Татьянин день | Мария Тасалова | 06.09.2008 |
Вера народа есть несомненно один из важнейших факторов национальной идентичности, тот «раствор», который скрепляет людей одной нации между собой и служит основой их национального характера и самосознанию. Но бывает и так, что «своя» вера появляется у части народа — значительной части
История Унии
Собственно, униатов более правильно называть греко-католиками, то есть членами восточно-католических Церквей, в которых служат по византийскому обряду. Их несколько, самая крупная среди них — Украинская.
Ну хорошо, греко-католики. А для чего они нужны-то? И откуда взялись?
Греко-католичество как явление возникло в конце 16 века, а точнее. 1596 году, когда в результате Брестской унии появилась Украинская Греко-Католическая Церковь. Цель создания этого достаточно искусственного образования была очевидной — православные епископы осуществляли духовную связь русинов — так называли себя украинцы, попавшие под польское владычество, — с Русью, через епископов шел обмен информацией и, наконец, Церковь на Украине была идейным центром сопротивления иностранной, а, главное, иноверной власти. Впрочем, украинцы не оставались в долгу — вспомним того же Тараса Бульбу, хоть Гоголь и сильно идеализировал и романтизировал тогдашнюю действительность и тогдашних казаков.
Задача поляков была — укрепить свою власть на завоеванных территориях с непокорным населением и неопределенными границами, власть не только светскую, но и духовную. Помимо высокой цели обращения «еретиков» в истинную веру цель у Католической Церкви была еще и очень земная цель — все католики обязаны были платить десятину… Но заставить русинов принять католичество было практически невозможно. И тогда Святой Престол сделал «ход конем»: хорошо, мы оставляем вам ваши церкви, ваши иконы, вашу Литургию и ваших священников — а от вас всего-то и требуется признавать власть Папы Римского и платить десятину. Так и появилась Украинская Греко-Католическая Церковь. Существовала она при любой власти — и при поляках, и при австрийцах, во времена, когда Польша, а вместе с ней и Западная Украина принадлежали Российской империи и даже при советской власти. Пожалуй, наибольший подъем и расцвет УГКЦ пережила в период между 1917 и 1946 годами. Разумеется, Собор 1946 года, когда практически все греко-католические приходы Украины перешли в Православие, униаты считают, и со своей точки зрения — вполне справедливо — трагедией. После 1946 и до распада Советского Союза греко-католики на Украние существовали подпольно, фактически повторяя судьбу православных после принятия Брестской унии.
Униатство сегодня
Что такое униатство сегодня? В первую очередь — самая распространенная конфессия на западной Украине. В каждой деревне есть храм — и в девяти случаях из 10 он будет греко-католическим. Внешне и внутренне такой храм почти ничем не отличается от православного, разве что иногда он будет построен в стиле «украинского барокко». Внутри — иконостас, амвон, перед солеей — аналой с иконой и иногда — Евангелием. Все иконы украшены вышитыми рушниками. В храме очень много хоругвей, чаще всего из белого льна, вышитых крестиком с вышитым же изображением святого в центре. Иконографическая манера у униатов своя — яркие краски и некая «простонародность», лубочность в изображении. Например, какие-нибудь второстепенные персонажи могут быть изображены в украинской народной одежде. Она, кстати, популярна и у самих униатов — вкупе со своей верой она, видимо дает им в полной мере почувствовать себя «незалэжными» и «самостийными» украинцами. По крайней мере, подружки невесты на свадьбе всегда одеты в народный (и очень красивый) костюм. Главная отличительная черта интерьера храма — обязательные статуи Христа и девы Марии с зажженными свечам и лампадами вокруг них. Перед статуями всегда можно увидеть нескольких женщин, молящихся на коленях.
К числу проявлений народного благочестия у униатов (хотя. Вполне возможно, это традиция характерная именно для украинцев, независимо от их конфессиональной принадлежности) относятся частые кресты вдоль дорог — памятные или обетные. Кресты эти довольно высокие, в центре креста висят иконы Спасителя или Богородицы, сам крест украшен венками из искусственных цветов и яркими разноцветными лентами, красиво развивающимися.
И, конечно, для жителей Западной Украины греко-католичество было и остается одним из важнейших признаков национальной идентичности, вместе с национализмом — не говоря уже о том, что Греко-Католическая Церковь Украины всегда националистов поддерживала.