Русская линия
Русская линия Роман Фомишенко10.01.2006 

Шесть аргументов «Авангарда»

От редакции В 2005 году Русская линия публиковала несколько статей председателя Совета директоров ОАО «Судостроительный завод «Авангард» Александра Костюнина (К вопросу о национальной идее России, Партизанские методы исполнения Государственного оборонного заказа, Карелия финская и наша). Сегодня мы предлагаем читателям статью из газеты «Красная звезда», присланную нам А. Костюниным.

К началу нового века отечественная «оборонка» подошла, едва держась на ногах, согнувшись под грузом непомерных внутренних и внешних проблем. Открывая дверь в XXI столетие, ее представители вновь и вновь пытались обратить внимание на катастрофическое состояние некогда могучей отрасли. Так, в 2001—2002 годах расходы на военные НИОКР в России снизились до критического предела. Они стали в 30 раз меньше, чем в США, и в 10 раз меньше, чем в европейских государствах, входящих в НАТО. Из-за низкой оплаты труда (в ОПК она на 30 — 35 проц. ниже, чем в промышленности в целом) из отрасли ушла молодежь: работники в возрасте до 30 лет составляли в 2002 году менее 2 проц. общей численности. В целом за последние 10 лет из «оборонки» ушло 70 проц. специалистов.

Невосполняемый износ основных фондов ряда предприятий ОПК страны достигает сегодня 80 проц. Только один процент предприятий имеет международный сертификат качества ISO 9000, в соответствии с которым исследуются основные параметры боевой техники. У наших соседей этот показатель для предприятий ВПК равен 100 проц.

Особенно тяжело пришлось небольшим, узкопрофильным предприятиям. Многие из них не выдержали испытания временем и навсегда перестали существовать как связующие звенья единой системы национальной обороны. Например, еще 10 лет назад в Карелии было 15 оборонных предприятий. Сейчас только одно: судостроительный завод «Авангард» (г. Петрозаводск). На сегодня для России это единственное в своем роде производство.

На примере выживания «Авангарда» просматриваются ключевые этапы гибели большинства военных заводов и заводиков, комбинатов и корпораций.

На эту кладбищенскую стезю «Авангард», как и большинство отечественных предприятий ОПК, был вытолкнут в середине 1990-х. Инфляция и дефолты, помноженные на обвальные срывы платежей со стороны государства, убежденность высшего руководства страны в том, что «обороняться теперь не от кого — кругом одни друзья», стремительно приблизили производство к краху.

Как результат — первый судебный процесс о банкротстве. При этом главным аргументом было то, что завод не справляется со своими обязанностями как хозяйствующий субъект. Особый государственный, стратегический статус в расчет не брался. Более того, по информации помощника Президента РФ Виктора Иванова, велика доля заказных банкротств, когда арбитражный суд нередко «становится орудием в руках дельцов». При этом дела о банкротстве возбуждаются «в целях разорения и разворовывания», а число предприятий, преодолевших банкротство и восстановивших платежеспособность, ничтожно мало — примерно 30 из 10 тысяч в 2003 году. Волна банкротств привела к тому, что в ряде регионов перестали существовать целые отрасли, особенно оборонной промышленности. «Если банкротство пойдет такими же темпами, через несколько лет наши Вооруженные Силы останутся без оружия», — отметил Виктор Иванов в интервью одной из центральных газет.

Едва ли не самый болезненный удар под дых получили заводчане от своей же городской администрации, которая решила отобрать у предприятия вторую по значимости статью доходов — отопление и горячее водоснабжение ближайшего микрорайона.

— Доля доходов предприятия от реализованной тепловой энергии в общем объеме выручки составляет примерно 50 проц., — рассказывает Александр Костюнин. — Потеря данного финансового источника для «Авангарда» равносильна прекращению всей производственной деятельности. Ведь пар, вырабатываемый котельной, требуется в том числе для ремонта базовых тральщиков. И это при том, что в 2002 году за счет собственных средств мы закончили строительство подводящего газопровода, а уже к осени 2004 года котельная была полностью модернизирована, установлено современное импортное оборудование и котлы переведены на газ. Иными словами, энергетический комплекс предприятия стал привлекательным объектом для ведения бизнеса…

Такую подножку родная мэрия подставила, прекрасно зная, что предприятие работает на оборону Родины.

В случае неудачи невольно упала бы тень не только на славное имя старейшего завода, но и на Республику Карелия (РК) в целом. Но, видимо, мэрию этот факт мало интересовал.

Учитывая, что действия городской администрации представляют реальную угрозу для исполнения государственного оборонного заказа, Александр Костюнин проинформировал о ситуации на заводе помощника секретаря Совета Безопасности России А.Г. Криволапова и советника Президента России по обороне А.Г. Бурутина.

Символично, что первая попытка банкротства «Авангарда» была предпринята спустя неделю после того, как первый тральщик Северного флота пришвартовался к заводскому пирсу для планового ремонта. Последняя попытка — совсем недавно, в июне 2005 года. Только благодаря совместным усилиям Администрации Президента РФ, главы Республики Карелия, председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Совета Безопасности РФ, Федеральной службы безопасности РФ и Федеральной службы по оборонному заказу ликвидацию оборонного предприятия России, обладающего уникальными технологиями, удалось предотвратить.

Тем не менее целенаправленное «обанкрочивание» «Авангарда», даже несмотря на высокий статус его защитников, продолжается и по сей день.

— Только за период с начала 2005 года по настоящий момент ИФНС по г. Петрозаводску провела 19 камеральных и выездных проверок нашего предприятия, заблокировала расчетный счет, — рассказывает председатель Совета директоров ОАО «Судостроительный завод «Авангард» Александр Костюнин. — Им показалось и этого мало. Налоговая инспекция направила «проект решения о банкротстве ОАО «Судостроительный завод «Авангард» прямо в ФНС России. При этом ни глава Республики Карелия, ни главный федеральный инспектор, ни само предприятие предварительно не были поставлены в известность.

В череде перечисленных проблем и неувязок в жизнедеятельности «Авангарда» есть светлый и очень важный для каждого заводчанина момент: предприятие, несмотря ни на что, продолжает обслуживать нужды ВМФ. С 1939 года «Авангард» строит и ремонтирует противоминные корабли, которые обеспечивают развертывание сил флота, в том числе и стратегических ядерных. Без этих тральщиков самая грозная военно-морская группировка не может выполнить поставленную перед ней задачу.

В послевоенные годы карельские корабелы построили 61 минный тральщик проекта «Яхонт». В целом же со стапелей «Авангарда» сошло почти 3 тысячи различных судов. Затем наступили 1990-е…

После вынужденного перерыва военное ведомство и федеральные структуры хотели убедиться: способен ли коллектив исполнять высокотехнологичные заказы по основному профилю качественно и в установленные сроки; не утрачен ли производственный и кадровый потенциал предприятия; способно ли руководство решать задачи повышенной сложности в современной обстановке. Убедились: все это сохранено.

И вдруг заморское слово — «банкрот»! В Советском Союзе не существовало самого понятия «банкротство оборонного предприятия». Ради справедливости стоит отметить, что не существует оно и в странах с самой либеральной экономикой…

Благодаря поддержке федерального центра ликвидация предприятия не состоялась.

Поддержку свыше получили заводчане и в июне этого года на рабочем совещании полномочных представителей администраций субъектов Российской Федерации, Аппарата Правительства РФ и Аппарата советников Президента РФ по вопросам качества исполнения Государственного оборонного заказа (ГОЗ) предприятиями ОПК. Организатором данного форума выступила Федеральная служба по оборонному заказу.

По поручению главы Республики Карелия регион тогда представлял именно председатель Совета директоров ОАО «Судостроительный завод «Авангард» Александр Костюнин. Он обстоятельно изложил свое видение решения задач по качественному исполнению ГОЗ.

Подводя итоги, первый заместитель директора Федеральной службы по оборонному заказу генерал-полковник Сергей Маев предложил Александру Костюнину войти в состав рабочей группы для выработки окончательного варианта плана совместной деятельности с субъектами Российской Федерации.

Тем временем 21 августа на «Авангард» с Балтики пришел для ремонта еще один базовый тральщик, шестой по счету. «Для нас это не просто очередной военный корабль. Это — шестой аргумент в пользу ценности завода для обороны России», — говорили заводчане, принимаясь за обновление тральщика.

В июле правительство Республики Карелия обратилось к Законодательному собранию своей республики с предложением установить льготный порядок налогообложения имущественного комплекса судостроительного завода «Авангард» — стратегического предприятия России, и при этом единственного из карельских исполняющего государственный оборонный заказ. С учетом этой инициативы в конце сентября в первом чтении были приняты поправки в местный закон, благодаря чему в перспективе «Авангард» сможет экономить около 4 млн. рублей ежегодно.

В ноябре Президент РФ определил в российском Правительстве человека, который будет курировать вопросы национальной обороны, возложив соответствующие обязанности на министра обороны РФ Сергея Иванова и одновременно повысив его статус до заместителя председателя Правительства РФ.

— Коллектив нашего стратегического предприятия с надеждой наблюдает за этими без преувеличения судьбоносными изменениям в жизни нашей страны. Будущее «Авангарда» с ними связано неразрывно, — говорит Александр Костюнин.

Поддержка федерального центра и новые государственные инициативы в отношении ОПК, безусловно, вдохнули в карельское предприятие новую жизнь.

В то же время, оставаясь до конца объективными, необходимо заметить: в самые тяжелые годы завод выстоял и не погиб прежде всего благодаря рядовым судоремонтникам. Тем, кто не испугался трудностей, не купился на более высокие заработки в смежных отраслях, кто не спасовал перед влиятельными мародерами, желающими в своих целях оборвать славную историю завода. Именно благодаря настоящим патриотам в 2005 году повысился темп роста валовой продукции и выработки на одного рабочего, а финансовый результат вырос в 3 раза.

Главной наградой для этих людей стала новость о том, что в утвержденном проекте ГОЗ на 2006 год вновь присутствует «Авангард». При этом объем ГОЗ в денежном выражении увеличен для карельского завода в два с половиной раза. Более того, Министерство обороны РФ и Минэкономразвития приняли совместное решение о признании «Авангарда» единственным исполнителем работ до 2007 года. Такой статус имеет только 31 предприятие в России.

Поздравляя руководство «Авангарда» с этой оценкой, директор Федеральной службы по оборонному заказу Андрей Бельянинов отметил:

— Рособоронзаказ рассчитывает на ваш коллектив. Вы уже доказали высокий профессионализм. Думаю, с возросшими задачами тоже справитесь. А Москва вас поддержит.

— Руководству завода придется существенно скорректировать производственные планы на 2006 год с учетом новых требований, — анализирует перспективу Александр Костюнин. — Предстоит резкое увеличение численности производственных рабочих и специалистов. Но когда завод оживает, когда увеличивается число рабочих мест, когда коллектив востребован, для любого руководителя эти хлопоты приятны. В нынешнем году мы отремонтировали третий по счету тральщик. В будущем году восстановим еще три, прибавив тем самым четвертый, пятый и шестой карельские аргументы в поддержку того, что отечественная «оборонка», выстояв, начала возрождаться.

http://rusk.ru/st.php?idar=15306

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика