимает у тебя сына. Но если не станешь впредь грешить, родятся у тебя потом и сын, и дочь.
Так всё и случилось. А Богдан, воспитав детей, родившихся после смерти сына, на закате жизни постригся в монахи.
И много таких случаев рассказано о прозорливости старца Александра.
Напрасно родители его Стефан и Василиса боялись, что он надорвёт здоровье в изнурительных постах и молитвах. Да, известно, что нередко бывал святой болен и лежал в немощи телесной. Но духом всегда оставался крепок, и за то Бог дал ему долгую жизнь, полную христианских подвигов. В 1533 году старец Александр отошёл ко Господу в возрасте восьмидесяти пяти лет, предсказав свою близкую кончину и заповедав похоронить бренное тело в отходной пустыни.
Находясь вдали от людей, от государства, казалось бы, от самой Русской истории, преподобный Александр Свирский своим молитвенным столпом оберегал людей русских, укреплял государство наше и незримо, но мощно участвовал в самой русской истории.