Информационная служба Псковской Епархии | + Савва Ямщиков | 13.09.2008 |
Скоро в Пскове появится новый храм во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи. Церковь построят в военном городке, в Крестах. Несмотря на то, что в Пскове около 40 храмов, на территории военного городка нет ни одной православной церкви. Идею строительства предложил депутат Псковского областного собрания от этого избирательного округа Алексей Севастьянов, его поддержала Псковская епархия и общественность. Храм решили строить по традиции «всем миром», на народные деньги, и проект назвали «народным».
Возведение церкви приурочено к 500-летию присоединения Пскова к Москве, которое будут праздновать в 2010 году. Псков потерял свою независимость в 1510-ом. Присоединив Псков, Василий III практически завершил объединение русских земель вокруг Москвы. Именно идея объединения и отражена в проекте храма, чья архитектура соединяет в себе две школы: московскую и псковскую. Шатёр характерен для московской школы, а центральную часть построят в псковской традиции. Символизируют идею объединения и приделы храма, один из которых — в честь Всех Московских Святых, а другой — в честь Всех Псковских Святых.
В храме заложена идея Веры в Бога, Надежды на вечное спасение, Любви ко всем людям. Человек, имеющий все эти добродетели, считается премудрым. Как рассказал один из сподвижников строительства, руководитель информационной службы Псковской епархии протоиерей Андрей Таскаев, задача — не просто построить храм, а попытаться возродить эти добродетели в псковичах. По его мнению, необходима консолидация православных сил псковичей и всех любящих Псков, создание общественного движения на православной основе. На эту тему мы побеседовали с одним из членов Попечительского совета проекта, заслуженным деятелем искусств России, реставратором, академиком РАЕН Саввой Ямщиковым.
Савва Васильевич, как вы относитесь к строительству нового храма в Крестах?
Меня ввели в попечительский совет, и я считаю своим долгом участвовать в любом деле, которое идёт на благо Русской Православной Церкви, а раз на благо Русской Православной Церкви, значит, и на благо России. Вообще, как реставратор, я бы не сказал, что отношусь к строительству новых церквей с энтузиазмом. Это не значит, что я против: начинают строить — и я бросаюсь, как Александр Матросов, не стройте. Дело в том, что строительство любого храма — это деньги, это заказ. Для меня же главное — старину сохранить. Но мы живём сегодня. Как говорится, «времена не выбирают, в них живут и умирают». Поэтому проект «Храм Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи» мне пришёлся по душе. Я преклоняюсь перед ними, это одни из моих самых любимых святых.
А что лично Вы можете сделать для храма, как помочь в строительстве?
Всё, что от меня зависит, я сделаю. Наверное, моё участие больше всего понадобится при внутреннем убранстве храма, при создании иконостаса. Было принято решение о написании фресок. Лучшие из современных иконописцев, я к ним имею самое непосредственное отношение, некоторые из них являются моими крестниками, в профессиональном смысле этого слова. Поэтому этот проект для меня хорошая отдушина в Пскове.
Как Вы оцениваете архитектурное исполнение храма?
Архитектурное решение не вызвало у меня никаких резких возражений. Конечно, в процессе составления проектных листов, в процессе строительства, какие-то изменения, естественно, будут внесены. Это же живое дело, не штамповка, как на заводе: заказали и сделали. Тем более что сами святые подскажут, как там будет лучше. Но основа мне очень и очень нравится. Нравится, что есть в Пскове военные храмы, например, храм Александра Невского, а теперь будет храм, который женское начало олицетворяет. И не просто женское: материнство, вера, надежда, любовь, но и такая добродетель, как мудрость. Ведь София — мудрость — женского рода.
Проект строительства храма уже окрестили «народным», он станет символом объединения земель? А как Вы лично относитесь к этому?
Меня часто спрашивают, как я отношусь к идее воссоединения Пскова, Новгорода и Москвы. Если бы я жил тогда, в XVI веке, зная свой характер, я бы был ярым противником действия царя Иоанна Васильевича и, наверное, был бы повешен или лишен языка, не знаю, какую бы кару избрали. Потому что независимость Новгорода и Пскова много сделала, очень важна была в истории России. Но сейчас я понимаю, что, если бы Иван Васильевич этого не сделал, то, может быть, сейчас, вот в это время, нас быстрее бы сковырнули. Всё-таки такая мощная, на протяжении столетий образующая сила становления России как крупнейшей империи, как крупнейшего государства, это очень важно и трудно. А сейчас, в нынешнее время, я считаю, что Москва должна уделять огромное внимание таким городам как Псков и Новгород. Псков и Новгород готовы платить взаимностью. Но я считаю, что сейчас Москва пока мало уделяет внимания, особенно Пскову. Федеральное финансирование Пскова необходимо. Иначе Пскову не выстоять и старому, и новому. И все Ваши начинания не будут осуществлены.
Не секрет, что есть противники празднования присоединения Пскова к Москве, которые считают данный факт ошибкой истории. А в Пскове к этому событию приурочили строительство храма. Идея объединения для нас сейчас настолько важна?
Этот храм именно преследует «собирание» русских земель, а нам это сейчас очень и очень важно. Я, например, сам старообрядец, но я давно уже в лоне Православной церкви. Это не значит, что я предал принципы и интересы своих, как говорится, окормителей. Но я считаю, что этот вопрос надо снимать с повестки дня (вопрос Раскола — прим. ПАИ). Кстати, это принесло нам очень много бед и несчастий. И с той, и с другой стороны ошибки. Вот почему, например, я пришёл к тому, чтобы окормляться в православной церкви. Не только потому, что у меня болят ноги и церковь рядом с домом. Нет. Я сказал своему старообрядческому духовнику: я читаю ежедневно Евангелие, а главное в Евангелии — это заповедь: «пейте кровь мою и ешьте тело мое». А у нас — старообрядцев — нет причастия. Хотя Вы же (старообрядцы — прим. ПАИ) сами стоите за древние основы. А что может быть древнее основы Христианства, чем Евангелие?
Этот вопрос надо решать как можно быстрее, потому что, посмотрите, сколько всяких сект, и наших, и зарубежных… Я уж не говорю о так называемой общественности, о всех этих нобелистах типа Гинзбурга, которые с пеной у рта кричат, что не надо преподавать Основы Православной Культуры. Нас обокрали большевики. Хорошо, что я воцерковлённый человек. Когда я пошёл в университет учиться, я знал, что такое Благовещение, что такое Успение. А мы же начали учить древнерусскую живопись, живопись Итальянского Возрождения, а это всё церковные сюжеты. Со мной кто учился, некоторые даже не понимали, им надо было лезть в какие-то энциклопедии, справочники. Без знания религиозной культуры человек не может быть образованным. Я не призываю господина Гинзбурга верить в нашего Бога. Он против того, что слово Бог пишется с большой буквы. Это наш Бог. Но когда он получает за нобелевскую премию зелёные деньги, там написано: «С нами Бог!" — тот Бог, видимо, ему нравится.
И я всюду выступаю, это же очень просто, когда всюду говорят: у нас много конфессий. Но иногда большому народу надо поучиться у малого. Скажем, у греков. У них тоже дискутировался вопрос преподавания православной культуры. Так там очень легко нашли выход из положения. Они сказали, что если в классе есть, скажем, мусульмане, иудеи, протестанты, то они могут не ходить на эти уроки и заниматься в это время спортом. Вы знаете, как мне рассказали: все ходят на эти уроки, потому что бояться потерять знание, а знание — это одно из самых дорогих достояний человека. А проповедь Православия — единственная наша надежда, которая нам досталось в наш тяжелый год.
Существует мнение, что если уж строить новый храм в Пскове, то непременно псковский, псковского зодчества. Это правильно, по-вашему?
Вы знаете, пусть они тогда сломают церковь Александра Невского, скажем. Уж её архитектура точно не имеет никакого отношения к псковскому зодчеству. Говорить могут многие — делать — единицы! Псков делает. Я приветствую. Потому что я сам всю жизнь делал.
http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=3939